Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 14:10, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть рекреативные технологии в социо-культурной сфере.
Задачи исследования:
Изучить теоретические основы рекреативных технологий;
Рассмотреть сеть учреждений социально-культурной сферы, использующие социо-культурные рекреационные технологии;
Проанализировать деятельность учреждений по применению социально-культурных рекреационных технологий на примере МБУК «Музей города Чебоксары»;
- по лечебно-оздоровительным свойствам;
- по исторической и эволюционной уникальности;
- по экологическим критериям.
Рекреационные ресурсы во многом являются производным от рекреационных потребностей населения, которые в свою очередь, определяются задачами социокультурного освоения территории. Таким образом, основная причина и фактор превращения совокупности тех или иных свойств территории в рекреационные ресурсы – потребности социокультурного освоения территории.
Под туристическими ресурсами понимаются сочетания компонентов природы, социально-экономических условий и культурных ценностей, которые выступают как условия удовлетворения туристических потребностей человека7.
Надо отметить, что рекреационные ресурсы более широкое понятие, чем туристические, поскольку включает компоненты природы, социально- экономические условия и культурные ценности как условие удовлетворения всех рекреационных потребностей человека, в том числе и лечебных.
Для выявления рекреационных возможностей территории важно провести рекреационную оценку природных ресурсов; оценка - это отражение связи между человеком (субъектом) и элементами окружающей среды или средой в целом. В науке сложились три основных оценки природных ресурсов медико-биологический, психолого-эстетический, технологический8.
Ведущую роль при медико-биологических оценках играет климат. При анализе необходимо выявить комфортность условий, определяющуюся климатическими и медико-биологическими характеристиками, но понятие «комфортность» относительно, т.к. для некоторых видов отдыха (например, лыжных походов) комфортными можно считать условия, характерные для зимнего периода средней полосы и для переходных сезонов северных территорий.
При психологической оценке учитываются, прежде всего, эстетические качества территории – экзотичность и уникальность. Экзотичность территории определяется как степень контрастности места отдыха по отношению к постоянному месту жительства, а уникальность – как степень встречаемости или неповторимости объектов и явлений. Учёными было предложено ряд положений для измерения эстетических свойств территории. Так, наиболее привлекательными ландшафтами являются пограничные вода-суша, лес-поляна, холм-равнина.
Технологическая оценка отражает взаимодействие человека и природной среды посредством «технологии» рекреационной деятельности и техники. Оцениваются, во-первых, возможности для определённого вида рекреации, а, во-вторых, возможности инженерно-строительного освоения территории.
Экономическая оценка природных рекреационных ресурсов необходима для экономического обоснования вложений в воспроизводство, охрану и улучшение использования рекреационных ресурсов. Эта оценка тесно связана с видом ресурса, его качеством, местоположением относительно районов спроса, технологией использования, экологическими качествами. Связь может быть выражена системой качественных и количественных показателей. К количественным относятся – доступность мест отдыха и туризма, их пропускная способность, расход лечебных ресурсов на человека в день, концентрация людей в рекреационных зонах и т.д. Качественные показатели учитывают привлекательность туристского объекта, пейзажа, уровень комфорта и т.д9.
Особая сложность в оценке рекреационных ресурсов состоит в том, что их надо рассматривать как с позиции организаторов отдыха, так и с позиции отдыхающих. Эффективность отдыха определяется возможностью сочетания разных видов занятий, что предполагает необходимость комплексного подхода к оценке ресурсов. При оценке ресурсосочетаний важно выявить вес и значимость отдельных компонентов, составляющих общую ценность природного комплекса10.
Таким образом, существуют различные методы оценки природных рекреационных ресурсов, но самой распространённой и наиболее соответствующей комплексному рекреационному анализу территории является оценка степени благоприятности тех или иных параметров для рекреационного исследования. При рассмотрении природных ресурсов целесообразно применять пофакторно-интегральную оценку ресурса в зависимости от вида рекреационной деятельности, в которой этот ресурс используется.
Для современного этапа общественного развития характерно возрастание роли рекреации в процессе воспроизводства человека.
Термин «рекреация» представляет собой совокупность этимологических значений: recreatio (лат.) – восстановление; recreation (франц.) – развлечение, отдых, перемена действия, исключающие трудовую деятельность и характеризующие пространство, связанное с этими действиями11.
Следовательно, и это методически важно, понятие «рекреация» характеризует не только процесс и мероприятия по воспроизводству сил человека, но и то пространство, в котором это происходит. Здесь мы имеем дело с тем редким случаем, когда совокупность этимологических значений термина достаточно полно определяет сущность явления и процесса.
Таким образом, рекреация – это процесс воспроизводства физических, духовных и нервно-психических сил человека, обеспечиваемый системой мероприятий, который осуществляется в свободное от работы время на специализированных территориях.
Основным фактором, определяющим повышение роли рекреации, превращение ее в современных условиях в один из важнейших компонентов воспроизводства рабочей силы, является научно-техническая революция. Она ведет к усложнению производства в целом и его отдельных технологических процессов, к резкому возрастанию в нем значения рабочей силы. Одновременно с изменением вещественных элементов производства все более высокие требования предъявляются к работнику: уровню его общего образования и профессиональной подготовки, квалификации, физическому состоянию и способности работника быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства.
