Технологии социальной работы с молодежью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних.

Содержание

Введение
Глава I «Проблемы и потребности молодежи»
1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью
1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью
1.3 Социальные проблемы и потребности молодежи
Глава II «Роль социальных служб в решении проблем молодежи»
2.1 Социальные службы в решении молодежных проблем
2.2 Структура и задачи социальной службы для молодежи
2.3 Технологии социальной работы с молодежью
2.4 Опыт Балашихинского района в сфере социальной работы с молодежью.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по технологии.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Военно-технический университет

при Федеральном агентстве специального строительства 

кафедра военно-социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Технология  социальной работы»

на тему: «Технологии  социальной работы с молодежью»

студента очного отделения

специальности: Социальная работа

Агафонова Сергея Владимировича

 

Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балашиха 2011

 

 

Содержание

 

Введение 

Глава I «Проблемы и потребности молодежи»

1.1. Историческое развитие социальной работы с молодежью

1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью

1.3 Социальные проблемы и потребности  молодежи

Глава II «Роль социальных служб в решении проблем молодежи»

2.1 Социальные службы в решении  молодежных проблем

2.2 Структура и задачи социальной  службы для молодежи

2.3 Технологии социальной работы  с молодежью

2.4 Опыт Балашихинского района в сфере социальной работы с молодежью.

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе  социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.

Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи. Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из задач данного направления является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи.

В курсовой работе раскрываются основные социальные проблемы различных категорий  молодежи, особенное внимание уделяется молодежи группа риска.

Отдельное место занимает тема социальной работы с молодежью в различных сферах жизнедеятельности общества. Эта тема еще не получила достаточного развития в теории социальной работы в России, хотя должности социальных работников вводятся и в образовательных учреждениях и в пенитенциарной системе. Однако этого недостаточно, необходимо осмысление деятельности социального работника в сфере досуга, образования, пенитенциарной системы для эффективной работы с молодыми людьми.

Молодежь - это группа лиц от 14 до 30 лет. Молодежь всегда являлась активной группой населения максимально подверженной влиянию разнообразных факторов внешней социальной среды. Как часть социума молодежь подвержена большинству социальных воздействий и испытывает те же трудности, что и взрослое население в самоопределении, профориентации, трудоустройстве, образовании, обеспечении жильем, социальными гарантиями, медицинском обслуживании и страховании.

Обостряют проблемы молодежи психологические  особенности социализации лиц данного  возраста. Указанная проблема тесно  связана с началом становления  молодого человека, с выходом его  из первичной семьи, попытками самостоятельно социализироваться путем примыкания к различным социальным группам, субкультурам, движениям.

Объект - проблемы молодежи.

Предмет - технологии социальной работы с молодежью.

Цель - изучение социальных проблем молодежи как социальной общности, изучение технологии работы с различными категориями молодежи, работы с молодежью в различных социальных сферах, работы различных социальных служб, общественных организаций, нормативно-правовых основ работы с молодежью.

Задачи: изучить нормативно-правовые основы социальной работы с молодежью, социальные проблемы и потребности молодежи, опыт Балашихинского района в сфере социальной работы с молодежью предложить наиболее эффективные методы и технологии в данном направлении.

 

I. «Проблемы и потребности молодежи»

 

    1. Историческое развитие социальной работы с молодежью

 

До 1920г. во многих странах государственная  молодежная политика не выделялась в  самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере  труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. В последствии идеи надзора за молодежью и надзора за ней сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а инициатива в этой области стала регулироваться законодательством.

В 1920-х годах в советской России в рамках государственной молодежной политики начинает разрабатываться концепция государственной поддержки молодежи. Решающее значение имел III съезд Российского коммунистического союза молодежи (октябрь 1920; 1926 – ВЛКСМ), провозгласивший, что молодежная организация «комсомол» - приобрела, особые полномочия по представлению интересов молодежи и стала важнейшим элементом общества в решении молодежных проблем.

Комсомол выполнял задачи государственной  молодежной политики, представляя актуальные направления государственной поддержки  молодежи, всех ее категорий. В этой деятельности сочетались однозначная постановка общественных целей, широкий охват молодежных проблем, соединение государственных и общественных механизмов решения крупномасштабных задач.

В советский период существовало 3 направления поддержки молодежи, обладающих правовым обеспечением:

- труд и занятость;

- образование;

- здравоохранение. [14;47]

 

1.2 Нормативно-правовые  основы социальной работы с  молодежью

 

В современной государственной  молодежной политике основные Концептуальные положения прописаны в Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику.

