Контрольная работа по «Организации коммерческой деятельности предприятий торговли»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 10:30, контрольная работа

Краткое описание

Установив структуру помещений и их площадь, приступают к определению взаимного расположения этих помещений. Оно влияет на организацию торгово-технологического процесса: сокращение путей движения товаров, исключение встречных потоков, сохранения качества товаров. К взаимному расположению помещений магазина предъявляются технологические и санитарные требования. Технологические требования. Помещения должны иметь между собой технологическую связь: приемочные, складские помещения, помещения для подготовки товаров к продаже, торговые залы. По соседству с торговым залом в непосредственной связи с входным узлом располагаются зоны дополнительного обслуживания покупателей.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа Орлова (Автосохраненный).docx

— 38.09 Кб (Скачать файл)
  1. Какие требования предъявляются к взаиморасположению помещения магазина?

Установив структуру помещений  и их площадь, приступают к определению  взаимного расположения этих помещений. Оно влияет на организацию торгово-технологического процесса: сокращение путей движения товаров, исключение встречных потоков, сохранения качества товаров.

К взаимному расположению помещений магазина предъявляются  технологические и санитарные требования.

Технологические требования. Помещения должны иметь между собой технологическую связь: приемочные, складские помещения, помещения для подготовки товаров к продаже, торговые залы. По соседству с торговым залом в непосредственной связи с входным узлом располагаются зоны дополнительного обслуживания покупателей.

Торговые залы технологически связаны с помещениями для  хранения и подготовки товара к продаже  и располагаются так, чтобы их можно было изолировать. Проходы  в административные, бытовые, подсобные  и технические помещения не должны пересекать торговые залы и помещения  для хранения и подготовки товаров  к продаже.

 Помещения для приемки товаров должны иметь удобную связь с кладовыми и фасовочными, а так же с торговым залом для осуществления товародвижения по схеме: рампа - торговый зал. В крупных универсамах допускается разгрузка части товаров непосредственно в кладовые, где для этой цели устраивают специальные площадки. Предусматриваются специальные места для ночного завоза некоторых товаров (хлеб, молоко и т.п.)

Помещение для хранения и  подготовки пищевых продуктов к продажи должны быть максимально приближены к загрузочным местам и торговому залу и не должны быть проходными. Товары, не требующие предварительной обработки и с высокой напряженностью грузопотоков (хлеб, рыбопродукты, овощи и фрукты), должны размещаться ближе всего к торговому залу. Товары с низкой оборачиваемостью (кондитерские изделия, бакалея) можно хранить подальше.

Рассматриваемая категория  помещения отличается наиболее сложной  системой взаимосвязей. Каждая группа товаров занимает отдельную систему  взаимосвязанных помещений. Так, овощи, фрукты и безалкогольные напитки по своим физико-химическим свойствам являются товарами допустимого соседства. Кладовые этих товаров целесообразно объединять в одном помещении. Кондитерские товары не следует хранить рядом с рыбой. Холодильные камеры размещают рядом или во взаимосвязи с кладовыми и фасовочными помещениями. Поэтому при компоновке зоны хранения целесообразно коридоры предусматривать общими и проходящими через фасовочные участки. При размещении фасовочных помещений следует так же учитывать перспективные изменения в формах товароснабжения и централизации фасовочных операций.

Продовольственные магазины должны иметь изолированные и  специально оборудованные помещения  для подготовки пищевых продуктов  к продаже: разрубочные для мяса, помещения для подготовки гастрономических и молочно-жировых продуктов, рыбы, овощей и др. При планировки помещений  для подготовки товаров к продаже  следует учитывать желание покупателей  в некоторых отделах магазина, например в мясном, деликатесных товаров, выпечных изделий (отделах собственного приготовления кулинарии), видеть, как  идет приготовление пищи и осуществляется её хранение. Такое желание поощряется администрацией магазинов, так как аппетитные запахи приготовляемой пищи привлекают покупателей, что способствует увеличению сбыта продукции. «Кулинарное направление» магазинов становится очень модным и широко распространяется в отечественной практике.

Другие помещения для  подготовки к продаже и хранения товаров, например фруктов и овощей, обычно размещают вне видимости  покупателей. Специалисты полагают, что, поскольку овощи и фрукты обычно перед употреблением все  равно моют, покупателей не интересует, в какой чистоте содержится помещение  для их фасовки и упаковке и  оборудования. Кладовые для бакалейно-гастрономических товаров обычно располагают в  задней части здания магазина, поскольку  эти запасы столь велики, что возможность  их хранения, например, у короткой торцовой стены, исключается.

