Состояние и перспективы развития рынка обувных товаров в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:17, курсовая работа

Краткое описание

Отдельные обувные фирмы самостоятельно руководствуются, в основном, направлением моды, не учитывают фактическую половозрастную и видовую потребность, а также выпускают обувь без учета ростовочно-полнотных шкал для различных возрастных групп. Это привело к тому, что у большинства производителей обуви в сезоне 2008 - 2009 гг. товарные остатки значительно превысили ожидаемые, что сказалось на снижении объемов производства в сезоне 2009 - 2010 гг.

Вложенные файлы: 1 файл

1.1.docx

— 28.96 Кб (Скачать файл)

1.1 Состояние и перспективы  развития рынка обувных товаров  в России

 

Отдельные обувные фирмы  самостоятельно руководствуются, в  основном, направлением моды, не учитывают  фактическую половозрастную и видовую  потребность, а также выпускают  обувь без учета ростовочно-полнотных  шкал для различных возрастных групп. Это привело к тому, что у  большинства производителей обуви  в сезоне 2008 - 2009 гг. товарные остатки  значительно превысили ожидаемые, что сказалось на снижении объемов  производства в сезоне 2009 - 2010 гг.

 

При определенной видовой  структуре ассортимента следует  учитывать климатические условия  страны и непосредственно условия  носки. Несоблюдение особенностей формы  и размеров стоп россиян, условий  эксплуатации и многих других факторов создает целый ряд проблем, связанных, с одной стороны с невпорностью произведенной обуви, а с другой - с неудовлетворенным спросом на обувь очень больших групп населения.

 

Большая часть производимой в настоящее время обуви изготавливается  из импортных комплектующих остро модного направления, имеет качественную сборку и поэтому дорогая. Это, в свою очередь, препятствует удовлетворению спроса на обувь населения со средним и ниже среднего достатком.

 

Перечисленные проблемы являются результатом изменений в организации  производства обуви, которые привели  к тому, что предприятия-производители  оказались в полной изоляции друг от друга. В сфере обувного производства советского периода отсутствовали  проблемы, существующие в настоящее  время, поэтому они не изучены  и ждут своего решения.

 

Наряду с приведенными причинами возникновения настоящих  проблем в отрасли существует еще одна - обувные предприятия  попали в условия небывалой ранее  конкуренции, как между производителями  обуви, так и с ввозимой со всего  мира обувью. Отсутствует практическая помощь со стороны Общесоюзного Дома Моделей обуви в части представления  методической и нормативно-технической  документации, предложения конкретных разработок форм и параметров обувных  колодок, каблуков, формованных подошв и всех других комплектующих, выполняемых  его научно-исследовательской лабораторией.

 

Однако следует отметить, что наряду с такими проблемами, как сокращение и прекращение  выпуска обуви ранее благополучными обувными фабриками есть и положительные  результаты. Это то обстоятельство, когда в условиях реальной конкуренции  возникли фирмы, производящие конкурентоспособную  обувь в мировом масштабе.

 

Для успешной реализации партии готовой обуви, кроме соответствия направлению моды, необходимо соблюдение следующих условий:

 

внутренняя форма и  параметры обуви должны соответствовать  форме и размерам стоп населения  того региона, в котором планируется  ее реализация;

 

размерная и полнотная  шкалы произведенной обуви должны соответствовать фактическому распределению  размеров и полнот в данной совокупности населения региона;

 

вид обуви, его назначение и стоимость должны соответствовать  климатическим условиям и уровню жизни населения в данном регионе.

 

Наряду с основной задачей  обеспечения населения выпарной обувью имеются проблемы и с производством  обуви специального назначения. Так, целый ряд отраслей промышленности предусматривает использование  спецобуви, что связано с технологическими особенностями производства. Другой, достаточно многофакторной группой обуви, с точки зрения эксплуатации, является армейская обувь, предназначенная для различных родов войск. И, наконец, спортивная обувь, разрабатываемая с учетом требования различных видов спорта. Условия носки этих и других видов (например, рабочая) отличаются большими нагрузками и дополнительными внешними воздействиями по сравнению с обычной повседневной обувью.

 

При разработке и выпуске  обуви специального назначения необходимо тщательное изучение требований, предъявляемых  к конструктивным и эксплуатационным свойствам обуви, что, в свою очередь, предусматривает выполнение достаточно глубоких исследовательских, экспериментальных  и конструкторских работ.

 

Действующий хозяйственный  механизм не обеспечил пока ускоренных темпов обновления техники и технологий, низки качество и конкурентность продукции, недостаточна инновационная активность предприятий.

 

Поэтому основным направлением решения научно-технических проблем  и повышения инновационной активности предприятия будет являться обеспечение  потребности отрасли в современных  технологиях, прогрессивных химических и комплектующих материалах, технике  новых поколений, высокоэффективных  экономических моделях для создания высокотехнологичных производств.

