Система охлаждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 17:36, контрольная работа

Краткое описание

Система охлаждения предназначена для принудительного отвода от деталей двигателя лишнего тепла и передачи его окружающему воздуху. Благодаря этому создается определенный температурный режим, при котором двигатель не перегревается и не переохлаждается. Тепло в двигателях отводится двумя способами: жидкостью (жидкостная система охлаждения) или воздухом (воздушная система охлаждения). Эти системы поглощают 25 — 35 % тепла, выделяющегося во время сгорания топлива. Температура охлаждающей жидкости, находящейся в головке блока цилиндров, должна быть равна 80 —95 0С.

Вложенные файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 1.26 Мб (Скачать файл)

 На дизеле ЯМЗ-236 вентилятор  приводится в действие через  систему шестерен и получает  вращение непосредственно от  шестерни 1 (рис. 8) распределительного  вала. Детали привода вентилятора  смонтированы в отдельном корпусе  14, который болтами прикреплен  к крышке распределительных шестерен. Шестерня 2 приводит во вращение  вал 5, установленный в корпусе  вентилятора на шарикоподшипниках  3. Самоподжимный сальник 4, запрессованный в корпус, препятствует выходу смазки из подшипников. На переднем конце вала 5 установлены шкив 13 привода генератора и компрессора, ступица 9 крыльчатки 12 вентилятора и резиновая упругая муфта 11. От муфты вращение передается вентилятору. Упругая муфта поглощает силы инерции, возникающие при значительном изменении частоты вращения коленчатого вала, и разгружает вал вентилятора от дополнительных скручивающих сил.

Рис. 8. Привод вентилятора  дизеля ЯМЗ-236:

 

1 — шестерня распределительного  вала; 2 — шестерня вентилятора; 3 — шарикоподшипники ; 4 — самоподжимной сальник; 5 — вал вентилятора; 6 — болт; 7 — распорная втулка; 8 — ступица муфты; 9 — ступица крыльчатки вентилятора; 10 — гайка; 11 — резиновая упругая муфта; 12 — крыльчатка вентилятора; 13 — шкив привода генератора и компрессора; 14 — корпус вентилятора; 15 — шестерня привода топливного насоса высокого давления

 

 Для поддержания оптимального  температурного режима двигателя  в системе охлаждения применены  жалюзи, вентилятор и термостаты. В холодную погоду ни в коем случае нельзя снимать термостат, так как это приведет к интенсивному износу двигателя, увеличенному расходу топлива, старению масла, снижению мощности и к другим нежелательным явлениям. Таким образом, постоянство теплового режима является важнейшим фактором экономичной и надежной работы двигателя.

 

ПОДОГРЕВ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ПЕРЕД ПУСКОМ

 

 Пусковые подогреватели  служат для предварительного  прогрева двигателя перед пуском  в холодную погоду. На автомобиле  ЗИЛ-130 по особому заказу можно  устанавливать подогреватель, работающий  на том же топливе, что и  двигатель. Пусковой подогреватель  состоит из котла 17 (рис. 9), постоянно  соединенного трубками 14 и 38 с  системой охлаждения двигателя,  топливного бачка 1, электродвигателя 5 с вентилятором, регулятора подачи  топлива с электромагнитным клапаном 8 и пульта управления 21, расположенного  на щитке двигателя.

Рис. 9. Пусковой подогреватель  двигателя автомобиля ЗИЛ-130:

 

1 – топливный бачок; 2 — пробка бачка; 3 – воронка; 4 — кран; 5 — электродвигатель  с вентилятором; 6 — сливной кран  трубопровода подогревателя; 7 —  ручка управления краном; 8 — электромагнитный  клапан; 9 — регулировочная игла; 10 — спираль подогрева электромагнитного  клапана; 11 — трубка от электромагнитного  клапана к камере сгорания  котла; 12 — шланг подвода воздуха; 13 — свеча накаливания; 14 — отводящая  трубка от двигателя к котлу; 15—лоток; 16 — сливной кран котла; 17 — котел подогревателя; 18 —  подводящая трубка от котла  кдвигателю; 19 — штуцер; 20 — топливопровод; 21 — пульс управления; 22 — контрольная спираль; 23 — ручка переключателя ; 24 — выключатель свечи накаливания; 25 — провод

 Ручка 23 переключателя  пульта управления может занимать  три положения: О — все выключено  (ручка нажата до отказа); I —  включен электродвигатель вентилятора (ручка вытянута наполовину); II — включены электродвигатель вентилятора и электромагнитный клапан (ручка вытянут до отказа).

 Для подогрева электромагнитного  клапана 8 во время пуска подогревателя  в корпусе клапана установлена  спираль 10, соединенная последовательно  со свечой 13 накаливания и спиралью 22 (сопротивление). Включается спираль  10 одновременно со свечой одним  и тем же выключателем 24.

