Особенности организации сделок по торговли сырьевыми и продовольственными товароми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 15:40, реферат

Краткое описание

В обобщающее понятие «сырьевые товары» входят минеральное сырье, продукты его обогащения и переработки (черный металл, цветные металлы и др.), сельскохозяйственное сырье растительного и животного происхождения и продукты его переработки, химические и продовольственные товары. Следует отметить, что во многих случаях весьма сложно провести четкую грань между сырьевыми товарами и готовой продукцией.В практике международной торговли сырьевыми товарами применяется большинство уже рассмотренных форм и методов работы на рынке.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 37.37 Кб (Скачать файл)

- Страхование товаров (хеджирование)

Производители, изготовившие товары для продажи, или  предприниматели, купившие реальный товар  для перепродажи, могут опасаться  финансовых потерь от падения на него рыночных цен.Применение фьючерсных операций позволяет застраховаться от потерь. Для этого предприниматель обращается к брокеру с поручением продать такое же количество товара, которое находится на его складе, с поставкой через период, равный предполагаемому сроку реализации товара. В нашем примере предприниматель поручает брокеру продать 1000 т алюминия по цене 1500 долл. с поставкой через 6 месяцев. Допустим, что за этот период цена алюминия на рынке действительно снизилась до 1400 долл. и предприниматель теряет 100 тыс. долл. Тогда он даст указание брокеру купить 1000 т алюминия по 1400 долл., предъявляет оба контракта в расчетную палату биржи и получает 100 тыс. долл. для компенсации своих потерь. Единственное, что он потеряет -- двухразовую выплату вознаграждения брокеру, составляющую доли процента от стоимости товара.Рассмотрим вариант II, когда цена хеджированного товара не упала, а возросла, например до 1600 долл. Тогда предприниматель выручит от реализации товара на рынке на 100 тыс. долл. больше. Но он не может не совершить оффсетную операцию до конца срока поставки товара по контракту, т е. купить те же 1000 т алюминия, но по возросшей цене, а значит, потерять на покупке те же 100 тыс. долл. Таким образом, выгода компенсируется вынужденной потерей на оффсетную операцию. В конце концов предприниматель ничего не выигрывает и не проигрывает, но платит те же доли процента брокеру за совершение двух противоположных операций.Хеджирование применяется для страхования сделок при покупке на бирже реального товара с поставкой его через несколько месяцев по биржевым ценам на момент поставки. Такие сделки называются онкольными и рассчитаны на то, что к контрактному сроку поставки биржевая цена на товар снизится. На тот случай, если надежды предпринимателя не оправдаются и цена на товар возрастет, можно осуществить операцию хеджирования. Для этого надо дать поручение брокеру одновременно с приобретением реального товара совершить фьючерсную операцию по покупке еще такого же количества товара, но по цене на день приобретения реального товара. Если опасения предпринимателя оправдаются и на день поставки реального товара его цена возрастет, то оффсетная операция по фьючерсной сделке по продаже товара компенсирует потери предпринимателя от повышения цен. А если цены упадут, то выгода от приобретения реального товара будет съедена встречной оффсетной операцией по продаже товара по сниженной цене.Хеджирование онкольных операций может быть эффективно и в других случаях, часто встречающихся в хозяйственной практике. Например, посредник заранее распродает по текущим ценам рынка мукомольным, консервным и другим предприятиям продукцию будущего урожая, который будет собран только через 3 месяца. Эту продукцию посредник решил купить на бирже сейчас, но с получением и оплатой ее по ценам в момент сбора урожая. Посредник надеется, что к этому времени биржевые цены на эту продукцию упадут и он получит значительную прибыль. Однако из-за неустойчивой погоды урожай может оказаться плохим, и цены на бирже резко вырастут, что может привести посредника к разорению.Поэтому посредник решает поручить брокеру одновременно с заключением онкольной сделки осуществить фьючерсную операцию, купив такое же количество товара, но по текущим биржевым ценам. Тогда, если урожай окажется плохим и биржевые цены на продукцию возрастут, он совершит оффсетную операцию, продав фьючерсный товар по возросшей цене и компенсировав свои потери от повышения биржевых цен на момент исполнения онкольной сделки. Если же биржевые цены упадут, то ему все равно придется закрывать фьючерсную сделку продажей товара, и возникшие вследствие такой продажи убытки нивелируют его выгоды от онкольной операции.Операциями хеджирования активно занимались внешнеторговые объединения при экспорте и импорте сырьевых товаров до либерализации внешней торговли России в 1991 г. С тех пор сведений о применении массового хеджирования ни во внутренней, ни во внешней торговле России нет, что не могло не понизить ее эффективность. Упущены возможности страхования таких массовых видов экспортной продукции, как лесные товары, цветные металлы и т.д.

