Классификация в товароведении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 10:39, автореферат

Краткое описание

В качестве одного из наиболее распространенных в товароведении признаков для укрупненных группировок используется назначение.
Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации. Из перечисленных выше признаков технологический и генетический чаще всего выражаются качественно, а компоненты и химический состав — количественно и качественно.
Целью классификации является систематизация, а также идентификация и прогнозирование свойств товаров. Система¬тизация достигается путем установления последовательности и взаимосвязей определенных классификационных группировок, полученных конкретным методом классификации. Идентификация как установление тождественности наиболее существенных признаков возможна лишь при выявлении этих признаков, характерных для группировок или объектов классификации.
В результате деления множества на подмножества создаются классификационные группировки, которые могут иметь общие и различные признаки, а также могут быть взаимозависимыми или независимыми. Различают две разновидности метода классификации: иерархический; фасетный.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 46.41 Кб (Скачать файл)

Применение ОК обеспечивается путем прямого использования их без изменения принятых в них кодов и наименований позиций, а также включения дополнительных объектов классификации и классификационных признаков в резервные позиции без нарушения действующих кодов и наименований. ОК носят обязательный характер. При разработке следует дать обоснование необходимости определенного вида ОК, а также обеспечивать гармонизацию с международными и региональными классификациями и стандартами по классификации.

Определение по ОК кода объекта классификации осуществляется хозяйствующими субъектами самостоятельно.

Наиболее часто в товарной деятельности используется ТН ВЭД и ОКП, в которых регламентируются классификационные группировки, объекты и их коды. Поэтому эти классификаторы рассмотрим более подробно, чем остальные.

Необходимость введения ОКП обусловлена огромным количеством выпускаемых отечественной промышленностью видов и наименований продукции (несколько десятков миллионов) и соответственно невозможностью ее учета без применения ЭВМ.

ОКП служит основой информационного обеспечения учета промышленной и сельскохозяйственной продукции. В нем товарная продукция систематизирована в виде классификацион

ных группировок и конкретных наименований продукции, а также свода кодов.

ОКП состоит из двух частей: классификационной — К-ОКП и ассортиментной — А-ОКП. К-ОКП — свод кодов и наименований классификационных группировок, систематизирующих продукцию по определенным общим признакам, в основном потребительского характера. А-ОКП представляет собой свод кодов и наименований, относящихся к определенной группи- ровке и позволяющих идентифицировать продукцию, ее типы, марки и другие элементы ассортимента.

Классификационная часть ОКП была издана в 1985 г. и включала около 60 тыс. классификационных группировок в порядке возрастания кодов. При построении ее был использован иерархический метод классификации. Вся продукция распреде-ij лена по наиболее существенным признакам на пять ступеней классификации — класс, подкласс, группа, подгруппа, вид.

Последняя ступень классификации конкретизируется в ac-j сортиментной части ОКП и представляет собой многотомное издание кодов и наименований конкретной продукции.

Классы являются первой ступенью иерархического деления в ОКП и кодируются двухразрядными кодами от 01 до 99. Например, код 81—90 присвоен продукции легкой промышленности (пряжа, ткани, изделия швейные, трикотажные и кожаные, меха, обувь и т. п.); 91—92 — продукции пищевой промышленности (продукты молочные, мясные, рыбные, хлебные и т. п.); 97—98 — продукции растениеводства и животноводства.

Классификация продукции в К-ОКП завершается на 4-м, 5-м или 6-м разряде кода. Глубина классификации определяется необходимым и достаточным количеством признаков, позволяющих решить задачи использования классификационных группировок.

В ассортиментной части (А-ОКП) применяются все последующие 5-й, 6-й и 7-й разряды кода. Если какую-либо продукцию трудно отнести к одной из классификационных группировок, ее включают в дополнительную группировку с названиями «прочая» или «различного назначения», например, 21 9000 — «Удобрения прочие».

Для поиска классификационных группировок ОКП по наименованию разработан и издан «Алфавитно-предметный указатель (АПУ) к Высшим классификационным группировкам Общегосударственного классификатора продукции (ВКГ ОКП)», который представляет собой перечень наименований продукции, расположенных в алфавитном порядке с кодовым обозначением соответствующих классификационных группировок.

