Как преодолеть сезонность товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 14:28, статья

Краткое описание

Сегодня, в условиях жесткой конкурентной борьбы, каждый рассчитывает только на себя. Кто-то делает ставку на сезонный бизнес, чтобы воспользоваться кратковременными подъемами покупательской активности и получить максимальную прибыль. А у кого-то, наоборот, из-за фактора сезонности возникают существенные проблемы с падением объемов продаж и последствиями этих спадов

Вложенные файлы: 1 файл

сезонность.docx

— 412.51 Кб (Скачать файл)

Как рассчитать коэффициенты сезонности, очищенные от роста?

Из данной статьи вы узнаете, как в MS Excel рассчитать коэффициенты сезонности очищенные от роста.

Для чего используют коэффициенты сезонности:

  • Для расчета прогноза;
  • Для планирования деятельности, т.е. для определения приоритетов по месяцам в рамках года;
  • Для выбора лучшего времени проведения мероприятий по стимулированию сбыта для товаров или услуг;
  • Для выбора лучшего времени для рекламирования товаров или услуг;

и т.д.

Рассмотрим расчет коэффициентов сезонности на примере. Возьмем продажи по месяцам за 5 лет (см. вложение).

Для того, чтобы рассчитать коэффициенты сезонности, очищенные от роста: 

  1. Рассчитываем рост, т.е. значения тренда за анализируемые периоды (см. статью "5 способов расчета значений линейного тренда");

Воспользуемся функцией Excel (=Предсказ) и рассчитаем значения тренда (см. вложение). 
 

  1. Определяем отклонение фактических значений от значений тренда;

Для этого фактические  продажи делим на рассчитанные значения тренда (см. вложение). 
 

  1. Среднее отклонение для каждого месяца

Для этого воспользуемся  функцией Excel (=СРЗНАЧ()). 
 

  1. Определяем общий индекс сезонности, для того, чтобы вычистить случайные отклонения и прировнять среднее значение коэффициентов сезонности к 1.

В формулу Excel =СРЗНАЧ(вводим средние отклонения для каждого месяца). 
 

  1. Рассчитываем коэффициенты сезонности, очищенные от роста и выровненные.

Для этого средние отклонения для каждого месяца делим на общий индекс сезонности (см. вложение). 
 

Знание сезонности по товарам, направлениям продаж позволит эффективно распределить усилия и денежные средства во времени.

Одинаковые действия в разные периоды времени имеют  разную эффективность.  

Анализ времени для  принятия решения о том "когда?" - это один из важнейших факторов успеха.

Например, рекламирование и  продвижение безалкогольных прохладительных  напитков летом будет намного  эффективней, чем зимой, при одних  и тех же затратах и усилиях.

Точных вам  прогнозов! 

Программа для прогнозирования Forecast4AC PRO поможет вам рассчитать коэффициенты сезонности очищенные от роста для более чем 100 товарных групп одновременно одним нажатием клавиши, а также проанализировать их на графике.

\

 

 

 

 

  • Модели расчета заказов
  • Страховой товарный запас
  • АВС анализ
  • Виды товарного запаса
  • Коэффициент сезонности
  • Оборачиваемость
  • График заказов, отгрузок, приходов, оплат
  • Прогнозирование продаж
  • Неликвиды

 


Коэффициент сезонности 

 

 

 

Коэффициент сезонности — это величина, на которую увеличиваются / уменьшаются продажи по сравнению со средними в определенный период времени. 

 

Коэффициент сезонности применим для различных периодов. Это может  быть неделя, тогда коэффиент присваивается для каждого дня недели. Например, в продуктовом магазине спрос возрастает к выходным, значит для субботы и воскресения коэффициент сезонности будет выше. Для прогнозирования спроса с применением коэффициента сезонности по дням недели необходимо чтобы поставки осуществлялись несколько раз в неделю.

Для большинства товаров  применяют коэффициенты сезонности для каждого месяца. В данном случае для расчета коэффициентов используют помесячную статистику продаж, а полученные коэффициенты используют для прогнозирования спроса на несколько месяцев вперед.

Как раcсчитать коэффициент сезонности?

Рассмотрим самый распроспраненный пример, когда необходимо получить коэффициент сезонности для каждого месяца.

В большинстве случаев  коэффициент сезонности не рассчитывается по каждой позиции, расчеты идут по товарной группе.

Прежде всего нужно взять статистику продаж за несколько последних лет (в идеале 3-4 года) для каждой товарной группы свою.

Например, это может выглядеть  так: 

 

2008

Январь 2008 г.

Февраль 2008 г.

Март 2008 г.

Апрель 2008 г.

Май 2008 г.

Июнь 2008 г.

