Контрольная работа по «Стандартизация, метрология и сертификация»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 14:42, контрольная работа

Краткое описание

Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития.
Можно выделить 10 важнейших принципов стандартизации.
Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию(услугу). Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги с одной стороны и требования потребителя - с другой, должны найти консенсус, который принимается как общее согласие - стремление учесть мнение всех сторон.

Содержание

Принципы и функции стандартизации.
Ответственность за нарушение метрологических правил.
Характер и формы подтверждения соответствия.

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

стандартиз, сертиф и метрол.docx

— 31.78 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине:

«Стандартизация, метрология и сертификация»

Вариант №3

 

 

 

 

 

Выполнила:

Шифр

Факультет:

Специальность:

Группа:

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2014 г.

 

Содержание:

 

  1. Принципы и  функции стандартизации.
  2. Ответственность за нарушение метрологических правил.
  3. Характер и формы подтверждения соответствия.

 

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Принципы и функции стандартизации.

Стандартизация  как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях – принципах. Принципы стандартизации отражают основные закономерности процесса разработки стандартов обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной  реализации и тенденции развития.

Можно выделить 10 важнейших принципов стандартизации.

  1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию(услугу). Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги с одной стороны и требования потребителя - с другой, должны найти консенсус, который принимается как общее согласие - стремление учесть мнение всех сторон.
  2. Системность стандартизации. Системность – это рассмотрение данного объекта как части более важной системы. Например, бутылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару – ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство. Системность предполагает СОВМЕСТИМОСТЬ всех элементов сложной системы.
  3. Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально действующие закономерности в хозяйстве страны. Однако, научно-технический процесс вносит изменения в технику, процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам. Динамичность обеспечивается периодической проверкой стандартов, внесением в них изменений, отменой НД.

Для того чтобы  вновь создаваемый стандарт был  меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных  требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и пр. Опережающее развитие также  обеспечивается путем учета на этапе  разработки НД международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

4. Эффективность стандартизации. Применение НД должно давать экономический или социальный эффект. Непосредственный экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.

В целом вложение в стандартизацию выгодно государству: 1 руб., направленный в эту сферу, дает, как показывает международная  практика, 10 руб. прибыли.

5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости продукции (услуг). Эта цель достигается путем обеспечения соответствия требованиям стандартов, нормам законодательства и реализуется путем регламентации и соблюдения обязательных требований государственных стандартов.

Важное требование к стандарту — это пригодность  его для целей сертификации. Стандарты, содержащие четко выделенные по тексту обязательные требования и методы их объективной проверки, являются «обязательными стандартами» и отвечают указанному требованию.

6. Принцип гармонизации. Этот принцип предусматривает разработку гармонизированных стандартов. Обеспечение идентичности документов, относящихся к одному и тому же объекту, но принятых как организациями по стандартизации в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет разработать стандарты, которые не создают препятствий в международной торговле.

7. Четкость формулировок положений стандарта. Возможность двусмысленного толкования нормы свидетельствует о серьезном дефекте НД.

8. Соответствие законодательству, а также нормам и правилам надзорных органов. При разработке стандартов и других нормативных документов необходимо обеспечивать их соответствие нормам законодательства, а также нормам и правилам органов, выполняющих функции государственного контроля.

9. Комплексность стандартизации взаимосвязанных объектов. Качество готовых изделий определяется качеством сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Поэтому стандартизация готовой продукции должна быть увязана со стандартизацией объектов, формирующих ее качество. Комплексность стандартизации предусматривает увязку стандартов на готовые изделия со стандартами на сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, а также технические средства, методы организации производства и способы контроля.

Рассмотренный принцип  реализуется в программах комплексной  стандартизации.

10. Объективность проверки требований. Стандарты должны устанавливать требования к основным свойствам объекта стандартизации, которые могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость.

Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как правило, техническими средствами измерения (приборами, методами химического  анализа). Объективная проверка требований к услугам может осуществляться также с помощью социологических  и экспертных методов. В качестве объективного доказательства используются сертификаты соответствия, заключения надзорных органов. [1]

 

 

 

Задачи стандартизации.

Основными задачами стандартизации являются:

  • обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
  • установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
  • установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
  • согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
  • унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно унифицированных блочно-модульных составных частей изделий;
  • установление метрологических норм, правил, положений и требований;
  • нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
  • установление требований к технологическим процессам, в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий;
  • создание и ведение систем классификации и кодирования технико экономической информации;
  • нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ и инфраструктурных комплексов.
  • создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;
  • содействие реализации законодательства РФ методами и средствами стандартизации. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ответственность за нарушение метрологических правил.

