Ассортимент товаров. Виды ассортимента и показатели его рациональности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Ассортимент товаров – набор товаров разных видов и разновидностей, формируемый по определенным признакам с целью удовлетворения потребностей покупателей.

Товарная номенклатура – перечень (набор) однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения, производимых на промышленных предприятиях.

По местонахождению различают ассортимент промышленный и торговый.

Вложенные файлы: 1 файл

Ассортимент товаров.docx

— 41.89 Кб (Скачать файл)
  1.  
    Ассортимент товаров. Виды ассортимента и показатели его рациональности.

 
Ассортимент товаров – набор товаров разных видов и разновидностей, формируемый по определенным признакам с целью удовлетворения потребностей покупателей. 
 
Товарная номенклатура – перечень (набор) однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения, производимых на промышленных предприятиях.

  •  
    По местонахождению различают ассортимент промышленный и торговый.

 
Промышленный (производственный) ассортимент – это продукция (товары), выпускаемая изготовителем, исходя из его производственных возможностей для удовлетворения нужд потребительского рынка. 
 
Торговый ассортимент – совокупность товаров, поступающих в сферу обращения. В отличие от промышленного, включает, как правило, товары различных производителей (за исключением фирменных магазинов).

  •  
    ^ В зависимости от охвата различают следующие виды ассортимента:

 
Простой ассортимент – набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований. Характерен для магазинов повседневного спроса. 
 
Сложный ассортимент объединяет значительное число видов, разновидностей, которые удовлетворяют однотипные разнообразные потребности (ткани, обувь, швейные изделия). 
 
Групповой ассортимент – перечень товаров, удовлетворяющих однородные потребности (товары для детей, товары комплекса «одежда»). 
 
Развернутый ассортимент включает виды и разновидности товаров в пределах каждой товарной группы. Такой ассортимент, как правило, включается в специализированных магазинах. Несколько товарных групп представлено большим количеством видов и разновидностей (магазин «Бытовая техника»). 
 
Сопутствующий ассортимент – набор товаров, выполняющих вспомогательные функции и не относящихся к основным для данного предприятия (предметы ухода за обувью в обувном магазине). Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, видов, разновидностей, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.

  •  
    ^ По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.
  •  
    По характеру и виду удовлетворяемых потребностей различают реальный, прогнозируемый, учебный ассортимент.

 

 
Свойства и  показатели ассортимента 
 
Свойство ассортимента – его специфическая особенность, проявляющаяся при его формировании. Показатель ассортимента – количественное выражение его свойств, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров. Обычно определяются действительный показатель, базовый и соответствующий коэффициент (отношение действительного показателя к базовому). Широта ассортимента – это количество видов однородных и (или) разнородных групп, находящихся в продаже. Например, в магазине женской одежды в продаже имеется 7 видов швейных изделий (платья, костюмы юбки, брюки, куртки, пальто, полупальто), 3 вида трикотажных (свитеры, джемперы, жакеты), 5 видов обуви (туфли, ботинки, сапоги, туфли летние, полуботинки). Широта ассортимента будет равна 15. 
 
Полнота ассортимента – количество наименований и разновидностей товаров однородной группы, находящихся в продаже. Например, в ассортименте магазина имеется 2 разновидности свитеров, 3 разновидности джемперов, 5 разновидностей жакетов. Полнота ассортимента группы «Верхний трикотаж» составляет 10. Обычно проверяется соответствие реальной полноты ассортимента ассортиментному минимуму (перечню). Последний представляет собой документ, регламентирующий минимально допустимое количество видов и разновидностей товаров, определяющих профиль торговой организации. 
 
Устойчивость ассортимента – количество видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителя. 
 
Новизна (обновление) ассортимента – количество новых товаров в общем поступлении. 
 
Структура ассортимента характеризуется долей каждого вида или наименования товара в общем ассортименте. Например, можно рассчитать структуру ассортимента обуви по различным признакам – половозрастному назначению (определяется удельный вес мужской, женской и детской обуви), сезонному назначению (летняя, зимняя, демисезонная, внесезонная), видам (сапоги, ботинки, полуботинки и пр.) и другим признакам.

