Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:27, дипломная работа
Исходя из выше сказанного, целью данной дипломной работы является провести исследование потребительских свойств подсолнечного масла разного вида рафинации и сопоставить результаты с требованиями ГОСТ Р 52465-2005 «Масло подсолнечное. Технические условия» и федерального закона № 90 «Технический регламент на масложировую продукцию».
Задачами исследования являются:
1) изучить пищевую ценность, технологию производства, используемое сырье, контроль качества растительного масла;
2) провести отбор проб
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… ………… 7
1 Товароведная характеристика подсолнечного масла
1.1. Потребительские свойства подсолнечного масла ………………………..10
1.2. Технология производства, как фактор, формирующий качество растительных масел………………………………………………….....…...................15
1.3 Контроль качества растительного масла ………………………………….26
2 Экспериментальная часть. Товароведная экспертиза подсолнечного масла разного вида рафинации.......................................................................................32
2.1 Постановка опыта и характеристика объектов исследования…………....31
2.2 Методы исследования:
2.2.1 Анализ упаковки и маркировки.……………………………………….....32
2.2.2 Определение органолептических показателей.……………………….....33
2.2.3 Определение кислотного числа.…………………………………………..33
2.2.4 Определение перекисного числа.…………………………………………34
2.2.5 Определение содержания влаги и летучих веществ. …………………...35
2.3 Исследование потребительского спроса на растительное масло ………..35
2.4 Результаты исследования качества подсолнечного масла……………....41
3. Экономическая часть. Анализ рентабельности продаж на примере ООО
«Русские» магазин Березка.................................................................................. 45
3.1 Характеристика ООО «Русские» магазин Березка………………………...45
3.2 Основные экономические показатели деятельности предприятия ООО
«Русские» магазин Березка ……………………………….…………………….48
3.3. Анализ рентабельности продаж ООО «Русские» магазин Березка ……..53
3.4 Разработка мер противопожарной безопасности в магазине ООО «Русские» магазин Березка…………………………………………………………..60
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...66
Предложения по дипломной работе…………………………………………...67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………...68
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………....72
1.3 Контроль качества растительного масла
Контроль – это деятельность,
включающая проведение
Целью контроля качества
Для достижения цели выделяют задачи контроля качества: 1. Правильно выбрать свойства показателя ассортимента и качества товара с учетом конкретных целей; 2. Выявить соответствие действительных значений показателям установленных требований; 3. Измерить количественные, качественные и стоимостные характеристики товара с учетом коэффициента их весомости.
Объектами контроля служат
Особый вид контроля –
Формирование качества
При интенсификации
Контроль технологических
Частые отклонения от качества
чрезвычайно разнообразны и
Таким образом, качество продукции есть постоянная динамика изменяющихся свойств, и показывает категорию крайне неустойчивую.
Контроль качества можно свести к двум основным понятиям – измерение контролируемых параметров и распределение их значений. Для его осуществления на предприятиях АПК используют статистические методы. Анализ позволяет уяснить связь между факторами, влияющими на бесперебойное функционирование производственного процесса, и такими результатами, как качество, стоимость, производительность и т.д.
Статистические методы, используемые в контроле качества, по степени трудности можно разделить на три категории:
- метод расслоения;
- графики;
- диаграммы разброса;
- диаграмма Парето;
- причинно-следственные диаграммы;
- контрольные карты;
- гистограммы;
Эти методы могут применять все – от руководителя до рабочего, во всех подразделениях предприятия.
- теория выборочных исследований;
- статистический выборочный контроль;
- метод применения сенсорных проверок;
- метод расчетов экспериментов;
Эти методы рассчитаны на
- передовые методы расчета экспериментов;
- многофакторный анализ;
- различные методы исследования операций.
Этими методами владеет ограниченное число специалистов, с их помощью анализируют сложные процессы в области качества.