 Порядок пуска двигателя  при помощи пускового подогревателя  следующий. Подготовляют 32—35 л воды  для заполнения системы охлаждения. Закрывают жалюзи и открывают  капот двигателя. В котел подогревателя  через воронку 3 наливают 1,5 л воды  и открывают кран 4. Затем перемещают  ручку переключателя в положение  II на 45 с; включается электродвигатель 5, открывается электромагнитный  клапан, и топливо поступает в  камеру сгорания котла. Далее  ручку переводят в положение  0 и включают выключатель 24 свечи  накаливания. При нагреве контрольной  спирали до светло-красного цвета  загорается смесь, т. е. происходит  вспышка, и раздается хлопок. Первоначально  воспламенение топливовоздушной  смеси происходит от свечи  накаливания 13. После начала горения  смеси включают подогреватель,  перемещая ручку переключателя  в положение II. Как только в  камере сгорания горение смеси  станет устойчивым, свечу выключают,  и дальнейшее воспламенение топлива  происходит от горящей смеси.

 В результате сгорания  смеси образуются горячие газы, которые проходят по жаровой  трубе и отдают тепло жидкости, залитой в котел. Выходящие  из котла горячие газы по  лотку 15 направляются под картер  двигателя и нагревают масло;  поднимаясь выше, они обогревают  двигатель снаружи. В связи  с этим необходимо помнить,  что подогреватель и двигатель  следует содержать в чистоте,  так как замасленный двигатель  и подтеки топлива могут быть  причиной возникновения пожара.

 

 Через 1—2 мин после  начала работы подогревателя  в котел дополнительно наливают 6 — 8 л воды. Закрывают пробку  воронки, прикрывают капот и  продолжают прогрев двигателя.  Вода в котле закипает, и образующийся  пар проходит в полости блока  цилиндров и головок блока  и в виде конденсата стекает  в котел. Когда двигатель прогреется, из открытой наливной горловины  радиатора пойдет пар. После  этого пусковой рукояткой проворачивают  коленчатый вал несколько раз  для распределения смазки по  подшипникам. Свободное вращение  коленчатого вала будет свидетельствовать  о готовности двигателя к пуску.

 Выключают подогреватель,  переводя ручку 23 переключателя  в положение I (продувка котла), и закрывают кран 4. После прекращения  горения в котле ручку переключателя  переводят в положение 0. (При  несоблюдении последовательности  выключения подогревателя может  возникнуть пожар). Выключив подогреватель,  пускают двигатель, закрывают  сливной кран патрубка радиатора,  а систему охлаждения заполняют  водой через наливную воронку  подогревателя и горловину радиатора.

 Если в систему охлаждения  залита жидкость, замерзающая при  низкой температуре (антифриз), то  прежде чем пользоваться пусковым  подогревателем, необходимо убедиться,  что антифриз не застыл, и строго  соблюдать заводскую инструкцию  по подготовке пуска двигателя  с антифризом.

 

ВОЗДУШНАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

 

 Жидкостная система  охлаждения автомобильных двигателей  получила широкое распространение,  несмотря на следующие недостатки: замерзание воды при низкой  температуре, что может вывести  двигатель из строя; образование  на внутренних стенках системы  накипи, уменьшающей теплообмен и вызывающей перегрев двигателя; увеличение массы и размеров двигателя из-за наличия двойных стенок.

 В настоящее время  получает распространение воздушная  система охлаждения, при которой  необходимый температурный режим  двигателя создается воздушным  потоком. Цилиндры и головки  блока двигателей с воздушным  охлаждением делают серебренными, что значительно увеличивает  поверхность их охлаждения. Если  двигатель с воздушным охлаждением  много цилиндровый, то цилиндры, как правило, выполняют отдельно и по одному присоединяют к общему блоку.

 Для поддержания нормального  температурного режима мотоциклетного  двигателя вполне достаточно  иметь серебренные поверхности, охлаждаемые встречным потоком воздуха. На автомобиле двигатель закрыт капотом, и для его охлаждения необходим принудительный обдув поверхностей мощным вентилятором. Установка вентилятора и направляющих кожухов вызвана еще и тем, что ребра, увеличивая поверхность охлаждения двигателя, несколько затрудняют доступ холодного воздуха к наиболее нагретым местам цилиндра и головки.

 На автомобиле ЗАЗ-968А  «Запорожец» установлен V-образный  двигатель с принудительной воздушной  системой охлаждения.

 При сравнении жидкостной системы охлаждения с воздушной выявляются следующие преимущества последней: простота и удобство в эксплуатации из-за отсутствия жидкости; меньшая масса двигателя с воздушным охлаждением по сравнению с массой аналогичного двигателя с жидкостным охлаждением; пониженная чувствительность к колебаниям температуры, особенно ценная при эксплуатации автомобиля в районах с жарким или холодным климатом.

 К недостаткам двигателей с воздушным охлаждением относятся следующие: значительный расход мощности на привод вентилятора; некоторое ухудшение наполнения цилиндра, приводящее к тому, что при одинаковых частотах вращения коленчатого вала и других параметрах двигатель с воздушным охлаждением развивает несколько меньшую мощность, чем двигатель с жидкостным охлаждением; повышенный шум при работе; большая тепловая напряженность отдельных деталей.


Информация о работе Система охлаждения