Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:17, курсовая работа
Отдельные обувные фирмы самостоятельно руководствуются, в основном, направлением моды, не учитывают фактическую половозрастную и видовую потребность, а также выпускают обувь без учета ростовочно-полнотных шкал для различных возрастных групп. Это привело к тому, что у большинства производителей обуви в сезоне 2008 - 2009 гг. товарные остатки значительно превысили ожидаемые, что сказалось на снижении объемов производства в сезоне 2009 - 2010 гг.
Основной вал импорта приходится на КНР и Юго-Восточной Азии. Причем эта продукция отличается крайне низким качеством по сравнению с российской продукцией и тем более по сравнению с европейской, а также заниженными ценами при ввозе в Россию.
Следует отметить, что на внутреннем обувном рынке России значительное место занимает неучтенная продукция. По данным Госкомстата и ГТК РФ, 179 млн. пар обуви - это неучтенная продукция в 2008 г., а в 2009 г. - более 100 млн. пар, это свыше 60% от всего объема потребляемой обуви в стране.
Наносится ущерб отечественным товаропроизводителям, так как ввозимая контрабандным путем обувь на 50-60% дешевле обуви российских обувных предприятий, что создает неравные условия конкуренции.
Массовому незаконному ввозу
обуви в страну способствует утвержденное
постановлением Правительства РФ от
10.07.99 №783 положение "О перемещении
товаров физическими лицами через
таможенную границу Российской Федерации",
согласно которому физическое лицо может
беспошлинно провозить через
границу до 50 кг, с пошлиной 4 евро
за 1 кг - до 200 кг груза. На основании
этого постановления
Отрицательным для реализации отечественных изделий является сближение уровня цен на отечественные и импортные изделия за счет более быстрого роста цен на отечественные изделия (табл. 1).
Одной из характерных особенностей обувного рынка на настоящем этапе является сокращение товарных остатков предыдущих периодов. По оценкам специалистов доля остатков поставок предыдущих периодов в общей структуре обувного рынка уменьшилась более чем в 2 раза по сравнению с 2009 г. и составила около 10% от емкости рынка.
Таблица 1. Средние цены на отдельные виды обуви отечественного и импортного производства и их соотношение в 2009 г.
Вид обуви из натуральной кожи
Средняя цена на обувь, руб.
Соотнош. средн. потреб. цен
Справочно: 2008 г.
Ср. цена на обувь, руб.
Соотнош. средн. потреб. цен
Отечеств.
Импорт.
Отечеств.
Импорт.
Полуботинки мужские
Сапоги зимние женские
Туфли кроссовые детские
747
1527
366
1141
2071
542
65,5
73,8
67,6
408
723
228
668
1265
392
61,1
57,1
58,0
Важным аспектом развития обувного рынка России является тот факт, что, несмотря на сложные макроэкономические процессы, сохраняется достаточно высокий спрос на обувь различного ассортимента. Известно, что в результате финансового кризиса резко упал уровень жизни большей части населения.
По оценке Всемирного банка в 2009 г. в России стало в два раза больше бедных по сравнению с 2007 г. и около половины жителей имеют доходы ниже прожиточного уровня. Тем не менее, объем продаж обуви не только не снизился по аналогии с общим розничным товарооборотом, но наоборот возрос на 7,2% по сравнению с 2008 г.
Изменения, произошедшие на потребительском рынке обуви, свидетельствуют, что в регионах спрос на обувь по розничной цене выше 30 долл. США уменьшился значительнее, чем в Москве, хотя изначально он был намного ниже.
Изменилось распределение
спроса между каналами сбыта. По этому
показателю есть существенная разница
между Москвой и регионами. В
Москве после кризиса число
В регионах доля продаж обуви
на вещевых рынках заметно возросла
в силу того, что значительно увеличилось
число людей, приобретающих более
дешевую обувь. Если до кризиса во
многих регионах основным местом покупки
обуви (50-60%) были магазины, то к середине
1999 г. такую долю стали занимать покупки
на вещевых ранках. В регионах и
в магазинах и на рынках основной
спрос приходится на туфли по розничным
ценам 450-600 руб. за пару, сапоги 700-900 руб.
за пару. Розничные покупатели стали
больше приобретать отечественную
обувь, поэтому в новых условиях
повышенной популярностью пользуются
магазины при производителях обуви,
где розничная наценка
Анализ баланса спроса и предложения на обувном рынке РФ (табл. 2) свидетельствует о том, что спрос на обувь (объем продаж) в стоимостном выражении вырос с 40361 млн. руб. в 2009 г. до 67948 млн. руб. (на 68,4) в 2010при одновременном снижении индекса физического объема.
