Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 14:28, статья
Сегодня, в условиях жесткой конкурентной борьбы, каждый рассчитывает только на себя. Кто-то делает ставку на сезонный бизнес, чтобы воспользоваться кратковременными подъемами покупательской активности и получить максимальную прибыль. А у кого-то, наоборот, из-за фактора сезонности возникают существенные проблемы с падением объемов продаж и последствиями этих спадов
Как рассчитать коэффициенты сезонности, очищенные от роста?
Из данной статьи вы узнаете, как в MS Excel рассчитать коэффициенты сезонности очищенные от роста.
Для чего используют коэффициенты сезонности:
и т.д.
Рассмотрим расчет коэффициентов сезонности на примере. Возьмем продажи по месяцам за 5 лет (см. вложение).
Для того, чтобы рассчитать коэффициенты сезонности, очищенные от роста:
Воспользуемся функцией Excel (=Предсказ)
и рассчитаем значения тренда (см.
вложение).
Для этого фактические
продажи делим на рассчитанные значения
тренда (см.
вложение).
Для этого воспользуемся
функцией Excel (=СРЗНАЧ()).
В формулу Excel =СРЗНАЧ(вводим
средние отклонения для каждого месяца).
Для этого средние отклонения
для каждого месяца делим на общий индекс сезонности
(см.
вложение).
Знание сезонности по товарам, направлениям продаж позволит эффективно распределить усилия и денежные средства во времени.
Одинаковые действия в разные периоды времени имеют разную эффективность.
Анализ времени для принятия решения о том "когда?" - это один из важнейших факторов успеха.
Например, рекламирование и продвижение безалкогольных прохладительных напитков летом будет намного эффективней, чем зимой, при одних и тех же затратах и усилиях.
Точных вам прогнозов!
Программа для прогнозирования Forecast4AC PRO поможет вам рассчитать коэффициенты сезонности очищенные от роста для более чем 100 товарных групп одновременно одним нажатием клавиши, а также проанализировать их на графике.
\
|
Коэффициент сезонности
Коэффициент сезонности — это величина, на которую увеличиваются / уменьшаются продажи по сравнению со средними в определенный период времени.
Коэффициент сезонности применим для различных периодов. Это может быть неделя, тогда коэффиент присваивается для каждого дня недели. Например, в продуктовом магазине спрос возрастает к выходным, значит для субботы и воскресения коэффициент сезонности будет выше. Для прогнозирования спроса с применением коэффициента сезонности по дням недели необходимо чтобы поставки осуществлялись несколько раз в неделю.
Для большинства товаров применяют коэффициенты сезонности для каждого месяца. В данном случае для расчета коэффициентов используют помесячную статистику продаж, а полученные коэффициенты используют для прогнозирования спроса на несколько месяцев вперед.
Как раcсчитать коэффициент сезонности?
Рассмотрим самый
В большинстве случаев коэффициент сезонности не рассчитывается по каждой позиции, расчеты идут по товарной группе.
Прежде всего нужно взять статистику продаж за несколько последних лет (в идеале 3-4 года) для каждой товарной группы свою.