Ассортиментная часть ОКП включает наименование продукции конкретных марок, типоразмеров, сортамента, артикулов, моделей, что позволяет идентифицировать их по коду. В А-ОКП применяют все разновидности метода кодирования, но наиболее часто — порядковый и серийно-порядковый. Последовательный и параллельный методы кодирования практически продолжают классификацию продукции в ассортиментной части, поэтому их применение допускается при сравнительно небольшой номенклатуре кодируемой продукции.

Каждая позиция А-ОКП содержит десятиразрядный код изделий, двухразрядное контрольное число (КЧ), наименования изделия по нормативному документу (ГОСТ, СТО, ТУ).

Наряду с ОКП, в товарной деятельности может применяться*»! ТН ВЭД.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) — международный классификатор экспортно-им- ■ портных товаров. ТН ВЭД предназначена для установления та- моженных тарифов указанных товаров при пересечении таможенной границы Российской Федерации.

ТН ВЭД устанавливает коды классификационных группировок товаров, в том числе продовольственного сырья, пищевых продуктов и табачных изделий. Классификация товаров в ней осуществляется по следующим Правилам интерпретации ТН ВЭД:

    1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров осуществляется, исходя из текстов товарных позиций и примечаний к разделам или группам.
    2. Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой номер в некомплектном и незавершенном виде, при условии, что последний обладает основными характеристиками комплектного и завершенного товара.
    3. При возможности отнесения товаров к двум и более товарным позициям их классификация осуществляется следующим образом:

а) предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара по сравнению с более общим описанием;

б) товары, изготовленные из различных компонентов, или наборы товаров для розничной торговли должны классифицироваться по тому материалу или составной части, которые определяют основной характер данных товаров при условии применимости этого критерия;

в) при невозможности классифицирования товаров в соответствии с п. За и 36 товары должны относиться к товарной позиции, последней в порядке возрастания кодов среди товарных позиций, в равной степени приемлемых для рассмотрения при классификации данных товаров.

    1. Товары, классификация которых не может быть осущест-1 влена в соответствии с вышеизложенными правилами, классифицируются в товарные позиции, наиболее сходные с рассматриваемыми товарами.

 

Товароведная классификация товаров

Товары как объекты коммерческой деятельности могут подразделяться по множеству признаков, среди которых основной — назначение.

По назначению все товары подразделяют на следующие роды:

потребительские товары — товары, предназначенные для

индивидуальных потребителей для личного использования; товары промышленного - товарЫ) предназначенные для назначения производства других товаров и

создающие его сырьевое и технологическое обеспечение; товары для офиса — товары, предназначенные для

улучшения организации административно-управленческой деятельности.

Каждый род товаров подразделяется на подроды и классы.

Род потребительских товаров делится на три подрода: продовольственные, непродовольственные и медицинские товары. В основе деления на подроды лежат также назначение и удовлетворяемые товарами потребности. Так, продовольственные товары предназначены в основном для удовлетворения физиологических потребностей организма человека в энергии, пластических веществах и органолептических ощущениях (психических потребностей).

Подрод непродовольственных товаров, которые называли ранее промышленными, удовлетворяет разнообразные потребности: физиологические (защита от неблагоприятных внешних воздействий окружающей среды), социальные и др.

Подрод медицинских товаров предназначен для удовлетворения социальных потребностей в обеспечении здоровья человека, а также физиологических потребностей во внутренней безопасности.

Класс товаров — множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.

В зависимости от используемого сырья и назначения классы делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидности. Последние две группировки могут иметь наименования: номинальные и марочные. Например, подрод продовольствен

ные товары делится на два класса: пищевые продукты и табач- I ные изделия.

Подкласс однородных товаров — множество товаров, удовле-1 творяющих аналогичные группы потребностей, имеющих опре- I деленные различия. Например, подкласс «Пищевые продукты 1 растительного происхождения» удовлетворяет физиологические I потребности в специфических питательных веществах, прису-1 щих только этой группе, — углеводах, растительных маслах,! белках, волокнах и т. п.