4). Аукционная торговля

- Виды аукционов

Аукционы также  являются особой разновидностью посреднических организаций, способствующих обращению  товаров. В отличие от биржи аукционы являются не постоянными, а периодически действующими центрами посреднической торговли реальными товарами с индивидуальными  свойствами. Торговля на аукционах  ведется методом открытых торгов.Аукционы по масштабу охвата регионов делятся на национальные и международные. Наиболее распространенными аукционными товарами являются пушнина, немытая шерсть, крупный рогатый скот и лошади, морская рыба, табак, чай и т.д.Аукционы -- это коммерческие организации, располагающие соответствующими помещениями, оборудованием и квалифицированным персоналом. Наиболее распространены аукционы, организованные в форме акционерных обществ. Нередко это крупные компании, монополизирующие торговлю определенным видом товара. Они обычно скупают за свой счет товары у производителей, диктуя закупочные цены, и перепродают их оптовым посредникам, получая прибыль от разницы цен. Эти же аукционы принимают на перепродажу товары и от независимых производителей на комиссионных началах. Крупные аукционы имеют собственное производство по доработке сырьевых товаров, например, по выделке скупаемых у заготовителей сырых шкурок. Торг на таких аукционах обычно происходит открыто, непосредственно с участием покупателей. Открытые аукционы специализируются главным образом на торговле пушниной, животными, рыбой, тропическими фруктами, предметами искусства.Другие аукционы представляют собой специализированные брокерские фирмы, которые занимаются перепродажей товаров на условиях комиссии, получая вознаграждение от продавцов, а иногда и от покупателей. Сами продавцы и покупатели в таких аукционах не участвуют, а их поручения в пределах установленных ими полномочий выполняют брокеры. Иногда такие аукционы называют закрытыми. Они специализируются преимущественно на торговле шерстью, чаем, табаком, реже -- пушниной. В Скандинавских странах аукционы принадлежат ассоциациям или кооперативам по разведению и заготовке пушнины. В Российской Федерации действует пушной аукцион в Санкт-Петербурге, аукцион по торговле племенными лошадьми в Москве. Покупателями товаров на этих аукционах являются крупные оптовые фирмы зарубежных стран.

