Содержание
1.1.История возникновения
картин, вышитых крестом
1.2. Генезис орнаментов
в картинах, вышитых крестом
1.3. Цветовая гамма вышитых
картин
2.1. Выбор изделия
2.2. Изготовление картины
3. Экономическое обоснование
эффективности изготовления картины
Введение
Вышивка крестом - один
из любимых видов рукоделия.
Изготовление картин,
вышитых крестом, способствует
развитию творческого воображения,
порождает эмоциональный отклик,
вызывает положительное отношение
к художественной деятельности,
что в конечном итоге рождает
подлинное действенное желание
“сочинять”.
В процессе целенаправленного
создания картины вырабатывается
смелость действий, уверенность,
свобода владения инструментами
и материалами. Создатели приобретают
техническую легкость, свободу, которая
является одним из побудителей
рисования, создания образа предмета
или явления.
Сочетание разных материалов
в одной картине не может
быть случайным. Всякий раз
необходимо пробовать, искать, чтобы
решить, с помощью какого материала
он может получить более выразительное
изображение.
Обучение технике изготовления
вышитых картин способствует
пониманию свойств разных материалов,
их выразительных возможностей,
формирование умения использовать
при создании изображений различные
материалы, несомненно, обогатит
творческую деятельность.
Цель курсовой работы
– выяснить, в чем заключается
сущность создания картины, вышитой
крестом.
Задачи:
- изучить литературу по
теме курсовой работы;
- рассмотреть теоретические
основы создания картины, вышитой
крестом;
- охарактеризовать процесс
создания картины, вышитой крестом.
1. Теоретические основы
изготовления картин, вышитых крестом
1.1 История возникновения
картин, вышитых крестом
История возникновения
вышивки уходит далеко в глубь
веков. Это искусство относится
к эпохе первобытной культуры.
Оно тесно связано с появлением
первого стежка при изготовлении
одежды. Материалом для вышивки
в разные далекие времена служили
и жилы животных, и нити льна,
конопли, хлопка, шерсти, шелка, также
применялся и натуральный волос.
В нашей стране вышивка
имеет древнюю историю. Ею украшали
одежду, обувь, конскую сбрую,
жилище, предметы быта. В музеях
нашей страны собрано много
образцов народной вышивки. Лучше
всего сохранились изделия XIX
века. В те времена вышивка
условно подразделялась на городскую
и крестьянскую (народную). Городская
вышивка испытывала на себе
влияние западной моды и не
имела прочных традиций, тогда
как народная была неразрывно
связана со старинными обычаями
и обрядами русского крестьянства.
К 13 – 15 годам крестьянские
девочки должны были приготовить
себе приданое. Это были вышитые
скатерти, подзоры, головные уборы,
полотенца. Перед свадьбой устраивали
публичный показ приданого как
свидетельство трудолюбия и мастерства
невесты. Невеста одаривала родственников
жениха своими изделиями. В
крестьянских семьях одежду шили
из домотканых льняных и шерстяных
тканей. Ее украшали не только
вышивкой, но и кружевами, тесьмой,
вставками из цветного ситца.
На территории России
археологами обнаружены фрагменты
одежды, вышитой золотыми нитями.
Находки, относящиеся к IX –
XII векам, подтверждают, что вышивка
существовала и развивалась уже
в эпоху Древней Руси. С языческих
времен женщины – вышивальщицы
создавали в своих вышивках
– картинах сцены бытовой жизни.
Чаще всего вышивкой украшали
постельники (простыни), концы которых
свешивались с кроватей, а также
полотенца, скатерти, занавеси, свадебные
и праздничные рубахи, холщовые
сарафаны, головные уборы, платки.
Вышитое полотенце использовалось
не только в быту. Ритуальные,
богато расшитые полотенца развешивали
на священных деревьях, придорожных
и могильных крестах, украшали
ими капище идолов. Позднее, в
христианские времена, появился
обычай украшать вышитыми полотенцами
иконы, зеркала и окна. На свадьбе,
масленице, при рождении или
смерти человека вышитые полотенца
были священным оберегом. Особую
силу оберегать людей от злых
сил, болезней и стихий приписывали
обыденному («об один день сделанному»)
полотенцу. Оно создавалось несколькими
мастерицами за один день или
сутки и считалось безупречно
чистым.
Возникнув в древности,
искусство вышивки на протяжении
многих веков постоянно усовершенствовалось.
Человек, живший постоянно среди
природы и наблюдавший за нею,
уже с глубокой древности научился
создавать несложные узоры, условные
знаки-символы, с помощью которых
он выражал свое восприятие
к окружающему миру, свое отношение
к непонятным явлениям природы.
