Керамическая посуда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:52, аттестационная работа

Краткое описание

История керамики разнообразная и очень интересная. Когда человек научился обрабатывать глину, он начал изготавливать посуду. Все керамические изделия делаются из глины, но из разных сортов глины, с различными добавками, поэтому они выглядят такими разными. С самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие изобретения.

Содержание

1.Введение

2.Основы производства керамической посуды

3.История возникновения и развития росписи по керамике «Гжель»

4.Свойства керамической посуды

5.Классификация и ассортимент керамической посуды

6.Фарфоровая посуда

7.Фаянсовая посуда

8.Майоликовая и гончарная посуда

9.Оценка качества керамической посуды

10.Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

керамической посуды

11.Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Керамическая посуда.docx

— 34.26 Кб (Скачать файл)

 

Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера  достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала  большого терпения и искусства. Роспись  не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому  черепку, покрытому белой эмалью. Гжельцы выпускали отдельно и  мелкую майоликовую пластику, которая  часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ясностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев.

 

Здесь изготовлялись и  изделия промышленно-хозяйственного назначения, как, например канализационные  трубы для московских улиц.

 

В течение многих десятилетий  гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи  изразцы для оформления печей  и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.

 

Многие гжельские мастера  участвовали создании гончарного промысла и в других местах России.

 

Полуфаянс Гжели пытались делать ещё в последние годы XVIII века. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько  дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали  гжельцев овладеть технологией их производства.

 

Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись  велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после  обжига, по твердому черепку, что значительно  облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак.

 

Полуфаянс стал таким же художественным замечательным явлением, как и  майолика. Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом  или полуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч  необходимых предметов быта.

 

Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым  от гжельского полуфаянса. Это был  новый живописный изобразительный  язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в  майолике. Синяя краска лучше всего  соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи  присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей.

 

К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.

 

Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность  изделий и умеренность цен  давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта.

 

В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской области составляло 506 человек.

 

Товарищество Гжель создано  в результате объединения шести  мелких цехов разных деревень в 1972 году.

 

В деревне Жирово выпускают  керамические камины, В деревнях Трошково и Фенино - гончарную и майоликовую  посуду. В деревне Фенино совместно  с итальянской фирмой создаётся  производство по выпуску изразцов и  плитки. В деревне Коломино - Фрязино  делают фарфоровые игрушки, а современные производства в д. Турыгино и Бахтеево - главные центры производства художественного фарфора.

 

Гжельские мастера глубоко  и свято хранят традиции своих  предков, творчески их развивают  и приумножают. В полусказочном  мире, создаваемом мастерами - керамистами  нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший  столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по-прежнему остаётся могучей эстетической силой  и не теряет своей чистоты. В преемственности  традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и  популярности гжельской керамики в  наше время.

 

История Гжели уходит вглубь веков, и её народному искусству  суждена долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают  синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство  прекрасного.

Свойства керамической посуды.

 

 Основными свойствами  керамических изделий являются  физические и химические. Свойства  керамических изделий зависят  как от состава применяемых  масс, так и от технологических  особенностей их производства.

 

Основными свойствами являются объемная масса, белизна, просвечиваемость, механическая прочность, твердость, пористость, термическая стойкость, скорость распространения  звуковых волн, химическая устойчивость.

 

Объёмная масса фарфора  равна 2,25-2,4 г/см³, а фаянса 1,92-1,96г/см³.

 

Белизна - способность материала  отражать падающий на него свет. Особенно важна белизна для фарфоровых изделий. Белизна определяется визуально  путем сравнения испытуемого  образца с эталоном или с помощью  спектрофотометра.  

 

Просвечиваемость характерна для фарфора, который просвечивает даже при большой толщине изделия, так как: имеет плотный спекшийся  черепок. Фаянсовые изделия не просвечивают, поскольку черепок является пористым.

 

Механическая прочность  является одним из важнейших свойств, от которого зависит долговечность  изделия. Удельная механическая прочность, т.е. отношение приложенного усилия к единице толщины дна, определяется по методу свободного падения стального шарика по дну изделия. У фаянса она более высокая, чем у фарфора. Прочность на удар по методу маятника, наоборот, у фаянсовых изделий ниже, чем у фарфоровых.