  1.  
    Понятие о качестве товаров. Факторы, формирующие качество непродовольственных товаров.

 
Качество товара зависит от свойств, которыми он обладает, а также от его способности удовлетворять  определённые потребности благодаря  этим свойствам. Оценка качества продукции  заключается в оценке его свойств, а также в соответствии их предъявляемым  требованиям. 
 

 
В соответствии со стандартом ИСО под качеством продукции понимают совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. 
 
Качество товара оценивается с помощью показателей качества, которые представляют собой количественные характеристики одного или нескольких наиболее важных свойств продукции. 
 
Каждый отдельный товар имеет определённую номенклатуру показателей качества, которые классифицируются по следующим признакам: по количеству характеризуемых свойств, по способу выражения, по методу определения, по стадии определения, в з-висимости от области опре-деления, по применению для оценки уровня качества продукции. 
 
В зависимости от количества характеризуемых свойств показатели качества подразделяются на: единичные и комплексные. 
 
Показатели качества по функциональному назначению делятся на: назначения, срока действия, транспортабельности, безопасности, эстетические, экологические.

  1.  
    Факторы, способствующие сохранению качества товаров в сфере обращения и потребления.

 
Надежность – это свойство товара, характеризующее его способность сохранять свою потребительную стоимость во времени. Надежность делится на более простые группы. 
 
Безотказность – это свойство товара непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение определенного времени потребления без вынужденных перерывов до первого отказа. Показатель – наработка на отказ. 
 
Долговечность – свойство товара сохранять свою потребительную стоимость до наступления предельного состояния с учетом установленной системы ухода, обслуживания и ремонта при транспортировке, хранении и потреблении. Показателями долговечности являются ресурс и срок службы. 
 
Ремонтопригодность – это свойство товара, заключающееся в его приспособленности к предупреждению и обнаружению причин отказов и повреждений и их устранению, т.е. способность товара восстанавливать свою потребительную стоимость в результате ремонта, при условии, что затраты на ремонт относительно малы. Показатели – продолжительность ремонта, время восстановления. 
 
Сохраняемость – это способность товара непрерывно сохранять свою потребительную стоимость при хранении и транспортировании. Показатель – срок сохраняемости. 
 
4. Понятие о полимерах и пластмассах. Состав пластмасс и его влияние на свойства и назначение. 
 

 
Это искусственные материалы на основе полимеров, способных при определённых условиях формироваться в изделия и сохранять приданную им форму. 
 
Состав:  
 
^ Связующее вещество. Соединяет все составные части пластмассы. Синтетические смолы, природные модифицированные полимеры, белковые вещества и др. Иногда пластмасса состоит только из одного связующего вещества, например полиэтилен, полистирол. 
 
Наполнители. Придают изделиям большую механическую прочность, повышают их теплостойкость, хим. Стойкость, улучшают электроизоляционные свойства, снижают усадку, а также стоимость. Древесная мука, хлопковые очёсы, ткани, бумагу, мел, каолин. 
 
Пластификаторы. Придают гибкость, эластичность, снижают жёсткость и хрупкость, повышают свето- и морозостойкость, облегчают процесс формирования изделий. Маслообразные высококипящие жидкости. 
 
Красители. Тонкоизмельчённые минеральные пигменты либо органические красители. 
 
Стабилизаторы. Вещества, замедляющие старение пластмасс, т. е. постепенное ухудшение их свойств под воздействием кислорода воздуха, света, влаги и других факторов. Процесс старения полимеров связан с накоплением свободных радикалов, образующихся в р-те распада макромолекулярных цепей. Защитное действие стабилизаторов основано на способности связывать свободные радикалы или переводить их в малоактивное состояние. Амины, сажа, фенолы. 
 
^ Отвердители, смазки, антипирены. 
 
Спектр свойств достаточно широк. Они могут быть: хрупкими и ударопрочными; прозрачными и мутными, мягкими (пенопласты, поропласты, ПВХ), полужёсткими (капрон, полипропилен, полиэтилен) и жёсткими (полистирол, полиметакрилат), фенопласты, аминопласты); горючими и огнестойкими, электропроводящими и электрическими изоляторами и др. Общим свойством является низкая плотность, прочность. 
 