Каждая линия, каждый знак были
полны понятного ему смысла, были
одним из средств общения.
1.2 Генезис орнаментов
в картинах, вышитых крестом
Со временем отдельные
фигуры видоизменялись, усложнялись,
сочетались с другими формами,
создавая узоры-рисунки. Так возникли
орнаменты – последовательное
повторение отдельных узоров
или их группы (такое повторение
нескольких элементов рисунка
носит название раппорт.)
По своим мотивам
орнамент может быть:
Геометрический – состоящий
из различных геометрических
элементов;
Меандровый – в виде
беспрерывных ломаных линий, широко
применявшийся в искусстве Древней
Греции и получивший свое название
от извилистой реки Меандр;
Растительный или фитоморфный
– составленный из рисунков
стилизованных цветов, плодов, листьев,
веток и т.п.;
Животный – в котором
стилизованы фигуры зверей и
насекомых;
Птичий– составлен
из стилизованных фигур птиц;
Человекообразный– с
изображением человеческих фигур
и полуфигур;
Шрифтовый (вязь) –
напоминающий стилизованные надписи,
встречается в среднеазиатских
вышивках.
Язык каждого орнамента
связан с историей и культурой
народа. Создатели орнаментов все
время обращались к природе,
используя увиденное. Каждая народность
сохраняла в вышивках самое
характерное, наиболее близкое
национальному характеру, эстетическим
вкусам, понятиям о красоте.
Народные мастерицы
создавали узоры, отличающиеся
большим разнообразием отдельных
мотивов, где сплетались реальные
наблюдения окружающей их природы
со сказочными представлениями.
Творчески обдуманное соединение
отдельных компонентов называется
композицией и складывается из
чередования отдельных фигур
и их рядов, расположенных по
горизонтали, вертикали и диагонали.
Орнамент народных
вышивок всегда тесно связан
со структурой ткани домашнего
изготовления. Поэтому большинство
узоров состоит из геометрических
фигур. Постоянными элементами
геометрических орнаментов являются
отдельные фигуры в виде точек,
прямых и ломаных линий, кругов,
крестов, треугольников, квадратов,
розеток.
Геометрический орнамент
характеризуется не только разнообразием
фигур, сколько вариантностью
их исполнения. Основным и наиболее
типовым является ромб или
поставленный на угол квадрат.
Ромбы-фигуры могут быть пересечены
диагоналями, с отростками –
продленными сторонами, с крючками,
маленькими ромбиками на углах,
могут быть заключены в квадраты
и ромбы большего размера, расположены
рядами, наложены друг на друга
углами. Довольно часто промежутки
между отдельными фигурами одного
орнамента заполняются другими
фигурами, которые не только дополняют
его, но и создают новый узор.
Большую роль в различных вариантах
геометрического орнамента играют
размеры узора и пропорциональное
соотношения его частей.
Очень важную роль
во всех видах творчества играет
колорит – гармоническое сочетание
цветов и их оттенков. В большинстве
своем колорит является визитной
карточкой республики, области, района
и даже отдельного села.
1.3 Цветовая гамма вышитых
картин
Гармоническое сочетание
часто заключается в уравновешенности
теплых и холодных, светлых и
темных тонов. Один и тот
же орнамент приобретает новое
звучание от изменения цвета
ниток в вышивке, может казаться
ярким и красочным или сдержанным
и блеклым. Нужно помнить, что
фон изделия всегда дополняет
узор, и потому его цвет должен
подчеркивать ритмичность повторения
каждого отдельного мотива или
фигуры.
Цветовая гамма вышитого
рисунка привлекает внимание, делает
рисунок объемным за счет его
теневого оформления. Существует
цветовой круг (Цветовой круг
Гете-Освальда, см.рис*.), в нем представлены
цвета спектра солнечного света.
Их расположение определила матушка-природа,
семь основных цветов — это
цвета радуги. С детства многие,
наверное, помнят присказку о
последовательности цветов
В народном творчестве
наряду с одноцветными узорами
широко известны двух- и трехцветные,
а также многоцветные. Хорошо
сочетаются:
Красный – с черным,
желтым, серым, бежевым, оранжевым,
синим, белым;
Синий – с серым,
голубым, бежевым, коричневым, желтым,
розовым, золотистым;
Желтый – с коричневым,
черным, красным, оранжевым, серым,
голубым, синим, фиолетовым;
Зеленый – с темно-желтым,
лимонным, салатным, серым, желтым, оранжевым,
коричневым, черным, кремовым;
Фиолетовый – с сиреневым,
бежевым, розовым, серым, желтым,
золотистым, черным.
