Ассортимент и качество ювелирных изделий на примере ПО «АДАМАС»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

Ювелирное искусство - один из древнейших и широко распространенных видов декоративно - прикладного искусства. В нем находит воплощение присущее человеку стремление к красоте. Ювелирные изделия – предметы украшения и быта из благородных металлов в сочетании с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями, а также художественных изделий из недрагоценных материалов, выполненных с большим мастерством и отвечающих высоким эстетическим требованиям.

Содержание

Введение 3
Глава1. Рынок ювелирных товаров, его разнообразие 5
1.1. Основные материалы для изготовления ювелирных изделий 5
1.2. Факторы, формирующие основные свойства ювелирных товаров………...15
1.3. Экспертиза ювелирных товаров………………………………………………19
Глава 2. Анализ структуры ассортимента и качества ювелирных товаров ПО «АДАМАС» 25
2.1. Классификация, характеристика и анализ ассортимента ювелирных изделий ПО «АДАМАС». 25
2.2. Структура реализации ассортимента ювелирных
товаров ПО"АДАМАС"……………………………………………………………37
2.3. Анализ показателей качества ювелирных изделий ПО "АДАМАС".……...38
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованной литературы………………………………………….…..41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

Аквамарин – камень  синевато –  голубых  оттенков, напоминающих  морскую  воду; александрит -  изумрудно - зеленого  цвета  при  дневном  освещении  и  фиолетово – красного – при  искусственном; аметист  – фиолетового  или  голубовато – фиолетового  цвета; горный  хрусталь – прозрачный, бесцветный; опал – полупрозрачный, ирризирующий, чаще  молочно – белый; топаз – бесцветный, винно – желтый, розовей  и  других  оттенков.

Янтарь – это  легкий  и  мягкий  камень, представляющий  собой  окаменевшую  смолу  древнейших  хвойных  деревьев. Цвет  янтаря – от  ярко – желтого  до        буро-коричневого. Наиболее  ценен  прозрачный  янтарь  с  включениями  насекомых  или  частичек  растений.

Кораллы – это  окаменевшие  остовы  морских  беспозвоночных  организмов – полипов. Они  непрозрачны, имеют  различную  окраску.

Агат – полупрозрачный, просвечивающийся, многоцветный ( до  20  оттенков ), рисунчатый ( полосатый, слоистый ) камень. Разновидность  агата, обычно  с  полосчатостью  черного  и  белого  цвета, называют  ониксом.

Искусственные   камни  получают  чаще  из  оксидов  различных  металлов  путем  выращивания  кристаллов  в  определенных  условиях. К  ним  относятся  синтетический  корунд, искусственные  гранат, изумруд, сапфир, искусственные  кристаллы – фианиты, искусственно  выращиваемый  жемчуг  и  др. Часто  искусственные  камни  почти  не  отличаются  от  природных. Обычно  они  более  крупных  размеров, более  чистые  и  равноокрашенные.

Из декоративных и поделочных материалов в производстве ювелирных изделий  применяют стекло, кость, рог, пластмассы  и др.

Особенностью производства ювелирных  изделий является то, что они расцениваются  как произведения искусства и  создаются художниками – ювелирами.  Производство ювелирных изделий  начинается с разработки эскиза, изготовления модели, утверждения ее на художественном совете.  Основные технологические процессы производства следующие: заготовка, создание форм, отделка, огранка и закрепка.

Заготовку материалов из сырья и  полуфабрикатов производят плавкой, прокаткой, волочением, ковкой и резкой.

Форму ювелирных изделий создают  штамповкой, литьем по выплавляемым моделям, монтировкой (сборкой деталей с  помощью пайки, сварки или клепки).

Отделка ювелирных изделий предполагает механическую обработку (шлифование, полирование, чеканка, гравировка) или нанесение защитно-декоративных покрытий (чернение, оксидирование, золочение, серебрение, эмалирование). В последнее время для отделки ювелирных изделий все шире применяются финифть – миниатюрная живопись по эмали, филигрань (скань) – ажурный узор из гладкой или крученой проволоки, инкрустирование различными материалами.

Огранку ювелирных камней производят различными способами. Основные из них  – огранка розой (боковые поверхности  камня состоят из треугольных граней, сведенных вверху в точку), бриллиантовая (с большим количеством граней, расположенных в несколько ярусов), ступенчатая (грани расположены рядами в виде ступенек), огранка кабошоном (верхняя часть камня имеет криволинейную форму).

В ювелирных изделиях наиболее распространены следующие виды закрепок камней: крапановая, гризантная, корневая и глухая.

При крапановой закрепке камень зажимается в лапках (крапанах), при гризантной – обжимается ободком с насечкой (гризантом). Корненая закрепка применяется чаще для мелких камней, которые устанавливают в высверленные в изделии отверстия и закрепляют корнерами (частицами металла). При глухой закрепке камень закрепляется ленточным ободком по всей окружности.         