Июль 2008 г.

Август 2008 г.

Сентябрь 2008 г.

Октябрь 2008 г.

Ноябрь 2008 г.

Декабрь 2008 г.

Среднее

ИТОГО:

273 677

437 583

549 727

527 739

488 173

538 923

700 274

665 233

551 740

720 479

662 400

537 582

554,4

                           

2009

Январь 2009 г.

Февраль 2009 г.

Март 2009 г.

Апрель 2009 г.

Май 2009 г.

Июнь 2009 г.

Июль 2009 г.

Август 2009 г.

Сентябрь 2009 г.

Октябрь 2009 г.

Ноябрь 2009 г.

Декабрь 2009 г.

Среднее

ИТОГО:

249 133

583 165

505 693

551 525

304 707

484 351

561 395

558 370

472 408

595 153

528 564

457 683

487,6

                           

2010

Январь 2010 г.

Февраль 2010 г.

Март 2010 г.

Апрель 2010 г.

Май 2010 г.

Июнь 2010 г.

Июль 2010 г.

Август 2010 г.

Сентябрь 2010 г.

Октябрь 2010 г.

Ноябрь 2010 г.

Декабрь 2010 г.

Среднее

ИТОГО:

231 687

492 770

634 338

562 424

591 494

758 914

593 648

657 977

610 373

587 662

614 598

873 964

600,8

                           

2011

Январь 2011 г.

Февраль 2011 г.

Март 2011 г.

Апрель 2011 г.

Май 2011 г.

Июнь 2011 г.

Июль 2011 г.

Август 2011 г.

Сентябрь 2011 г.

Октябрь 2011 г.

Ноябрь 2011 г.

Декабрь 2011 г.

Среднее

ИТОГО:

394 986

673 656

698 613

828 210

705 362

814 783

594 094

731 675

609 778

695 536

756 745

1 036 557

711,6


 

 

После чего делим продажи  каждого месяца на средние продажи  соответствующего года и получаем коэффициент  для каждого месяца: 

 

2008

Январь 2008 г.

Февраль 2008 г.

Март 2008 г.

Апрель 2008 г.

Май 2008 г.

Июнь 2008 г.

Июль 2008 г.

Август 2008 г.

Сентябрь 2008 г.

Октябрь 2008 г.

Ноябрь 2008 г.

Декабрь 2008 г.

Коэфф

0.49

0.79

0.99

0.95

0.88

0.97

1.26

1.2

1

1.3

1.19

0.97

                         

2009

Январь 2009 г.

Февраль 2009 г.

Март 2009 г.

Апрель 2009 г.

Май 2009 г.

Июнь 2009 г.

Июль 2009 г.

Август 2009 г.

Сентябрь 2009 г.

Октябрь 2009 г.

Ноябрь 2009 г.

Декабрь 2009 г.

Коэфф

0.51

1.2

1.04

1.13

0.62

0.99

1.15

1.14

0.97

1.22

1.08

0.94

                         

2010

Январь 2010 г.

Февраль 2010 г.

Март 2010 г.

Апрель 2010 г.

Май 2010 г.

Июнь 2010 г.

Июль 2010 г.

Август 2010 г.

Сентябрь 2010 г.

Октябрь 2010 г.

Ноябрь 2010 г.

Декабрь 2010 г.

Коэфф

0.39

0.82

1.06

0.94

0.98

1.26

0.99

1.1

1.02

0.98

1.02

1.45

                         

2011

Январь 2011 г.

Февраль 2011 г.

Март 2011 г.

Апрель 2011 г.

Май 2011 г.

Июнь 2011 г.

Июль 2011 г.

Август 2011 г.

Сентябрь 2011 г.

Октябрь 2011 г.

Ноябрь 2011 г.

Декабрь 2011 г.

Коэфф

0.56

0.95

0.98

1.16

0.99

1.14

0.83

1.03

0.86

0.98

1.06

1.46


 

  

 

Затем выводим среднеарифметические коэффициенты для каждого месяца за 4 года: 

 

ИТОГО:

                       
 

Январь 

Февраль

Март 

Апрель 

Май

Июнь 

Июль 

Август 

Сентябрь 

Октябрь

Ноябрь 

Декабрь

 

0.49

0.94

1.02

1.05

0.87

1.09

1.06

1.12

0.96

1.12

1.09

1.2


 

  

 

 

 

Добавляем экспертное мнение (возможно когда-то был большой период дефицита товара, где- то сделана супер большая проектная поставка, где-то появился новый продукт и продажи резко возросли, в конце 2008 на продажи мог повлиять кризис - одним словом, экспертное мнение):


Информация о работе Как преодолеть сезонность товара