Исследование факторов формирующих качество керамических изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Русский фаянс представлял собой белый опак (непрозрачный фарфор) с росписью печатными рисунками, с рельефами и цветными глазурями. Одним из старейших российских фаянсовых заводов является расположенный в сосновом бору, неподалеку от Волги, Конаковский фаянсовый завод.
Цель работы: дать товароведную характеристику керамических изделий и оценку качества.
Основные задачи данной курсовой работы: ознакомится с видами керамики; изучить ассортимент и классификацию бытовых керамических изделий; освоить методы исследования;

Содержание

Введение
1. Литературная часть
1.1 Классификация керамических изделий
1.2 Состояние рынка керамической посуды
1.3 Факторы, формирующие качество керамических изделий
1.3.1 Сырьевые компоненты
1.3.2 Технология производства
1.4 Системы оценки качества керамических изделий
2. Практическая часть
2.1 Цели и задачи исследования
2.2 Характеристика нормативных документов, действующих в области объекта
2.3 Обоснование выбора объектов и их характеристика
2.4 Показатели качества керамических изделий и методы их определения
3. Экспериментальная часть
3.1 Результаты исследования образцов
3.2 Анализ факторов качества исследуемых образцов продукции
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.31 Кб (Скачать файл)

Выпускают посуду с обычной  толщиной черепка и тонкостенную, групповую и внегрупповую, штучную и комплектную – комплекты, наборы, сервизы, гарнитуры.

Ассортимент  чайной и  кофейной посуды  из низкотемпературного  фарфора менее разнообразен –  в основном это отдельные изделия.

Ассортимент  столовой посуды  из обычного, твердого и  низкотемпературного  фарфора включает тарелки  мелкие (диаметром 150,175, 200, 220, 240 мм), глубокие (200, 220,240 мм), миски (170-220 мм), блюда круглые (250—350 мм), овальные, селедочницы, вазы для бульона, супа, копмота (вместимостью 1,2-3,5 л.), подливочники,  салатники, менажницы (для гарнира), шпротницы, изделия для специй – солонки, горчичницы, перечницы, хренницы, уксусницы. Вырабатывают как штучную, так и комплексную столовую посуду в виде наборов и сервизов.

Кухонную посуду изготавливают  из твердого и низкотемпературного  фарфора;  это банки для сыпучих  продуктов, горшки для простокваши, смиетанницы, сырницы, чайницы, доски для сыра, подносы, дуршлаги и др.

Чайная  и столовая  посуда для детей  (штучные изделия  и наборы) помимо меньших размеров отличаются  простыми удобными формами, яркими рисунками с изображениями  животных, птиц, персонажей сказок и  т.п.

Художественно-декоративные изделия представлены весьма широко. Это  высокохудожественная  посуда,  декоративные изделия  для украшения  стола и интерьера,  сувениры. Их изготавливают из твердого и мягкого  фарфора, белых и  цветных масс. Декоративные изделия,  (скульптура, бюсты и др.) могут выпускаться глазурованными  и неглазурованными, в  «белье» и раскрашенными, в виде отдельных изделий или комплектов. Номенклатура изделий, художественное их решение специфичны для каждого завода – изготовителя.

Ассортимент тонкокаменных изделий из полуфарфора включает отдельные предметы и наборы посуды,  декоративные изделия: вазы,  скульптуру, куманцы, пепельницы и сувениры. Декорируют их ангобами, надглазурными и и подглазурными красками, растворимыми солями металлов, цветными глазурями.

Из термостойких тонкокаменных масс вырабатывают кухонную жаростойкую посуду.

Ассортимент фаянсовых изделий ввиду меньшей механической и термической устойчивости, отсутствия  просвечиваемости,  предствлен в основном столовой, штучной и комплектной посудой. Ее номенклатура и варианты размеров разнообразнее, чем у фарфоровой  посуды. Однако около 70% в ассортименте фаянсовой посуды  составляют тарелки. Ассортимент чайной  посуды невелик; в нем отсутствуют,  например чайники, вазы для варенья, чайные сервизы. Выпускают и кофейные сервизы. Фасоны  изделий округлые  или овальные с мягким переходом частей,  разделки выполнены обычно подглазурно полумеханическими методами. Художественно-декоративные изделия представлены  вазами для цветов и декоративными настенными тарелками, сувенирами.

