Систематизация и кодирование товаро

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение целей кодирования, методов систематизации и кодирования, современных форм кодирования, особенностей построения кодов в разных системах классификации.
Системный подход к управлению товародвижением, базирующийся на принципе систематизации, означает, что каждая система является интегрированным целым, даже если она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, процессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Содержание

Введение
Классификация: понятие, методы, правила, виды
Методы классификации
2. Цель кодирования. Основные термины, понятия и определения
3. Методы кодирования
4. Особенности построения кодов в разных системах классификации, структура кодов
5. Современные формы и системы кодирования товаров. Штриховое кодирование
6. Кодирование по классификаторам
Выводы
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Марина.docx

— 154.88 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Челябинской области  Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Бакальский техникум профессиональных технологий и сервиса»

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине:

На тему: «Систематизация  и кодирование товаров»

 

 

 

 

 

 

 

 

   Выполнила:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бакал, 2013

                                 Содержание

Введение

  1. Классификация: понятие, методы, правила, виды
    1. Методы классификации

2. Цель кодирования. Основные  термины, понятия и определения

3. Методы кодирования

4. Особенности построения  кодов в разных системах классификации,  структура кодов

5. Современные формы и  системы кодирования товаров. Штриховое кодирование

6. Кодирование по классификаторам

Выводы

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время ассортимент  товаров увеличивается с большой  скоростью. Предметом товароведения  являются потребительные ценности товаров, а также методы их познания и обеспечения. Только потребительская ценность делает продукцию товаром, так как обладает способностью удовлетворять конкретные потребности человека. Если потребительная ценность товара не отвечает реальным запросам потребителей, он не будет  востребован, и  не будет использован  по назначению в обусловленной для  него сфере применения.

Товары как объекты  товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. Кроме того, обо всех этих характеристиках  товаров должна быть товарная информация. Благодаря этим характеристикам  продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром.

На современном этапе  развития товароведения уже недостаточно просто описания потребительской ценности товаров. Предметом товароведения  становятся и методы их познания, а  также товароведная деятельность по сохранению этой ценности на разных этапах товародвижения для обеспечения  ее необходимого уровня.

Любая наука и профессиональная деятельность базируются на определенных принципах. Принципами товароведения  являются безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и  систематизация, соответствие.

В данной работе большее  внимание уделяется принципу систематизации. С учетом многообразия объектов систематизация в товароведении имеет чрезвычайно  важное значение, так как позволяет объединить их во взаимосвязанные и взаимоподчиненные категории, составить систему, построенную по определенному плану.

С помощью метода систематизации обеспечивается упорядочение и формирование рационального торгового ассортимента, необходимого и достаточного для  достижения определенных целей организации, а также выбор показателей  при оценке качества и условий  хранения для минимизации потерь.

Системный подход к управлению товародвижением, базирующийся на принципе систематизации, означает, что каждая система является интегрированным  целым, даже если она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный  подход позволяет увидеть товар, его товароведные характеристики, процессы по обеспечению качества и количества как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Принцип систематизации широко применяется в товароведении, положен  в основу группы методов, в состав которых входят классификация, обобщение  и кодирование.

Актуальностью кодирования  является то, что на данный момент оно  стало неотъемлемой частью товародвижения.

Целью данной работы является изучение целей кодирования, методов  систематизации и  кодирования, современных  форм кодирования, особенностей построения кодов в разных системах классификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Классификация: понятие, методы, правила, виды

Классификация товаров — это разделение множества товаров на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Целью классификации являются систематизация, а также идентификация и прогнозирование свойств товаров. Объектом классификации выступают потребительские товары.

Признак классификации — свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация (назначение, сырье, материал изготовления, способ производства, отделки, обработки, конструкция, вид, размер, сорт).

1.1 Методы классификации

Иерархический метод классификации — последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Особенностью метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различия основополагающих признаков. Основой деления множества на подмножества по основополагающему для данного этапа признаку является ступень классификации.

Ступень классификации — этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Каждая ступень и группировка выделены по своему основополагающему признаку. Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации. а глубина классификации иерархическим методом равна 3. На практике глубина классификации не превышает 10.

При необходимости увеличить  число признаков применяют фасетный метод.

Фасетный метод классификации — это параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки.

Особенностью метода является то, что разные признаки не связаны  между собой. Благодаря этому  фасетная система отличается большей  гибкостью, возможностью ограничивать число признаков и группировок. Примером фасетного метода может  служить классификация вин: по срокам выдержки — молодые, ординарные, марочные, коллекционные; по цвету — белые, розовые, красные.

Таким образом, преимущества одного метода классификации выступают  в качестве недостатков другого, т.е. обе разновидности дополняют  друг друга. Поэтому в некоторых  случаях их используют совместно. При  классификации разными методами применяются общие и специфические  правила. В этом случае можно говорить о системе классификации как о совокупности методов, правил, результатов классификации.

