Содержание
Введение 2
1.История
развития предприятия мотовело товаров. 3
2.Потребительские
свойства велосипедов. 4
3. Классификация
велосипедов. 7
4. Современный
ассортимент велосипедов предприятия
Мотовелозавода. 8
5. Контроль
качества. Факторы сохраняющие качество
велосипедов. 29
Заключение 31
Список используемых
источников 32
Приложения 33
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир не может
обойтись без велосипедов, т.к. они являются
самым массовым видом индивидуального
транспорта. Велосипед используется всеми
категориями потребителей – мужчинами
и женщинами молодого, среднего, старшего
и даже пожилого возраста для ежедневных
поездок на работу, прогулок, туризма и
перевозки малогабаритных грузов, а также
для спортивных соревнований. Преимущества
движения на велосипедном транспорте
можно продемонстрировать сравнением
скорости движения и затрат энергии на
преодоление пути (Приложение 1, табл.1).
Целью работы является ознакомиться
и изучить современный ассортимент
велосипедов Мотовелозавода.
Рассматриваю данную тему,
я ставлю перед собой следующие
задачи:
- изучить классификацию велосипедов;
- изучить потребительские свойства велосипедов;
- ознакомиться с контролем качества и с факторами, сохраняющими качество велосипедов;
- изучить историю развития предприятия Мотовелозавода;
- изучить современный ассортимент велосипедов предприятия Мотовелозавода;
1.История развития предприятия
мотовело товаров
Рассмотрим предприятие
Мотовелозавод.
ОАО "Мотовело" расположено
почти в центре столицы динамично
развивающейся Республики Беларусь
- городе Минске. Дата основания ОАО
"Мотовело" - 6 ноября 1945 года. Его
первые строители - это в основном демобилизованные
фронтовики и партизаны. Два небольших
полуразрушенных корпуса бывшей фурнитурной
фабрики, несколько ветхих пристроек -
такое "наследство" досталось создателям
первого белорусского мотовелозавода.
В конце декабря 1945 года на станцию "Восточная"
в адрес завода прибыл первый эшелон с
оборудованием, вывезенным из Германии.
В мае 1946 года начал работать первый цех
- ремонтно-механический, затем был пущен
электротехнический цех. К осени появились
первые детали собственного изготовления
для первого белорусского велосипеда.
В июне 1947 года была представлена первая
десятка велосипедов, испытания которых
проводились на Могилевском шоссе. В сентябре
того же года коллегия министерства рассмотрела
образец велосипеда В-16 и утвердила его
для серийного производства. К концу 1947
года было собрано 6580 велосипедов.50-е годы
ознаменовали новый этап развития предприятия.
Было освоено производство подростковых
велосипедов "Орленок" и "Ласточка".
В 1951 году начат серийный выпуск первой
модели белорусского мотоцикла – MIA (15).
За 56 лет своей истории
завод из небольшого производственного
участка превратился в огромное
современное предприятие, выпускающее
разнообразные модели велосипедов
и мотоциклов. На территории бывшего
СССР Минский мотоциклетный и
велосипедный завод являлся лидером
в индустрии мотовелостроения, с
передовой технологией, инженерно-техническими
и рабочими кадрами высокой квалификации.
К 1990 году производственные мощности предприятия
достигли 240 000 мотоциклов и почти 900
000 велосипедов в год. В 90-ые годы,
после распада СССР, неизбежный экономический
кризис, охвативший все постсоветское
пространство, явился причиной падения
объема производства и на ОАО "Мотовело".
В настоящее время здесь производится
около 600 000 велосипедов и 40 000 мотоциклов
в год. Предприятие имеет развитую
инфраструктуру, имеется железнодорожная
ветка, удобные автомобильные подъездные
пути. ОАО "Мотовело" имеет представительство
в городе Москве - столице Российской Федерации.
В последние годы велосипеды реализуются
в основном в России, Украине и Беларуси,
96% выпускаемых мотоциклов экспортируется
во Вьетнам, Иран, Афганистан и др. страны
(16). Продукция ОАО "Мотовело" пользуется
стабильным и устойчивым спросом. В настоящее
время ОАО "Мотовело" является крупнейшим
производителем мотоциклов и велосипедов
в восточной Европе.
2.Потребительские свойства
велосипедов
Потребительские
свойства велосипедов во многом совпадают
с общими свойствами транспортных средств.
Здесь будут рассмотрены лишь
отдельные, характерные только для
велосипедов, специфические свойства.
К функциональным
свойствам велосипедов относят их
проходимость, быстроходность, возможность
езды в темноте и возможность перевозки
багажа.
Под проходимостью
понимают приспособленность велосипеда
для езды по дорогам без твердого
покрытия в различную погоду. О
проходимости можно судить по длине
шага велосипеда, его базы, по ширине
протектора шины и глубины его
рисунка.
