Техника батик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:26, реферат

Краткое описание

Меня привлекло в технике батика сочетание сугубо практической стороны данного искусства (например, украшение одежды) и её отвлечённая художественная значимость. Я лично давно и много занимаюсь изобразительным творчеством и собираюсь связать с ним мою будущую профессию. Таким образом, работа в технике батика дало мне возможность воплотить в практической вещи мои творческие художественные способность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….с.3
Из истории батика………………………………………………….с.4
Идея проекта………………………………………………................с.6
Техника выполнения батика………………………………..…..….с.8
Материалы, инструменты, оборудование…………………………..с.15
Правила техники безопасности……………………………………..с.18
Расчет себестоимости изделия………………………………...........с.19
Экологическая экспертиза…………………………………………..с.20
11.Самооценка……………………………………………………………с.21
Заключение……………………………………………………………. …....с.22
Список используемой литературы………………………………………с.23


Приложения……………………………………………………………….с. 24

Вложенные файлы: 1 файл

Катя Батик.docx

— 2.36 Мб (Скачать файл)

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа № 20»

Воскресенского  муниципального района

Московской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

На тему: «Техника батик»

по технологии

 

Ученица 9а класса

Рублёва Екатерина Олеговна

 

Руководитель

Мурашова Татьяна Валентиновна


                                              

                             

                              

г. Воскресенск 2010 год

Содержание.

Введение……………………………………………………………………….с.3

    1. Из истории батика………………………………………………….с.4
    2. Идея проекта………………………………………………................с.6
  1.   Техника выполнения батика………………………………..…..….с.8
    1. Материалы, инструменты, оборудование…………………………..с.15
    2. Правила техники безопасности……………………………………..с.18
    3. Расчет себестоимости изделия………………………………...........с.19
    4. Экологическая экспертиза…………………………………………..с.20

      11.Самооценка……………………………………………………………с.21

 Заключение……………………………………………………………. …....с.22

Список используемой литературы………………………………………с.23





Приложения……………………………………………………………….с. 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Батик является совершенно уникальным и неповторимым явлением в художественном искусстве. В наши дни интерес к этому виду творчества растёт. Причиной тому является как общее направление в культуре (эпоха постмодернизма привлекает именно обращением к прекрасному), так и доступность для широких масс инструментов, материалов и оборудования, необходимых для изготовления батика. Кроме того следует отметить, что изготовление батика не является технологически сложным процессом, а значит любой человек может приобщиться к этому виду художественного творчества.

Меня привлекло в технике  батика сочетание сугубо практической стороны данного искусства (например, украшение одежды) и её отвлечённая  художественная значимость. Я лично  давно и много занимаюсь изобразительным  творчеством и собираюсь связать  с ним мою будущую профессию. Таким образом, работа в технике батика дало мне возможность воплотить в практической вещи мои творческие художественные способность.

 Полагаю, что данный реферат может иметь практическую пользу для введения данной техники в программу обучения девочек на уроках технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из истории батика.

Батик — это обобщенное название разнообразных способов художественной росписи по ткани. Само слово Батик (batik) — индонезийское. В переводе с индонезийского языка -ba — означает хлопчатобумажную ткань, а -tik — “точка” или “капля”. Ambatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать.

  В основе искусства изготовления батика лежит принцип резервирования — покрытие не пропускающим краску составом тех мест на ткани, которые должны образовывать контуры рисунка. Искусство росписи ткани издавна (по некоторым источникам с первого века н.э.) практиковалось в древних цивилизациях Шумера и Перу, в Китае, Африке, и Японии, Индии, странах Ближнего Востока. Однако родиной этого искусства называют Индонезию, в частности, остров Ява. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Традиционное искусство яванского батика — это не просто роспись по ткани. Она считалась священной, употребляясь в качестве оберега.

В дословном переводе с яванского  слово «батик» означает рисование горячим воском. В колорите классического Яванского батика мы не увидим большого разнообразия цветов, тем не менее, они отличаются своеобразным сдержанным колоритом: здесь можно найти цвет слоновой кости, оттенки коричневого и наиболее яркую синюю краску — индиго. Каждая семья мастеров имела свои рецепты изготовления красок, которые являлись тайной, и свои рисунки, которые передавались из поколения в поколение. Зачастую рисунки на ткани говорили о кастовой принадлежности своего хозяина, а повторять рисунки царской, королевской одежды было строго запрещено. В приданом каждой девушки обязательно были предметы, выполненные в технике батика — одежда, ткани для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома. Ткань для батика готовили в несколько этапов: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Процесс изготовления батика был сложным и трудоемким, состоял из следующих друг за другом операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, которые повторялись для каждого цвета. Порой на изготовление одного батика уходил не один день и даже месяц!

