Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 04:00, реферат

Краткое описание

Качество продукции относится к числу важнейших критериев функционирования предприятия в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повешение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно-технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны. Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.

Вложенные файлы: 1 файл

Управление качеством контрольная.docx

— 74.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой  продукции или предоставляемой  услуги. Повышение качества выпускаемой  продукции расценивается в настоящее  время, как разрешающее условие  её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность  продукции во многом определяет престиж  страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

Качество продукции относится  к числу важнейших критериев  функционирования предприятия в  условиях относительно насыщенного  рынка и преобладающей неценовой  конкуренции. Повешение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно-технического прогресса  и рост эффективности  производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.

Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции  является в настоящее время наиболее характерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. В условиях преобладающей неценовой конкуренции и насыщенного рынка именно высокое качество продукции служит главным фактором успеха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование модели премии Правительства  РФ в области качества для самооценки предприятия.

 

Сегодня в бизнесе философия  совершенствования тесно связана  с обеспечением качества процессов  внутри организации и с их управлением. Качество становится краеугольным камнем конкурентоспособности бизнеса, и  эту точку зрения разделяет все  больше людей.

Эволюция понятия «качество» определила несколько этапов развития этой детерминанты современного менеджмента. Контроль, а затем гарантия качества продуктов и услуг трансформировалась в управление качеством процессов и тотальное (всеобщее) управление качеством.

Сегодня национальные премии качества существуют в десятках стран, в том числе и в России.

Одним из этапов развития всеобщего  управления качеством является учреждение премии в области качества.

При разработке Российской премии по качеству одновременно решались две задачи:

1.  Обеспечение совместимости  с зарубежными премиями.

2. Максимально возможный  учет российской специфики.

Причем, приоритетной является первая задача, что было обусловлено, во-первых, необходимостью интеграции российской экономики в мировую, а во-вторых, обеспечением российским предприятиям возможности сравнения результатов их деятельности в области совершенствования качества с лучшими зарубежными достижениями в этой сфере. В качестве примера учета российской специфики можно привести замену критерия «воздействие на общество» на актуальные для россиян критерии «Безопасность продукции (услуг)» и «Экологичность продукции (услуг)».

Премия правительства  РФ в области качества была учреждена в 1996 году. Эта премия является национальной. Цель Российской премии – стимулировать отечественные предприятия и организации совершенствовать качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, а также повышать эффективность своих систем управления.

Участие и победа в премии повышает имидж организации на рынке, способствует укреплению репутации, привлечению  новых заказчиков и партнеров. Победители премии имеют право применять  знак премии на рекламных материалах и документах организации.

Российская премия в области  качества построена на базе Европейской награды за качество. Современный вариант премии правительства РФ в области качества практически повторяет награду EFQM за совершенство (EFQM Excellence Award). В основе Российской премии лежат те же критерии, и те же правила оценки организаций.

Участвовать в конкурсе на премию правительства РФ в области  качества может любая организация, работающая на территории Российской Федерации. Все организации, участвующие  в конкурсе, подразделяются по численности  работающего персонала. Всего существует три категории конкурсантов –  с численностью до 250 человек, с численностью от 250 до 1000 человек и, с численностью свыше 1000 человек.

Премия проводится ежегодно. В отличие от награды EFQM, Российская премия в области качества не предусматривает  единственного победителя. В Российской премии по итогам конкурса определяются лауреаты и дипломанты премии. Лауреаты премии могут повторно принять участие в конкурсе только через пять лет. Дипломанты могут принять участие в премии на следующий год на общих основаниях.

Порядок участия организаций  в премии правительства РФ в области  качества схож с порядком участия  в награде EFQM за совершенство. Организация  должна подать заявку на участие в  премии. После этого она проводит самооценку своей деятельности по критериям  премии и предоставляет отчет в комитет премии. Эксперты комитета осуществляют оценку отчетов и выбирают отчеты, набравшие наибольшее количество баллов. После этого проводится оценка работы отобранных организаций на их территории. По результатам такой оценки выбираются лучшие организации, которые становятся лауреатами премии.

Модель премии правительства  РФ в области качества содержит 9 критериев. Эти критерии, так же как  и в модели EFQM делятся на две  группы – группа «возможности» и группа «результаты». Каждый из критериев разбивается еще на ряд подкритериев.

Критерии возможностей:

1. роль руководства в  организации работ;

2. использование потенциала  работников;

3. планирование в области  качества;

4. рациональное использование  ресурсов;

5. управление технологическими  процессами и процессами выполнения  работ.

Критерии результатов:

6. удовлетворенность потребителей;

7. удовлетворение персонала  работой в организации;

8. влияние организации  на общество;

9. результаты работы организации.

Критерии, которые содержит премия правительства  РФ в области качества, представлены на рисунке.

Максимальное количество баллов, которые организация может  получить по указанным критериям, составляет 1000 баллов. Из них 500 баллов присуждается за группу «возможности» и 500 баллов за группу «результаты».

Градация товаров по качеству.

 

Градация, класс, сорт- категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству.

Градация, класс, сорт отражают предусмотренное или установленное различие в требованиях к качеству, которые, в свою очередь, устанавливают взаимосвязь функционального  исполнения и затрат. Ниже приведены возможные результаты сопоставления действительных и базовых показателей качества- градации и классы качества.