Хорошую
проходимость обусловливает велосипед
с небольшой величиной шага, так как в
этом случае велосипедист, проигрывая
в расстоянии, выигрывает в силе.
Ширина протектора
шины обусловливает проходимость по
песку и грязи. Она колеблется
от 32 до 56 мм, или от 1,25 до 2,25 дюйма. Чем
шире шины, тем выше их проходимость.
Глубокий протектор обеспечивает лучшее
сцепление с грунтом, поэтому
он увеличивает проходимость. Под
базой велосипеда принято понимать
расстояние между центрами осей его
колес в миллиметрах (G). У велосипедов
база может быть от 900 до 1175 мм. Чем
она короче, тем выше проходимость
велосипеда, но ниже устойчивость. Размер
велосипеда определяется расстоянием
от центра оси каретки до обреза
верхней трубы (В).
Быстроходность важна особенно
для спортивных велосипедов. Она зависит
от длины шага велосипеда, ширины протектора
и глубины его рисунка, от массы велосипеда,
типа руля и седла. Чем больше длина шага
велосипеда, чем уже шины и меньше глубина
протектора и чем меньше масса велосипеда,
тем более высоких скоростей на нем можно
достигнуть. Если масса дорожных велосипедов
составляет в среднем 16 кг, то масса спортивных
достигает 5-7 кг. Для снижения массы стальные
детали заменяет деталями из алюминия
и титана, сплошные детали (оси втулок)
— пустотелыми. В звездочках вырубают
отверстия, чтобы уменьшить их массу, даже
спицы делают в середине тоньше. Вместо
цепей с шириной звеньев 3,3 мм используют
цепи шириной 2,4 мм. Вместо шин с покрышками
и камерами используют однотрубки. По
этой же причине в спортивных велосипедах
отсутствуют щитки колес, багажники и
другие принадлежности.
Низкий руль способствует
сильному наклону велосипедиста
вперед. Это в свою очередь обеспечивает
уменьшение сопротивления встречному
потоку воздуха и, следовательно, ускорению
движения. Узкое седло способствует
более быстрому движению ног. Для
уменьшения сопротивления воздуха
в некоторых моделях велосипедов
вместо спиц используют тонкие диски.
Возможность езды
ночью — важный показатель велосипеда
как повседневного транспортного
средства. Это свойство велосипеда
зависит от наличия фары, генератора
постоянного тока, световозвращателей
(катафотов).
Возможность перевозки
груза зависит от наличия багажника.
Иногда их устанавливают спереди
и сзади одновременно, что резко
повышает грузоподъемность велосипеда.
Этот показатель важен для туристских
и дорожных велосипедов.
К эргономическим свойствам
велосипедов относят легкость
хода, удобство посадки, комфортность
и безопасность езды, а также удобство
переноски, перевозки и хранения. Все эти
свойства характеризуют затраты психофизической
энергии велосипедиста при поездках.
Легкость
хода - это свойство, определяющее
степень утомляемости велосипедиста при
езде. Для поддержания легкости хода необходимы
правильная регулировка и смазка основных
узлов велосипеда, а также определенный
уровень давления в шинах. Легкость зависит
от коэффициента трения вращающихся деталей
и длины шага велосипеда. Чем меньше шаг
велосипеда и выше качество изготовления
узлов трения велосипеда, тем меньше утомляемость
велосипедиста при езде.
Удобство
посадки определяется конструкцией
рамы велосипеда и ее высотой. Высота рамы
определяется расстоянием от оси каретки
до верхнего конца подседельной трубки.
Наиболее удобны для посадки велосипеды
с открытой рамой или с рамой небольшой
высоты (440-500 мм).
Комфортность
езды определяется формой
руля, типом седла, наличием грязевых щитков,
шириной шин и базой велосипеда. Для спокойной
езды и для прогулок более удобны велосипеды
с высоким рулем, широким и мягким седлом
и широкими эластичными шинами. Чем больше
база велосипеда, тем он устойчивее (8,
стр.612).
Удобство
переноски и хранения определяется габаритами
велосипеда в рабочем и нерабочем состояниях.
Особенно удобны разборные и складные
велосипеды. Их можно перевозить в багажниках
автомобилей и в лифтах. При хранении в
сложенном состоянии они легко размещаются
на небольших антресолях.
Безопасность
езды зависит от надежности
тормозов, высоты рамы, устойчивости транспортного
средства, скорости езды. Наиболее надежными
считаются ручные тормоза клещевого типа.
Велосипеды с низкой рамой и большой базой
более устойчивы. Наличие катафотов, зеркала
обратного вида, звонка, щитков на цепь,
сетки на заднее колесо способствует более
безопасной езде.
