Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 10:31, контрольная работа
В современной экономике Украины рынок играет важную роль в развитии предпринимательской сферы деятельности.Рынок интересует предпринимателя прежде всего по двум направлениям:
1) положение товара, который он уже производит, и ситуация, складывающаяся вокруг него;
2) возможности для расширения своей доли рынка путем увеличения поставок товара или начала производства нового товара, в котором ощущается потребность на этом рынке.
Введение …………………………………………………………. 3
1 . Рынок” как экономическая категория ………………………. 3
2. Субьекты рынка и его основные элементы………………… . 7
3. Виды рынка …………………………………………………….9
4. Функции рынка……………………………………………….. 21
Заключение ……………………………………………………… 28
Список литературы …………………………………
Монополистическая конкуренция — это такая рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
Примеры такой конкуренции следующие: "жевательная резинка, очищающая зубы", "журнал для деловой женщины", "автомобиль для тропиков", "свежий хлеб", "шампунь, укрепляющий корни волос”.
К основным характеристикам монополистической конкуренции можно отнести:
а) относительно большое число некрупных производителей;
б) продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные производители занимаются созданием разновидностей товара, удовлетворяющих в принципе одну и ту же потребность. Но назвать уже их продукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация продукта;
в) наличие у отдельного
производителя очень
Соперничающие субъекты могут использовать здесь как ценовые, так и неценовые методы конкуренции. Возможность применения последних, в отличие от условий чистой конкуренции, связана с дифференциацией продукта: конкуренты предлагают его разновидности, стремясь убедить покупателя в превосходстве своих спецификаций товара. И поэтому здесь являются достижимыми конкурентные преимущества в результате совершенствования качества продукта, условий его продажи, дизайна, упаковки, активной рекламы и т. д.;
г) различные соглашения между конкурентами по ограничению конкуренции,
д) сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.
Существуют рынки, на которых, как правило, действует относительно небольшое количество крупных фирм. Строго определить количество таких субъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например, такую количественную характеристику олигополистического рынка, где число конкурентов составляет от трех до пяти. Ее, видимо, можно принять в виде некоторого ориентира. Примерами такой конкурентной ситуации в Украине могут быть рынки бытовых холодильников, стиральных машин, сигарет, магнитофонов, локальные рынки ряда товаров и услуг в городах.
Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары.
К основным характеристикам олигополистической конкуренции можно отнести:
а) немногочисленность конкурентов.
б) предложение
в) сложность входа в отрасль новых предприятий;
г) наличие стимулов к слиянию,
сговорам, направленным на снижение или
устранение конкуренции. Слияние конкурентов
позволяет получить большую долю
рынка, в большей степени использовать
эффект масштаба: как "на выходе"
— при продаже своей продукции
(это можно делать с меньшими удельными
издержками), так и "на входе" —
при решении проблем ресурсного
обеспечения (закупка крупных партий
ресурсов по низшим ценам). Сговоры
— по ценам, местам сбыта, объемам
продаж — возможны здесь потому,
что количество конкурентов ограничено
и они все "на виду", что создает
благоприятную почву для
В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция. Но ценовые методы соперничества обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены будут адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они, одновременно, и сведут на нет усилия ценового лидера.
Чистая, или абсолютная, монополия — это такая рыночная ситуация, при которой имеется только один продавец товара, у которого нет близких заменителей.
Основные характеристики чистой монополии:
а) единственный продавец;
б) товарная дифференциация отсутствует;
в) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
г) очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий.
Абсолютный монополист, конечно же, не выступает в роли "ценополучателя", он — "ценоустановитель". Он полностью контролирует предложение товара.
Общественное регулирование деятельности естественных монополий может осуществляться на основе использования различных форм. Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий-монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависит от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.
Таким образом конкуренция
имеет отрицательные и
Конкуренция имеет и положительные
черты. Она является движущей силой
рыночной экономики. В условиях конкуренции
побеждает тот, кто создает высококачественную
продукцию при наименьших затратах
производства на основе научно-технических
достижений, передовой организации
работы. Конкуренция приносит пользу
обществу: стимулирует экономию материальных,
трудовых и финансовых ресурсов, принуждает
постоянно обновлять
Заключение
Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы в основе, которой – функционирование товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных индивидов.
Рынок – это система
экономических отношений
На основании
предыдущих двух разделов
1. Рынок представляет
собой способ координации
2. Рынок обеспечивает доведение готового товара до потребителя, снабжение производства ресурсами, установление соответствия произведенного продукта и затрат на него общественным потребностям, распределение ресурсов и конечных товаров.
3. Осуществляя координацию спроса и предложения, рыночный механизм обеспечивает согласование интересов продавца и покупателя путем достижения равновесной цены и равновесного количества. Равновесная цена может изменяться вследствие изменения спроса и предложения, сдвигающего кривые на графике и перемещающие точку их пересечения.
4. Главными условиями формирования рыночной связи выступают наличие на рынке свободных предпринимателей и конкуренция.
5. Рынки можно
классифицировать по
6. Рынок выдвигает
определенные требования к
Преимущества рынка:
1)Он обеспечивает
эффективное распределение
2)Рынок формирует
у фирсы гибкость, адаптивность
к окружающей среде, т.е.
3)Рынок стимулирует
развитие научно-технического
4)Рынок обеспечивает
удовлетворение разнообразных
5)Рынок связан
со свободой действий
6)Рынок позволяет
успешно функционировать даже
при наличии неполного объема
информации о рыночных
Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.
Необходимо подчеркнуть,
что не существует экономической
системы без слабостей и
Негативные аспекты рынка:
1)Рынок не ориентирован
на сохранение невоспроизводи-
2)Рынок оказывает
негативное воздействие на
3)Рынок не стимулирует
производство товаров и услуг
коллективного пользования, т.
4)Рынок не гарантирует права на труд, соответственно в любой рыночной экономике имеется определенный процент безработицы.
5)Рынок не ориентирован
на развитие нации, рыночная
экономика снимает
6)Рынок ориентирован на потребности людей, имеющих деньги.
7)Рынок сопряжен с нестабильностью, то есть с экономи-ческими кризисами.
Против рыночной
системы выдвигается несколько
критических аргументов: а) ее
контрольный механизм и
Опыт развитых стран,
а также нашей страны, стран, которые
пренебрегали рыночным отношением, доказал:
модель безрыночной экономики
Список использованной литературы