Общим правилом для иерархического и фасетного методов является выбор разновидности метода классификации  в зависимости от ее целевого назначения.

К специфичным правилам классификации  объектов при иерархическом методе относятся:

1) первоочередность наиболее  общих признаков при делении  множества на подмножества;

2) использование на каждой  ступени только одного признака, имеющего принципиальное значение  для этого этапа;

3) разделение объектов  последовательно — от большого  к меньшему, от общего к частному;

4) выбор из множества  признаков одинаковой степени  общности наиболее существенного;

5) необходимость установления  оптимального числа признаков  и ступеней, а также глубины.

К специфичным правилам классификации  объектов при фасетном методе относятся:

1) примерно одинаковая  значимость и независимость используемых  классификационных признаков;

2) отсутствие общности  классификационных признаков;

3) возможность дополнения  количества признаков.

Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов  классификации отображены в приложении №1, таблица №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цель кодирования. Основные термины, понятия и определения

Кодирование - это упорядоченное  образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации, а так же классификационным группировкам.

Код - это знак или совокупность знаков, используемых для обозначения  объекта классификации и классификационной группировки.

Целью кодирования является систематизация объектов путем их классификации, идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой  объект среди множества других.

Необходимость в кодировании  товаров и других объектов существовала давно, но особенно значимость кодирования  возросла в последние десятилетия  с внедрением электронно-вычислительной техники. В результате расширилось  целевое назначение кодирования, которое  облегчает обработку технико-экономической  информации с помощью ЭВМ, повышает эффективность функционирования АСУ (автоматизированная система управления).

Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов.

Правила кодирования состоят  в следующем:

- код должен иметь определенную структуру построения;

- код должен быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков;

- код должен способствовать упорядочению объектов.

Структура кода - условное обозначение  состава и последовательности расположения знаков в нем. Структура кода состоит  из таких элементов, как алфавит, основание, разряд и длина.

Алфавит кода - система знаков, принятых для образования кода. В  качестве алфавита для кодов наиболее часто применяют цифры, буквы  или их сочетания, штрихи и пробелы. Соответственно различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода.

Цифровой алфавит кода - алфавит кода, знаками которого являются цифры. Например консервам Молоко сгущенное Общероссийским классификатором продукции (ОКП) присвоен 67.

Буквенный алфавит кода - алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков. Например, в Общероссийском классификаторе стандартов классу сельскохозяйственной продукции присвоена буква С, а продукции пищевой промышленности - Н.

Буквенно-цифровой алфавит  кода - алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков и цифры. Например, свежие плоды  имеют код С3, а овощи - С4.

Штриховой алфавит кода - алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширину которых  сканеры считывают в виде цифр. Примером могут служить штриховые  коды EAN и UPA, широко применяемые в  международной практике.

Основанием кода называется общее число знаков в его алфавите. Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом.

Разряд кода - позиция  знаков в коде. Поскольку каждый знак характеризует какой-то заранее  обусловленный признак товара, разряд кода несет определенную смысловую  нагрузку. Например, по ОКП бумага типографская № 1 с оптическим отбеливанием, машинной гладкости, рулонная, массой 60г на квадратный метр имеет код 54 3121 1211. Разряд кода, обозначенный цифрами 54 (первая позиция), означает, что это продукция целлюлозно-бумажной промышленности.

Пробел - определенное расстояние между знаками (буквами, цифрами, штрихами), которое выполняет разделительную функцию и/или выраженное в мм может означать число. В приведенном  выше примере пробелы между 2-й и 3-й, 6-й и 7-й цифрами разделяют знаки (54 - продукция целлюлозно-бумажной промышленности, 3121 - бумага и ее общая характеристика, 1211 - частные признаки бумаги).

Код характеризуется также  длиной.

Длина кода - число знаков в коде без учета пробелов. Например, 54 3121 1211 имеет длину кода 10, а основание - 12. Таким образом, длина отличается от основания количеством пробелов.

Во избежание ошибок при  считывании кодов обычно вводят контрольное  число, используемое для проверки записи кода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методы кодирования

Как правило, при кодировании  товаров используют в основном 10 -разрядный штриховой код, удобный  для машинной обработки данных.

Для образования кода применяют  регистрационный и классификационный  методы.

Метод кодирования может  носить самостоятельный характер и  применятся без предварительной  классификации объектов (регистрационные  методы кодирования) или быть основанным на предварительной классификации  объектов (классификационные методы кодирования).

Регистрационные методы кодирования - это такие методы, при которых  кодовыми обозначениями служат или  числа натурального цифрового ряда (порядковый метод кодирования), или  числа натурального цифрового ряда с закреплением отдельных диапазонов (серий) этих чисел за элементами классификации  с одинаковыми признаками (серийно-порядковый метод кодирования). Они полностью  идентифицируют объект, но не отражают существенную призначную информацию о  нем в коде.

Информация о работе Систематизация и кодирование товаро