5. Классификация полимеров и пластмасс. Характеристика основных видов обратимых (термопластичных) полимеров. 
 
Термопласты при нагревании размягчаются, а при охлаждении снова затвердевают. Размягчение и отвердевание можно повторять многократно, при этом свойства пластмасс и их химический состав почти не изменяются. Полиэтилен, полистирол, ПВХ. 
 
6. Классификация полимеров и пластмасс. Характеристика основных видов необратимых (термореактивных) полимеров. 
 
Реактопласты – пластмассы, которые при нагревании приобретают сетчатую структуру, необратимо теряя способность плавиться и растворяться. Они размягчаются лишь на опр. Стадии получения и при дальнейшем нагревании окончательно затвердевают. Фенопласты, аминопласты, эфиропласты. 
 
7. Характеристика основных способов производства изделий из пластмасс и их декорирования: отличительные признаки, влияние на качество и широту ассортимента. 
 

 
По способу изготовления изделия из пластмасс подразделяются на изделия, изготовленные методами (выбор способа зависит от свойств перерабатываемого материала, конструкции изделий): 
 
Литьем по давлением – самый распространенный способ для переработки в изделия термопластичных пластмасс. Характерными особенностями изделий являются наличие следов от литника, гладкая или рельефная с рисунком от формы поверхность, разнообразие форм изделий, в т.ч. и сложные (в этом случае на изделии могут быть швы от разъемной формы).  
 
Экструзией получают профильные изделия из термопластичных полимеров (стержни, трубы, ленты, волокна, нити). Экструзия может сочетаться с раздуванием, при этом получаются полые изделия из заготовок в форме труб, на боковой поверхности и дне таких изделий заметны швы от мест соединения разъемных частей формы (воронки, бутылки и др.).  
 
Каландрованием получают пластины, листы, пленки из термопластичных полимеров, из которых в дальнейшем могут быть изготовлены изделия другой формы. 
 
Штампованием производят изделия из термопластов небольших размеров, тонкостенные, без острых углов и граней, несложной формы (тарелки, мыльницы, футляры). 
 
Горячим прессованием изготавливают изделия из термореактивных пластмасс (фено-, аминопластов). Изделия характеризуются несложной формой, отсутствием технологических стыков с формой, значительной толщиной стенок. 
 
Формованием получают изделия из листовых или пленочных термопластичных материалов – ванны, тазы, бутылки, одноразовую посуду. Они могут быть различных размеров, форм.  
 
По виду отделки. Эстетические свойства изделий повышают окрашиванием пластмасс, нанесением рельефных поверхностей или рисунков.  
 
Окрашивание изделий может быть однотонное, с разводами, с темными крапинками, с применением перламутра. 
 
Двухцветное литье – изделие имеет разноокрашенные внутреннюю и наружную поверхности.  
 
Рельефная поверхность (зернистая, узорчатая, в виде граней, капель, матовых участков) образуется при контакте пластмассы с формой изделия в процессе производства. 
 
Деколь – одноцветный или многоцветный рисунок на подложке из прозрачного материала, наклеенный на поверхность изделия, в результате его закрепления на изделии ощущается рельефность. 
 
Трафарет – нанесение рисунка краской через прорези шаблона.  
 
Напрессовка декоративной пленки – пленка с разнообразным рисунком, цветом и фактурой поверхности в процессе производства прочно закрепляется на изделии. 
 
8. Классификация ассортимента хозяйственных изделий из пластмасс и их характеристика по классификационным признакам. 
 
