Оптовая торговля и её роль в повышении эффективности функции рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Отсутствие торговли, как известно, характеризовало состояние доцивилизованного, первобытного общества. Первые древнейшие цивилизации стали возникать в условиях первоначальных, во многом еще примитивных торговых операций - обменов излишками производимых продуктов. Те цивилизации и страны, которые всячески содействовали развитию торговых отношений, могли укреплять свое могущество, создавали богатство материальной и духовной культуры. Товар – средство удовлетворения потребностей людей.

Движущей идеей торговли вообще и искусства торговать в частности является удовлетворение или, по меньшей мере, стремление к наиболее полному удовлетворению многообразных нужд, потребностей и запросов человека. Под нуждой понимается чувство ощущаемой человеком нехватки или отсутствия чего-либо

Содержание

Введение

1. Сущность оптовой торговли и перспективы её развития

1.1 Классификация оптовых торговцев

1.2 Транзитная и складская формы оптовой торговли

1.3 Товарные склады

1.4 Оптовые рынки

1.5 Биржевая торговля

2. Коммерческая работа по продаже товаров на предприятиях оптовой торговли

2.1 Воздействие оптовой торговли на промышленность и розничную торговлю

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 33.53 Кб (Скачать файл)

 

1.1 Классификация оптовых  торговцев 

 

Оптовые торговцы отличаются от розничных по следующим характеристикам:

 

- оптовик уделяет меньше  внимания стимулированию, атмосфере  магазина и расположению своего  торгового предприятия; 

 

- оптовик имеет дело  преимущественно с профессиональными  клиентами, а не с конечными  потребителями; n оптовые сделки  по объему обычно крупнее розничных;

 

- торговая зона оптовика, как правило, значительно больше  таковой у розничного торговца;

 

- правовые нормы и налоговая  политика в отношении оптовых  и розничных торговцев различается. 

 

Оптовики обеспечивают эффективность  торгового процесса. Мелкому производителю  с ограниченными финансовыми  ресурсами не под силу создать  и содержать организацию прямого  маркетинга. Даже располагая достаточным  капиталом, производитель предпочитает направлять средства на развитие собственного производства, а не на организацию  оптовой торговли. Эффективность  деятельности оптовых торговцев  практически всегда выше благодаря  размаху операций, большему числу  деловых контактов в сфере  розничной продажи и наличию  специальных знаний и умений. Розничные  торговцы, имеющие дело с широким  ассортиментом товаров, обычно предпочитают закупать весь набор товаров у  одного оптовика, а не по частям у  разных производителей.

 

Различают следующих оптовых  торговцев:

 

1. Оптовики-купцы 

 

2. Брокеры и агенты 

 

3. Оптовые отделения и  конторы производителей 

 

4. Разные специализированные  оптовики 

 

Оптовики-купцы - это независимые  коммерческие предприятия, приобретающие  право собственности на все товары, с которыми они имеют дело. В  разных сферах деятельности оптовиков-купцов называют по-разному: оптовые фирмы, дистрибьюторы, снабженческие дома. Оптовики-купцы бывают двух видов: с  полным циклом обслуживания и с ограниченным циклом обслуживания. Оптовики с полным циклом обслуживания предоставляют  следующие услуги: хранение товарных запасов; предоставление продавцов; кредитование; обеспечение доставки товара и оказание содействия в области управления. По своему характеру это либо торговцы оптом, либо дистрибьюторы товаров  промышленного назначения. Торговцы оптом торгуют в основном с  предприятиями розницы, предоставляя им полный набор услуг. Друг от друга  они отличаются главным образом  широтой ассортиментного набора. Оптовики с ограниченным циклом обслуживания предоставляют своим поставщикам  и клиентам гораздо меньше услуг. Существует несколько видов оптовых  предприятий с ограниченным набором  услуг. Оптовик, торгующий за наличный расчет и без доставки товара, занимается ограниченным ассортиментом ходовых  товаров, которые он продает мелким розничным торговцам с немедленной  оплатой покупки. Розничные торговцы сами организуют вывоз купленного товара. Например, мелкий розничный торговец, торгующий морепродуктами, утром  отправляется к такому оптовику, покупает у него несколько ящиков продуктов, сразу расплачивается, отвозит товар  в свой магазин и сам его  разгружает.

 

Оптовики смешанного ассортимента занимаются несколькими группами товаров, чтобы удовлетворять нужды розничных  торговцев с широким смешанным  ассортиментом, а также предприятий  с узкоспециализированным товарным ассортиментом. Оптовики неширокого насыщенного  ассортимента занимаются одной или  двумя ассортиментным группами товаров при значительно большей глубине этого ассортимента, например, техническими товарами, лекарствами, одеждой. Узкоспециализированные оптовики занимаются лишь частью той или иной ассортиментной группы товаров, охватывая ее на большую глубину. В качестве примера можно указать на оптовых торговцев продуктами лечебного питания, запчастями к автомобилям, морепродуктами. Оптовики в данном случае предоставляют своим клиентам более полную возможность выбора.