Все подсобные, административные бытовые помещения должны быть изолированы  от помещений для хранения товаров.

Административно-бытовые  помещения размещаются обособленной группой и должны иметь связь  с торговыми помещениями. Часть  помещений этой группы (комната материально ответственных лиц, санузлы и др.) имеет тесную связь с торгово-технологическим процессом и должна быть размещена в непосредственной близости к торговому залу. В зарубежной практике есть примеры, когда кабинеты материально ответственных лиц размещается рядом с торговым залом, за стеклянной перегородкой.

Большинство технических  помещений не имеют непосредственного  отношения к технологическому процессу продажи товаров и обслуживания покупателей и могут располагаться  изолированным блоком. Часть этих помещений (например машинные отделения лифтов и холодильных камер) должна располагаться смежно с той группой помещений, которую они обслуживают. У небольших магазинов с узкими торговыми залами обычно ограничена возможность выбора: подсобные, вспомогательные помещения располагаются в задней части здания. Но в современных магазинах больших размеров кладовые часто размещают сбоку, у одной из торговых стен, а помещения для подготовки товаров к продаже -  позади торговых отделов или даже в пределах самого торгового зала. Такая планировка оказалась наиболее практичной и эффективной.

Санитарно-гигиенические требования.

    • В организациях торговли. Расположенных в жилых зданиях или зданиях иного назначения, не допускается оборудовать машинные отделения, холодильные камеры, грузоподъемники непосредственно под жилым помещениями;
    • В организациях торговли все помещения должны располагаться с учетом поточности, отсутствие встречных потоков сырых и готовы пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров и встреч персонала и посетителей;
    • Помещения для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже должны быть приближены к загрузочным и местам реализации и не должны быть проходными;
    • В организациях торговли необходимо предусматривать отдельные фасовочные для разных групп пищевых продуктов; фасовочные для скоропортящихся пищевых продуктов оснащаются холодильным оборудованием для хранения продуктов;
    • Фасовочные помещения оборудуются двухгнездными моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смесители и раковинами для мытья рук;
    • В организациях торговли, работающих с контейнерами, оборудуются помещения для хранения контейнеров и их санитарной обработки;
    • Прием и хранение стеклотары осуществляется в отдельно стоящих организациях торговли, в изолированных помещениях с отдельным видом;
    • Помещения для хранения подготовки пищевых продуктов к продаже, а также охлаждаемые камеры не должны размещаться под душевыми, туалетами, моечными и другими помещениями с наличием канализационных трапов;
    • Для отделки, облицовки и окраски помещений организаций торговли используются материалы, устойчивые к воздействию влаги, температуры, моющих и дезинфицирующих средств, разрешенные для этих целей органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке;
    • Асфальтовые полы допускаются только на площадках для выгрузки пищевых продуктов из автомобилей;
    • Полы в организациях торговли должны иметь ровную поверхность, без выбоин, а также уклон в сторону трапов;

Соблюдение этих требований обеспечивает рентабельность работы предприятий  розничной торговли на длительный период.

  1. Перечислите и охарактеризуйте способы расстановки оборудования в торговом  зале.

Применяют ряд способов расстановки  оборудования в торговом зале:

    • линейный (решетка);
    • боксовый;
    • островной;
    • свободный (произвольный);
    • экспозиционный.

Линейная планировка торгового зада предполагает схемы размещения товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий. Соответственно выстраиваются и линии торгового оборудования. При этом линия узла расчета располагается перпендикулярно им. Такая планировка используется в магазинах самообслуживания. Ее преимуществами являются четкое формирование покупательских потоков, создания лучших условий для группировки и размещения товаров, эффективное использование площади торгового зала. Варьируя длиной линий, регулируют уровень концентрации покупателей на различных участках торгового зала. Недостаток же такой схемы состоит в том, что решетка монотонна и покупатель быстро устает.

Решетка может быть также  Г- и П- образной.

Линейный способ расстановки  оборудования имеет следующие разновидности:

    • продольная;
    • поперечная;
    • диагональная;
    • радиальная;
    • смешанная.

При продольной линейной планировке оборудования в центре зала расположено перпендикулярно основному потоку покупателей.