Ассортимент изделий постоянно расширяется за счет появления новых видов. К классическим видам хозяйственных изделий относятся: 

  •  
    -
  •  
    для сыпучих пищевых продуктов предназначены банки хозяйственные для хранения и дозировки крупы, муки, соли, специй; вазы для сервировки стола (для конфет, печенья, фруктов), емкости для овощей, кружки, перечницы, сахарницы, стаканы мерные, солонки, чайницы.
  •  
    для холодных пищевых продуктов применяется штучная и комплектная посуда: 
    •  
      для хранения и подачи на стол пищи жидкой консистенции – бидоны, бутыли, ведра, кувшины, ковши, молочники, сливочники, соусники, фляги;
    •  
      для принятия пищи и напитков – вазы для варенья, крема, чашки с блюдцами, кружки, миски, подстаканники, рюмки, стаканы, тарелки глубокие; 
    •  
      для подачи, хранения и переноса пищи нежидкой консистенции – блюда, вазы для сервировки стола, бутербродницы, контейнеры для яиц и хлеба, контейнеры вакуумные, комплекты для пикника, комплекты дорожные, лотки, подносы, столики-подносы, сырницы, селедочницы, тарелки мелкие; 
    •  
      кухонно-хозяйственные принадлежности – воронки, доски разделочные, дуршлаги, крышки для банок, скалки, ложки, вилки, решетки для мойки, фруктомойки, формы для льда, ситечки, сепараторы, соковыжималки, пельменницы, выемки для теста и др.
  •  
    изделия для горячих пищевых продуктов – бульонки, кружки, миски, стаканы, тарелки, чашки с блюдцами, сервизы чайные и кофейные. 
  •  
    изделия, контактирующие с непищевыми продуктами - баки для мусора, ведра, вешалки для одежды, канистры, корзины хозяйственные, корзины для бумаг, контейнеры для мусора, мешки для мусора, подставки для горячих предметов, пылевыбивалки, совки для мусора, тазы, фляги, щетки, швабры, ящики для мусора.
  •  
    изделия для ванной комнаты и туалета – бумагодержатели, ванночки для купания, вешалки для полотенец, держатели для зубных щеток, ершики, карманы для туалетной бумаги, коврики, корзины для белья, мыльницы для ванной, наборы для ванной комнаты, полки, тазы.
  •  
    изделия для сада и огорода – ведра, плодосъемники, ягодосборники, шланги, лейки, оросители, опрыскиватели, рукомойники, ящики, бочки. 
  •  
    изделия для интерьера и мебель – вазы для цветов, подставки для цветов, кашпо, карнизы, кресла, полки, стулья, столы, этажерки. 

 
9. Понятие о  керамике, сырье для ее производства. Характеристика основных типов  керамики. 
 
По виду керамики изделия бывают из фарфора, полуфарфора, фаянса, майолики, гончарной керамики. 
 
Фарфор отличается особым изяществом, легкостью и прочностью, может длительное время сохранять тепло. Имеет черепок белого с голубоватым оттенком цвета, просвечивающийся в тонких слоях (до 2,5 мм толщиной). Изделия из фарфора покрыты бесцветной глазурью, на краю ножки (место установки на горизонтальную поверхность) или по верхнему краю глазурный слой - 
 
отсутствует. При легком ударе по краю фарфорового изделия оно издает высокий продолжительный звук. Ассортимент фарфоровых изделий самый широкий, некоторые виды посуды вырабатывают только из него (в основном чайники, кофейники, чашки). Известен также костяной фарфор, черепок которого обладает небольшой массой, толщиной, просвечиваемостью, молочно-белым цветом, из него изготавливают высококачественную элитную посуду.  
 
Полуфарфор имеет черепок белого цвета, не просвечивается, покрывается бесцветными прозрачными или полупрозрачными глазурями аналогично фарфору. Применяется ограниченно (для изготовления бочонков для сыпучих продуктов, посуды для предприятий общественного питания).  
 
Фаянс в отличие от фарфора имеет меньшую механическую прочность и термическую стойкость. Черепок белого цвета с желтоватым оттенком, с утолщенными непросвечивающимися стенками. При легком ударе по краю фаянсового изделия оно издает глухой непродолжительный звук. Глазуруется бесцветной глазурью по всей поверхности изделия. В ассортименте – блюда, блюдца, вазы для сервировки стола, тарелки, миски, селедочницы. В последнее время не находит широкого распространения, в Беларуси не выпускается. 
 