Потребности в рекреации являются составной частью системы общественных потребностей и развиваются по общим законам, действие которых многократно анализировалось. Следует отметить, что рекреационные потребности только условно можно рассматривать как самостоятельную подсистему, так как различные потребности внутренне связаны между собой в одну естественную систему. Изучая динамику общественных потребностей, необходимо рассматривать их в едином социально-экономическом процессе производства и потребления.
Основным фактором, определяющим возможности расширения способов удовлетворения рекреационных потребностей, является наличие свободного времени, величина которого служит одним из показателей уровня жизни. Рост производительности общественного труда, позволяя увеличить внерабочее время, одновременно требует этого для восстановления и приумножения жизненных сил человека. «Только громадный рост производительных сил, – пишет Соколов, А.В. , – достигнутый благодаря крупной промышленности, позволяет распределить труд между всеми без исключения членами общества и таким путем сократить рабочее время каждого так, чтобы у всех оставалось достаточно свободного времени...»12.
Таким образом, функции рекреативных технологий обеспечивают непрерывное образование и духовное обогащение людей. Они предполагают максимальное развитие инициативы, самостоятельности человека, стимулируют социальную активность, способствуют физической и духовной реабилитации, создают оптимальные условия для творческого самовыражения, снимают физическое, психическое и интеллектуальное напряжение.
В словаре иностранных слов «рекреация» определена как:
1) каникулы, перемена в школе;
2) помещение для отдыха в
3) отдых, восстановление сил человека,
зрасходованных в процессе
Именно третий вариант определения понятия «рекреация» наиболее интересен нам врамках изучаемой проблемы. Рекреацию часто рассматривают и как досуг, и как сферу свободного времени человека. Регулятивный потенциал досуга – обоснованное, целенаправленное и социально-оправданное воздействие общества на социально-культурную активность личности в условиях свободного времени. Регулятивные механизмы способны сбалансировать, привести в соответствие социальные и культурные интересы государства и гражданина, общества и личности, социальной группы и личности, достигнуть известной гармонии отношений, устранить социальные конфликты.
Социально-культурная среда, характеризуя сущностные связи человека с социо-культурным окружением, имеет набор устойчивых компонентов (полей и соответствующих сфер жизнедеятельности), которые и подлежат анализу в процессе разработки социально-культурных программ. Поля и сферы деятельности имеют свою качественную характеристику и выступают как относительно отграниченные друг от друга области деятельности и взаимодействия человека с предметным миром культуры и другими людьми, представленные соответствующими социальными учреждениями.
В зависимости от культурного материала, с которым человек имеет дело в рамках социо-культурной среды (т.е. предмета его деятельности) и сферы активности человека, можно выделить следующие ее составляющие – поля деятельности13 (которые одновременно могут выступать областями деятельности или приоритетными направлениями социально-культурного проектирования):
1. Культурно-историческое наследие (или историческая среда обитания человека, мера ее освоения и востребованность);
2. Художественная среда обитания человека, обеспечивающая соответствующие формы его активности по освоению и развитию предметов и ценностей художественной культуры, качество его художественной жизни; то есть интересы человека и вся его духовная культура.
3. Социально-психологическая среда обитания (характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизни и деятельности людей – их производственные и семейные, формальные и неформальные связи и отношения);
4. Духовно-нравственная среда обитания (как в форме общественной морали, внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);
5. Политическая среда обитания (характер и содержание политической жизни, условия и возможности участия человека в общественно-политической деятельности);
6. Экологическая среда обитания (состояние природного окружения, а также ценностное и деятельностное самоопределение человека в природном мире).
Каждое поле социо-культурной среды по характеру его составляющих можно представить в виде трех уровней14:
Предметно-пространственное окружение человека, то есть памятники истории и культуры, архитектура поселений, производственные, бытовые и общественные интерьеры, производственное и бытовое оборудование и т.д.;
Информационная составляющая среды (художественная, правовая, политическая, эстетическая, этическая информация);
Ценностно-ориентационная составляющая (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).
Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того или иного элемента: поля среды, то есть сферами жизнедеятельности человека, где он расходует свои фундаментальные ресурсы (время и энергию), где таковыми являются:
Таким образом, социокультурная ситуация – это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации. Составляющие социо-культурной ситуации – среда и сферы жизнедеятельности – являются одновременно областями проектной деятельности.
Социально-культурная деятельность, как отрасль обладает всеми необходимыми характеристиками, присущими любой самостоятельной специализации. Она имеет объекты, предметы, методы изучения (в данном случаи, это учреждения культуры и их культурно-массовая работа), категориально-понятийным аппаратом, функциями и принципами всей социально-культурной деятельности, сложившимися в разных регионах страны и обладает собственной системой закономерностей определенных правил. В отличие от других направлений таких наук, как культурология, искусствоведение и этнология социально-культурная деятельность представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные понятия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальная среда, социум и др16.
В составе индустрии рекреации находятся специализированные предприятия рекреационных услуг, торговли и досуга, а также предприятия питания, представляющие как отдельные функциональные единицы, так и целые комплексы. Число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха за указанный период имело некоторую тенденцию к сокращению (табл. 2.1) при одновременном увеличении количества мест в них.
Информация о работе Рекреативные технологии в социо-культурной сфере