 

Твердость глазурного слоя по минералогический шкале Мооса для  фарфора составляет 6,5-7,5, а для  фаянса - 5,5-6,5, микротвердость определяется вдавливанием алмазной пирамидки (по Виккерсу). Фарфоровые глазури являются твердыми, майоликовые — мягкими, а фаянсовые  относятся к средним.

 

Пористость определяют методом  водопоглощения, которая у фарфора  составляет 0,01-0,2 %, а у фаянса - 9-12 %.

 

Термическая стойкость характеризует  способность изделия выдерживать  резкие смены температур. Термическая  стойкость фарфоровых изделий выше, чем у фаянсовых. Так в соответствии с действующими ГОСТами, глазурь  у фарфоровых изделий должна выдерживать  перепады температур от 205 до 20 °С, а  у фаянсовых - от 145 до

 

20 °С (для бесцветных глазурей) и от 135 до 20 °С (для цветных глазурей).       

 

Скорость распространения  звуковых волн у фарфоровых изделий  в 3—4 раза выше, чем у фаянсовых, поэтому при ударе деревянной палочкой по краю, фарфоровые изделия  издают высокий звук, а фаянсовые  — глухой.

 

Химическая устойчивость глазурей и керамических красок, при.-. меняемых для бытовых фарфоровых и фаянсовых изделий, должна быть высокой, так как при обработке  слабыми кислотами и щелочами при обыкновенной температуре или  при нагревание до 60—65 °С они не должны разрушаться.

Классификация и ассортимент  керамической посуды.

 

Все керамические товары делят  на изделия грубой и тонкой керамики. Изделия грубой керамики имеют неоднородную структуру черепка, различаемую  невооруженным взглядом, кроме этого  черепок имеет естественную окраску  от желтых до коричневых тонов.

 

Для изделий тонкой керамики характерен спекшийся мелкопористый  черепок, с однородной, плотной структурой.

 

 

 

Рис. 1. Основные виды украшений  керамических изделий:

 

1 - отводка; 2 - лента; 3 - трафарет; 4 - штамп; 5 г крытьё сплошное,6 - крытье  нисходящие; 7 - печать; 8 - печать с  раскраской; 9 - деколькомания; 10 и 11 живопись; 12 и 13 - фото по керамике; 14 и 15 - разделка рельефа.

 

Изделия тонкой керамики включают две группы:

 

1- изделия со спекшимся  в изломе черепком (твердый фарфор, мягкий, костяной и фриттовый  фарфор, тонкокаменные изделия);

 

2 - изделия с пористым  черепком (фаянс, майолика, полуфарфор).

 

Твердый фарфор характеризуется  высокой механической прочностью, химической и термической устойчивостью. Российские заводы вырабатывают в основном фарфоровые изделия из твердого фарфора, который  готовят из массы, содержащей 50 % глинистых  веществ, 25% полевого шпата и 25 % кварца.        

 

Мягкий фарфор имеет высокую  просвечиваемость, но меньшую термическую  и механическую прочность. Массы, применяемые  в производстве мягкого фарфора, содержат 30 % глинистых материалов, 30-36% полевого шпата и 20-45% кварца. Используют мягкий фарфор при изготовлении художественных изделий.

 

Костяной фарфор изготавливают  из массы, в состав которой кроме  обычных компонентов входит 20-60% костяной золы. Костяной фарфор характеризуется  высокой просвечиваемостью, но вместе с тем низкой механической и термической  прочностью. Применяется для изготовления сувенирной посуды.

 

Фриттовый фарфор по своему составу напоминает стекло, так как  не содержит глинистых материалов. Этот вид фарфора вследствие недостаточной  твердости глазури и трудоемкости технологического процесса для изготовления посуды применяют редко.

 

Тонкокаменные изделия имеют  окраску, зависящую от природных  свойств глины (светло-сёрая, кремовая). Эти изделия обладают высокой  термической устойчивостью. Изготавливают  химическую тонкокаменную посуду, а  также кружки, кофейные и чайные сервизы.

 

Фаянс имеет, белый пористый черепок, водопоглощение которого колеблется в пределах 9—12%. Фаянсовые изделия  докрывают легкоплавкой глазурью. В  состав фаянсовой массы входят 65% глинистых материалов, 30% кварца или  кварцевого песка и 2—5% полевого шпата.

