Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 15:42, реферат
Изготовление наиболее дорогих и сложных узлов легковых и грузовых автомобилей - кузовов и кабин тоже основывается на электроконтактной сварке. Многие конструктивно сложные детали в машиностроении изготовляются путем точечной сварки штампованных из листового проката заготовок.
Введение………………………………………………………………………………………….2
Сущность процесса рельефной сварки…………………………………………..3
Используемые сварочные материалы……………………………………………4
Используемое оборудование…………………………………………………………11
Преимущество и недостатки рельефной сварки…………………………..12
Область применения………………………………………………………………….….13
Список литературы………………………………………………………………………..18
Рис. 6. Электрод-штамп для групповой рельефной сварки криволинейных деталей:
А — свариваемые детали; Б — отверстия охлаждающих каналов; В — медновольврамовые пластины; Г — резьбовые вставки; Д — стальные упорные винты.
3.Используемое оборудование
Рельефная машина (машина рельефной сварки)переменного тока отличается от точечных машин конструкцией электродной части и более жестким корпусом. Рельефные машины низкочастотной контактной сварки предназначены для сварки током низкой частоты деталей ответственного назначения из коррозионно-стойких, низкоуглеродистых, жаропрочных сталей и сплавов.
Типичная машина рельефной сварки МРН-24001 имеет следующую конструкцию (рис 4). На верхнем кронштейне 9 корпуса 10 установлен пневмопривод 8, на ползуне которого закреплена верхняя контактная плита 5, соединенная с выводными колодками силового сварочного трансформатора жесткими 4 и гибкими 7шинами. Нижняя контактная плита 3, установленная на столе 2, соединена с выводными колодками сварочного трансформатора жесткими шинами /, допускающими при отпущенных болтах подъем или опускание стола 2 с целью изменения величины раствора. В рельефных машинах нового поколения выверка параллельности верхней и нижней электродных плит осуществляется не прокладками, как было в машинах прежних выпусков, а с помощью четырех резьбовых втулок <5, при вращении которых при отпущенных контргайках верхняя плита устанавливается параллельно нижней. Внутри корпуса машины расположен сварочный трансформатор, переключатель ступеней 12, рукоятки 11 которого выведены наружу, и другие элементы электрооборудования. Рельефная машина комплектуется шкафом типа ШУ-439.
Рис 4. Сварочное оборудование рельефной
сварки
4.Преимущество и недостатки рельефной сварки
рельефная сварка обладает рядом достоинств, главными из которых являются:
высокая производительность
, поскольку число одно временно
свариваемых точек одним
компактность сварных узлов, так как шаг между точкам и при рельефной сварке может быть меньше, чем при точечной, а сами рельефы могут располагаться ближе к кромке деталей;
возможность сварки окисленного металла, поскольку при штамповке рельефа оксидная пленка частично разрушается, чему также способствует высокое удельное давление, развиваемое на стадии сжатия;
возможность сварки деталей весьма различных толщин и сечения и из материалов с очень разными теплофизическими свойствами;
возможность легирования металла литого ядра при рельефной сварке через вставки или прокладки;
повышенная стойкость электродов при рельефной сварке по сравнению с точечной;
машины для рельефной сварки по конструкции проще, чем многоэлектродные.
В то же время рельефной сварке присущи некоторые недостатки, которые необходимо учитывать при разработке технологии сварки, элементов сварочного оборудования и при оценке технико-экономической целесообразности ее применения.
К таким недостаткам следует отнести :
более высокую вероятность
возникновения выплесков
сложность конструкции сварочной головки и механизма сжатия пpи одновременной сварке нескольких рельефов;
усложнение конструкции электродов и их эксплуатации особенно при многорельефной сварке;
необходимость создания рельефов
штамповкой, высадкой или точением,
что связано с дополни- тельными
затратами, окупающимися лишь в условиях
массового производства.
5.Область применения
Рельефная сварка применяется для соединения деталей из сталей, титановых сплавов, цветных металлов высокой твердости, a также в приборостроении пpи соединении деталей малых сечений и толщин из разноименных металлов (сплавов), в т.ч. с покрытиями.
В зависимости от конструкции и взаиморасположения свариваемых деталей различают три группы рельефных соединений (рис. 2): нахлесточные, тавровые и крестообразные.
Наиболее широко применяют сварку листов внахлестку со штампованными рельефами (cм. рис. 2, a - в ). Для сварки листов из сталей, титановых сплавов используют одиночный круглый рельеф сферической формы (а).
При малой длине нахлестки применяют рельефы удлиненной формы (6), что позволяет получить необходимую площадь, а следовательно, и прочность соединения. Для сварки металла тoлщинoй 0,4. .. 0,6 мм рекомендуются кольцевые рельефы (в), которые обладают повышенной прочностью и мало сминаются под действием силы сжатия до включения тока.
