На дизеле ЯМЗ-236 вентилятор
приводится в действие через
систему шестерен и получает
вращение непосредственно от
шестерни 1 (рис. 8) распределительного
вала. Детали привода вентилятора
смонтированы в отдельном корпусе
14, который болтами прикреплен
к крышке распределительных шестерен.
Шестерня 2 приводит во вращение
вал 5, установленный в корпусе
вентилятора на шарикоподшипниках
3. Самоподжимный сальник 4, запрессованный
в корпус, препятствует выходу смазки
из подшипников. На переднем конце вала
5 установлены шкив 13 привода генератора
и компрессора, ступица 9 крыльчатки 12
вентилятора и резиновая упругая муфта
11. От муфты вращение передается вентилятору.
Упругая муфта поглощает силы инерции,
возникающие при значительном изменении
частоты вращения коленчатого вала, и
разгружает вал вентилятора от дополнительных
скручивающих сил.
Рис. 8. Привод вентилятора
дизеля ЯМЗ-236:
1 — шестерня распределительного
вала; 2 — шестерня вентилятора; 3
— шарикоподшипники ; 4 — самоподжимной
сальник; 5 — вал вентилятора; 6 — болт;
7 — распорная втулка; 8 — ступица муфты;
9 — ступица крыльчатки вентилятора; 10
— гайка; 11 — резиновая упругая муфта;
12 — крыльчатка вентилятора; 13 — шкив
привода генератора и компрессора; 14 —
корпус вентилятора; 15 — шестерня привода
топливного насоса высокого давления
Для поддержания оптимального
температурного режима двигателя
в системе охлаждения применены
жалюзи, вентилятор и термостаты.
В холодную погоду ни в коем случае
нельзя снимать термостат, так как это
приведет к интенсивному износу двигателя,
увеличенному расходу топлива, старению
масла, снижению мощности и к другим нежелательным
явлениям. Таким образом, постоянство
теплового режима является важнейшим
фактором экономичной и надежной работы
двигателя.
ПОДОГРЕВ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
ДВИГАТЕЛЯ ПЕРЕД ПУСКОМ
Пусковые подогреватели
служат для предварительного
прогрева двигателя перед пуском
в холодную погоду. На автомобиле
ЗИЛ-130 по особому заказу можно
устанавливать подогреватель, работающий
на том же топливе, что и
двигатель. Пусковой подогреватель
состоит из котла 17 (рис. 9), постоянно
соединенного трубками 14 и 38 с
системой охлаждения двигателя,
топливного бачка 1, электродвигателя
5 с вентилятором, регулятора подачи
топлива с электромагнитным клапаном
8 и пульта управления 21, расположенного
на щитке двигателя.
Рис. 9. Пусковой подогреватель
двигателя автомобиля ЗИЛ-130:
1 – топливный бачок; 2
— пробка бачка; 3 – воронка; 4
— кран; 5 — электродвигатель
с вентилятором; 6 — сливной кран
трубопровода подогревателя; 7 —
ручка управления краном; 8 — электромагнитный
клапан; 9 — регулировочная игла;
10 — спираль подогрева электромагнитного
клапана; 11 — трубка от электромагнитного
клапана к камере сгорания
котла; 12 — шланг подвода воздуха;
13 — свеча накаливания; 14 — отводящая
трубка от двигателя к котлу;
15—лоток; 16 — сливной кран котла;
17 — котел подогревателя; 18 —
подводящая трубка от котла
кдвигателю; 19 — штуцер; 20 — топливопровод;
21 — пульс управления; 22 — контрольная
спираль; 23 — ручка переключателя ; 24 —
выключатель свечи накаливания; 25 — провод
Ручка 23 переключателя
пульта управления может занимать
три положения: О — все выключено
(ручка нажата до отказа); I —
включен электродвигатель вентилятора
(ручка вытянута наполовину); II — включены
электродвигатель вентилятора и электромагнитный
клапан (ручка вытянут до отказа).
Для подогрева электромагнитного
клапана 8 во время пуска подогревателя
в корпусе клапана установлена
спираль 10, соединенная последовательно
со свечой 13 накаливания и спиралью
22 (сопротивление). Включается спираль
10 одновременно со свечой одним
и тем же выключателем 24.
Порядок пуска двигателя
при помощи пускового подогревателя
следующий. Подготовляют 32—35 л воды
для заполнения системы охлаждения.