Эстетические свойства велосипедов включают информационную
выразительность, рациональность формы,
целостность композиции и сове ршенство
производственного исполнения.
Информационная
выразительность велосипедов определяется
степенью отражения в их внешнем виде
устоявшихся представлений.
Рациональность
формы характеризует степень
выражения в форме велосипедов, их назначении
и удобстве пользования.
Целостность
композиции велосипедов характеризует
гармоничное сочетание его отдельных
зрительно воспринимаемых частей и целого
путем соблюдения пропорции, подбора материалов
и цветового соответствия всех узлов.
Совершенство
производственного исполнения характеризуется
тщательностью сборки и соединения отдельных
узлов, качеством лакокрасочных покрытий
велотранспорта.
Надежность велосипедов включает
безотказность, долговечность и ремонтопригодность.
Безотказность - это способность
велосипедов непрерывно сохранять работоспособность
в течение некоторой наработки. Показателем
безотказности является наработка на
отказ (в километрах) при условии соблюдения
правил эксплуатации и ухода.
Долговечность - это способность
сохранять работоспособность велосипеда
до наступления предельного износа механизмов
и узлов (до капитального ремонта). Показателем
долговечности является гарантийный пробег
(в километрах) или ресурс до капитального
ремонта.
Ремонтопригодность характеризуется
возможностью ремонта и степенью его сложности
(экономичностью). Все велосипеды являются
ремонтопригодными. Ремонтопригодность
зависит от особенностей конструкции,
применения унифицированных узлов и деталей
(8,стр.611).
3. Классификация велосипедов
Велосипед – это транспортное
средство, имеющее не менее 2-ух колес и
перемещающееся исключительно посредством
мускульной энергии человека, передаваемой
при помощи педалей(6, с.16).
Наиболее интенсивное
велосипедное движение характерно в
весенне-летний период, когда дорожные
и температурно-климатические условия
обеспечивают быструю, комфортную и
безопасную езду.
Велосипед – это
массовое и экологически чистое транспортное
средство. Во всем мире насчитывается
свыше 1 млрд. велосипедов, хотя используются
они по-разному: 70% всех велосипедов служат
средством передвижения; 29% используются
для активного отдыха и только 1% - для спортивных
соревнований.
Современные велосипеды
классифицируют:
1)По типам: транспортные,
спортивные и специальные;
2)По возрастному
признаку: для взрослых, для подростков,
для детей;
3)По конструкции
рамы: с закрытой, открытой, складной, разборной
рамой и универсальные;
4)По количеству колес:
одно-, двух-, трех- и четырехколесные;
5)По массе и др.
Согласно Гост
Р 52111-2003, велосипеды подразделяются на
3 основных типа: транспортные, специальные
и спортивные (6, с.19).
Транспортные
велосипеды подразделяются
по возрастам потребителей:
для взрослых; для
подростков (10-14лет), масса снаряженного
велосипеда не более 50кг; для младших
школьников (7-10 лет), масса снаряженного
велосипеда не более 40 кг; для детей
(дошкольный возраст).
Спортивные
велосипеды подразделяются
по дисциплинам велосипедного спорта:
- Для соревнований на специальных трассах с препятствиями (ВМХ);
- Для скоростного спуска;
- Для триала;
- Туристские;
- Для велокросса;
- Для соревнований на треке;
Специальные
велосипеды подразделяются по назначению
на:
- Грузовые;
- Для перевозки пассажиров;
- Тандемы;
- Веломобили;
4. Современный ассортимент
велосипедов предприятия Мотовелозавода
Рассмотрим ассортимент
велосипедов в универмаге «Беларусь»,
по адресу ул. Жилуновича 4:
- Велосипед Аист СК9-334:
а) Общие характеристики:
- Тип: является подростковым велосипедом. Велосипед представляет собой уменьшенную конструкцию взрослых велосипедов.
- Область применения: данный дорожный велосипед предназначен для повседневного пользования. Обычно такие велосипеды имеют закрытую раму, сваренную из стальных труб. Верхняя труба расположена горизонтально, или немного наклонена назад.
- Типом данного дорожного велосипеда, будет являться городской велосипед. Он предназначен для удобной езды по городу, где скорость менее важна, чем удобство. Посадка высокая, седло удобное и хорошо амортизировано. Также имеются крылья, которые позволяют защитить одежду от брызг и грязи, летящих от колес; они незначительно увеличивают вес велосипеда. Крылья имеют съемную конструкцию. В данной модели в наличии есть багажник.
- Велосипед является складным, это очень удобно, т.к. в сложенном состоянии он может перевозиться в легковой машине, входить в лифт и его можно перевозить в поездах и электричках. Данная модель складывается только вдвое.
- Масса 14кг.
- Модельный год: 2009.
- Цена: 970450 руб.