Градация товаров по качеству требует унификации по двум причинам:

1. Наличие многочисленных  градаций товаров по качеству  дезинформирует массового потребителя,  а согласно Закону о защите  прав потребителей покупатель  должен иметь четкую и доступную  информацию о различии в качестве  товаров одного назначения;

2. Такие понятия, как  сорт, марка, неоднозначны. Так, в  понятие «сорт» пушно-мехового  полуфабриката вкладывается иное  содержание, чем в это же понятие  применительно к другим товарам  легкой промышленности.

Для принятия окончательного решения о градации качества товара необходимо сравнить действительные базовые  значения по всей номенклатуре выбранных  показателей.

Стандартным признается товар, который соответствует установленным  требованиям по всем выбранным показателям.

Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, то товару не может  быть присвоена стандартная градация, а только пониженная- нестандартная или брак.

К нестандартному относится  товар, который не соответствует  установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это  несоответствие не является критическим(опасным). Например, если влажность хлеба выше установленной нормы, то он относится к нестандартному.

Брак- это товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей.

Различают устранимый и неустранимый брак. После устранения несоответствий градация товара не может быть изменена. Если устранение брака способствовало улучшению   всех показателей до установленной нормы, то товар признается стандартным. Например, сортировка партии свежих плодов и овощей с отбраковкой дефектных экземпляров приводит к формированию новой партии стандартной продукции.

Иногда устранение несоответствия по одному показателю вызывает  несоответствие по другому показателю, хотя новый  дефект менее значительный. Например, удаление незначительной части загнивших  тканей у яблок (брак) приводит к  тому, что продукция будет аналогична нестандартной из-за несоответствия по форме и состоянию поверхности, а также наличия механических повреждений. Продукция с устраненными несоответствиями может использоваться, но уже по другому значению. Так, хлеб деформированный, загрязненный, подгоревший  относится к санитарному браку  и может быть направлен на промпереработку  или на корм скоту.

Разновидность брака с  неустранимыми значительными или критическими дефектами являются отходы. Отходы со значительными несоответствиями, установленным требованиям относятся к ликвидным, а с критическими – к неликвидным. Примером ликвидных отходов могут служить кости и шкура мясокопченостей или окислившийся поверхностный слой жира у сливочного масла, которые могут быть использованы при условии реализации по сниженным ценам (кости, шкура) или после термической , обработки (сливочное масло). К неликвидным отходам относятся товары, которые не могут быть использованы по назначению из-за несоответствия по показателям безопасности, например товары с биоповреждениями (загнившие, плесневелые, поврежденные грызунами и др.).

В результате выявления соответствия или несоответствия установленным  требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три класса.

К первому классу относятся  товары, пригодные к использованию  по назначению. Этот класс представлен  стандартными товарами, которые подлежат реализации без каких либо ограничений.

Второй класс- товары, условно пригодные для использования по назначению. Принадлежность к нему определяется градациями нестандартных товаров или брака с устранимыми дефектами. Условно пригодные товары могут быть реализованы по пониженным ценам или отправлены на промпереработку либо на корм скоту. При их реализации до потребителя должна быть доведена достоверная информация о причинах понижения качества.

Третий класс- опасные товары, непригодные для использования по назначению. К нему относятся неликвидные отходы. Эти товары не подлежат реализации, а также поставке для промышленных и кормовых целей. Они должны быть уничтожены или утилизированы с соблюдением определенных правил. К сожалению, нормативный документ, регламентирующий порядок уничтожения опасной продукции, отсутствует, что зачастую приводит к нарушению порядка ее уничтожения.

Сортамент товаров. Одной  из важных задач оценки качества является установление градаций качества стандартной  продукции одного наименования, но отличающаяся от другой категории значениями показателей. Совокупность сортов, относящихся к одноименному товару, называется сортаментом. Различают сортамент природный и товарный.

Природный сортамент- совокупность сортов одноименной продукции, отличающихся характерными анатомо-морфологическими признаками.

Например, природный сортамент  яблок включает более 200 сортов, отличающихся формой, основной и покровной окраской плодов, другими показателями.

Для продуктов животного  происхождения вместо термина «сорт» применяются иные термины: для крупного рогатого скота- «породы», для птицы – «кроссы». Например, куры мясных и яйценосных кроссов различаются анатомо-морфологическими признаками.

Непродовольственные товары на природные сорта (породы и прочее) не делятся, т.к. в отличие от ряда продуктов питания, используемых в  пищу без существенной переработки, промышленные товары отличаются сложностью и многоступенчатостью производства. При этом исходные свойства природного сырья значительно изменяются.

Товарный сортамент- совокупность товарных сортов, различающихся значениями регламентированных НД показателей качества.

Наименования товарных сортов в отличие от природных, как правило, обезличены. В основном бывают высший, 1-й,2-й,3-й товарные сорта. Иногда выделяют сорт экстра.

Сортам некоторых товаров  дополнительно или взамен присваивают  особые наименования. Например, байховый чай подразделяют на следующие товарные сорта: букет, экстра, высший, 1-й, 2-й, 3-й. Сорта ржаной муки – обойный, обдирный, и сеяный- присвоены в соответствии с применяемыми помолами тех же наименований.

Информация о работе Управление качеством