Таблица 2. Баланс спроса и предложения на обувном рынке РФ
Наименование показателя
В 2009 г. млн. пар
В 2010 г. млн. пар
1. Потребность в обуви
260,0
260,0
2. Объем продаж (спрос на обувь)
120,0
110,0
3. Импорт
12,0
6,0
4. Экспорт
3,9
4,5
5. Товарные запасы
20,4
9,8
6. Производство обуви
29,3
33,0
7. Предложение рынку (п. 6 + п. 3 - п. 4 + п. 5)
57,8
41,9
8. Избыток/дефицит (п. 2 - п. 7)
62,2
68,1
Статистические данные подтверждают
динамику роста объемов производства
обуви российскими
Расчеты показали, что потребность в обуви по РФ составляет 260,0 млн. пар при уровне отечественного производства в 2009 г. - 33 млн. пар, а степень ее удовлетворения за счет отечественного производства - 11,4%.
В 2010 г. ожидается некоторый рост отечественного производства обуви до 35,5 млн. пар и как следствие, увеличение степени удовлетворения потребности за счет отечественного производства до 13,6%.
Важной характеристикой и регулятором рынка является диапазон цен на различные виды продукции, который не должен превышать предельный уровень платежеспособности по каждой категории покупателей. Сложившийся диапазон цен на рынке обуви приведен в таблице 3.
Таблица 3. Диапазон цен на рынке обуви РФ
Вид обуви из натуральной обуви
Диапазон цен, руб. (min - max)
1. Традиционная обувь:
600-8000
1.1. Сапожки, ботинки утепленные
600-7500
1.2. Сапожки, ботинки неутепленные
300-5000
1.3. Полуботинки, туфли на кожаной подошве
250-5000
1.4. Полуботинки, туфли на резиновой подошве
350-2500
1.5. Сандалеты, туфли летние
500-5000
1.6. Туфли модельные
200-3750
2. Спортивная обувь
Данные приведены без учета обуви производства стран Юго-Восточной Азии из-за крайне низкого качества. Данные этой таблицы свидетельствуют о значительном колебании цены в рамках одной ассортиментной группы. Это обусловлено присутствием на обувном рынке России обуви различного уровня качества от эксклюзивной (Англия, Германия, Италия, Испания) для элитарного покупателя до низкокачественной обуви из Азии. Обувь российских производителей занимает промежуточное положение на уровне между дешевой импортной обувью и импортной обувью со средней стоимостью. Эта отличительная особенность российского рынка обусловлена также резким расслоением покупателей по уровню доходов.
В таблице 4 приведены цены, сложившиеся на российском рынке, дифференцированные для отечественной и импортной обуви. Импортная обувь представлена тремя группами: высококачественная элитная обувь с высоким уровнем цены (Англия, Германия, Канада, Италия), достаточно качественная со средним уровнем цен (Финляндия, Япония, Чехия, Испания, Португалия, Италия) и низкокачественная обувь из дешевых комплектующих с низким уровнем цены, ниже цен российских производителей (Китай, Вьетнам, Бангладеш, Тайвань).
Таблица 4. Диапазон цен на российском рынке дифференцированный для отечественной и импортной обуви
Вид обуви из натуральной кожи
Диапазон цен, руб. (min - max)
Отечественная
Импортная
Дорогая
Средний уровень
Дешевая
1. Традиционная обувь:
1.1. Сапожки, ботинки утепленные
400-1500
2275-8000
825-2100
280-480
1.2. Сапожки, ботинки неутепленные
400-1200
1500-7500
600-2400
250-450
1.3. Полуботинки, туфли на кожаной подошве
300-680
1200-5000
500-1300
170-370
1.4. Полуботинки, туфли на резиновой подошве
220-400
900-5000
370-680
100-230
1.5. Сандалеты, туфли летние
210-480
800-2500
350-850
100-180
1.6. Туфли модельные
250-850
750-5000
420-1100
200-450
2. Спортивная обувь
200-400
550-3750
340-700
150-320
Таким образом, конструирование
обуви и обувной инструмент становятся
все более совершенными. Изучение
принципов классификации обуви
позволяют выявлять установленные
и проверенные практикой
При изготовлении обуви должны
учитываться ее различные признаки.
В первую очередь, это - половозрастной
признак: обувь изготавливают для
мужчин, женщин и детей. Она должна
соответствовать роду деятельности
потребителя. В конструкции обуви
учитывают национальные особенности
населения. При конструировании
учитывают также условия
Информация о работе Состояние и перспективы развития рынка обувных товаров в России