     

1.3. Экспертиза ювелирных товаров

 

Экспертиза ювелирных  изделий проводится методами органолептической  оценки и лабораторными методами: определение физических свойств, химического  состава и экологической безопасности изделий, которые определяют качество ювелирных изделий.

Модель и конструкция изделий должна соответствовать утвержденному образцу, ТУ или ТО (техническое описание), чертежам и технической документации по рисунку, форме и назначению.

Вставки из полудрагоценных  камней должны иметь равномерно прополированную  и блестящую поверхность. Вставки из искусственно выращенного жемчуга должны быть гладкими и не иметь на поверхности царапин

В отдельных изделиях и вставках из натурального янтаря допускаются  включения органического и неорганического  происхождения, трещины, пузыри, слоистость, участки с внутренними и внешними окислениями, которые не снижают художественной ценности изделий. В цветных вставках из стекла допускается разнотонность.

В изделиях из драгоценных  и недрагоценных металлов допускается  посадка жемчуга и янтаря одновременно на клей и на штифты с резьбовой  нарезкой или насечкой. На поверхности  изделий не должно быть следов клея.

Закрепка вставок и  накладок с помощью стержня, загнутого ушком, и клепки допускаются в изделиях из недрагоценных металлов.

Изделия из драгоценных  металлов не должны иметь раковин, вмятин, заусенцев, шероховатостей, острых кромок, следов работы инструмента, облоя и  царапин на лицевой поверхности. На поверхности изделий из золота 958-й пробы допускаются незначительные риски и седы работы инструмента на кромках, не ухудшающие внешний вид изделия.

В изделиях из драгоценных  металлов, изготовленных методом  литья по выплавляемым моделям, не допускается  на лицевой поверхности более 5 пор диаметром более 0,4 мм и глубиной более 0,2 мм; при этом расстояние между порами должно быть не менее 5 мм. Изделия из драгоценных металлов не должны иметь отклонения массы более чем на +15% номинальной массы изделия.

 Эмалевые покрытия  на изделиях из драгоценных  металлов должны быть равномерными, надежными, без заметных невооруженным  глазом пропусков, просветов,  царапин и пятен.

В изделиях из недрагоценных  металлов на эмалевом покрытии не допускается  более одной трещины длиной свыше 2 мм, либо одного скола эмали площадью свыше 1 мм2, или более 2 пузырьков, или включения в виде точки на 2 мм2 эмалевого покрытия. Наличия в одном изделии трех видов дефектов не допускается.

Все детали должны быть хорошо и прочно смонтированы. Декоративное и защитно-декоративное покрытие – равномерное по всей поверхности, ровным слоем соответствующей толщины, без пропусков, подтеков, трещин, пористостей, отслаивания, пятен, царапин, пузырей и посторонних включений. Места пайки в изделиях тщательно заправлены и следы пайки  не должны быть заметны невооруженным глазом. Цвет припоя не должен резко отличаться от цвета изделия. Прожоги не допускаются.

Художественная отделка  и форма изделий должны соответствовать  их назначению, обеспечивать удобство пользования и соответствовать современным эстетическим требованиям.

Форма колец должна быть правильной, края гладко заправлены, касты  припаяны без перекосов и строго соответствовать размеру камня, крапаны гладко заправлены и не должны царапать руку.

Замки у серег должны быть одинакового размера, плотно припасованы, свободно запираться и отпираться с защелкиванием, отверстие для запора у сложного замка -–строго в центре детали, свободный конец крючка – хорошо заправленным, не иметь острых кромок, камни должны быть парными по размеру, цвету и огранке.

У брошей булавки должны быть упругими, коны их – заостренными правильным конусом, без заусенцев, следов запиливания, а также должны исключать возможность самооткрывания и не выступать за пределы габаритов  изделия.

Браслеты для часов  должны быть эластичными в изгибе и в пружине, браслеты из звеньев  – прочно соединенными, звенья растяжки должны равномерно перемещаться и после  растягивания свободно принимать исходное положение, защелка замка должна хорошо пружинить и без усилий защелкиваться. При наличии у браслета предохранителя последний проверяется на прочность. Длина браслетов от 130 до 190 мм должна быть кратной 5 и 7,5.

Бусины должны быть без  сколов, трещин, царапин, затертостей, граней, а отверстия для ниток расположены в центре бусин и не иметь режущих кромок.

Детали колье должны быть прочно соединены и обеспечивать свободную подвижность, а замок  – прочный запор цепочки и  легко открываться, крепление колье  и кулона к цепочке надежное.

Запонки с челночком  должны иметь эластичную пружину, запонки с мягким соединением и запонки без пружин – легко вращаться в заштифтовке шарнира, а челночок – не опускаться без нажима на него.

