Торгово-технологический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:40, реферат

Краткое описание

Розничная торговля – это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продаже в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 111.17 Кб (Скачать файл)

Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают  их физико-химические и биологические  свойства, правила товарного соседства  и санитарно-гигиенические требования.

Непродовольственные товары, а также продовольственные товары с длительными сроками реализации (нескоропортящиеся товары) хранят при температуре 10…18 °С и относительной влажности воздуха 60…70%.

За каждой группой товаров  закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или  распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. Способы  укладки зависят от свойств товаров, вида тары и т.д.

На стеллажах размещают  товары в распакованном виде. Укладывают их стопками, рядами, маркировкой наружу. Для облегчения подсчета товаров  рекомендуется укладывать их в округленных  количествах (десятками и т.д.).

В штабелях хранят товары, затаренные в мешки, бочки, ящики, а также  громоздкие и крупногабаритные. При  штабельной укладке используют подтоварники или поддоны. Размещенные на стеллажах  и в штабелях товары должны находиться на расстоянии не менее 1 м от отопительных устройств и не менее 50 см от источников освещения и электропроводки. Укладка товаров должна обеспечивать нормальную циркуляцию воздуха. На товары не должны попадать прямые солнечные лучи.

В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию  и дезинсекцию.

В процессе хранения товаров, так же как и при осуществлении  других технологических операций (подготовка товаров к продаже и т.д.), в  магазине могут возникнуть товарные потери (естественная убыль и актируемые потери), размеры которых при рациональной организации хранения можно свести к минимуму. Действующие нормы  естественной убыли установлены  на реализуемые вразвес стандартные  продовольственные товары в процентах  к их розничному обороту на возмещение потерь, образующихся при хранении товаров в магазине, а также  при подготовке к продаже и  продаже товаров вследствие: усушки; распыла; раскрошки (образующейся при  продаже товаров, за исключением  обсыпной карамели и сахара-рафинада); утечки (таяние, просачивание); разлива  при перекачке и продаже жидких товаров.

Кроме того, в нормы включены масса полимерной пленки, фольги и  пергамента, удаляемых при продаже  сыров, поступивших упакованными в  указанные материалы, а также  концы оболочек, шпагат и металлические зажимы, удаляемые при подготовке к продаже колбасного копченого сыра.

В норму естественной убыли  не включены:

·  нормируемые отходы, образующиеся при подготовке к продаже колбас, мясокопченостей и рыбы, продаваемой после предварительной разделки;

·  зачистки сливочного масла, а также крошка, образующаяся при продаже обсыпной карамели и сахара-рафинада. Зачистки и крошка сдаются на переработку и списываются по накладным, по которым эти отходы были сданы;

·  всякого рода потери, образующиеся вследствие порчи товаров, повреждения тары, а также разницы между фактической массой тары и массой по трафарету (завес тары);

·  фактические дополнительные потери, связанные с реализацией товаров методом самообслуживания, в пределах установленных норм.

Действующие нормы естественной убыли товаров являются предельными  и применяются только в тех  случаях, когда при проверке фактического наличия товаров окажется недостача  против учетных остатков.

Естественная убыль товаров  списывается по фактическим размерам, но не выше установленных норм. Ее списание может производиться только после  инвентаризации на основе соответствующего расчета. Недостача товаров в  пределах установленных норм естественной убыли списывается с материально  ответственных лиц.

Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить  к продаже. Подготовка товаров к  продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности  ассортимента и других факторов.

Все эти операции целесообразно  проводить в специальных помещениях с соответствующим образом оборудованными рабочими местами. 

 

1.4 Размещение  и выкладка товаров в торговом  зале

Продажа товаров – завершающая  стадия торгово-технологического процесса в магазине. Операции, выполняемые  на этой стадии, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей.

Характер и структура  операций по продаже товаров зависят  в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов  их продажи. Под методами продажи  понимают совокупность приемов и  способов реализации товаров покупателям.

В розничной торговле применяют  следующие методы продажи товаров:

·  индивидуальное обслуживание покупателей (через прилавок обслуживания);

·  самообслуживание;

·  по образцам;

·  с открытой выкладкой;

·  по предварительным заказам.

Продажа товаров на основе самообслуживания – один из самых  удобных для покупателей методов  продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже  товаров, увеличить пропускную способность  магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает  свободный доступ покупателей к  выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать  и отбирать их без помощи продавца. Оплата за отобранные товары осуществляется в контрольно-кассовом узле расчета  магазина. При самообслуживании изменяются технологическая планировка торгового  зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции  работников магазина.

Этот метод применяется  при продаже большинства продовольственных  и непродовольственных товаров. Товары, требующие нарезки, упаковки и т.д., продают в магазинах  самообслуживания через прилавок индивидуального  обслуживания.

В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и  контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций.

Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных  правил торговли. Так, не разрешается  требовать от покупателей, входящих в торговый зал магазина самообслуживания, предъявления приобретенных ими  в других магазинах товаров, ставить  на них штампы или какие-либо отметки, а также обязывать оставлять  личные вещи. При желании покупатель может оставить у входа в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т.д., при этом магазин обязан обеспечить их сохранность.

Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину  или тележку и доставляют в  контрольно-кассовый узел. Здесь происходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему  через прилавок обслуживания (в магазинах, где не все товары продают по методу самообслуживания). В контрольно-кассовом узле покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, и, в случае необходимости, основанием для обмена товаров.