При сварке алюминиевых и других сплавов (например, медно-цинковых и медноникелевых) с малой жаропрочностью хорошо использовать сплошные рельефы, создаваемые горячей высадкой в процессе формообразования детали (см . рис. 2, г) . Такие рельефы характеризуются повышенной стойкостью и позволяют получать сварные соединения с формированием литого ядра. При рельефной сварке деталей различной толщины (например, специальных гаек с листом) компактные рельефы разнообразных формы и высоты получают холодной высадкой, располагая их у края гайки для облегчения закрытия зазора между деталями (см. рис. 2, д ). Для миниатюрных деталей из разноименных металлов малой толщины <0,3 ...0,4 мм ) целесообразно изготовлять рельефы в виде пирамид треугольного (е) или трапецеидального сечения , размещая их на детали с более высокой тепло- , электропроводностью. При этом общая площадь свариваемой поверхности с рельефами может составлять ≤1мм2.
Рельефную сварку пластин толщиной 10. ..25 мм и более, когда штамповка рельефов затруднительна, имеет смысл осуществлять с применением вставок (см. рис. 2, ж) из листа круглой или продолговатой формы диаметром (0,5.. .0,6)s и тoлщинoй (0,12...0,15)s.
Пpи необходимости вставка может быть из другого пo составу металла, что позволяет улучшить свариваемость и легировать металл литого ядра. Иногда рельефы -вставки изготовляют в виде проволочных колец (p), шариков и шайб (и).
Широкое применение нашла рельефная сварка тавровых соединений (см . риc. 2, к- с) , когдa одна из деталей своей торцовой поверхностью приваривается к развитой поверхности другой детали. Различают два вида тавровых соединений : торцовые и соединения с острой гранью. У торцовых соединений рельеф имеет сферическую (к) или конусную форму (л) . С помощью кольцевых рельефов можно сваривать втулки и трубы с листом с образованием герметичного соединения (см. риc. 2, м , Н ) . Герметичные тавровые соединения можно получить и при вваривании деталей в отверстие листа или трубы методом острой грани (о - с).
Еще одной до вольно распространенной разновидностью рельефной сварки является сварка вкрест проволоки, стрежней и труб (см. риc. 2, т, у, ф). Рельеф в этом случае создается естественной формой свариваемых деталей.
Сварка нахлесточных соединений.
Основными параметрами
Подготовка поверхности деталей под рельефную сварку включает в себя такие же операции, как при точечной сварке. Применительно к листовым нахлесточным соединениям травление или механическую обработку поверхности проводят дештамповки рельефов.
Изготовление рельефов целесообразно совмещать с формовкой детали при eе штамповке или вырубке. Это позволяет повысить точность штамповки рельефов и одновременно снизить трудоемкость изготовления детали.
При изготовлении штамповкой круглых рельефов сферической формы (см. рис. 3, а; для металла толщинoй 0,4 ... 6 мм при меняют сменные матрицы и пуансоны (штампы). Инструмент для штамповки изготовляют из сталей У10А, Х12М с термообработкой, обеспечивающей твердость 58...60 HRC. Для металла толщиной дo 1,2 мм допуск на диаметр рельефа ±0, 1 мм и высоту ±0,05 мм, для больших толщин соответственно ±0,15 и ±0, 12 мм. Размеры рельефов, разработанных в разных организациях, существенно разнятся.
Однако, как показали исследования, прочность сварных соединений при этом практически одинакова. Штамповку выполняют пуансонами в форме усеченного конуса (угол α =45 . .. 90°) или конуса (угол α =30°) со сферической вершиной (r = 0,75s + 0,2мм). Диаметр рельефа dp и его высота hp зависят от толщины детали s или диаметра литого ядра d и для соединений гpуппы А пo ГОСТ 15878-79 могут быть ориентировочно определены из соотношений:
dp =(1,8 2)s + 1 мм; hр =(0,37 0,4)s + 0,3 мм;
dр = (0,6 0,8)d; hp = (0,2 0,3)dp
Для получения соединений группы Б размеры рельефа уточняют. Следует иметь в виду, чтo диаметр литого ядра зависит oт параметров режима сварки и обычно на 20...50% больше dp с учетом требуемой прочности соединения.
К недостаткам штампованных рельефов нужно отнести их относительно невысокую стойкость (жесткость) при использовании для сварки пластичных металлов и сплавов с малой жаропрочностью. В этих случаях применяют более жесткие сплошные рельефы без лунки (см. рис. 3, 6). Поскольку металл рельефа при его смятии остается между деталями, резко увеличиваются диаметр контакта и зазор между деталями. Поэтому рекомендуется размеры сплошных рельефов уменьшать на 20 ...30 % пo сравнению со штампованными.
Рис. 2. Основные группы рельефных соединений.
Рис. 3. Типичные
формы рельефов.
Список литературы
1. http://www.osvarke.com/
2. Гилевич В.А. «Технология и оборудование рельефной сварки» -Л. 1978г.
3. Кабанов Н. С. «Сварка на контактных машинах» — М.: Высш. школа, 1979.— 215 с.
4. Гуляев А.И. «Технология
и оборудование контактной
5. Орлов Б.Д., Машет М. «Технология, оборудование контактной сварки» - учебник для вузов 1986г.