Например, это может выглядеть так:
2008 |
Январь 2008 г. |
Февраль 2008 г. |
Март 2008 г. |
Апрель 2008 г. |
Май 2008 г. |
Июнь 2008 г. |
Июль 2008 г. |
Август 2008 г. |
Сентябрь 2008 г. |
Октябрь 2008 г. |
Ноябрь 2008 г. |
Декабрь 2008 г. |
Среднее |
ИТОГО: |
273 677 |
437 583 |
549 727 |
527 739 |
488 173 |
538 923 |
700 274 |
665 233 |
551 740 |
720 479 |
662 400 |
537 582 |
554,4 |
2009 |
Январь 2009 г. |
Февраль 2009 г. |
Март 2009 г. |
Апрель 2009 г. |
Май 2009 г. |
Июнь 2009 г. |
Июль 2009 г. |
Август 2009 г. |
Сентябрь 2009 г. |
Октябрь 2009 г. |
Ноябрь 2009 г. |
Декабрь 2009 г. |
Среднее |
ИТОГО: |
249 133 |
583 165 |
505 693 |
551 525 |
304 707 |
484 351 |
561 395 |
558 370 |
472 408 |
595 153 |
528 564 |
457 683 |
487,6 |
2010 |
Январь 2010 г. |
Февраль 2010 г. |
Март 2010 г. |
Апрель 2010 г. |
Май 2010 г. |
Июнь 2010 г. |
Июль 2010 г. |
Август 2010 г. |
Сентябрь 2010 г. |
Октябрь 2010 г. |
Ноябрь 2010 г. |
Декабрь 2010 г. |
Среднее |
ИТОГО: |
231 687 |
492 770 |
634 338 |
562 424 |
591 494 |
758 914 |
593 648 |
657 977 |
610 373 |
587 662 |
614 598 |
873 964 |
600,8 |
2011 |
Январь 2011 г. |
Февраль 2011 г. |
Март 2011 г. |
Апрель 2011 г. |
Май 2011 г. |
Июнь 2011 г. |
Июль 2011 г. |
Август 2011 г. |
Сентябрь 2011 г. |
Октябрь 2011 г. |
Ноябрь 2011 г. |
Декабрь 2011 г. |
Среднее |
ИТОГО: |
394 986 |
673 656 |
698 613 |
828 210 |
705 362 |
814 783 |
594 094 |
731 675 |
609 778 |
695 536 |
756 745 |
1 036 557 |
711,6 |
После чего делим продажи каждого месяца на средние продажи соответствующего года и получаем коэффициент для каждого месяца:
2008 |
Январь 2008 г. |
Февраль 2008 г. |
Март 2008 г. |
Апрель 2008 г. |
Май 2008 г. |
Июнь 2008 г. |
Июль 2008 г. |
Август 2008 г. |
Сентябрь 2008 г. |
Октябрь 2008 г. |
Ноябрь 2008 г. |
Декабрь 2008 г. |
Коэфф |
0.49 |
0.79 |
0.99 |
0.95 |
0.88 |
0.97 |
1.26 |
1.2 |
1 |
1.3 |
1.19 |
0.97 |
2009 |
Январь 2009 г. |
Февраль 2009 г. |
Март 2009 г. |
Апрель 2009 г. |
Май 2009 г. |
Июнь 2009 г. |
Июль 2009 г. |
Август 2009 г. |
Сентябрь 2009 г. |
Октябрь 2009 г. |
Ноябрь 2009 г. |
Декабрь 2009 г. |
Коэфф |
0.51 |
1.2 |
1.04 |
1.13 |
0.62 |
0.99 |
1.15 |
1.14 |
0.97 |
1.22 |
1.08 |
0.94 |
2010 |
Январь 2010 г. |
Февраль 2010 г. |
Март 2010 г. |
Апрель 2010 г. |
Май 2010 г. |
Июнь 2010 г. |
Июль 2010 г. |
Август 2010 г. |
Сентябрь 2010 г. |
Октябрь 2010 г. |
Ноябрь 2010 г. |
Декабрь 2010 г. |
Коэфф |
0.39 |
0.82 |
1.06 |
0.94 |
0.98 |
1.26 |
0.99 |
1.1 |
1.02 |
0.98 |
1.02 |
1.45 |
2011 |
Январь 2011 г. |
Февраль 2011 г. |
Март 2011 г. |
Апрель 2011 г. |
Май 2011 г. |
Июнь 2011 г. |
Июль 2011 г. |
Август 2011 г. |
Сентябрь 2011 г. |
Октябрь 2011 г. |
Ноябрь 2011 г. |
Декабрь 2011 г. |
Коэфф |
0.56 |
0.95 |
0.98 |
1.16 |
0.99 |
1.14 |
0.83 |
1.03 |
0.86 |
0.98 |
1.06 |
1.46 |
Затем выводим среднеарифметические коэффициенты для каждого месяца за 4 года:
ИТОГО: |
||||||||||||
Январь |
Февраль |
Март |
Апрель |
Май |
Июнь |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь | |
0.49 |
0.94 |
1.02 |
1.05 |
0.87 |
1.09 |
1.06 |
1.12 |
0.96 |
1.12 |
1.09 |
1.2 |
Добавляем экспертное мнение (возможно когда-то был большой период дефицита товара, где- то сделана супер большая проектная поставка, где-то появился новый продукт и продажи резко возросли, в конце 2008 на продажи мог повлиять кризис - одним словом, экспертное мнение):