Группа однородных товаров — подмножество товаров, удов- летворяющих более специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых сырья, материалов, ! конструкций. Так, подкласс «Пищевые продукты растительного I происхождения» подразделяется на плодоовощные, зерномуч-| ные и другие группы товаров, каждая из которых удовлетворяет потребности в определенном комплексе веществ и имеет спе-1 цифичное назначение.

Подгруппа товаров — подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающихся от това-1 ров других подгрупп только им присущими признаками. Так, груша кондитерских товаров делится на две подгруппы: саха-1 ристые и мучные товары, различающиеся соотношением oc- j новных компонентов (сахара, муки и жиров).

Вид товаров — совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Вид товаров как часть множества обязательно имеет общее назначение с более крупными классификационными группировками, отличаясь от них индивидуальным назначением. К дру- 3 гим отличительным признакам вида относятся показатели, позволяющие идентифицировать вид товара.

Довольно часто вид товаров распознают по внешнему виду, а вид пищевых продуктов — дополнительно по вкусу, запаху,; консистенции. Хотя эти признаки и не являются безусловными, но в силу доступности и простоты их чаще всего используют на практике. Так, виды сахаристых изделий — карамель и конфеты — отличаются прежде всего внешним видом и консистенцией (структурой). Они имеют общее назначение — должны удовлетворять потребность в ощущении приятного сладкого вкуса, и индивидуальное — потребность в разной консистенции.

Разновидность товаров — совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков. Так, по признаку

«содержание начинки» различают две разновидности карамели — леденцовая и с начинкой.

Наименование товаров — совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием (именем) и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, а также конструкцией, технологией. Наименование товаров может быть номинальным и марочным.

Номинальное наименование — именное обобщенное название товара, выпускаемого разными изготовителями. Например, карамель Театральная, конфеты Маска, Цитрон и др.

Марочное наименование, или торговая марка — индивидуальное название товара, выпускаемого определенным изготовителем. Довольно часто на это наименование выдается патент, что обеспечивает защиту авторского права марочного наименования, например, обувь Salamander, игристое вино Абрау Дюрсо, сок Тонус.

В современных условиях, когда общая широта товаров достигает в торговых организациях, особенно гипермаркетах, 50 000—80 000 единиц, автоматизированный учет с помощью штрих-кодовой информации требует введения понятия «товарный артикул».

Товарный артикул (ТА) — ассортиментная единица товара, включающая его наименование и/или торговую марку, при необходимости градацию качества (сорт, класс качества, номер, марку и т. п.), типоразмер или количественную характеристику фасованной продукции (массу, объем, длину, ширину, высоту и т. п.), а также иные необходимые сведения. Каждому товарному артикулу присваивается свой штрих-код, что позволяет идентифицировать его на всех этапах товародвижения. Например, питьевая бутилированная вода Святой источник в упаковке вместимостью: 2; 1,5; 0,5 л будет относиться к разным товарным артикулам, различающимся количественными характеристиками и ценой. Артикул рисовой или гречневой крупы будет определяться разновидностью (шлифованный или полированный рис, ядрица или продел гречневые), сортом, фасовкой, а у риса — также типом и, возможно, страной происхождения. Для артикула одежды и обуви важными признаками будут размер, цвет, фасон, страна происхождения. Таким образом, идентифицирующие признаки товарного артикула для разных товаров неодинаковы. Наиболее доступным методом идентификации

N8

Класе: продовольственные товары, или пищевые продукты

п/п

подклассы

группы однородных товаров

   

Товары

I. Вспомогательные

 

1

 

Пищевые добавки

2

 

Пряности

3

 

Приправы

4

 

Натуральные улучшители консистенции

II. Растительного  происхождения

1

 

Зерномучные

2

 

Плодоовощные

3

 

Вкусовые

4

 

Сахар и его заменители

5

 

Крахмал и крахмалопродукты

6

 

Кондитерские товары

7

 

Растительные масла и маргариновая продукция

III. Животного  происхождения

 

1

 

Пищевые животные жиры

2

 

Молочные

3

 

Мясные

4

 

Рыбные

5

 

Яйцо и яйцепродукты

IV. Комбинированные

 

1

 

Продукты детского питания

2

 

Пищевые концентраты

Информация о работе Классификация в товароведении