 

Брокеры и агенты отличаются от оптовиков-купцов по следующим показателям: они не берут на себя право собственности  на товар и выполняют ограниченное число функций. Их основная функция - содействие купли-продажи. За свои услуги они получают комиссионное вознаграждение от двух до шести процентов продажной  цены товара; они обычно специализируются либо по типу предлагаемого товарного  ассортимента, либо по типу обслуживаемых  ими клиентов.

 

Брокеры. Их основная функция - свести покупателя с продавцами и  помочь им договориться. Брокеру платит тот, кто его привлек. Брокер не держит товарных запасов, не принимает участия  в финансировании сделок, не принимает  на себя никакого риска. Наиболее типичные примеры: брокеры по операциям с  пищевыми продуктами, недвижимостью, страховые  брокеры, брокеры по операциям с  ценными бумагами.

 

Агенты. Агент представляет покупателя или продавца на более  долговременной основе. Существует несколько  видов агентов.

 

Агенты производителей. Такие  агенты представляют интересы двух или  нескольких производителей товаров, дополняющих  друг друга. Они заключают письменное официальное соглашение с каждым отдельным производителем в отношении  политики цен, территориальных границ деятельности, услуг по доставке товаров, выдаваемых на эти товары гарантии и размеров комиссионных ставок. Агент  производителя хорошо знаком с товарным ассортиментом и организует сбыт его товаров, опираясь на свои контакты с покупателями. К услугам агентов  фирм производителей прибегают при  торговле одеждой, мебелью, электротоварами. Большинство агентов представляют интересы мелких торговых предприятий, насчитывающих несколько сотрудников, которые являются опытными продавцами. Их нанимают крупные фирмы, а также  мелкие предприниматели, которые не могут позволить себе содержать  собственный штат коммивояжеров. Производственные фирмы планируют с помощью  агентов, как проникнуть на новые  рынки или быть представленными  на них, где использование коммивояжеров  нерентабельно.

 

Полномочные агенты по сбыту  заключают с производителями  договоры, получая права на сбыт всей продукции, выпускаемой производителем. Такой производитель сознательно  не хочет брать на себя функции  по сбыту или чувствует себя не подготовленным к этой деятельности. Полномочный агент по сбыту служит, как бы отделом сбыта производителя, оказывает значительное влияние  на цены, сроки и условия продажи. Полномочные торговые агенты встречаются  в сферах текстильной промышленности, производства промышленного оборудования, химикатов, каменного угля, металлов.

 

Агенты по закупкам обычно оформляют долговременные отношения  со своими покупателями и закупают для них необходимые товары. Сами получают эти товары, проверяют их качество, организуют складирование  и последующую доставку к месту  назначения. Закупщики обладают широкими знаниями и предоставляют своим  клиентам полезную информацию о рынке, а также подыскивают им подходящие товары по максимально низкой цене.

 

Оптовики-комиссионеры - это  агенты, вступающие в физическое владение товарами и самостоятельно заключающие  сделку на их продажу. Они не работают на основе долговременных соглашений. К их услугам чаще всего прибегают фирмы, которые не хотят заниматься сбытом. Оптовик-комиссионер приезжает на грузовике с товаром на центральный рынок, продает партию товаров по наиболее благоприятной цене, вычитает из выручки свои комиссионные и издержки, а оставшуюся сумму передает производителю.

 

Оптовые отделения и конторы  производителей - это третья основная разновидность оптовой торговли, которая состоит из операций, осуществляемых продавцами и покупателями самостоятельно, без привлечения оптовых торговцев.

 

Сбытовые отделения и  конторы. Производители организуют сбытовые отделения и конторы, чтобы  держать под более жестким  контролем деятельность по управлению товарными запасами, сбыту и стимулированию. Сбытовые отделения хранят товарные запасы и встречаются в лесной промышленности, в производстве автомотооборудования и деталей машин. Сбытовые конторы  не хранят товарных запасов и встречаются  в сфере производства текстильных  и галантерейных товаров.

 

Закупочные конторы. Многие розничные торговцы содержат в основных рыночных центрах собственные закупочные конторы, выполняющие функции, аналогичные  брокерам, но являющиеся структурным  подразделением организации покупателя.

 

Разные специализированные оптовики. В ряде отраслей экономики  имеются собственные специализированные оптовые организации.

 

Оптовые нефтебазы продают  и доставляют нефтепродукты автозаправочным  станциям и деловым предприятиям. Оптовики-скупщики сельхозпродуктов скупают  продукцию у фермеров, собирают ее в крупные партии и отгружают  предприятиям пищевой промышленности, хлебозаводам, пекарням и покупателям  от имени госучреждений. Оптовики-аукционисты  играют большую роль в тех отраслях деятельности, где потребители хотят  до совершения сделки осмотреть товар. Это рынки скота, табака, морепродуктов  и т. д.