Майоликовые изделия  носят  выраженный  национальный  характер. Структура  ассортимента, виды  формы  изделий, приемы  декорирования  и даже цветовой колорит  традиционны  для отдельных местностей и предприятий. Ассортимент классифицируют  по виду  черепка  - из беложгущихся и цветных глин, назначению и другими признаками.  Из майолики  вырабатывают  штучную и комплектную чайную, кофейную и столовую посуду, в большом количестве  выпускают художественно-декоративные изделия.

Художественные  майоликовые  изделия  представлены скульптурой (чаще фигурки животных),  вазам  для цветов и декоративными (настольными, настенными, напольными, подвесными), настенными тарелками и блюдами,  сувенирами, а также изделиями утилитарного характера.  Декорируют майоликовые  изделия  росписью ангобами, гравировкой  по ангобу, одноцветными  и  потечными глазурями, глазурями внесенными в «кракле», восстановительного огня и др.

Основными направлениями  развития ассортимента тонкокерамических  изделий являются дизайнерская  разработка конструкций посуды для  отдельных типов предприятий  общественного питания и бытовой  посуды для кухни (емкости для  холодильника и др.), повышение доли комплектной посуды в общем  выпуске   до 30%,  варьирование состава комплектной  посуды  повседневного пользования  в соответствии с  требованиями  потребителей, улучшение  ее эстетических свойств.

 

 1.2 Состояние рынка керамической посуды на современном этапе.

Емкость российского рынка  посуды можно оценить условно, так  как он является одной из составляющих рынка товаров для дома. На посуду приходится порядка трети от объемов  рынка всех товаров для дома. Если объем рынка товаров для дома ежегодно составляет $1,6-1,8 млрд., то на рынок посуды приходится $550-600млн.

Если еще несколько  лет назад посудный рынок был  достаточно однообразным, когда почти 90% всей легально продаваемой столовой продукции принадлежало французской  компании и ее маркам, то сегодня на российском рынке представлены почти все известные европейские бренды. Из самых крупных компаний-дистрибьюторов, работающих на российском рынке посуды, общее число которых не больше 10, ни одна из компаний не контролируетбольше10%рынка.

  На российском рынке  посуды представлены изделия  из различных материалов: металла,  стекла, пластмассы. Однако фаворитом  рынка остается керамическая  и фарфоровая посуда.

  Объем производства  керамической посуды в России  составляет в год более 200 млн.  изделий в натуральном выражении  и 1 млрд. 690 млн. руб. в стоимостном.  В последнее время прослеживается  незначительное снижение объемов  отечественного производства керамической  посуды в натуральном выражении  (более 1%), наряду с незначительным  увеличением общей стоимости  произведенных за год изделий  (более 14%).  
            На сегодняшний день 10-12% сырьевой базы для производства керамической посуды составляет импорт, практически целиком обеспечиваемый Украиной. В России керамическая и фарфоровая посуда в настоящее время производится на нескольких десятках предприятий, в том числе и на таких, где изготовление посуды является побочным производством. Ассортимент отечественных фарфоровых изделий превышает 2500 наименований. Лидерами по количеству единиц выпускаемой продукции фарфоровой посуды являются крупнейшие производители фарфора и фаянса в России: краснодарская фабрика "Кубаньфарфор", Конаковский фарфоровый завод, производственный комбинат "Дулевский фарфор", Богдановический фарфоровый завод, ЗАО "Фарфор Вербилок" и АООТ "Пролетарий".

 Характеризуя современную  ситуацию со сбытом керамической  и фарфоровой посуды на российском  рынке, необходимо отметить, что,  по оценкам ряда экспертов,  годовой оборот рынка фарфоровой  посуды в России в настоящее  время составляет примерно $60 млн.