Майолика бывает фаянсовой (черепок белого цвета) и гончарной (черепок всех оттенков коричневого цвета). Не просвечивается, черепок пористый, толщина стенок различна. Покрыта цветными прозрачными и чаще всего непрозрачными цветными глазурями, характер глазурования как у фарфора. Изделия могут иметь ножку или вогнутую поверхность дна. Из майолики вырабатывают чашки, блюдца, кружки, стаканы, пиалы, кувшины, масленки, сахарницы, хлебницы, вазы для фруктов, тарелки для торта, настенные тарелки, миски и другие штучные изделия, а так же наборы для салата, ликера, приборы для кваса. 
 
Гончарная керамика имеет черепок красно-коричневого цвета. Изделия покрыты бесцветными прозрачными глазурями, причем может применяться частичное покрытие внутренней или внешней поверхностей. Дно изделий ровное. В ассортименте – кухонная посуда (горшки, крынки для молока, плошки), столовая посуда (миски, кружки и кувшины, масленки, емкости для хранения сыпучих продуктов), а также горшки цветочные, вазы.  
 
10. Характеристика основных видов украшений (декорирования) керамических бытовых товаров. 
 
По виду декорирования. Некоторые виды украшений аналогичны декору на стеклянных изделиях – деколь, живопись, усик, отводка, лента (на фаянсовых изделиях может достигать 13-16 мм и называется буфетной). Кроме того, могут наноситься: 
 
Трафарет – рисунок краской в 1-3 цвета, контур которого четко выражен, а детали разобщены.  
 
Штамп – мелкий контурный графический рисунок золотом или краской.  
 
Шелкография – рельефный рисунок с отпечатком ткацкого переплетения, получаемый продавливанием краски через сетчатый шаблон.  
 

 
Крытье – однотонная раскраска изделия аэрографом. Бывает сплошным (у тарелок покрыт борт, у полых изделий – боковая поверхность, у блюдец не покрыто место для установки чашки), частичным – полукрытье (покрыта часть корпуса изделия шириной свыше 20 мм), с прочисткой (например, рисунок в «горох»), нисходящим или восходящим (ослабевание интенсивности окраски в определенном направлении). 
 
Печать – однотонный рисунок крупного масштаба с нечеткими расплывчатыми линиями, наносимый чаще всего на изделия из фаянса. 
 
Дополнительные украшения – дорисовка вручную препаратами золота или краской; промазка рельефа или отдельных деталей (ручек, носика); разделка медальона (разрисовка границ овала или круга, внутри которого находится основной рисунок).  
 
Украшения могут быть расположены букетом (1-3 рисунка-лепка), раскидными (5 и более лепков), бортовыми (непрерывно расположены по краю борта), сплошными (расположены по всей внешней или внутренней поверхности).  
 
11. Классификация ассортимента керамических бытовых товаров. Характеристика ассортимента керамической посуды. 
Чайная и кофейная посуда 
 
Для принятия напитков: 
 
- Чашки выпускаются различной формы корпуса, изготовляют с блюдцами. Они бывают разного назначения - кофейные (60-130 см3), чайные (200-500 см3), чайно-кофейные(150-250 см3), подарочные (650-1100см3), детские.  
 
- Кружки в отличие от чашек имеют более простую форму, верхний диаметр меньше высоты корпуса, не комплектуются блюдцами. Емкость 90-500 см3
 
- Бокалы - подарочные изделия в форме высокой чашки, с блюдцем или без него, с ручкой, крышкой или без них. Емкость 375-600 см3.  
 
- Стаканы — изделия без ручки емкостью 100-250 см3.  
 
- Блюдца бывают кофейными (диаметр 110-120 мм), чайными (135-180 мм). Имеют углубление для установки чашки. 
 
- Вазы для варенья, меда имеют диаметр 90-100 мм, без углубления для чашки.  
 
-Пиалы — сосуды для принятия напитков в виде чашки или кружки без ручки емкостью 140-400 см3
 
Для подачи пищи и напитков: 
 
- Чайники подразделяют по назначению на заварные (емкостью 250- 800) и доливные (емкостью более 1000 см3). В заварных чайниках могут быть перфорационные отверстия (сито) в месте прикрепления носика 
 
- Кофейники отличаются от чайников большей высотой корпуса, формой, отсутствием сита. Крышка чаще с замком. Емкость 500-1400 см3
 

 
- Кувшины имеют ручку и слив. Емкость 750 -2000 см3.  
 