 

Большой интерес представляет возможность повышения качества обуви и интенсификации процесса ее производства за счет комплексного изменения свойств волокнистых обувных материалов путем обработки их в потоке высокочастотной плазмы низкого давления. Главные преимущества этого метода заключались в отсутствии химических превращений на обрабатываемой поверхности, что доказывается результатами рентгеноструктурного анализа.

 

В настоящее время отмечается тенденция возрастания интереса кожевенных заводов к отечественным  химическим материалам. Лабораторией технологии нового ассортимента кож  ЦНИИКП был выполнен комплекс исследований по разработке и освоению производства новых химических материалов для  красильно-жировальных процессов  в производстве натуральных кож. Эти химические материалы используются в работе более 20 кожевенных предприятий из 40 реально работающих, например, ОАО "Вахрушин-Юфть", ООО "Кожсервис", ЗАО "Хромтан", ООО "Фирма "Кожа", ООО "Шевро", кожевенные заводы в г. Ростове-на-Дону, Омске, Новосибирске и др.

 

Работы зарубежных обувных  специалистов выдвигают новые технические  решения способов изготовления и  конструкции обуви.

 

Так, японские и немецкие специалисты в изобретениях уделили  большое внимание способам изготовления задников и материалам для них.

 

Так, например, для изготовления основы задников для домашней обуви  японские ученые предложили сукно, содержащие синтетические волокна с низкой и высокой температурой плавления, которое нагревают до температуры, близкой к температуре плавления  низкотемпературных волокон, затем  в соответствующей форме под  давлением охлаждают, формируя на внутренней поверхности задника вогнутый участок.

 

Другой материал, применяемый  в качестве основы для задника, содержит пропитанный латексной смолой бумажный слой.

 

Оригинальный способ изготовления ботинка с задником в виде формованной  оболочки предложен немецкими специалистами.

 

Оболочка задника охватывает пятку наподобие скобы и соединяется  с ботинком. В задней части формовальной оболочки имеется U-образная пройма, охватывающая со всех сторон сухожилие стопы.

 

Интересные конструкции  съемных каблуков и способы их трансформации по высоте предложены в изобретениях Великобритании и  Франции.

 

Описано три варианта устройств для съемного крепления каблуков: винтовые, паз на каблуке в виде ласточкиного хвоста, в каблучной зоне предусмотрен гребень соответствующего сечения; а также устройство, в котором винты ввинчиваются в каблук с боковых сторон и взаимодействуют с пластинами, прикрепленными к верху обуви.

 

Другая конструкция обуви - с изменяющимся по высоте каблуком, без добавления и снятия каких-либо деталей, при этом каблук сохраняет  вертикальное положение. Для этого  по заднему контуру предусмотрен направляющий желобок, искривленный по дуге окружности в соответствие с  кривизной задника и подошвенной  части, по которому с помощью шпеньки  может изменяться высота каблука.

 

Большое число изобретений  посвящено совершенствованию конструкций  подошв с целью улучшения их эксплуатационных свойств, в том числе гибкости, веса, износостойкости, гигиеничности.

 

Для снижения веса подошвы  во многих изобретениях предлагаются различные конструкции внутренних полостей подошв. Полости при этом выполнены так, что образуют воздухопроницаемую систему, состоящую из большого количества соединенных между собой воздушных  камер. Благодаря воздушным каналам  обеспечивается связь между внутренней частью обуви и частью воздушных  камер системы.

 

Интересны также предложения  французских и швейцарских ученых по обеспечению износостойкости  и пластических свойств за счет конструктивных особенностей подошвы.

 

Например, конструкция подошвы, отличающаяся тем, что она с внешней  стороны в пяточной части содержит элемент для амортизации ударов, антиторсионный элемент, препятствующий кручению, и расположенный на уровне изгибаемой средней части подошвы, а также элемент для придания пластичности, расположенный ближе к носку в области плюсны.

 

Оригинальная конструкция  водонепроницаемой паропроницаемой  подошвы предложена в изобретении  США. Она состоит из 3 слоев: первый - наружный - имеет подметку, второй - с открытыми наружными кромками - представляет собой водонепроницаемую, но паропроницаемую мембрану, третий - внутренний - изготовлен из водонепроницаемого материала, в центре имеет отверстие.

 

Сильное влияние моды 60-х  и 80-х гг. на современную обувную  моду выдвигает на первое место в  ассортименте высокие сапоги с прямыми  голенищами, облегающие в икрах и  свободными в щиколотках, отчего в  этом месте образуются складки в  виде гармошки. Они напоминают популярные в 80-е годы сапоги "казачок".