 Рынок фарфоровой посуды  условно можно разделить на 3 ценовых  сегмента: посуда эконом-класса, посуда средней ценовой категории и посуда верхней категории цен - высокохудожественный фарфор, в основном ручной работы. В некоторых случаях выделяется еще один ценовой сегмент - посуда "от кутюр", который находится между средним и элитным. В нижнем ценовом сегменте доминирует украинская и азиатская посуда. Средний ценовой сегмент представлен преимущественно посудой отечественного производства, китайского, а также производства некоторых европейских стран, в частности, Чехии. Верхний ценовой сегмент представлен в основном продукцией отечественных и европейских производителей (в частности, Германии). Границы ценовых сегментов различаются в зависимости от товарной группы фарфоровой и керамической посуды.

 Потребительские предпочтения.

           По мнению специалистов, сегодняшний  рынок посуды в России в  достаточной мере сформировался,  и принципиальных изменений ближайшие  годы не последует. Что подвержено  переменам, так это вкус потребителя,  проживающего в крупных городах.  Теперь покупателя нужно привлекать  оригинальным рисунком или необычными  формами, так как для него  становится все более важным  не только удобство и практичность  посуды, но и ее внешний вид.

     Потребительские  предпочтения керамической и  фарфоровой посуды в России  характеризуются рядом особенностей  по отношению к Европе. В частности, одной из основных специфических черт предпочтений российских потребителей выступает потребность в высококачественной посуде по умеренной цене. Потребители стремятся покупать качественные изделия, не переплачивая за это. В связи с особенностями спроса на керамическую и фарфоровую посуду в                   России перед зарубежными поставщиками встает задача создания адаптированной продукции, обладающей оптимальным соотношением цены и качества. Нахождение наилучшего соотношения цены и качества продукции весьма актуально и для отечественных производителей в конкурентной борьбе с зарубежными компаниями.

    Фарфор и хрусталь  занимают меньшую часть массового  рынка. Фарфор как столовая  посуда в России пока еще  не популярен. До сих пор  эта посуда считалась праздничной,  не предназначенной для ежедневного  пользования. Но в последнее  время ситуация меняется. Покупатель  хочет видеть у себя на столе  или на полках что-то поистине  элегантное и эстетичное, и в  этом случае нет ничего лучше,  чем изысканный тонкий фарфор. Российский потребитель уже начинает  понимать, что настоящая красота,  которая к тому же подкрепляется  блестящим качеством, требует  материальных затрат.

1.3 Факторы, формирующие  качество керамических изделий.

Потребительские  свойства и ассортимент керамических изделий  формируются на стадиях разработки и  изготовления и  зависят от совершенства  формы и конструкции  авторского образца, свойств керамики, тщательности изготовления  серийной  или массовой продукции. В свою  очередь качество изготовления изделий  определяется характером технологии и  точностью ее соблюдения.

    1.3.1 Сырьевые компоненты

Сырье  для  изготовления керамических товаров подразделяют на материалы  для черепка, глазури  и материалы для декорирования.

Материалы для черепка – это пластичные  глинистые вещества (глина, каолин),  отощающие  (кварцевые)  материалы и плавни. 

Глина  - тонкодисперсная  горная порода, представляющая  собой  смесь  различных  минералов  - водных алюмосиликатов (каолинит и  др.).  Глины   подразделяют  по огнеупорности,  способности к  спеканию, окраске.  В производстве  фарфора и фаянса  используют  огнеупорные, беложгущиеся  глины (не более 0,8-1% оксидов железа), в гончарном производстве – легкоплавкие  красножгущиеся глины.

Каолин – наиболее ценный  глинистый материал, отличающийся  высокой огнеупорностью, но слабой пластичностью;  ввиду меньшего содержания  окрашивающих примесей  он имеет  почти чисто-белый  цвет.

В основе керамического производства  лежат  характерные  свойства глинистых  материалов – способность  образовывать  с водой  пластичное тесто и  легко формироваться, сохранять  связность в  сухом состоянии  и  приобретать прочность и  твердость после  обжига. Глинистые  материалы, особенно каолин, повышают белизну, прочность, химическую и термическую  устойчивость обожженных изделий.