Запрещено устраивать двойной  контроль при расчетах с покупателями. Администрация магазина имеет право  проводить лишь выборочную проверку правильности оплаты и контролировать работу кассира.

Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие  образцам. При этом методе продажи  рабочие запасы размещают отдельно от образцов. Он удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового  зала можно выставить образцы  достаточно широкого ассортимента товаров. Обычно этот метод применяется при  продаже технически сложных и  крупногабаритных товаров, а также  тех товаров, которые требуют  перед их отпуском покупателю отмеривания  и нарезки.

При продаже товаров с  открытой выкладкой покупатели имеют  возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем  месте продавца товары. Их выкладывают  на прилавках, горках, стендах. Функции  продавца при этом методе продажи  сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску  отобранных ими товаров. Расчетные  операции могут осуществляться в  кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца. Продажа товаров с открытой выкладкой  более удобна по сравнению с традиционным методом, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с выложенными образцами  товаров. Обычно этот метод применяется  при продаже тканей, обуви, чулочно-носочных изделий, бельевых товаров, галантереи, школьно-письменных товаров, посудохозяйственных  и других непродовольственных и  некоторых продовольственных товаров.

Торговля по предварительным  заказам удобна для покупателей, так как позволяет им экономить  время на приобретение товаров. По предварительным  заказам продают преимущественно  продовольственные товары, а также  непродовольственные товары сложного ассортимента.

Заказы могут быть приняты  в магазине, автомагазине, по месту  работы или на дому покупателей. Они  могут быть поданы в устной или  письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в  кассе магазина или посредством  почтового перевода (при продаже  топлива и строительных материалов), а также путем оплаты стоимости  товаров в момент их получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине. Заказы на продовольственные  товары должны быть выполнены в течение 4…8 ч. По непродовольственным товарам срок выполнения заказа устанавливается в зависимости от вида товаров и возможностей его исполнения. Особенно удобен этот метод продажи товаров для жителей небольших сельских населенных пунктов, которые через магазины «Товары повседневного спроса» или автомагазины могут заказать технически сложные товары или другие товары длительного пользования, не теряя при этом время на поездки в другие населенные пункты для их приобретения.  

 

2. Анализ торгово-технологического  процесса на розничном предприятии  

 

2.1 Технико-экономическая  характеристика магазина «Спэйс»

На базе ООО «Компания «Спэйс» организован розничный магазин «Спэйс». Адрес предприятия: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 13. Деятельность предприятия связана с продажей компьютерной техники и сопутствующих товаров.

Режим работы магазина с 10–00 до 20–00 часов по будням и с 11–00 до 19–00 в субботу и воскресенье  без перерыва на обед.

Магазин расположен на главной  пешеходной улице города, поэтому  проходимость довольно высокая.

Общая площадь помещения  составляет 700 м2, из них площадь торгового зала 500 м2. Коэффициент использования торговой площади составляет 71% общей, а не торговой – 29%. (К=500/700=0,71). На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется эффективно.

Численность работников организации  – 18 человек. 13 из них – торговый персонал (Схема 1).

Предприятие оснащено разнообразным  оборудованием. В торговых залах  это: витрины, стеллажи для выкладки товаров, выделенные кассовые зоны, оборудованные  компьютером, кассовым аппаратом и  банковским терминалом. В складском  помещении имеются стеллажи и  сейфы для хранения небольшого и  дорогого товара.

Также все предприятие  оснащено компьютерами с рабочей  программой, с помощью которой  ведется вся документация и учет товара. 

 

 

2.2 Организация  торгово-технологического процесса  в магазине «Спэйс»

В магазине «Спэйс» проводятся коммерческая работа, состоящая из этапов:

·  Изучение и прогнозирование покупательского спроса на реализуемые в магазине товары;

·  Формирование оптимального ассортимента товаров в магазине;

·  Рекламно-информационная деятельность

·  Выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров;

·  Организация оказания торговых услуг покупателям.

В качестве основных носителей  фирменного стиля магазина «Спэйс»  выступают: вывеска над входом в  магазин, элементы помещения торгового  зала (стены, оформление витрин), указатели  и вывески в помещении магазина, ценники, форма персонала, ростовая кукла.

Путем рационального сочетания  фирменных элементов магазину «Спэйс»  придан свой стиль, хорошо запоминающийся покупателями.

Весь торгово-технологический  процесс начинается с заказа товара у поставщиков. Разберем более подробно этот этап.

Таблица 1. Виды поставщиков  по закупке товаров.

 

Поставщик

Вендеры, дистрибьюторами  которых является поставщик

Ассортимент завозимых товаров

Местные (филиалы)

OCS

Aser, Asus, HP, D-Link

Ноутбуки, серверное оборудование, сетевое оборудование, периферия

Тайпит

InWin

Корпусы

Квазар

Intel, WD

ПО, серверное оборудование, комплектующие

Тайле

D-Link, Zyxel

Сетевое оборудование

Асбис

Toshiba, Dell, Lenovo, Microsoft, Prestigio, и  т.д.

ПО, ноутбуки, комплектующие

Стэк-Ек

Crown

Корпусы, периферия

Прочие (г. Москва)

Мерлион

все

Все

Инлайн

WD, AMD, Intel, Gigabyte

Комплектующие, ноутбуки

Микс

Samsung, lenovo, Dell, Xerox

Мониторы, ноутбуки, периферия

LANC

Aser, Dell, Toshiba, Lenovo, Samsung, LG, MSI

Все, кроме комплектующих

Информация о работе Торгово-технологический процесс