Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 07:26, реферат
Информация о товаре — это совокупность характеризующих его сведений.
Ее основная функция — информирование покупателя о потребительной стоимости товара. Информация о товаре влияет на формирование потребительского спроса на товары.
К информационным знакам относятся знаки, которые информируют:
о предприятии (фирме)-изготовителе (товарные знаки и знаки обслуживания);
о соответствии товара нормативным документам (сертификационные знаки и знаки соответствия);
о составе (комплектации) товара и содержании в нем отдельных составляющих;
о правилах использования товара;
о проведении погрузочно-разгрузочных
работ с товаром и его
об опасности и риске, возникающих при использовании, хранении, транспортировании и утилизации потенциально опасных веществ, изделий и материалов (предупредительные символы);
о правилах утилизации упаковки (экологические знаки).
Функции информационных знаков могут выполнять графические обозначения, рисунки, буквы, цифры, слова, цвет и форма изделия иди его упаковки.
Порядок присвоения информационных
знаков и правила маркировки товаров
устанавливаются стандартами
Товарные знаки и знаки обслуживания представляют собой обозначения, позволяющие различать между собой товары и услуги различных юридических или физических лиц. Товарные знаки должны выделять продукцию и услуги определенного предприятия из числа аналогичных, предлагаемых другими предприятиями (рис.). Рис. Товарные фирменные знаки
а- фирмы Дюпон; б— Волжского автомобильного завода
Товарный знак в России
регистрируется Патентным Ведомством
в Государственном реестре
Знаки соответствия — это обозначения, которые наносятся на товар и (или) упаковку для подтверждения соответствия качества товара требованиям стандартов или других технических документов. Знак соответствия, нанесенный на сертифицированную продукцию, свидетельствует о проведении идентификации продукции и оценке ее соответствия требованиям безопасности третьей независимой стороной.
По своей принадлежности знаки соответствия подразделяют на национальные и транснациональные.
Национальные знаки
Изготовители продукции любой страны могут, подав заявку в национальный орган стандартизации и сертификации, получить лицензию на применение знака соответствия стандарту. Использование национальных знаков соответствия стандартам без лицензии не допускается.
Согласно требованиям
национальных органов стандартизации
и сертификации для получения
лицензии изготовитель продукции должен
представить документально
Транснациональные знаки
соответствия стандартам применяются
в ряде стран с целью взаимного
признания результатов
Другим транснациональным
знаком соответствия, пользующимся международным
признанием, является знак «CENELEC», введенный
Европейским комитетом по стандартизации
в электротехнике (рис.б). Электронные
системы, маркированные этим знаком
соответствия, могут приниматься, реализовываться
и эксплуатироваться всеми
Гарантии соответствия продукции стандартам и техническим условиям обеспечивали ранее в Советском Союзе путем маркирования продукции знаком соответствия государственным стандартам (ГОСТ), отраслевым стандартам (ОСТ), республиканским стандартам (РСТ), техническим условиям (ТУ) (рис.). Рис. Знаки соответствия стандартам бывшего СССР
В настоящее время в
Российской Федерации вся
Этот знак подтверждает, что
по результатам сертификационных испытаний
продукция признана соответствующей
определенным требованиям стандартов,
санитарно-эпидемиологических положений
и других нормативных документов,
о чем указывается в
При использовании (эксплуатации) некоторых промышленных товаров требуется соблюдение определенных правил. Помимо их словесного описания на упаковке и (или) на товаре помещают графические символы, указывающие на те или иные операции, соблюдение которых обеспечивает сохранение качества товара.
Так на упаковках и этикетках
текстильных товаров и швейно-
Для указания допустимых способов обращения с грузами (транспортной упаковкой товаров) используются манипуляционные знаки (рис.). Рис. Манипуляционные знаки:
Изображение, наименование, назначение, размеры и правила размещения манипуляционных знаков регламентируются ГОСТ 14192-77 «Маркировка грузов».
Важное значение имеет предупредительная маркировка, наносимая на упаковку или транспортную тару материалов и веществ, способных причинить вред человеку или окружающей среде. Предупредительную маркировку производят с помощью предупреждающих символов и поясняющего текста (рис.).
Рис. Экологический знак «Зеленая точка»(Германия)
Среди наиболее часто используемых экологических знаков - знак «Зеленая точка» (рис.), впервые получивший распространение в Германии после принятия нового законодательства об утилизации и вторичном использовании упаковки. Этим знаком маркируется упаковка, на которую распространяется гарантия возврата и вторичной переработки. В настоящее время некоторые страны Западной Европы приняли в качестве экологического закона германский знак «Зеленая точка». К сожалению, в России нет национального экологического знака.
Важнейшим видом маркировки товара являются штриховые коды (ШК).
Штриховые коды, представляющие собой по внешнему виду прямоугольник с комбинацией темных и светлых полос и цифровых обозначений, стали неотъемлемым элементом маркировки товаров не только импортного, но и отечественного происхождения.
В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых операций, наличие штрихового кода является обязательным условием экспорта. Отсутствие штрихового кода часто является причиной снижения конкурентоспособности ряда отечественных товаров на внешнем рынке.
Штриховой код (ШК) - товарный знак, наносимый на товар или его упаковку в виде штрихового или цифрового символа, считываемого сканером.