Объекты государственной молодежной политики:

- граждане Российской Федерации,  включая лиц с двойным гражданством  от 14 до 30 лет во время пребывания  их на территории Российской  Федерации, если это влечет  обязанности федеральных государственных  органов;

- молодые семьи - семьи в первые 3 года после заключения брака, в случае рождения детей – без ограничения периода брака), при условии, что один из супругов не достиг 30 летнего возраста, а так же неполные семьи, в которых отец или мать не достигли 30 лет;

- молодежные объединения.

Субъекты государственной молодежной политики:

- государственные органы и должностные  лица (указом Президента РФ от 17 мая 2000г. № 867 Государственный  комитет по молодежной политике  был упразднен, его функции  были переданы Министерству образования  РФ);

- молодежные объединения и ассоциации;

- молодые граждане.

Принципы государственной молодежной политики:

- сочетание государственных, общественных  интересов и прав личности  в реализации государственной  молодежной политики;

- привлечение молодых граждан  к участию в формировании политики и программ для молодежи;

- обеспечение правовой и социальной  защиты молодых граждан;

- предоставление молодому гражданину  гарантирование государством минимума  социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому  развитию, охране здоровья, трудоустройству;

- приоритет общественных инициатив  по сравнению с соответствующей  деятельностью государственных  органов и учреждений при финансировании  мероприятий и программ, касающихся  молодежи.

Направления:

- обеспечение соблюдения прав  молодежи;

- обеспечение гарантий в сфере  занятости;

- содействие предпринимательской  деятельности молодежи;

- государственная поддержка молодой  семьи;

- гарантии предоставления социальных  услуг;

- поддержка талантливой молодежи;

- формирование условий для физического и духовного развития молодежи;

- поддержка деятельности молодежных  и детских объединений;

- содействие международным молодежным  обменам.

Меры реализации:

- принятие специального законодательства  и иных правовых актов, решений  местных органов власти и управления;

- внесение изменений и дополнений  в законодательство и иные  акты;

- разработка и выполнение государственной  молодежной политики комплексного  и целевого характера;

- создание Российского фонда  Федеральных молодежных программ  для организации и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов;

- выделение в федеральном и  местном бюджетах отдельных ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики;

- создание государственных органов  по делам молодежи и социальных  служб различного профиля.

В 1994году была принята Федеральная  программа «Молодежь России». Для  создания механизма решения молодежных проблем предоставление бюджетных  средств на развитие приоритетных направлений молодежной политики.[4]

В 1998году принимается новая Федеральная  программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.»  Основная ее часть заключалась в  формировании и укреплении правовых, экономических и организационных  условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи.    Программой предусматривалось формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья, домашнего хозяйства. Так же формирование системы органов для временной и вторичной занятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи. [5]

В 2000 году была утверждена целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», направленная на создание и развитие правовых, экономических, организационных условий для воспитания у молодежи в условиях демократического общества, рыночной экономики, правового государства, личностную самореализацию молодых людей. [6]

Задачи, поставленные этой программой.

1. создание условий для патриотического  и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого физического развития молодежи, реализация творческого потенциала, поддержка деятельности молодежных объединений;

2. формирование у молодежи активной  жизненной позиции, готовности  к участию в общественно-политической  жизни страны;

3. выполнение программ социальной адаптации и повышения конкурентоспособности на рынке труда;

4. профилактика безнадзорности, подростковой  преступности, наркомании и алкоголизма;

5. улучшение демографической  ситуации в обществе, укрепление  института молодой семьи, содействие в решении жилищных проблем;

6. развитие и  поддержка федеральной и региональной  систем информационного обеспечения  молодежи.

В 2005году утверждена Министерством образования и  науки РФ программа «Молодежь России на 2006-2012 годы».

Анализ трех предыдущих программ позволяет заметить, что первые две программы направлены на создание правовой базы и системы социальных служб, а третья и последующая четвертая четко выделяют направления поддержки и социальной защиты молодежи.

Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет утвержденную структуру с обязательным минимумом для города, района:

1. комплексный  центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи  на дому, дневного, временного пребывания, срочной соц. помощи);

2. центр социальной  помощи семье и детям;

3. социально-реабилитационный  центр для несовершеннолетних;

4. социальная  гостиница;

5. социальный  приют для детей и подростков.

По содержанию социальная поддержка молодежи может  быть материально-экономической, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой, медико-социальной. [13;45]

Социальные проблемы и потребности молодежи

 

Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом  при формировании системы их социального  обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии - приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.

Информация о работе Технологии социальной работы с молодежью