- Организация и техника аукционной  торговли

Обычно периодически действующие аукционы публикуют  график проведения торгов или заблаговременно  оповещают поставщиков и традиционных покупателей о сроках их проведения.Принятые от поставщиков товары или сразу сортируются, или проходят дополнительную предпродажную доработку. Сортировка осуществляется по качеству товаров. Товары одинакового качества сортируются по партиям (лотам). Из каждого лота отбирается образец. Количество товаров в лоте зависит от обычаев в торговле данным видом товара. Например, в одном лоте соболя подбирается 10-30 одинаковых шкурок, норки -- до 300 шкурок, каракуля - до 500 и более шкурок. Каждому лоту присваивается номер, в порядке которого он будет продаваться с аукциона. Лоты со сходным качеством товара комплектуются в более крупные партии, из которых также отбираются образцы.По завершении сортировки аукцион выпускает каталог с указанием состава и номеров логов. Каталоги рассылаются традиционным покупателям с указанием начала работы аукциона и правил проведения торга. Покупатели обычно прибывают заблаговременно, чтобы иметь время тщательно осмотреть выставленные товары, пометить в каталогах интересующие их номера лотов и проставить ожидаемые ими цены. На аукционах пищевкусовых товаров для покупателей устраиваются дегустации.Главной стадией аукциона является торг, который ведет опытный аукционист с ассистентами. Существует несколько способов ведения торгов.Аукцион с повышением цен может вестись гласным и негласным способами. При гласном способе аукционист объявляет номер очередного лота, причем одновременно номер лота обычно высвечивается на световом табло, называет начальную цену и спрашивает: «Кто больше?» Покупатели повышают цену каждый раз на величину не ниже минимальной надбавки, указанной в правилах проведения торга. Обычно она составляет от 1 до 2,5% первоначальной цены. Если очередного повышения цены не предлагается, аукционист после троекратного вопроса: «Кто больше?» -- ударяет молотком, подтверждая, что данный лот продан последнему покупателю, предложившему наивысшую цену. Помощники аукциониста помечают, какому покупателю и по какой цене продан определенный лот.В тех случаях, когда из-за отсутствия интереса к данному лоту или по причине предварительного сговора покупателей не удается достичь намеченной аукционом продажной цены, аукционист имеет право без объяснений причин снять лот с торга и выставить его через некоторое время еще раз.При негласном (немом) торге покупатели после объявления аукционистом минимальной цены подают аукционисту условные знаки о согласии поднять цену на установленную величину надбавки. Аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя покупателя. Если на трехкратный вопрос аукциониста: «Кто больше?» -- никто не подаст условный сигнал, то лот или вещь приобретает тот покупатель, который подал сигнал последним. Негласное проведение торга позволяет сохранить в тайне имя покупателя. Такой порядок аукционного торга нередко применяется при продаже предметов искусства и драгоценностей.Аукционы с понижением цен. Некоторые аукционы проводятся с постепенным понижением первоначально объявленной цены на заранее установленные скидки. Партию товара приобретает тот, кто первый из участников скажет: «Да».Некоторые аукционы, ведущиеся с понижением цен, автоматизированы. Каждый раз более низкая цена высвечивается на табло. Лот покупает тот, кто первый скажет «да» или нажмет электрическую кнопку, останавливающую смену цифр на табло. Покупатель определяется по заблокированной горящей лампочке у места участника торга.

Автоматизированный  торг применяется и при повышении  цен, по мере увеличения которых покупатели отпускают электрические кнопки. Товар приобретает тот, кто остался  последним не отпустившим кнопку.Обычно аукционные торги проходят достаточно быстро и за час может быть продано около 300 лотов. При автоматизированном способе проведения торгов, особенно на понижение, число лотов, продаваемых за час, может быть в 1,5--2 раза больше.Оформление контрактов осуществляется администрацией аукциона на основании записей, сделанных помощником аукциониста. Продавцы товаров (комитенты) и покупатели подписывают типовые контракты. Комитенты получают деньги за свои товары, а покупатели вносят полные суммы стоимости купленных ими товаров или авансы и забирают товары со складов в течение срока, установленного правилами аукциона.Аукционы, являясь коммерческими организациями, могут кредитовать поставщиков товаров, выдавая им денежные авансы. Покупатели могут получать товары с аукциона в коммерческий кредит и возвращать его по мере распродажи или использования товаров.Аукционная торговля создает значительные удобства для поставщиков и покупателей, сокращая издержки обращения и обеспечивая продажу по ценам, близким к оптимальным для данного региона.

 

 

 

 

2.Понятие контрактной  цены, способы ее фиксации.

 

При установлении цены товара в контракте купли-продажи определяются: единица измерения цены, базис  цены, валюта цены, способ фиксации цены и уровень цены.

Единица измерения цены. Порядок определения единицы измерения цены зависит от характера товара и от практики, сложившейся в торговле данным товаром на мировом рынке. Цена в контракте может быть установлена за:

• определенную количественную единицу (или за определенное число  единиц) товара, указанную в обычно применяемых в торговле данным товаром  единицах измерения (веса, длины, площади, объема, штук, комплектов и т. д. или  в счетных единицах – сотни, дюжина);

• весовую единицу исходя из базисного содержания основного вещества в товаре (для таких товаров, как руды, концентраты, химикалии и др.);

• весовую единицу в  зависимости от колебаний натурного  веса, содержания посторонних примесей и влажности.

