Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 03:27, доклад
При проектировании и разработке продукции определяются требования количественных и качественных характеристик. Эти требования устанавливаются на основе маркетинговых исследований рынка, конечным результатом которых является определение запросов потребителей к уровню качества к наиболее приемлемым количественным характеристикам и от того, насколько правильно выявлены и отражены характеристики зависит результат, сбыт и реализация товара. Этот фактор является определяющим для всех остальных формирующих факторов.
1. Качество товаров
1.1 Факторы, влияющие на качество товаров
1.2 Номенклатура потребительских свойств и показателей качества
1.3 Методы определения показателей качества
1.4 Уровень качества товаров
2. Оценка качества продукции
2.1 Градации качества
2.2 Дефекты товаров
2.3 Фальсификация товаров
3. Состояние качества продукции в г. Екатеринбурге
4. Выявление потребительских предпочтений (мягкая мебель) в г. Тольятти
Состояние качества продукции в г. Екатеринбурге
Потребительский рынок Екатеринбурга является одним из наиболее развитых в стране. Так, объем розничного товарооборота по непродовольственным товарам составляет на душу населения – 20,0 тыс. руб. (в среднем по Свердловской области – 15,2 тыс.руб.), что превышает аналогичный показатель в таких городах как Челябинск, Новосибирск, Уфа, Нижний Новгород, Самара, Пермь и др.
На долю товаров легкой промышленности в городе Екатеринбурге в общем объеме реализации непродовольственных товаров приходится 30,1%. Городской товарный рынок в настоящее время насыщен различными по ценам, ассортименту, качеству швейными, текстильными, трикотажными, обувными, меховыми изделиями. Товары легкой промышленности реализуются в фирменных магазинах, в торговых центрах и имеют наибольший удельный вес среди товаров, реализуемых на вещевых и смешанных рынках (67,8%).
Одной из существенных проблем на рынке товаров легкой промышленности является качество реализуемой продукции. Несмотря на то, что за последние 3 года возросли объемы продаж качественных изделий, в основном это увеличение имело место в дорогом сегменте фирменной одежды и обуви. Данные по обращениям горожан в Комитет по защите прав потребителей показывают, что товары легкой промышленности являются объектами почти 50% подобных претензий. Наибольшее число обращений по непродовольственным товарам касается продажи некачественной обуви (33% от общего числа обращений), одежде и белью (8%). Это же подтверждается данными выборочных проверок Управления Госторгинспекции РФ по Свердловской области: на рынке г. Екатеринбурга забраковывается 50% тканей, 13% швейных изделий; 31,4% бельевого трикотажа; 15,5% верхнего трикотажа. Для решения проблемы качества реализуемых товаров необходимо повышение эффективности контроля за соблюдением законодательства в области технических стандартов и технических условий как для ввозимых, так и производимых на территории города товаров.
Существенное число нарушений прав потребителей связано с продажей на рынке фальсифицированной и контрафактной продукции, а также большим поступлением ее (до 70%) по нелегальным каналам. В связи с этим в данной области также требуется повышение эффективности деятельности контролирующих органов.
Определенную роль в формировании предложения качественных товаров на потребительском рынке играют местные товаропроизводители. На предприятиях легкой промышленности города выпускаются текстильные, швейные, обувные, меховые изделия. В отрасли функционирует 26 предприятий (1 – по производству тканей, 1 – ковровых изделий, 3 – трикотажных изделий, 10 – швейных изделий, 4 – обуви, 1 – меховых изделий и 1 - игрушки), из них 20% - малые производства. Наиболее успешными предприятиями являются ООО «Пальметта», ЗАО «Союз-текс», ООО СП «Зартекс», ЗАО «Свердловский камвольный комбинат» и другие. В 2004 г. предприятиями отрасли было выпущено продукции на 812,8 млн. руб., что составило 1,2% от общего объема промышленной продукции города и 82% - областного отраслевого производства.
Как показали маркетинговые
исследования, 67% опрошенных горожан
удовлетворены качеством
Таким образом,
решение проблемы повышения качества
жизни всех категорий горожан
связано с увеличением
- повышения эффективности контроля за соблюдением законодательства в области технических стандартов и технических условий как для ввозимых, так и производимых на территории города товаров, а также за нелегальным ввозом и выпуском фальсифицированной и контрафактной продукции;
- увеличения
предложения на рынке конкурент
Выявление потребительских предпочтений (мягкая мебель) в г. Тольятти
Однородная группа непродовольственных товаров, по которой проводился опрос – мягкая мебель
Количество респондентов – 33 человека. Из них: 20 женщин, 13 мужчин.
Таблица 1
Распределение респондентов по полу и возрасту
Возраст (пол) |
Мужчины |
Женщины |
Всего: |
18 – 24 |
2 |
3 |
5 |
25 – 34 |
2 |
7 |
9 |
35 – 44 |
4 |
5 |
9 |
45 – 59 |
4 |
4 |
8 |
60 и более |
1 |
1 |
2 |
Всего: |
13 |
20 |
33 |
Из результатов данной таблицы следует, что основная группа потребителей мягкой мебели среди опрошенных – это женщины в возрасте 25 – 44 лет.