 

С помощью оптовиков можно  выполнять более эффективно следующие  функции:

 

· Стимулирование сбыта товаров. Оптовики располагают торговым персоналом, который помогает производителю  охватить множество мелких клиентов при сравнительно небольших затратах. Оптовик имеет больше деловых  связей. Покупатель, как правило, больше верит оптовику, чем какому-то далекому производителю;

 

· Закупки и формирование ассортимента товаров. Оптовик может  подобрать изделие и сформировать необходимый товарный ассортимент, избавив клиента от значительных хлопот;

 

· Разбивка крупных партий на мелкие. Оптовики обеспечивают клиентам значительную экономию средств закупая товары вагонами, разбивая большие партии на мелкие;

 

· Складирование. Оптовики хранят товарные запасы, способствуя тем  самым снижению соответствующих  издержек поставщика и потребителей;

 

· Транспортировка. Оптовики обеспечивают более оперативную  доставку товаров. Они находятся  ближе к клиентам, чем производители  товаров;

 

· Финансирование. Оптовики финансируют своих клиентов, предоставляя им кредит, а заодно и поставщиков, заблаговременно выдают заказы и  вовремя оплачивают счета;

 

· Принятие риска. Принимая право собственности на товар и неся расходы в связи с его хищением, повреждением, порчей и старением, оптовики одновременно берут на себя часть риска;

 

· Предоставление информации о рынке. Оптовики предоставляют  своим поставщикам и клиентам информацию о деятельности конкурентов, о новых товарах, динамике цен  и т. д.;

 

· Услуги по управлению, консультационные услуги. Оптовик помогает розничным  торговцам совершенствовать деятельность, принимая участие в разработке схемы  магазина, устройстве экспозиции товаров, обучении продавцов, а также в  организации бухгалтерского учета  и управлении запасами товаров.

 

Быстрое развитие оптовой  торговли в последние годы обусловлено  значительными тенденциями в  современной экономике: n ростом массового  производства товаров на крупных  предприятиях, удаленных от основных пользователей готовой продукции; n увеличением объемов производства впрок, а не для выполнения конкретных заказов; n увеличением числа уровней  промежуточных производителей и  пользователей; обострением необходимости  приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей  с точки зрения количества, упаковки и разновидностей.

 

1.2 Транзитная и складская  формы оптовой торговли

 

Различают первичный оптовый  оборот - это продажа товаров промышленными  предприятиями непосредственно  розничной торговле и оптовым  предприятием, и посреднический оборот - это продажа товара оптовыми предприятиями - розничным.

 

Оптовый оборот имеет другое экономическое содержание, чем выручка  от реализации продукции в промышленности или розничный товарооборот. Оптовый  оборот не отражает производство и  продажу товаров непосредственно  населению для личного потребления, а характеризует движение товаров  из сферы производства в сферу  обращения.

 

По размеру оборота  различают: крупный, средний и мелкий товарооборот.

 

Крупный оптовый товарооборот возникает при получении товаров  от предприятий крупными партиями и  отправке их по звеньям оптовой торговли.

 

Средний оптовый товарооборот образуется у оптовых предприятий, которые покупают товар не только у промышленности, но и других крупных  оптовых предприятий.

 

Мелкий оптовый товарооборот образуется на оптовых базах у  низовых оптовых предприятий.

 

В зависимости от назначения товарных ресурсов оптовый товарооборот разделяется на три вида: оборот по реализации, внутрисистемный и  межреспубликанский. Оптовый товарооборот по реализации включает продажу товаров  организациям и предприятиям розничной  торговли, расположенным в районе деятельности оптового предприятия.

 

Внутрисистемный оптовый  товарооборот определяет взаимный отпуск товаров оптовыми предприятиями  в одну систему в пределах одной  республики. Межреспубликанский товарооборот охватывает продажу товаров за пределы  республики на основе свободной купли-продажи.

 

 

Таким образом, внутрисистемный  и межреспубликанский оптовый товарооборот отражают движение товаров между  звеньями оптовой торговли.

 

Сумма трех видов оптового товарооборота составляет валовой  оптовый товарооборот.

 

Оптовый товарооборот по каждому  из трех видов подразделяется на две  формы:

 

- транзитная, когда оптовая  база продает товары без завоза  на свои склады, сразу конечному  пользователю;

 

- складская, когда реализация  товаров осуществляется непосредственно  со своих складов. 

 

Результатом этих форм продажи  является оптовый транзитный оборот и складской товарооборот, на который  приходится больший удельный вес.

 

Транзитный товарооборот подразделяется:

 

- товарооборот с участием  в расчетах. Торговая фирма оплачивает  поставщику стоимость отгруженного  товара, которую затем получает  от своих покупателей. 

 

- товарооборот без участия  в расчетах. Поставщик предъявляет  к оплате счет непосредственно  покупателю.

 

При организации транзитного  оборота оптовая база выполняет  посредническую роль между поставщиками и получателями за отдельную плату. При этом она заключает с поставщиком  и получателем продукции договоры, контролирует выполнение договоров. Трудоёмкость транзитного оборота значительно  ниже складского, поэтому при относительно высоких размерах наценок он выгоден  для оптовых баз. Обоснованием для  транзитной отгрузки товаров является наряд, который выписывается оптовым  предприятиям и адресуется конкретному  поставщику-изготовителю, а копия  высылается в адрес покупателя - клиента базы.

Информация о работе Оптовая торговля и её роль в повышении эффективности функции рынка