 

По-прежнему остаются модными  сапоги, облегающие всю ногу, иногда очень высокие, за колено.

 

По сравнению с прошлыми годами, роль сапог неизмеримо возрастает, и теперь они предлагаются в качестве дополнения не только верхней одежды, но и платьев, и даже дорогих туалетов.

 

Носочная часть сапога узкая, заостренная, каблуки разной величины, но особенно модны высокие  изящные в виде шпильки - прямой или  сужающейся к низу. Конечно, такая  обувь не слишком удобна. Комфорт  здесь приносится в жертву и угоду  красоте и элегантности.

 

Изысканная классика не мыслима  без туфель-лодочек на высоких  каблуках, моделей с чересподъемными ремешками и туфель с открытой пяточной и носочной частью. Характерными деталями в подобных моделях являются узкие ремешки или круглые шнурки, закрепляющиеся на щиколотках.

 

После периода почти полного  отсутствия декора в моду снова входит обувь, обильно украшенная вышивкой, бисером, узким кантом и ажурными вставками.

 

Модным становится комбинирование разных по цвету и фактуре материалов верха: матовых и блестящих, гладких  и рельефных, ажурных и плотных, одноцветных и с печатным рисунком.

 

Красивая форма обуви  в сочетании с богато декорированными  материалами создает ощущение роскошной  элегантности, которая противопоставляется  сегодня мрачной агрессивности 90-х  годов.

 

Мода для молодежи предлагает обувь спортивно-рустикального вида, удобную и практичную, с широкой носочной частью.

 

Модели часто заимствуют элементы спортивных кроссовок, например, литые подошвы, наплывающие на верх обуви, и отдельные конструктивные элементы верха, такие, как мягкие детали в области задника, застежки велькро и т. д.

 

Использование продержек, оплетки  краев деталей, грубых контрастных  строчек, обработка краев изделий  в обрезку, частые отсутствия промежуточных  деталей - жестких задников и подносков - все это придает такой обуви рустикальный, кустарный вид и некоторую грубоватость, которая остается актуальной в молодежной обувной моде.

 

Емкость обувного рынка России определяется объемом реализуемой  продукции отечественного и зарубежного  производства, который находится  в непосредственной зависимости  от факторов определяющих платежеспособный спрос населения.

 

В России в настоящее время  зарегистрировано более 300 предприятий  всех форм собственности, производящих обувь различного назначения и ассортимента, однако только 195 из них функционируют  постоянно в соответствии с данными  Госкомстата.

 

В 2007 г. производственные мощности обувной промышленности использовались на 23%. По официальной статистике к  концу 2008 г. объем выпускаемой в  России обуви упал до 24,5 млн. пар  в год. В 2009 году объем производства увеличился почти на 20%, в 2001 году - еще  на 13% и составил около 33 млн. пар  в год. Обувь изготавливали на 207 предприятиях легкой промышленности, в том числе почти 30 предприятий - это предприятия бытового обслуживания, обществ инвалидов, небольшие производства на кожевенных, меховых и других предприятиях. Две трети всего  объема произвели 30 предприятий, выпуск на каждом из которых превысил 300 тыс. пар, их доля в объеме выпуска легкой промышленности составила 67%. В их число  вошли 7 предприятий, ранее выпускавших  небольшие объемы. На этих 30 предприятиях выпуск увеличился на 14,5%.

 

Из 30 наиболее крупных по выпуску обуви предприятий на пяти выпуск сократился в среднем  на 18%, а на остальных 25 - вырос на 28%, в том числе на 7 крупнейших - на 86%.

 

Низкая конкурентоспособность  российской обуви на мировом рынке  является причиной столь низкой доли экспорта обуви в объеме производства российских предприятий - всего 8%. Из отчета World Footwear Markets 2001 следует, что доля стран Восточной Европы в мировом производстве обуви составляет всего 2,3%. Россия в этой группе стран занимает третье место после Польши и Румынии.

 

Доля импортной продукции  на российском рынке составляет около 70-80%. Причем доля качественной импортной  обуви крайне низка. По информации Ассоциации производителей обуви Италии (ANCI) в 2008-2009 гг. объем импорта из Италии в Россию сократился в 9 раз по сравнению  с 2007 годом. В 2008 году объем ввезенной  в Россию итальянской обуви составил всего 3,6-3,7 млн. пар. По данным ГТК РФ, объем легально ввезенной в Россию обуви в 2000 году составил 9 млн. пар, а в 2010 году т - 11,9 млн. пар. Экспорт  обуви в Россию из стран Евросоюза  сократился на 73,2% - до 2,53 млн. пар с 9,44 млн. пар в соответствующем периоде 2009 года.

Информация о работе Состояние и перспективы развития рынка обувных товаров в России