Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:32, творческая работа
Для своего исследования мы выбрала чай, полезный и любимый многими напиток. Сегодня его можно назвать напитком №1.В тоже время мы редко задаемся вопросом, что содержит этот наш «знакомец» и чем один вид чая отличается от другого? Какова история чая? От чего зависит его качество и аромат? В процессе исследования знакомый напиток открыл нам много тайн.
Цель работы: Изучение состава чая, проведение опытов с ним.
Как показало анкетирование, предпочтение отдают черному чаю, т.к. этот напиток более привычный и традиционный (70%).Оказывается, о полезных свойствах зеленого чая знают не многие (12%), а чай «Каркадэ» пробовали всего лишь (18%) опрошенных. Не крепкий чай пьют 60% опрошенных и это правильно. От 3до 5чашек в день выпивают 73% ,это говорит о популярности напитка, более 5 -21%,совсем мало пьют чая от1до2 чашек- 6% опрошенных. Химический состав чая знают единицы(8%). Большинство учащихся считают чай полезным для организма(72%), указывают на его вредное влияние (4%) .
Для исследования было взято три вида чая: пакетированные черный, зеленый и чайный напиток «Каркадэ».
Химический эксперимент наглядно показал, что в состав исследуемого чая входит кофеин. (Опыт №1) .Появление вещества оранжевого цвета, а затем коричневого и сравнение опытного образца с эталоном говорит о наличии в черном чае кофеина. Установлено, что в черном чае его содержится больше. ( Приложение III. Опыт № 1)
Опыт №2 позволил доказать наличие витамина С в чае. ( Молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом.)Витамина С много и в зеленом и в черном чае, но в зеленом его больше. ( Приложение III. Опыт № 2)
Опыт № 3 дал возможность определить, что у чая слабо щелочная реакция среды. (Приложение III. Опыт № 3)
Вещество танин был
обнаружен по появлению темно- фиолетового
окрашивания при
Опыт №5. этот опыт показал, как меняется окраска (антоцианов - красящих веществ) в зависимости от реакции среды. Наиболее интересные опыты по изменению окраски мы провели с чаем «Каркадэ». К напитку добавляли небольшие количества щелочи и наблюдали изменения окраски от ярко-красного до ярко зеленого. Универсальной индикаторной бумажкой измеряют рН среды.
Изменение окраски чая «Каркадэ» в зависимости от рН среды.
рН |
Цвет раствора |
3,0 |
Ярко- красный |
5,0 |
Красный |
6,0 |
Красно-коричневый |
7,0 |
Коричнево-черный |
8,0 |
Коричнево- зеленый |
10,5 |
Болотный |
12 |
Ярко зеленый |
Чай «Каркадэ» можно использовать в качестве индикатора.( Приложение III. Опыт № 5)
Опыт№6. Для приготовления ароматного, вкусного, полезного чая нами была приготовлена чистая вода. Водопроводная вода, как известно, содержит много нежелательных и даже токсичных примесей Полученный фильтр на ниточке поместили в электрочайник, включили его и получили кипяток для чая. При нагревании воды до температуры кипения происходит интенсивное поглощение активированным углем ионов металлов и вредных органических веществ. В результате получили 1л. экологически чистого кипятка. (Приложение III. Опыт № 6)
В результате проведенной исследовательской работы мы пришли к выводу: История чая очень интересна и занимательна. 70% учащихся потребляют чай, предпочитая черный. Химический состав чая очень разнообразен и сложен. Экспериментально в обычной лаборатории можно выделить составные компоненты чая и провести с ними занимательные опыты. Биологическое действие чая на организм многогранно. Для заваривания полезного, ароматного чая нужна хорошая вода.
. Гипотеза подтвердилась. Действительно в обычной лаборатории можно выделить составные компоненты чая и провести с ними опыты. Мы доказали это своим исследованием.
Цель и задачи, которые были поставлены выполнены. Мы узнали многое интересного и полезного. Эти знания нам пригодятся в дальнейшей жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1.Биологический энциклопедический словарь. Гл. ред. М.С.Гиляров.,А.А.Баев –М.:Сов.Энциклопедия, 1989
2.Коробкина 3. В. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров. — М.: КолосС, 2003.
3.Ольхин О. Опыты без взрывов. — М.: Химия, 1986.
4.Смоляр В. И. Рациональное питание. — Киев: Наукова думка, 1991.
5.Стёпин Б. Д., Аликберова Л. Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. — М.: Дрофа, 2002.
6.Тюкавкина Н. А. Органическая химия. — М: Дрофа, 2008.
7.Цоциашвили И. И. Химия и технология чая. — М.: Агропромиздат, 1989.
8.Химия в школе.№6,2011г.,Л.А Яковишин «Химические опыты с чаем каркадэ»
9. Химия в школе №8.2011.,В.К, Половняк «Как получить экологически чистый кипяток»
10. Интернет сайты.
Химический состав чая.
Вещества |
Содержание в % |
Дубильные вещества |
30 |
Белки |
16 |
Сахара |
До 2 |
Кофеин |
5 |
Теофиллин |
Незначительное |
Клетчатка |
Незначительное |
Крахмал |
Незначительное |
Витамин С |
Незначительное |
Витамин В |
Незначительное |
Витамин К |
Незначительное |
Витамин Р |
Незначительное |
Витамин РР |
Незначительное |
Каротин (провитамин А) |
Незначительное |
Калий |
Незначительное |
Кальций |
Незначительное |
Магний |
Незначительное |
Железо |
Незначительное |
Марганец |
Незначительное |
Медь |
Незначительное |
Цель: выявление уровня знаний учащихся о чае.
Для исследования было взято три вида чая: пакетированные черный, зеленый и чайный напиток «Каркадэ»
Опыт №1
Цель: проведение качественной реакции на кофеин
Опыт №2
Цель: определение витамина С в чае.
Опыт №3
Цель: определение кислотно-
Опыт №4
Цель: определение танина в чае.
Опыт №5
Цель: показать, как меняется окраска (антоцианов - красящих веществ) в зависимости от реакции среды
Опыт №6
Цель: получение экологически чистого кипятка.
Изготовление фильтра для получения экологически чистого кипятка: 1-исходный пакетик с заваркой, 2- готовый фильтр.
Правила употребления чая.
Не пить вчерашний чай – он не только не содержит полезных веществ, но и может навредить организм