В торговых прямоугольной  конфедерации шириной от 7 до 12 м  целесообразно применять линейную расстановку оборудования с продольным его размещением. Такая планировка целесообразна в магазинах больших  форматов, поскольку покупатель, входящий в зал, не должен натыкаться на препятствия  в виде оборудования с товаром. Этого  быть не должно, даже если администрации  хочется представить элитный  товар в выгодном свете и скорее его продать. На подсознательном  уровне у покупателя отложится, что  именно в этот магазин входить  неудобно, и он будет стараться от него подальше.

По той же причине специалисты  советуют максимально упростить  зону входа, например не делать тамбур (лучше - тепловую завесу), коридоры, лестницы и не заказывать двери, которые надо открывать на себя. Посетитель, открыв дверь должен попасть прямо в  торговый зал, охватить взглядом максимальное пространство, вздохнуть свободно, и тогда ему захочется пойти  дальше. Именно поэтому большинство  супермаркетов располагают линию  стеллажей походу движения – покупатель в таком случае охватывает одним  взглядом весь товар до противоположной  дальне стены.

 Исследования показали, что посетители негативно воспринимают  торговое пространство, где движение  организованно по часовой стрелке,  оборудование стоит перпендикулярно  общему направлению движения, перегораживая  дорогу потоку людей, проходы  имеют ширину менее 1,4 м (человек  должен, раскинув руки в стороны  не касаться стеллажей). Плохо  «работают» также жесткие формы оборудования, сложные пространственные конструкции, а также стеллажи выше1,8 м (ни кто не захочет, во-первых, делать усилие, чтобы заглянуть на верхние полки, и, во-вторых, чувствовать себя лилипутом в стране великанов).

Еще один очень важный нюанс: человек не должен при входе упираться  в кассу, так как в психологическом  отношении касса – это конец  шопинга, а значит, у покупателя будет  меньше стимулов ещё раз осмотреть  весь магазин.

Поперечная линейная схема предполагает параллельное размещения оборудования относительно основного покупателей. Такая планировка успешно применяется и для небольших магазинов.

В магазинах, ширина торгового  зала в которых превышает 24 м, более  эффективно оказывается смешанная расстановка оборудования, при чем комбинация линейного продольного и линейного поперечного размещения требует учета многих факторов и определенного искусства. В частности, рекомендуется использовать длину линий островных горок не более 18м.

Новыми способами расстановки  оборудования являются радиальная линейная и диагональная линейная (колоском). Они применяются в крупных  продовольственных и непродовольственных  магазинах.

Большое значение при линейной планировке имеет длина линий  оборудования в торговом зале. Оптимальной  длиной является 12-18м. Длинный узкий  коридор, образуемый при непрерывной  линии горок «от стены до стены», неприятно действует на психику  покупателя и создает препятствие, если нужно перейти в другой отдел. Большая длина оборудования приведет к избыточному увеличению в магазине потоков покупателей и тем  самым затруднит их движение в  торговом зале. При размещении торгового  оборудования следует учитывать  расположение имеющихся в помещении  колонн, чтобы они оказывались  в пределах линий и не мешали движению покупателей. При коротких линиях оборудования снижается эффективность использования  торговой площади.

Боксовая планировка представляет собой расстановку оборудования в виде обособленных отделов и секций. Она обычно представляет собой центральный проход, к  которому ведет несколько входов в маленькие секции, которые похожи на отдельные бутики. Боксовая планировка оборудования увеличивает протяженность показа товаров, но при этом затрудняется доставка товаров в торговый зал.

Боксовая планировка широко применяется в крупных непродовольственных  магазинах, где каждая секция имеет  свой отдельный бокс. Ее удобно применять  в магазинах, сдающих площади  в аренду (у каждого арендатора - свой отдельный бокс). Недостаток этой планировки состоит в затруднении  пополнения товарных запасов.

При боксовой планировке длина  линии островных стеллажей, расположенных  в центре зала, не должна мешать покупателям свободно переходить из одного отдела в другой. Те, кто пытается расположением стеллажей диктовать покупателю направление движения и заставляет его идти к нужному товару сквозь лабиринты в расчете на то, что покупатель по пути купит что-либо, совершают ошибку. В торговом зале площадью до 400 кв. м длина линии островных стеллажей должна быть не более 6 метров, от 400 до 800 кв. м – не более 9 м. Высота островных стеллажей в небольших залах – от 180 до 200 см, в больших залах возможна высота до 220 см.

Информация о работе Контрольная работа по «Организации коммерческой деятельности предприятий торговли»