Закрывают жалюзи и открывают
капот двигателя. В котел подогревателя
через воронку 3 наливают 1,5 л воды
и открывают кран 4. Затем перемещают
ручку переключателя в положение
II на 45 с; включается электродвигатель
5, открывается электромагнитный
клапан, и топливо поступает в
камеру сгорания котла. Далее
ручку переводят в положение
0 и включают выключатель 24 свечи
накаливания. При нагреве контрольной
спирали до светло-красного цвета
загорается смесь, т. е. происходит
вспышка, и раздается хлопок. Первоначально
воспламенение топливовоздушной
смеси происходит от свечи
накаливания 13. После начала горения
смеси включают подогреватель,
перемещая ручку переключателя
в положение II. Как только в
камере сгорания горение смеси
станет устойчивым, свечу выключают,
и дальнейшее воспламенение топлива
происходит от горящей смеси.
В результате сгорания
смеси образуются горячие газы,
которые проходят по жаровой
трубе и отдают тепло жидкости,
залитой в котел. Выходящие
из котла горячие газы по
лотку 15 направляются под картер
двигателя и нагревают масло;
поднимаясь выше, они обогревают
двигатель снаружи. В связи
с этим необходимо помнить,
что подогреватель и двигатель
следует содержать в чистоте,
так как замасленный двигатель
и подтеки топлива могут быть
причиной возникновения пожара.
Через 1—2 мин после
начала работы подогревателя
в котел дополнительно наливают
6 — 8 л воды. Закрывают пробку
воронки, прикрывают капот и
продолжают прогрев двигателя.
Вода в котле закипает, и образующийся
пар проходит в полости блока
цилиндров и головок блока
и в виде конденсата стекает
в котел. Когда двигатель прогреется,
из открытой наливной горловины
радиатора пойдет пар. После
этого пусковой рукояткой проворачивают
коленчатый вал несколько раз
для распределения смазки по
подшипникам. Свободное вращение
коленчатого вала будет свидетельствовать
о готовности двигателя к пуску.
Выключают подогреватель,
переводя ручку 23 переключателя
в положение I (продувка котла),
и закрывают кран 4. После прекращения
горения в котле ручку переключателя
переводят в положение 0. (При
несоблюдении последовательности
выключения подогревателя может
возникнуть пожар). Выключив подогреватель,
пускают двигатель, закрывают
сливной кран патрубка радиатора,
а систему охлаждения заполняют
водой через наливную воронку
подогревателя и горловину радиатора.
Если в систему охлаждения
залита жидкость, замерзающая при
низкой температуре (антифриз), то
прежде чем пользоваться пусковым
подогревателем, необходимо убедиться,
что антифриз не застыл, и строго
соблюдать заводскую инструкцию
по подготовке пуска двигателя
с антифризом.
ВОЗДУШНАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Жидкостная система
охлаждения автомобильных двигателей
получила широкое распространение,
несмотря на следующие недостатки:
замерзание воды при низкой
температуре, что может вывести
двигатель из строя; образование
на внутренних стенках системы
накипи, уменьшающей теплообмен и вызывающей
перегрев двигателя; увеличение массы
и размеров двигателя из-за наличия двойных
стенок.
В настоящее время
получает распространение воздушная
система охлаждения, при которой
необходимый температурный режим
двигателя создается воздушным
потоком. Цилиндры и головки
блока двигателей с воздушным
охлаждением делают серебренными,
что значительно увеличивает
поверхность их охлаждения. Если
двигатель с воздушным охлаждением
много цилиндровый, то цилиндры, как правило,
выполняют отдельно и по одному присоединяют
к общему блоку.
Для поддержания нормального
температурного режима мотоциклетного
двигателя вполне достаточно
иметь серебренные поверхности, охлаждаемые
встречным потоком воздуха. На автомобиле
двигатель закрыт капотом, и для его охлаждения
необходим принудительный обдув поверхностей
мощным вентилятором. Установка вентилятора
и направляющих кожухов вызвана еще и
тем, что ребра, увеличивая поверхность
охлаждения двигателя, несколько затрудняют
доступ холодного воздуха к наиболее нагретым
местам цилиндра и головки.
На автомобиле ЗАЗ-968А
«Запорожец» установлен V-образный
двигатель с принудительной воздушной
системой охлаждения.
При сравнении жидкостной
системы охлаждения с воздушной выявляются
следующие преимущества последней: простота
и удобство в эксплуатации из-за отсутствия
жидкости; меньшая масса двигателя с воздушным
охлаждением по сравнению с массой аналогичного
двигателя с жидкостным охлаждением; пониженная
чувствительность к колебаниям температуры,
особенно ценная при эксплуатации автомобиля
в районах с жарким или холодным климатом.
К недостаткам двигателей
с воздушным охлаждением относятся следующие:
значительный расход мощности на привод
вентилятора; некоторое ухудшение наполнения
цилиндра, приводящее к тому, что при одинаковых
частотах вращения коленчатого вала и
других параметрах двигатель с воздушным
охлаждением развивает несколько меньшую
мощность, чем двигатель с жидкостным
охлаждением; повышенный шум при работе;
большая тепловая напряженность отдельных
деталей.