Таблица 2
Зависимость активного приобретения мягкой мебели от пола потребителей
Периодичность приобретения мягкой мебели |
Процент от числа ответивших на вопрос | |
мужчины |
женщины | |
каждые 3 года |
6,25 |
6,25 |
каждые 5 лет |
6,25 |
12,5 |
каждые 10 лет |
15,63 |
31,25 |
каждые 15 лет |
9,38 |
12,5 |
Всего: |
37,5 |
62,5 |
По результатам табл. 2 можно сделать вывод, что, в основном, российские потребители меняют мягкую мебель каждые 10 лет (46,88 %), причем менять мягкую мебель каждые 3 года может позволить себе лишь наименьшая часть опрашиваемой аудитории (12,5 %).
Таблица 3
Активность приобретения мягкой мебели в зависимости от уровня доходов
Периодичность приобретения мягкой мебели |
Уровень среднемесячного дохода | |||
до 5000 руб. |
5000 – 10000 руб |
10000 – 15000 руб. |
свыше 15000 руб. | |
каждые 3 года |
3,12 |
9,38 | ||
каждые 5 лет |
3,12 |
9,38 |
6,25 | |
каждые 10 лет |
9,38 |
21,88 |
12,5 |
3,12 |
каждые 15 лет |
9,38 |
9,38 |
3,12 |
|
Всего: |
18,76 |
34,38 |
28,12 |
18,75 |
Таким образом, можно заметить, что у основной части респондентов уровень среднемесячного дохода равен 5000 – 10000 тыс. руб. Каждые 3 года менять мебель себе могут позволить только респонденты, имеющие среднемесячный доход выше 10000 руб, а каждые 5 лет – выше 5000 руб. А потребители, чей среднемесячный доход не превышает 5000 руб., имеют возможность менять мягкую мебель каждые 10-15 лет.
Таблица 4
Зависимость предпочтений конфигураций мягкой мебели от возраста
Конфигурация товара |
Процент от числа ответивших на вопрос | ||||
18 - 24 |
25 - 34 |
35 - 44 |
45 - 59 |
60 и более | |
угловой диван |
9,1 |
9,1 |
6,1 |
||
диван-кровать |
6,1 |
9,1 |
12,1 |
12,1 |
3 |
кресло-кровать |
6,1 |
3 |
|||
затрудняюсь ответить |
3 |
6,1 |
6,1 |
6,1 |
3 |
Всего: |
15,2 |
27,3 |
27,2 |
24,3 |
6 |
Учитывая данные табл. 4 можно сделать вывод, что кресло-кровать пользуется спросом у населения в возрасте до 35 лет, причем наиболее активные потребители данной конфигурации – молодежь. Конфигурация мягкой мебели, пользующаяся наибольшим спросом во всех возрастных группах респондентов – это диван-кровать.
Таблица 5
Предпочтение мягкой мебели по виду обивки (в зависимости от активности потребления)
Вид обивки |
Процент от числа ответивших на вопрос | |||
каждые 3 года |
каждые 5 лет |
каждые 10 лет |
каждые 15 лет | |
искусственная кожа |
6,25 |
3,13 |
3,13 |
|
флок-бархатистые |
3,13 |
6,25 |
15,62 |
6,25 |
гобелен-хлопок |
3,13 |
12,5 |
6,25 | |
затрудняюсь ответить |
3,13 |
6,25 |
15,62 |
9,37 |
Всего: |
12,51 |
18,76 |
46,87 |
21,87 |
Из результатов данной таблицы следует, что обивку из кожи, в основном, предпочитают потребители, приобретающие мягкую мебель каждые 3 года. Для большого количества (34,37 %) респондентов было затруднительно ответить на заданный по поводу предпочитаемой обивки мягкой мебели вопрос.
Таблица 6
Оценка показателей качества мягкой мебели в зависимости от возраста потребителей
Показатели качества изделия |
Процент от числа ответивших на вопрос | ||||
18 - 24 |
25 - 34 |
35 - 44 |
45 - 59 |
60 и более | |
торговая марка |
3 |
6,1 |
6,1 |
9,1 |
3 |
стоимость |
6,1 |
9,1 |
12,1 |
6,1 |
3 |
дизайн изделия |
6,1 |
9,1 |
3 |
6,1 |
|
затрудняюсь ответить |
3 |
6,1 |
3 |
||
Всего: |
15,2 |
27,3 |
27,3 |
24,3 |
6 |
Таким образом, можно сделать вывод, что основным показателем качества изделия во всех возрастных группах является стоимость изделия (36,4 %), торговую марку, как показатель качества изделия, считают 27,3 % респондентов, а дизайн изделия – 24,3 % опрошенных.
Таблица 7
Готовность платить больше за товар с гарантированным качеством в зависимости от активности потребления
Процент от числа ответивших на вопрос | ||||
каждые 3 года |
каждые 5 лет |
каждые 10 лет |
каждые 15 лет | |
готов(а) |
12,5 |
15,63 |
37,5 |
12,5 |
не готов(а) |
3,13 |
3,13 | ||
затрудняюсь ответить |
3,13 |
6,25 |
6,25 | |
Всего: |
12,5 |
18,76 |
46,88 |
21,88 |
Таким образом, проведенное исследование показывает, что, в основном, российские потребители выражают готовность платить больше за товар с гарантированным качеством (78,13 %), 15,63 % респондентов затрудняются однозначно ответить на заданный вопрос, и лишь 6,25 % опрошенных однозначно отказались платить больше за товар с гарантированным качеством.