Штриховой код является одним из средств системы автоматической идентификации товара, к которой также относятся средства цифровой, магнитной, радиочастотной, звуковой и визуальной идентификации (магнитная карточка, радиочастотная бирка и т.д.). Его главное преимущество перед другими средствами автоматической идентификации заключается в возможности оперативно передавать информацию о товаре по системе электронной связи, т.е. ШК является эффективным средством телекоммуникации. Штриховой код предназначен для: оперативной идентификации товара и производителя; проведения торговых сделок «без бумаг»: ШК сокращает издержки на делопроизводство с 15 % до 0,5-3 % от стоимости товара; автоматизированного учета и контроля товарных запасов; оперативного управления процессом товародвижения: отгрузки, транспортировки и складирования товаров (производительность труда по обеспечению товародвижения повышается на 30%, в некоторых случаях - до 80%); информационного обеспечения маркетинговых исследований. Представим модельную ситуацию управления процессом товародвижения с использованием автоматической идентификации товара на основе ШК. Информация о покупке товара со сканирующих устройств и кассовых терминалов, установленных в торговом зале магазина, передается в главный компьютер торгового склада, осуществляющий контроль за изменением товарных запасов. При уменьшении их ниже установленных нормативов формируется заявка на поставку товаров определенного ассортимента, которая передается по каналам спутниковой связи в оптовое предприятие. В свою очередь оптовик направляет заказ производителю. В соответствии с заказом осуществляется выпуск конкретных товаров, пользующихся спросом. Производитель отправляет оптовику предварительное уведомление о поставке товаров и осуществляет отгрузку. Оптовик посылает опережающее отгрузочное сообщение в магазин и производит поставку. Схематично информационные каналы товародвижения изображены на рис.
Необходимо еще раз
подчеркнуть, что ШК не дает гарантий
качества товара, а может характеризовать
его лишь опосредованно. В настоящее
время среди отечественной
Области применения недостаточно разнообразны: промышленное производство, оптовая и розничная торговля, складское хозяйство, транспорт, банковское дело, таможенный контроль, страхование, здравоохранение, издательство и др.
Каждому виду, разновидности, модификации товара присваивается индивидуальный товарный номер (обозначается штриховым кодом). При изменении потребительских свойств товара (состава, формы, размера, массы, конструкции, цвета, вида и способа упаковки, комплектности и т.д.), его ШК обязательно меняется. Только рыночное колебание цены на товар не влечет за собой изменение ею товарного номера (кода). Рис. Оперативное управление товародвижением: информационные каналы
Существуют несколько видов кодов, среди которых наиболее распространенными являются европейские коды типа EAN и американские типа UPC.
Коды EAN в зависимости от числа знаков символов подразделяют на EAN-8, EAN-13 и EAN-I4.
При нанесении штрихкода на товар или на его внутреннюю (потребительскую) упаковку применяют тринадцати- или восьмизначные символы Международной ассоциации товарной нумерации EAN (EAN-13 и EAN-8), а также американские универсальные коды UPC.
Сокращенные коды (например, EAN-8) наносят обычно на малогабаритные товары, размер которых не позволяет наносить полные (тринадцатизначные) номера.
Для маркировки транспортной упаковки используют символы кода EAN-13 и EAN (ITF)-14.
Коды EAN-14 имеют более крупные размеры, чем EAN-13 и не требуют высококачественной печати. Однако, если товар продастся покупателю вместе с упаковкой, применяют только коды EAN-13, так как код EAN-14 не считывается сканирующими устройствами, установленными в магазинах.
По структуре кодов различают ШК: дискретные: знаки разделены межзначными интервалами; непрерывные: знаки-разделители отсутствуют; двунаправленные: можно считывать в двух направлениях — слева направо и справа налево.
На рис. представлен образец штрихкода типа EAN-13, на примере которого более детально разберем принцип кодирования товара. Тринадцатизначный номер штрихового кода EAN-13 включает: первые 2 (3) знака - код банка данных организации, зарегистрировавшей предприятие-изготовитель и товар (выдавшей товарный номер). Необходимо учитывать, что он не всегда совпадает с местом происхождения (страной изготовления) товара, так как фирма может быть зарегистрирована не в отечественном банке данных, а в зарубежном; последующие:
5 (4) знаков - код предприятия,
производящего или
5 знаков — код товара.
Предприятие самостоятельно
определяет кодируемую
Часто ШК сопровождается знаком «старт-стоп», который располагается в начале и в конце кодового сообщения и используется как ограничитель кода. Такими ограничителями являются удлиненные краевые штрихи, указывающие на начало и конец сканирования.
Европейская ассоциация пользователей системы автоматической идентификации товаров EAN присвоила определенные коды банкам данных различных стран. В табл. представлена кодировка банков данных о штриховых кодах некоторых стран.
Таблица
Коды стран местонахождения банка данных о штриховых кодах
Срана
Код
Страна
Кед
I
2
3
4
Австрия
90-91
Перу
775
Австралия
93
Португалия
560
Аргентина
Польша
590
Бельгия и Люк
Россия
400-460
сембург
54
Сингапур
889
Болгария
380
Словения
383
Бразилия
789
США и Канада
00—09
Великобритания
50
Таилаил
885
Венгрия
599
Тайвань
47]
Венесуэла
759
Тунис
619
Германия "
400-440
Турция
869
Греция
520
Уругвай
773
Гонконг
489
Филлипины
480
Дания
57
Франция
30-37
Израиль
729
Финляндия
64
Индонезия
899
Чехия
859
Ирландия
539
Чили
780
Исландия
569
Хорватия
385
Испания
84
Швейцария
76
Италия
80-83
Швеция
73
Кипр
529
Центральноамериканские страны
Китай
690
Гватемала
Колумбия
770
Сальвадор
Куба
850
Гондурас
740-745
Латвия
4605
Панама
Мальта
535
Никарагуа
Малайзия
955
Коста-Рика
Марокко
611
Эквадор
Мексика
750
Эстония
Нидерланды
87
Южная Корея