 

Майолика является разновидностью фаянса, обладает высокой пористостью. Майоликовые изделия обычно покрывают  цветной глазурью.

 

Полуфарфор по своим свойствам  занимает среднее положение между  фарфором и фаянсом и в основном идет на изготовление изделий санитарно-технического назначения. Полуфарфоровые изделия  дешевле фарфоровых и выше по качеству, чем фаянсовые.

 

Керамические изделия  подразделяются на посуду и художественно-декоративные изделия. В свою очередь посуда может  быть столового, чайного и кофейного  назначения.

 

Фарфоровые изделия по толщине стенки делят на обыкновенные с толщиной стенки 2,5 (чашка) — 4 мм и  тонкостенные 1,4 (чашка) — 2,5 мм все остальные.

 

В зависимости от размера  керамические изделия делят на мелкие и крупные.

 

По форме изделия делят  на полые и плоские.

 

К плоским относятся блюдца, блюда, тарелки, селедочницы и

 

другие; к полым — бокалы, чашки, кружки, пиалы, чайники, кофейники, сахарницы, кувшины и другие.

 

В зависимости от наличия  глазурного слоя различают фарфоровые изделия глазурованные и неглазурованные (бисквитные).

 

По комплектности изделия  бывают штучные и комплектные (сервизы, гарнитуры, наборы). Особенностью изделий, входящих в комплект, является единство декоративного оформления, конструкции  и формы.

Фарфоровая посуда.

 

По назначению ассортимент  бытовых фарфоровых изделий делят  на столовую, чайную, бытовую посуду и прочую.

 

Особо выделены художественно-декоративные изделия.

 

Фарфоровая столовая посуда (см. приложение 1)  представлена самыми разнообразными изделиями, как по наименованиям, так и по фасонам и размерам.

 

Блюда выпускают круглыми и овальными размером 300, 350,400 и 450 мм.

 

Вазы для супа или компота  изготавливаются с крышками разных фасонов емкостью 2000—3500 см3.

 

Подливочники бывают без  поддона и с поддоном (на тарелочке)

 ёмкостью от 80 до 400 см3.  

 

Салатники характеризуются  разными фасонами (круглые, овальные, четырехугольные) и емкостью 1200-1400 см3, четырехугольные имеют емкость  от 120 до 1000 см³.

 

Селедочницы выпускаются  длиной 135 и 250—270 мм.

 

Тарелки — основной вид  столовой посуды. Они бывают глубокими  и мелкими, для взрослых и детей. Глубокие тарелки выпускают диаметром  240 и 200 мм и мелкие 240 мм (подставка  под глубокую тарелку 240 мм), 200 мм (для  вторых блюд), 175 мм (закусочная) и 158 мм (пирожковая). Детские тарелки глубокие и мелкие диаметром 178 мм входят в  состав детских наборов. Кроме перечисленных  изделий в эту группу входят изделия  для специй — горчичницы, солонки, перечницы и хренницы.

 

Чайная и кофейная посуда (см. приложение 2) весьма разнообразна по фасонам, размерам и декору. Чашки  с блюдцами занимают основное место  в ассортименте данной группы. Чайные чашки от кофейных, отличаются по емкости. Так кофейные чашки имеют емкость 60, 85 и 100-130см3. Емкость чайных чашек  бывает 200—250 см3 (обыкновенные), 260—275 см3 (среднегабаритные), 300—350 см3 (крупногабаритные) и 400 и 500 см3 (подарочные).

 

Чайники различают заварные (для заварки чая) емкостью 250, 350 - 375, 450, 500 – 700, 735 – 800 см³ и доливные (для кипятка) ёмкостью 1000-1250, 1400 и 3000 см3.

 

Бокалы выпускаются разных фасонов с блюдцами емкостью 375 - 400, 500 и 600 см³.  

 

Кофейники изготавливают  разных фасонов емкостью 500, 750,

 

1000-1250, 1400 см³.

 

Кружки вырабатываются с  ручкой и без ручки, с утолщенным черепком и специальные курортные  плоские с отверстием в ручке. Емкость кружек колеблется от 90 до 500 см³.  

 

Пиалы по форме бывают конические, без ручек емкостью 140-150, 220-250, 350-400 см³.  

 

К группе чайной и кофейной посуды относят также вазы для  фруктов и варенья на ножке.

Информация о работе Керамическая посуда