Об основах цветоведения
сказка
Орнамент – бывает:
Ленточным – в виде
прямой или криволинейной орнаментальной
полосы, которая украшает середину
изделия или окаймляет его;
Сетчатым – при котором
вся поверхность заполнена узором;
Центрическим или розеточным
– в котором отдельные элементы
орнамента вписаны в квадрат,
круг, ромб, или многоугольник (розетку),
расположенный в центре украшаемого
изделия.
Столетиями отрабатывалось
традиционное расположение и
соотношение частей узора, их
единство с кроем одежды и
обуви, размещение орнаментальных
композиций, подчеркивающих формы
человеческой фигуры или украшаемых
предметов. Орнаментальные мотивы,
располагаясь по всей поверхности
изделия или какой-то его части
не только украшали, но и подчеркивали
его форму и размеры. Современные
варианты расположения орнаментов
на том или другом изделии
зависят от его назначения, размеров
и формы, вкуса, чувства меры
вышивальщицы, ее знания, традиций
и фантазии. Компонуя узор, всегда
необходимо выделить его центральную
часть.
2. Изготовление картины,
вышитой крестом
2.1 Выбор изделия
Картина «Пионы». Имеет
богатую палитру оттенков. Прекрасно
впишется в интерьер гостиной
или кухни.
Вышивка содержит 32 оттенка
мулине DMC, канва Aida16. Размер готовой
работы 30х23 см. (188х142 кр.)
Схема картины
2.2 Изготовление картины
Для начала понадобятся
такие простые и знакомые с
детства приспособления как иголка
(лучше с тупым концом), ножницы,
канва (особая ткань с дырочками)
и пяльцы Пяльцы удобнее использовать
маленького размера с винтом.
Для начала вам необходимо
разметить канву, т.е. найти
середину. Некоторые для удобства
разлиновывают канву квадратами
10 на 10 клеточек (это делается специальным
смывающимся маркером).
По канве вышивают
самыми разными нитками. Это
может быть даже шелк, но наиболее
распространено, конечно, мулине. При
выборе толщины ниток необходимо
обращать внимание на то, чтобы
ниткой покрывалась вся клеточка
канвы. Вышивка имеет очень
некрасивый вид, если между
стежками шитья видна канва.
Чтобы нитки не путались и
меньше лохматились при вышивании,
длина хлопкового мулине должна
быть не более 50 см., а шерстяного
- не более 40 см.
Чтобы нити сохраняли
свою окраску дольше, их нужно
прокипятить в водно- уксусном
растворе( 1 ст. ложка на 1 ст. воды) в
течении 5 минут.
При вышивании украшений
хорошо использовать металлизированное
мулине;
Для получения ровного
полотна вышивки в работе желательно
использовать такое же количество
игл с нитками. какое количество
цветов используется в данном
ряду.
Большое количество
времени занимает подборка и
покупка ниток соответствующих
цветов, но как правило ко многим
схемам прилагается карта цветов
(обычно палитра DMC или Madeira), но
ели вы все же решите использовать
мулине других производителей.
Используем таблицу
перевода ниток.
Madeira - DMC - MayFlower - Anchor (часть
1)
Madeira - DMC - MayFlower - Anchor (часть
2)
J&P Coats - DMC - Anchor
DMC - СПб - Anchor - bestex
Гамма - DMC - Anchor - Madeira (часть
1)
Гамма - DMC - Anchor - Madeira (часть
2)
Перед началом работы
стоит обметать края канвы.
Это можно сделать как руками,
так и с помощью швейной
машинки или оверлока.
Посмотрите внимательно
на приготовленные иглы.
Вы, конечно, знаете, что
игла состоит из стержня, острия
и ушка. Но вышивальная игла
немного отличается от швейной
иглы, да и понятно, ведь в
вышивке иголка порой выполняет
самые удивительные действия. У
вышивальной иглы острие чуть
скруглено, стержень хорошо отшлифовая
, ушко овальное, хорошо обработанное,
ведь это важно для свободного вхождения
иглы в материал. Подберите иглы разной
толщины и длины, так как ткани, на которых
вы будете вышивать, и нитки тоже будут
разные. Поэтому в зависимости от вида
ткани и ниток, а также вида выполняемых
стежков вы будете выбирать и определенные
иголки.
Как и все другие,
вышивальные иглы имеют номер:
- тонкая игла маленький
номер,
- толстая игла — большой
номер.
Чем больше игла, тем
больше цифра, обозначающая ее
величину. Наиболее часто в вышивке
используют вышивальные иглы
с длинным ушком №1 и №2,
а также короткие штопальные
иглы. для вышивания на более
тонких тканях положите в коробочку
и более тонкие иглы с меньшим
ушком.