- Графины имеют емкость 250-1000 см3, предназначены для спиртных напитков. 
 
- Молочники – изделия в виде кувшина, емкостью до 500 см3
 
- Сливочники аналогичны молочнику по конструкции, емкость 150-400 см3
 
- Масленки – изделия с крышкой, емкость 200-250 см3
 
- Сахарницы – с ручками или без ручек, с крышкой, емкость 170-600 см3.  
 
- Вазы для фруктов, печенья и варенья – на ножке, без ножки. Диаметр 240-270 мм, для варенья – 120 мм.  
 
Столовая посуда 
 
Для принятия пищи: 
 
- Тарелки (рисунок 1) по назначению они делятся на 

  •  
    глубокие порционные (диаметром 240 мм), полупорционные (диаметром 200 мм) и детские (178 мм); десертные тарелки глубокие (диаметром 200 мм) для сладких супов; 
  •  
    мелкие - для вторых блюд. Бывают пирожковыми (диаметр до 150 мм) - для хлеба, тостов, выпеченных изделий; закусочными (диаметром 175) для холодных закусок; десертными (диаметром 200 мм, отличаются от закусочных более красочным рисунком), применяются для запеканок, сладких блюд, свежих фруктов; подставные под глубокие тарелки (240 мм). 

 
- Миски – глубокие изделия с узким бортом, диаметром 150-180 мм. 
 
- Салатники однопорционные выпускаются разных форм и размеров, применяются для подачи салатов, солений, грибов.  
 
-Бульонные чашки (вместимостью 350-400 см3) с блюдцами для бульонов, пюреобразных супов.  
 
-Рюмки (подставки) для яиц –полые изделия на ножке с подставкой.  
 
Для подачи и хранения 
 
-Блюда – круглые (для мясных и овощных закусок, канапе), овальные (закусок из рыбных и мясных блюд, для заливной рыбы). Применяются для подачи фруктов, пиццы (плоские), гарниров. 
 
- Вазы для супа – изделия с крышкой, в которой имеется отверстие для разливательной ложки (3000 -3500 см3); вазы для бульона – 600-1800 см3; вазы для компота -2000 см3
 
-Вазы для соуса – изделия со сливом овальной формы для холодных соусов и сметаны, емкость 800 см3
 
- Солонки – емкость до 50 см3, могут быть закрытые и открытые. 
 
- Перечницы — полые изделия с отверстиями. Емкость до 50 см3
 
- Горчичницы – емкость до 50 см3. Имеют крышку с выемкой для ложки. 
 
- Селедочницы – изделия овальной формы или в виде рыбки длиной 135 -300 мм  
 
- Салатники – изделия различной формы, вместимостью до 6 порций салатов, солений, маринадов и др.  
 
- Сухарницы – углубленное блюдо диаметром 230-350 мм.  
 

 
- Менажницы – изделия круглой формы, разделенные на сектора, предназначенные для подачи гарниров, салатов.  
 
К прочим изделиям относятся: салфетницы для бумажных салфеток, кольца для салфеток, подносы, подставки под ложку.  
 
К кухонной посуде относятся емкости для круп, муки, бочонки, горшки для тушения.  
 
К художественно-декоративным изделиям относятся вазы для цветов – напольные, настольные, декоративные и настенные тарелки, блюда, панно, скульптуры, шкатулки, сувениры, подставки для свечей, вазоны для цветов, горшки, кашпо.  
 
керамической посуды. 
 
12. Состав стекломассы и его влияние на свойства готового стекла. Характеристика основных видов стекол (свойства, отличительные признаки, назначение). 
 
По виду стекла стеклянные бытовые товары бывают из обыкновенного, хрустального, боросиликатного и ситаллового стекол. 
 
Обыкновенное стекло (натрий-силикатное, натрий-калий-силикатное, калий-силикатное) — хрупкий прозрачный материал без повышенного блеска, обладает высокой химической устойчивостью, достаточно термостойкое и твердое. При постукивании деревянной палочкой по изделию издается глухой звук. Применяется при производстве столовой, хозяйственной посуды, художественно-декоративных изделий.  
 