С 19 века в Европе батик нашел  применение в декоративных тканях. Современный батик отличается огромным многообразием техник исполнения. Применение акриловых красителей вывело искусство  декорирования ткани на новую ступень развития.

      В России батик появился примерно в 20 годы ХХ века вместе с увлечением стилем "модерн". Мода времён НЭПа обусловила спрос на роскошные шёлковые шали, платья с ассиметричным рисунком. Вскоре батик был обвинён в мещанстве и увлечение им прошло. В 50-е годы появился лозунг: " Каждой женщине по красивому платку!". Потом в технике батик стали декорировать ткани для оформления сцен в театрах, для оформления кафе, концертных залов.

      Сейчас батик очень популярен. Дизайнеры одежды, интерьеров, художники обращаются к этой технике, создавая стильные и красивые сюжеты! В технике батик можно привести в соответствие элементы интерьера: настенные панно, сиденья стульев, декоративные подушки, салфетки, скатерти, шторы и создать единый стиль, который вы пожелаете. Конечно, всё можно купить в магазине, но ваше изделие будет одним единственным в своём роде.

 

 

 

 

 

 

Идея проекта.

Сфера применения тканей, расписанных  ручным способом так же безгранична, как неограничен полет человеческой фантазии. Пластика и фактура текстиля, бесконечные и неповторяемые комбинации узоров и рисунков, сочетания различных способов нанесения краски на ткань позволяют использовать батик в самых различных видах дизайна: от одежды до интерьера.

  Батик традиционно много используется в элементах одежды. Платки, косынки, шали, шарфы, галстуки, купоны на платья из ткани ручной росписи хорошо известны, популярны и вне веяний моды престижны, так как каждое такое изделие существует только в одном экземпляре.

Быть ни на кого непохожей –  мечта любой женщины, редко кто  из представительниц слабого пола откажется  иметь в своем гардеробе эксклюзивную вещицу. Например, парео, накидку, юбку, а может быть, и нарядную сумочку или косметичку из ткани, расписанной вручную. Какая модница откажется щегольнуть ярким зонтиком в технике батик!

Шелковые галстуки-батик свидетельствует о хорошем вкусе их счастливого обладателя. Или того, кто презентовал мужчине это поистине царский подарок. Но кто сказал, что в гардеробе мужчины, не может быть другой одежды из ткани, расписанной художником? Нарядные шелковые халаты, яркие летние рубашки и шорты, и даже домашние тапочки – почему бы нет!

Техника холодного батика отличается лаконичностью стиля, позволяет художнику “прорисовать” мелкие детали, применить различные приемы живописи, например, акварели. Поэтому так легки и изящны картины на шелке. Картины-батик прекрасно вписываются в любой дизайн помещений. Техника исполнения, разнообразие сюжетов неисчерпаемо. Есть еще одно преимущество – размеры композиций могут быть самыми различными, а это означает, что их можно использовать в виде различных драпировок.

Батик позволяет дизайнеру интерьера  объединить все детали в одной  стилистике. Все текстильные элементы декора: панно, обивка мягкой мебели, настенные панели, декоративные подушки, пуфики, скатерти, шторы – все будут подчинены одной идее, единому стилю. Батик прекрасно гармонирует как с естественными, так и с современными ультрамодными материалами, то есть его можно использовать в дизайне помещений от этнического стиля до Hi-Tech.

Горячий батик хорошо “ложится” на хлопковый текстиль, который незаменим в повседневной жизни. Салфетки, скатерти, покрывала, абажуры из батика – это те приятные мелочи, которые наполняют любую комнату уютом и делают ее неповторимой, будь это номер в отеле, зал ресторана, столовая или спальня в наших домах. Как должно быть приятно проснуться в кровати под шелковым балдахином-батик, когда лучи солнца играют разноцветными красками росписи, превращая пробуждение в настоящую сказку.

