Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 17:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Метрологии"
47. Ответственность за нарушение законодательства по метрологии
Законом РФ "Об обеспечении
единства измерений" предусмотрена
юридическая ответственность
Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов Госстандарта вправе:
• главный государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений;
• главные государственные инспекторы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.
Все прочие вопросы, возникающие при возбуждении и рассмотрении дел об административной ответственности за нарушение метрологических правил и норм, попрежнему решаются на основе соответствующих статей Кодекса РСФСР об административных правонарушениях с учетом конкретных обстоятельств дела.
Административные взыскания,
предусмотренные ст. 170 Кодекса РСФСР,
могут применяться
Гражданско-правовая ответственность
наступает в ситуациях, когда
в результате нарушений метрологических правил и норм юридическим или физическим
лицам причинен имущественный или личный
ущерб. Причиненный ущерб подлежит возмещению
по иску потерпевшего на основании соответствующих актов гражданс
К уголовной ответственности нарушители метрологических требований привлекаются в тех случаях, когда имеются признаки состава преступления, предусмотренные Уголовным кодексом. К ним могут быть отнесены: халатность, нарушение правил метрологии, выпуск или продажа товаров (услуг), не отвечающих требованиям безопасности. Уголовное дело может возбуждаться также по инициативе органов госнадзора Госстандарта РФ при соответствующих результатах проведенных проверок.
Дисциплинарная
Следует отметить, что
привлечение к любому из указанных
видов ответственности
48. Состав государственной
метрологической службы
В состав Государственной метрологической
службы (ГМС) входят:
- государственные научные метрологические
центры (ГНМЦ), метрологические научно-исследовательские
институты, несущие в соответствии с законодательством
ответственность за создание, хранение
и применение государственных эталонов
и разработку нормативных документов
по обеспечению единства измерений в закрепленном
виде измерений;
- органы государственной метрологической
службы на территории республик в составе
России, автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы
и Санкт-Петербурга.
Главным центром Государственной метрологической
службы ГМС является ВНИИМС. Важнейшими
направлениями деятельности ВНИИМС как
главного центра Государственной метрологической
службы ГМС являются общее научно- методическое
руководство и координация деятельности
метрологических служб, а также разработка
научно-методических, организационных,
технико-экономических и правовых основ
метрологического обеспечения народного
хозяйства.
49. Стандартизация. Цель, объект, область стандартизации
Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного исполнения направленного на достижения упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности работ и услуг.
Цели стандартизации:
- повышение уровня
безопасности жизни и здоровья
граждан, имущества физ. и юр.
Лиц; и содействие к
- повышение уровня
безопасности объектов с
- повышение
- рациональное использование ресурсов
- тех. и инф. совместимости
- сопоставимость результатов исследований и измерений
- взаимозаменяемости продукции.
50. Нормативные документы по стандартизации. Виды стандартов
Нормативные документы по стандартизации в РФ установлены Законом РФ "О стандартизации". К ним относятся: Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р); применяемые в соответствии с правовыми нормами международные, региональные стандарты, а также правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. До настоящего времени действуют еще и стандарты бывшего СССР, если они не противоречат законодательству РФ.
Государственные стандарты разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой категории принимает Госстандарт России, а если они относятся к области строительства, архитектуры, промышленности строительных материалов — Госстрой России.
Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам безопасносхи, установленным для отрасли. Принимают такие стандарты государственные органы управления (например, министерства), которые несут ответственность за соответствие требований отраслевых стандартов обязательным требованиям ГОСТ Р.
Стандарты предприятий разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации в этом случае обычно являются составляющие организации и управления производством, совершенствование которых — главная цель стандартизации на данном уровне.
Стандарты общественных
объединений (научно-
Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) по своему характеру соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут касаться порядка согласования нормативных документов, представления информации о принятых стандартах отраслей, обществ и других организаций в Госстандарт РФ, создания службы по стандартизации на предприятии, правил проведения государственного контроля за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и многих других вопросов организационного характера. ПР и Ρ разрабатываются, как правило, организациями и подразделениями, подведомственными Госстандарту РФ или Госстрою РФ. Проект этих документов обсуждается с заинтересованными сторонами, утверждается и издается этими комитетами.
Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, а также произведения художественных промыслов и т.п. Процедура принятия ТУ отличается от описанной выше для других нормативных документов.
Виды стандартов. Перечисленные нормативные документы, как показано выше, принимаются (утверждаются) на разных уровнях управления хозяйственной деятельностью. По этому признаку различают категории стандартов РФ.
Основополагающие стандарты разрабатывают с целью содействия взаимопониманию, техническому единству и взаимосвязи деятельности в различных областях науки, техники и производства. Этот вид нормативных документов устанавливает такие организационные принципы и положения, требования, правила и нормы, которые рассматриваются как общие для этих сфер и должны способствовать выполнению целей, общих как для науки, так и для производства. В целом они обеспечивают их взаимодействие при разработке, создании и эксплуатации продукта (услуги) таким образом, чтобы выполнялись требования по охране окружающей среды, безопасности продукта или процесса для. жизни, здоровья и имущества человека; ресурсосбережению и другим общетехническим нормам, предусмотренным государственными стандартами на продукцию.
Этот пример говорит также о том, что еще одним нормативным документом может быть комплекс стандартов, который объединяет взаимосвязанные стандарты, если они имеют общую целевую направленность, устанавливают согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации. Так, комплекс основополагающих стандартов, по существу являясь объединением взаимосвязанных нормативных документов, носящих методический характер, содержит положения, направленные на то, чтобы стандарты, применяемые на разных уровнях управления, не противоречили друг другу и законодательству, обеспечивали достижение общей цели и выполнение обязательных требований к продукции, процессам, услугам.
Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования либо к конкретному виду продукции (услуги), либо к группам однородной продукции (услуги). В отечественной практике есть две разновидности этого вида нормативных документов:
• стандарты общих технических условий, которые содержат общие требования к группам однородной продукции, услуг;
• стандарты технических условий, содержащие требования к конкретной продукции (услуге).
Допускается также разработка стандартов на отдельные требования к группам однородной продукции (услуги). Например, на классификацию, методы испытаний, правила хранения и/или транспортировки и т.п. Наиболее часто отдельным объектом стандартизации являются параметры и нормы безопасности и охраны окружающей среды.
Стандарт общих технических условий обычно включает следующие разделы: классификацию, основные параметры (размеры), общие требования к параметрам качества, упаковке, маркировке, требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приемки продукции; методы контроля, транспортирования и хранения; правила эксплуатации, ремонта и утилизации.
52. Цели, принципы и функции стандартизации
Цель стандартизации – достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм, для решения реально существующих, планируемы или
потенциальных задач.
Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих:
-безопасность продукции, работ и услуг для окружающей
среды, жизни, здоровья и имущества;
-техническую
и информационную
взаимозаменяемость продукции;
-качество продукции, работ и услуг в соответствии с
уровнем научно-технического прогресса;
-единство измерений;
-экономию всех видов ресурсов;
-безопасность
хозяйственных объектов с
возникновения
природных и техногенных
ситуаций;
-обороноспособность и мобилизационную готовность страны.
Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки
стандартов, обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством,
определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.
Выделяют семь важнейших принципов стандартизации:
1.Сбалансированность
интересов сторон, разрабатывающих,
изготавливающих,
2.Системность
и комплексность
3. Динамичность
и опережающее развитие