Хрустальное стекло в отличие от обыкновенного имеет повышенный блеск, массу, высокую лучепреломляемость из-за наличия окислов РвО,ВаО. Оно имеет меньшую твёрдость, чем обыкновенное стекло и термически менее устойчиво. Существуют разновидности: свинцовый полухрусталь (до 13% оксида свинца), легкий свинцовый хрусталь (до 25%), тяжелый свинцовый хрусталь (более 30%); бариевый хрусталь (более 20% оксида бария). Не так давно разработан новый вид хрусталя, содержащий оксид титана, который отличается легкостью и долговечностью. Данная посуда является ударопрочной. Применяется в производстве посуды праздничного назначения и художественно-декоративных изделий. 
 
Боросиликатное стекло отличается повышенной механической прочностью, термической и химической устойчивостью. Изделия имеют зеленоватый оттенок, меньший блеск и прозрачность. Применяется в производстве посуды для приготовления пищи, в частности для микроволновых печей.  
 
Ситалловое стекло – это новый вид стекла (сокращенно называют стеклокерамика), полученный направленной кристаллизацией стекол специальных составов. Оно имеет высокую термическую стойкость (выдерживает до 900°С и более), механическую прочность и химическую устойчивость, - 
 
преимущественно молочно-белого цвета. Является одним из основных материалов, применяемых в производстве посуды для микроволновых печей. 
 
13. Способы изготовления изделий из стекла: их отличительные признаки, влияние на свойства. 
 
По способу производства стеклянные изделия делятся на выдувные, прессованные, прессовыдувные, моллированные и др.  
 
Выдувание является наиболее распространенным способом производства стеклянных изделий. Оно бывает ручным и механизированным. Изделия получают разнообразных форм, без швов, с наличием зауженных мест, как тонкостенные, так и толстостенные; на них применяют различные дополнительные виды декорирования. Изделия имеют красивый внешний вид, повышенную чистоту, ровность, блеск. Производят рюмочные изделия, кувшины, графины, стаканы и др. Разновидностью ручного выдувания является свободное выдувание (гутенская работа). Производят толстостенные изделия сложных форм, с прилепными деталями. Например, скульптуры птиц, животных и т.д.  
 
Прессованием производят изделия в пресс-формах, состоящих из матрицы и пуансона. Жидкая стекломасса подаётся в матрицу и под действием пуансона заполняет зазор между матрицей и пуансоном. Прессованные изделия имеют чаще коническую форму с расширением кверху, утолщенные стенки, могут иметь швы, если внутренняя поверхность матрицы рельефная, то на изделии получается рисунок от формы. Данные изделия имеют более высокую механическую устойчивость, хуже эстетический вид, чем выдувные.  
 
Прессовыдуванием изделия сначала формуют в пресс-форме, а затем выдуванием в форме формируют внутреннюю полость изделия. Они имеют боковые швы, сложную форму (чаще с горлышком), может присутствовать рисунок от формы. Производят ограниченный ассортимент: графины для воды, вина, маслёнки, судки для специй, стеклотару, флаконы для духов и одеколонов.  
 
Моллированием производят узкий ассортимент преимущественно плоских изделий: вазы для фруктов, блюда, пепельницы. Размягченная плоская заготовка в форме прогибается под действием собственного веса или небольшого внешнего усилия. Верхний край свободно застывший. Изделия толстостенные, прочные , может присутствовать рисунок от формы. 
 
Сочленение — это комбинированный способ. Детали изделия формуют отдельно, а затем сочленяют в горячем состоянии. В местах сочленения присутствуют швы, что ухудшает их эстетический вид и снижает долговечность. Производят изделия на ножке: рюмки, вазы и т.д. 
 
14. Декорирование (украшение) стеклянных бытовых товаров: отличительные признаки, влияние на свойства. 
 

 
По виду декорирования изделия бывают гладкие (без декора) и декорированные (живопись, деколь и т.д.) 
 
В зависимости от способа получения декора украшения делятся на две группы: украшения, наносимые в процессе производства; украшения, наносимые на готовые изделия.  
 
Украшения, наносимые в процессе производства:

Информация о работе Ассортимент товаров. Виды ассортимента и показатели его рациональности