Отощители – непластичные материалы (кварц, кварцевый песок), которые регулируют  пластичность, сокращают усадку изделий при сушке и обжиге, формируют структуру черепка при обжиге.

Плавни – это  легкоплавкие материалы (полевой шпат, пегматит, перлит, костяная зола и др.), снижающие  температуру обжига и способствующие спеканию черепка. Расплавляясь при  обжиге, они  образуют  прозрачное вязкое стекло,  которое связывает  чатицы массы, заполняет поры, частично  растворяет глинистые вещества  и выделяет из расплава кристаллы муллита. Плавни  обуславливают просвечиваемость и другие свойства черепка.

Материалами для глазури  служат полевой шпат, кварцевый песок, мел и другие.

Глазурь – это стекловидная пленка на поверхности керамических изделий. Она  снижает водопоглощение черепка, повышает прочность, гигиеничность и эстетичность  изделий.  Тугоплавкую  фарфоровую глазурь  изготавливают из полевого шпата,  кварца с добавкой каолина,  а легкоплавкую  фаянсовую  и майоликовую  - из кварцевого песка, соды, мела, оксидов бора, стронция и др.

Материалами  для декорирования  керамики являются керамические краски, препараты драгоценных металлов, люстры. Керамические краски  подразделяют на надглазурные, внутриглазурные и подглазурные.

Разнообразные  по цвету  надглазурные краски  представляют  собой смесь пигментов (оксиды  железа, кобальта, меди и др.) с флюсами (свинцовые, свинцово-борные  силикаты). При обжиге  (600-800оС) флюсы  размягчаются и краска наплавляется на глазурь.

Внутриглазурные   краски обжигают  при 1200-1400оС. При этом  краски выплавляются или погружаются в глазурь,  что обеспечивает их высокую механическую и химическую устойчивость.

Подглазурные краски  (оксиды кобальта, хрома, марганца, растворимые соли,  ангобы) наносят на   неглазурованную поверхность черепка и закрепляют в политом обжиге вместе с глазурью. Подглазурный  кобальт дает глубоко синюю окраску, а растворимые соли  кобальта, никеля – мягкие (пастельные) тона.  Ангобы – краски на основе тонкодисперсных глин с добавлением пигментов – широко используют при декорировании майолики и реже при декорировании фаянса.

     1.3.2 Технология производства

Производство керамических изделий состоит из обработки  сырья и приготовления массы, формирования изделий, сушки, обжига  и декорирования.

Обработка  сырья и  приготовление керамической массы сводятся к очистке сырья от посторонних (главным образом окрашивающих) примесей, грубому и тонкому его измельчению, смешению в соответствии с рецептурой, тщательной переминке и вакуумизации массы.  Примеси оксидов титана, железа вызывают  желтоватые, сероватые оттенки черепка, а неоднородность массы является причиной образования деформаций, трещин, неровностей.

Формование бытовых изделий производится  в основном из пластичной массы и литьем из шликера (суспензии компонентов массы в воде).

Изделия простых очертаний (тарелки, кружки, салатники и т.д.) формируют  из пластичной массы влажностью 20-25% на станках в гипсовых или  других вращающихся формах  посредством  шаблона или ролика. Изделия  сложной  конфигурации, с тонкими стенками, рельефным  или  ажурным рисунком  изготавливают отливкой жидкого  шликера в гипсовые формы.

Новыми  прогрессивными методами  производства керамических изделий  являются  формование из пастообразных  масс, прессование в металлических  формах из порошков.

Возможные дефекты  формовки – разнотолщинность  стенки,  следы изношенных форм, попадание кусочков гипса в массу.

Сушка  имеет целью повысить прочность полуфабриката и подготовить его к обжигу.  Влажность доводится до 1-2%. При слишком быстрой или неравномерной сушке возможны  деформация или образование трещин.

Информация о работе Исследование факторов формирующих качество керамических изделий