При поставке товара разного  качества и ассортимента цена устанавливается  за единицу товара каждого вида, сорта, марки в отдельности. Если по одному контракту поставляется большое  число разных по качественным характеристикам  товаров, цены на них, как правило, указываются  в спецификациях, составляющих неотъемлемую часть контракта.

При поставках комплектного оборудования цены обычно устанавливаются  по позициям на каждую частичную поставку или на отдельные комплектующие  части и указываются в приложении к контракту.Если в основу цены кладется весовая единица, необходимо определить характер веса (брутто, нетто) или оговорить, включает ли цена стоимость тары и упаковки. Это указание необходимо также в тех случаях, когда цена устанавливается за штуку, за комплект.Базис цены устанавливает, входят ли транспортные, страховые, складские и другие расходы по доставке товара в цену товара.

Валюта цены. Цена в контракте может быть выражена в валюте страны-экспортера, импортера или в валюте «третьей страны». При выборе валюты цены на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи, существующие в торговле этими товарами. Например, в контрактах на каучук, цветные металлы принято указывать цены в фунтах стерлингов, в контрактах на нефтепродукты, пушнину – в американских долларах.Экспортер, как правило, стремится зафиксировать цену в относительно более устойчивой валюте, а импортер, наоборот, заинтересован в том, чтобы установить цену в валюте, подверженной обесценению (подробнее см. ниже).

 

Способ фиксации цены. Цена может быть зафиксирована в контракте в момент его заключения или определяться в течение срока его действия или к моменту исполнения контракта. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен: твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией (см. определения этих видов цен в гл.10, п. 10.2).При установлении подвижной цены в контракт вносится оговорка, предусматривающая, что если к моменту исполнения сделки цена на рынке повысится или понизится, соответственно должна измениться и цена, зафиксированная в контракте. Эта оговорка носит название «оговорки о повышении или понижении цены».

Обычно в контракте  оговаривается допустимый минимум  отклонения рыночной цены от контрактной (2-5%), в пределах которого пересмотр  зафиксированной цены не производится. При установлении подвижной цены в контракте обязательно должен быть оговорен источник, по которому следует  судить об изменении рыночной цены. Подвижные цены чаще всего устанавливаются  на промышленные сырьевые и продовольственные  товары, поставляемые по долгосрочным контрактам.

Цена с последующей  фиксацией устанавливается в  процессе исполнения контракта. В контракте  в этом случае оговариваются условия  фиксации и принцип определения  уровня цены.

Например, цена может  устанавливаться по договоренности сторон перед поставкой каждой предусмотренной  контрактом партии товара или при  долгосрочных поставках перед началом  каждого календарного года. Покупателю может быть предоставлено право  выбора момента фиксации цены в течение  срока исполнения сделки с оговоркой: какими источниками информации о ценах ему следует пользоваться для определения уровня цены. Так, при сделках на биржевые товары оговаривается, по котировкам какой биржи и по какой рубрике копировального бюллетеня будет определяться цена, а также срок, в течение которого покупатель обязан уведомить продавца о своем желании зафиксировать цену в контракте. Такие сделки носят название «онкольные».

Контрактная цена устанавливается  на основе изучения конкурентных материалов по данному товару, выбора цены конкурентов  на аналогичные товары и внесения необходимых поправок на реальную сопоставимость технического уровня, качества, коммерческих условий сделок и т. п.Роль экспортеров и импортеров в контрактном ценообразовании неодинакова, так как они представляют разные интересы. Поэтому у контрагентов внешнеторговой сделки существует различная специфика подхода к определению цены и учету отдельных ценообразующих факторов.


Информация о работе Особенности организации сделок по торговли сырьевыми и продовольственными товароми