 

Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" предусмотрена юридическая ответственность  нарушителей метрологических правил и норм. Ст. 20 Закона устанавливает  различные меры пресечения или предупреждения нарушений (запреты, обязательные предписания  и др.). Ст. 25 предусматривает возможность  привлечения нарушителей к административной, гражданско-правовой или уголовной  ответственности.

 

Меры пресечения или предупреждения — это разновидность  административных взысканий, их применяют  государственные инспекторы Госстандарта. Наряду с этим действует ст. 170 Кодекса  РСФСР об административных правонарушениях, устанавливающая денежные штрафы или  предупреждения в отношении виновных в допущенных нарушениях должностных  лиц. Размер штрафа по этой статье опре­делен принятым в 1995 г. новым Федеральным  законом "О внесении изменений  и дополнений в законодательные  акты Российской Федерации в связи  с принятием законов РФ "О  стандартизации", "Об обеспечении  единства измерений", "О сертификации продукции и услуг". Закон существенно  повышает административную ответственность  за нарушение метрологических правил и норм, которые регулируются Кодексом. Нововведения в Кодексе сводятся к следующему.

 

Принята новая  редакция ст. 170 Кодекса "Нарушение  обязательных требований государственных  стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных  документов по обеспечению единства измерений", которая предусматривает  ответственность за любые нарушения  требований нормативных документов по обеспечению единства измерений. При этом значительно повышен  размер налагаемого штрафа, нижний предел которого варьируется в зависимости  от допущенного правонарушения от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Так, нарушение должностными лицами или гражданами, зарегистрированными  в качестве индивидуальных предпринимателей, правил поверки средств измерений, аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию  эталонов, установленных единиц величин  или метрологических правил и  норм в торговле, а равно выпуск, продажа, прокат и применение средств  измерений, типы которых не утверждены, либо применение неповеренных средств  измерений влекут наложение штрафа от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Неисполнение в срок должностными лицами или гражданами, зарегистрированными  в качестве индивидуальных предпринимателей, предписаний государственных инспекторов  по надзору за государственными стандартами  и обеспечению единства измерений  влечет наложение штрафа от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда. Осуществление деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений без соответствующей лицензии влечет наложение штрафа в размере от тридцати до ста минимальных размеров оплаты труда.

 

В отличие от ранее действовавшего порядка, согласно которому государственные инспекторы органов Госстандарта России при  выявлении предусмотренных Кодексом административных правонарушений были вправе лишь составлять про­токолы о  фактах нарушений, а решение о  наложении взыскания могло быть при­нято только административными  комиссиями при местных органах  исполнительной власти, новым Законом  права органов Госстандарта России существенно расширены. Кодекс дополнен новой статьей, предусматривающей, что "органы Комитета Российской Федерации  по стандартизации, метрологии и сертификации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных  ст. 170 настоящего Кодекса". При этом установлено, что рассматривать  дела об административных правонарушениях  и налагать административные взыскания  от имени органов Госстандарта вправе:

 

• главный государственный  инспектор Российской Федерации  по надзору за государственными стандартами  и обеспечению единства измерений;

 

• главные государственные  инспекторы республик в составе  Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга по надзору за государственными стандартами  и обеспечению единства измерений.

 

Новым Законом  также расширен круг лиц, которые  могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение метрологических  правил и норм. В отличие от ранее  действовавшего порядка, согласно которому административные взыскания за эти  нарушения могли быть возложены  лишь на должностных лиц, виновных в  допущенном нарушении, в настоящее  время предусмотрена возможность  привлечения к ответственности  также граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

 

Все прочие вопросы, возникающие при возбуждении  и рассмотрении дел об административной ответственности за нарушение метрологических  правил и норм, по прежнему решаются на основе соответствующих статей Кодекса  РСФСР об административных правонарушениях  с учетом конкретных обстоятельств  дела.

 

Административные  взыскания, предусмотренные ст. 170 Кодекса  РСФСР, могут применяться государственными инспекторами органов Госстандарта России в комплексе с мерами, установленными на случай нарушения метрологических правил и норм Закона РФ "Об обеспечении единства измерений" (например, запрет применения непригодных средств измерений с одновременным наложением денежного штрафа на виновное лицо).

 

Гражданско-правовая ответственность наступает в  ситуациях, когда в результате нарушений  метрологических правил и норм юридическим  или физическим лицам причинен имущественный  или личный ущерб. Причиненный ущерб  подлежит возмещению по иску потерпевшего на основании соответствующих актов  граж­данского законодательства.

Информация о работе Контрольная работа по «Стандартизация, метрология и сертификация»