У цепочек все детали должны быть прочно соединены между  собой, звенья цепочки – подвижные, цепочка должна обладать максимальной гибкостью, текучестью и при отвесе иметь строго вертикальное направление, без угловатостей. Замок цепочки при нажиме должен свободно открываться и закрываться, запор хорошо пружинить.

У изделий из хрустального стекла края дна и верхней кромки не должны быть острыми. Не допускаются включения в виде шамотного камня, непрозрачные кристаллические образования, выделившиеся в стекломассе, осыпь края и продутость стенок изделия, просвет между корпусом изделия и крышкой. Серебряная или мельхиоровая оправа должна быть тщательно закреплена на корпусе из хрустального или обыкновенного стекла без перекосов и следов гипса и полностью закрывать матовую поверхность корпуса, предназначенную для посадки оправы. детали серебряной или мельхиоровой оправы должны быть прочно соединены между собой, симметрично расположены, не иметь непропаяных мест, следов инструмента и припоя.

У камнерезных художественных изделий наружная поверхность должна быть тщательно отполированной до зеркального  блеска, на лицевой поверхности не допускаются сколы, раковины, царапины и следы обработки, если они ухудшают вид изделий.

В парных изделиях (серьги, запонки), многопредметных гарнитурах и приборах предметы должны быть одинаковыми  по форме, размерам и расцветке, рисунку, цвету и огранке вставок, а также по виду оправы.

В скульптурных, рельефных  и ажурных изделиях из кости и  рога резьба должна быть четкой, чистой и точной по рисунку; в рельефных  изделиях – выдержана равномерность  распределения высот рельефа  в соответствии с общей формой. Изделия из кости и рога должны быть хорошо отполированы, а из кости к тому же хорошо отбелены. Все детали изделия должны быть прочно, без зазоров соединены между собой и свободно сопрягаться, по месту разъема.

Лаковые художественные изделия из папье-маше не должны иметь на внутренней и внешней поверхностях наплывов, засоренности лака, неровностей, царапин, пятен, трещин. Живопись, орнамент или другое декоративное оформление – с ровным красочным слоем, рисунок без искажений и недоработок, поверхность отполирована до зеркального блеска. Коробки, шкатулки и ларцы, крышки для которых крепят на шарнирах, должны иметь хорошую заделку петель и плотно закрываться без перекосов крышки. Не допускается коробление изделий

Качество ювелирных  изделий на предприятиях – изготовителях проверяется поштучно, а на торговых предприятиях, как правило, выборочным методом, отбирается до 10% изделий от партии, но не менее 10 штук.

У отобранных изделий  определяют внешний вид, соответствие опломбированному образцу-эталону и НТД (нормативно-технической документации), ТО (технический образец); проверяют правильность оформления этикеток (наличие и правильность заполнения всех реквизитов), соответствие фактического размера браслетов и колец данным маркировки, а также наличие и качество ювелирных камней (размер пор, сколков, трещин, пузырей, зазоров и др.), а также определяют подлинность ювелирных камней.

При диагностике ювелирных  камней одним из свойств, позволяющих  получить важную информацию, является люминесценция, наиболее часто возникающая под действием ультрафиолетовых лучей. Цвет определяют в затемненных помещениях.

Прочность закрепления  ювелирных камней определяют легким нажатием деревянной палочкой или встряхиванием  изделия. Прочность пайки и закрепки вставок, правильность шарнирных соединений и замков устанавливают путем осмотра и опробования в действии.

Массу изделий из драгоценных  металлов определяют взвешиванием на технических весах 1-го класса, при  этом изделия из сплавов золота и  металлов платиновой взвешивают с точностью до 0,01 г; изделия из сплавов серебра взвешивают на весах 3-го класса с точностью до 0,1 г.

В случае несоответствия хотя бы одного из отобранных контрольных  образцов требованиям ГОСТа проводят повторную проверку удвоенного количества (до 20%), но не менее 20 образцов. Если и при этой проверке окажется, что одно из изделий не соответствует требованиям ГОСТа и опломбированному образцу-эталону, то вся партия бракуется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ структуры ассортимента и качества ювелирных товаров ПО «АДАМАС»

 

2.1. Классификация,  характеристика и анализ ассортимента  ювелирных изделий ПО «АДАМАС»

 

 

По назначению ювелирные  изделия подразделяются на изделия  для украшения, предметы  туалета,  предметы  украшения  интерьера, принадлежности  для  курения, сувениры. В зависимости  от  применяемого  материала  различают  ювелирные  изделия  из  драгоценных  и  недрагоценных  сплавов, камня, кости  др. По  характеру  производства  ювелирные  изделия  делят  на  серийные  и  единичные. Ассортимент  ювелирных  изделий  можно  подразделить  также  по  видам, конструкции, отделке, комплектности  и  др.

Информация о работе Ассортимент и качество ювелирных изделий на примере ПО «АДАМАС»