Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:37, контрольная работа
Флокирование - процесс улучшения качества различных поверхностей путем нанесения адгезивов и синтетического волокна для добавления следующих свойств:
Эстетическое (насыщенный цвет, хорошо выглядящая поверхность вместо плоского пластика)
Функциональное (долговечность, тепло/звуко-изоляция)
Осязательное (текстура, комфорт и объем)
Информационное (значок эйрбэга, нанесение логотипов)
Флокирование представляет собой технологию, с помощью которой материалу с гладкой поверхностью может быть придан текстильный вид сравнимый с бархатом.
Предисловие……………………………………………………………..3
История флокирования………………………………………………….4
Материалы для флокирования………………………………………….5
Равномерность ворса по длине…………………………………………5
Соотношение длины и толщины ворса………………………………...6
Обработка ворса………………………………………………………....7
Основные требования к клеям………………………………………….8
Способы и устройства для нанесения клеев…………………………..10
Технология флокирования……………………………………………..14
Сущность электрофлокирования………………………………………15
Обурудование для получения флокированной поверхности…………17
Технологические операции…………………………………………….19
Подготовка клея………………………………………………………….20
Подготовка флока………………………………………………………..21
Нанесение флока………………………………………………………….22
Печать флоком в полиграфии……………………………………………23
Дефекты……………………………………………………………………27
Список используемой литературы……………………………………….29
СПОСОБЫ И УСТРОЙСТВА
ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ КЛЕЯ
В зависимости от назначения изделия и свойств клеевой композиции нанесения клея можно производить следующими способами:
-кистью или валиком
наносить на поверхность изделия клей лучше всего мягкими кистями (пони №1-9) и валиком типа «велюр». Избыток клея с валика или кисти необходимо снимать, используя для этого кювету (рис. 1), представляющую собой ёмкость для клея и площадку с ребристой поверхностью для скатывания избытка клея.
Рис 1.
Таким методом можно нанести клей под флок на любые сложные поверхности: в углублениях и выпуклых местах используя кисть, а на плоских - валик.
-ракельный способ:
Клей наносится на изделия плоской конфигурации ракелем
( рис.2 ), состоящей из деревянной ручки (1) и вставленного в неё полиуретанового полотна (2).
Рис 2.
Толщина и чёткость отпечатка зависит от угла наклона ракеля. Большой наклон ракеля (60º-80º) к поверхности изделия обеспечивает меньшую толщину отпечатка и лучшую чёткость, а меньший наклон ракеля (менее 45º) обеспечивает большую толщину и меньшую чёткость изображения.
-способ погружения
Применяется для нанесения клея на поверхность объёмных изделий. Изделие погружают на определённую глубину и после извлечения выдерживают некоторое время для стекания клея. Время выдержки для стекания подбирается в зависимости от конфигурации изделия и вязкости клея.
-нанесение клея с помощью пульверизатора.
Клей наносится в специальной камере, снабжённой вентилятором для отсоса паров растворителя. Обычный клей должен иметь вязкость 18-20 с. (по вискозиметру В3-4), давление сжатого воздуха в магистрали его подачи – 2-3 атм. Пульверизатор может быть любой марки. Для водных клеёв он должен быть сделан из нержавеющих материалов.
-нанесение клея с помощью сетчатого шаблона.
Сетки для трафаретов изготавливают из металлических, шёлковых или синтетических нитей. Выбор того или иного материала обусловлен комплексом физико-механических свойств, необходимых в печати.
Сегодня для изготовления шаблонов используют почти исключительно ткани из синтетических волокон, главным образом из полиэфирных и полиамидных мононитей. Чистота и гладкость ячеек шаблона создают основу для хорошего протока печатного состава. Очистка шаблонов после печати не представляет трудностей, кроме того, такие сетки дешевы. Под флок годится полиамидная сетка с номером ячейки 36-42.
Для изготовления плоских шаблонов сетчатую ткань натягивают на раму. Рамы могут быть деревянными, пластмассовыми или металлическими. Наиболее распространены деревянные. Недостатком деревянных является их деформация под действием влаги, температуры и механических нагрузок. Клей продавливается на изделие через шаблон ракелем с ручным или механическим приводом. Необходимо следить за тем, чтобы поверхность стола, на котором производится нанесение клеевого рисунка была достаточно ровной. В противном случае все неровности стола исказят требуемый рисунок. При использовании трафарета необходимо, чтобы последний был плотно прижат к поверхности обрабатываемого изделия. Тогда клей чётко наносится на изделие, копируя рисунок на трафарете.
При выборе клея нужно учитывать возможность печати им при помощи сетчатого шаблона. Для нанесения клеевого рисунка необходимо, чтобы клей продавливался через шаблон и образовывал четкий отпечаток на основе, не растекаясь по ней, имея необходимую высоту для проникновения и закрепления в нём ворсинок флока. В случае текстиля, смачивая гигроскопичную основу ткани и образуя равномерную плёнку, клей в то же время не должен пропитывать её. В противном случае увеличивается жёсткость готового материала. Повышенная вязкость клея недопустима. Это не только затрудняет при флокировании проникновение ворсинок в клей, но и осложняет печать: клей плохо проходит сквозь сетку. Клей не должен образовывать пузырей в момент отделения шаблона от печатаемой основы, а также при термофиксации.
Одно из основных требований к клею
– его лёгкая очищаемость с
шаблона без повреждения
Если печать прерывается, независимо от используемого клея, необходимо или полностью очистить шаблон, или покрыть его рисунок толстым слоем клея, не продавливая его насквозь, закрыть смоченной в растворителе или воде (в зависимости от основы клея) тряпкой. В противном случае открытая сетчатая поверхность быстро подсохнет и ухудшит резкость контуров при последующей печати.