Открытки-батик, картины-батик, шкатулки, обтянутые тканью-батик, несут в себе эластичность, пластику и тепло текстиля, радуют глаз необычностью, неповторимостью, именно поэтому они могут стать прекрасным подарком. Незабываемым и дорогим.

Я хотела создать  вещь для украшения своей комнаты, поэтому я решила создать картину в технике холодного батик. Кроме того у меня уже имелся эскиз будущей картины – декоративный натюрморт, выполненный гуашью. Данный эскиз позволял воплотить все цветовые возможности этой техники.

(См. Приложение 1)

 

 

 

 

Техника выполнения батика.

Батик — это вид ручной росписи по шёлку. На шёлк (влажный, сухой, горячий) наносится краска, которая закрепляется в течение получаса. За это время она успевает растечься по волокнам ткани, создавая очертания размытости. Если художник желает в своей работе использовать четкие границы и очертания, то в этом случае применяется специальный закрепитель, который называется резерв (обычно изготавливается на основе каучука).

Всего существует несколько видов батика. Основные - горячий и холодный. Они отличаются способом резервирования ткани, впрочем, и сами работы между собой отличаются. Так, холодному батику свойственна четкость контуров и форм, горячий же батик характерен тонкими трещинками, хаотично бегущими по ткани.

Горячий батик.

Для резерва в горячем батике используется воск. Воск наносится  с помощью специального инструмента, называемого чантингом. Ткань, обработанная воском, не поглощает краску, а также ограничивают ее распространение. Слово “горячий” в названии методики использовано не просто так — ведь художник при создании своей работы использует именно горячий, расплавленный воск. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.

Дефекты и эффекты  в горячем батике.

Случается, что резерв проливается  на ткань или попадает на нее небольшими брызгами. Пятна маскируют, превращая их в элементы рисунка.  
Удалить пятно не просто, но можно попробовать соскрести его ножом и прогладить горячим утюгом через бумагу, а затем протереть пиненом («Разбавитель № 4» для художественных масляных красок), уайт-спиритом или спиртом. Мелкие брызги удаляют иглой.

Кстати, такой досадный промах может служить и декоративным эффектом. Брызги не должны быть слишком крупными, поэтому часть состава с кисти надо смахнуть обратно в банку. Ударяют по ручке кисти так, чтобы брызги падали в нужном направлении. Все вокруг лучше прикрыть хотя бы газетой, чтобы спасти от брызг.

На батиках бывает характерный  декоративный эффект – кракелюры  или кракле. Они образуются при крашении, когда краска заполняет трещинки, образовавшиеся в хрупком резерве.

В традиционном батике кракелюры считались  браком, но они очень понравились  европейцам, и с тех пор художники  часто используют этот прием.

Получают кракле, безжалостно комкая руками ткань с нанесенным резервом. В процессе крашения в заломы обязательно войдет краситель. Внешний вид кракелюр, их яркость, количество и направление зависят от состава резерва, качества ткани и, конечно, от рук, которые мнут ткань. 
Размер и рисунок трещин зависит от того, как нанесен воск и сминается ткань. Рассмотрим подробнее технологию создания кракелюра.

Для создания кракелюра понадобятся щетинная кисть № 10-12 и воск, который растапливается на водяной бане. 
Ткань натянуть на подрамник. Покрыть ее равномерно воском. Следить за тем, чтобы инструмент, которым будете работать, был горячим. Ткань, хорошо пропитанная резервом, темнеет и становится прозрачной. Расплавленный воск нанесла на нужный участок. Снять ткань с подрамника и смять ее произвольно, хотя делать это можно разными способами. Например, горизонтальными или вертикальными полосками, радиально от центра. В этих случаях в рисунке трещин будет наблюдаться некоторая упорядоченность. Можно сминать ткань произвольно, сильно или не очень. В первом случае рисунок трещин будет мелким, а во втором – крупнее.

Совсем  другим получится рисунок трещин, если нанести воск вначале полосами, а затем сверху равномерно покрыть. При сминании воск будет ломаться на границе тонкого и толстого слоев, создавая своеобразную структуру. Другой вариант: сначала забрызгать поверхность ткани воском, а затем покрыть ее полностью.

После того, как ткань смята, нужно расстелить ее на клеенке. Затем приготовить краску. Дело в том, что воск обладает свойством отталкивать влагу, и если покрыть краской подготовленную поверхность, трещины получатся бледными и невыразительными.

Информация о работе Техника батик