Иногда клей окрашивают в цвет ворса, чтобы таким образом создать оптический эффект высокой плотности ворсового покрова, что особенно важно при печати на тёмных эластичных основах. Кроме того, подкрашивание дает возможность визуально проконтролировать толщину нанесения клея и глубину проникновения в основу ворса. После изготовления трафарета и подбора клея, необходимо подобрать ракель. Обычно толщина ракеля составляет 8-10 мм. Высота ракельного полотна над ручкой ракеля 10-12 мм. Длина ракеля должна на 20-50 мм превосходить ширину наносимого изображения.
Переносится изображение на поверхность изделия быстрым движением ракеля (без замедления и остановок). Наклон ракеля к печатной форме 60º-80º. Давление на ракель при печати должно быть умеренным, подбирается опытным путём каждым мастером.
После нанесения изображения и флокирования изделия складываются на приспособления во избежание соприкосновения с невысохшим клеем других изделий и смазывания рисунка. Выбор режимов сушки и термофиксация зависит от выбранного клея.
ТЕХНОЛОГИЯ ФЛОКИРОВАНИЯ
Последовательность
Рис. 3 Технологическая схема производства электрофлокированных материалов.
На практике ворсовое покрытие можно нанести на поверхности различной формы (плоские, объёмные, рельефные) и химической природы (металл, стекло, ткань, дерево, пластмасса и другие).
Сущность электрофлокирования
Сущность электрофлокирования
заключается в сообщении
Рис. 4.
Рациональная конструкция бункера должна обеспечивать:
-равномерную подачу ворса во времени и по площади бункера;
-достаточное время флокирования одной загрузки;
-интенсивную подачу
ворса, обеспечивающую высокую
плотность его нанесения и высо
-удобство обслуживния и надёжность работы флокатора.
Если изделие сложной
конфигурации или сильный диэлектрик,
то процесс флокирования и сдувания
пылесосом незакрепившихся
Оборудование для получения флоковых покрытий
Данное пособие не включает в себя анализ всех выпускемых флокаторов, а даёт подробное описание выпускаемого фирмой «Лита» флокатора С3-М и порядок работы на нём.
Рис. 5. Флокатор СЗ-М:
1-клемма «земля», 2-бункер, 3-фиксатор штанги, 4-кнопка фиксатора, 5-тумблер «сеть», 6-индикатор «сеть», 7-кнопка штанги, 8-ручка регулировки высокого напряжения, 9-гнездо подключения насадки для нанесения порошковых красок, 10-индикатор «высокое напряжение», 11-киловольтметр.
-В первую очередь
необходимо заземлить блок
-Надеть бункер(2) на фиксатор штанги(3), для чего нажать кнопку фиксатора(4) бункера в торце штанги фиксатора и вставить штырь бункера в отверстие фиксатора штанги, отпустить кнопку. Убедиться в надёжности фиксации.
-Загрузить флок в бункер(2).
-Подключить флокатор в сеть переменного напряжения
220 В, 50 гц.
-Включить напряжение питания тумблером «сеть» (5), при этом должен загореться индикатор «сеть» (6).
-Нажать кнопку на
штанге флокатора (7) для подачи
высокого напряжения, при этом
на панели флокатора
-Поднести бункер флокатора
к покрытому клеем и
-По окончании работы отключить флокатор от сети и разрядить фиксатор (3) от остаточного заряда на заземленном экране.
-Нажать кнопку фиксатора и отстыковать бункер.
Рис. 6. Рабочее место.
Изделие с нанесенным на него клеем в зависимости от его конфигурации положить на горизонтальный экран (2) или подвесить на двигающийся металлический экран(4) в коробе(1). Включить вентиляторы(5). И затем произвести флокирование. Экран(2) и (4) должны быть заземлены. Избыток флока, незакрепленный на изделии, сдувается пылесосом и затягивается вентиляторами (5) в тряпочные мешки(3). Мешки необходимо сшить из воздухопроницаемой ткани, не пропускающей флок.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ
Подготовка поверхности.
Подготовка поверхности изделия зависит от материала, из которого оно изготовлено.
Гипсовые и деревянные поверхности (ДВП, ДСП, фанера) грунтовать необходимо из-за наличия большого количества пор. Изделие можно не грунтовать только если оно имеет небольшой размер (10х10 см). В качестве грунта можно использовать различные материалы, но такие, чтобы последующий клей был совместим с грунтом. Грунтовать деревянные и гипсовые поверхности наиболее целесообразно с практической точки зрения пентафталевыми эмалями. Наибольшую электропроводность из выпускаемых сейчас имеет половая краска ПФ-266 желто-коричневого цвета. В неё для устранения желтизны добавляют ПФ-115 чёрную в пропорции ПФ-266:ПФ-115 3:1. При длительном хранении пентафталевых красок растворитель (уайт-спирит) улетучивается и краска становится вязкой, равномерное её нанесение затрудняется. В этом случае краску необходимо разбавить уайт-спиритом. Однако слишком жидкая краска – плохая основа для флока, поэтому очень важно правильно выбрать вязкость. По вискозиметру она должна составлять 40-50 с. Данная краска является и хорошим грунтом, и при втором нанесении хорошим клеевым составом для флока. Необходимо отметить, что перед нанесением второго слоя краски грунт должен высохнуть. В случае с водными клеями растворителем является вода. При флокировании ламинированых деревянных поверхностей грунтовать изделие не нужно.