Основой контроля качества подс
Растительные масла относятся к масложировой продукции. В соответствии с ФЗ № 90-ФЗ от 24 июня 2008г. «Технический регламент на масложировую продукцию», обязательное подтверждение соответствия этой продукции осуществляется в двух формах: принятия декларации соответствия на растительное масло или обязательной сертификации. Причем форму подтверждения соответствия заявитель (производитель, поставщик, импортер) может выбирать сам.
Подтверждение соответствия в форме декларирования соответствия растительного масла требованиям «Технического регламента на масложировую продукцию» осуществляется с учетом требований статьи 24 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании». В частности, в дополнение к собственным доказательствам качества продукции от заявителя требуется включить в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре), или предоставить сертификат системы менеджмента качества (СМК), созданной на предприятии.
На сегодняшний день, на рынок поступает не только пищевое масло, но и масло техническое, технологически переработанное под пищевое. Поэтому возникают проблемы с проведением всесторонней экспертизы подлинности всех видов растительных масел, реализуемых на продовольственных рынках РФ.
При проведение экспертизы
Когда проводится экспертиза
идентификации вида
Идентификационными
Идентификация растительного масла, проводимая МЭКС, включает следующие этапы: 1. рассмотрение и анализ документов; 2. внешний осмотри органолептические исследования; 3. испытание (анализ) проб и образцов.
Для идентификации
1.контракт (договор) на поставку товаров;
2. счет-фактуру;
3. товаросопроводительные документы;
4. код ТН ВЭД СНГ.
Наряду с указанными
При внешнем осмотре и
Таким образом, контроль качества является основой любой технологии производства. Он позволяет выявить на ранних стадиях производства, какие- либо нарушения и с минимальными потерями исправить их. Оценку (контроля) качества со стороны производителя могут осуществлять как субъекты рыночных отношений – производители, продавцы, представители потребителя, так и контролирующие организации. Сертификация и идентификация требуют многосторонних исследований, как опытными специалистами – товароведами-экспертами, так и квалифицированными учеными- экспертами. Идентификационная экспертиза качества является основополагающей при оценке, экспертизе качества, сертификации.
2 Экспериментальная часть. Экспертиза качества подсолнечного масла разного вида рафинации
2.1 Постановка опыта и характеристика объектов исследования
В экспериментальной части, для определения перекисного и кислотного чисел, а так же содержания влаги и летучих веществ, были взяты 5 видов испытуемого продукта, то есть масла растительного:
- Масло подсолнечное, рафинированное, дезодорированное «Мария» производителя ООО «ЭФКО» Белгородская область, г. Алексеевка – Образец 1;
- Масло растительное подсолнечное, рафинированное, дезодорированное «Волшебный край», производителя ОАО «Астон» Ростовская область, х. Морозов – Образец 2;
- Масло подсолнечное, рафинированное, дезодорированное «Жаро», производителя ООО «Имени Крупской», Новосибирский район, п. Крупской. – Образец 3;
- Масло подсолнечное, нерафинированное «Домашнее», производителя ООО «Товарное Хозяйство» Россия, Саратовская область, г. Маркс – Образец 4;
- Масло подсолнечное, рафинированное, дезодорированное «Слобода» производителя ООО «ЭФКО» Белгородская область, г. Алексеевка – Образец 5.
Отбор проб проводился согласно ГОСТ 52062 – 2003 «Масла растительные. Правила приемки и методы отбора проб»
Исследование растительного
2.2. Методы исследования
2.2.1 Анализ упаковки и маркировки
Состояние упаковки и маркировки исследовалось согласно ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования». При анализе упаковки и маркировки растительного масла обращают внимание на наличие загрязнений и протеканий, красочность и эстетическое оформление упаковки.
Маркировка должна содержать следующие данные: общие требования для масложировых продуктов и требования для растительных масел.
Общие требование к содержанию информации для масложировых продуктов:
- наименование продукта;
- наименование и
- масса нетто или объем продукта;
- товарный знак изготовителя;
- состав продукта;
-пищевые добавки,
- пищевая ценность, содержание витаминов;
- срок годности;
- обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;
- информация о подтверждении соответствия.
Дополнительные требования к содержанию информации:
Масла растительные:
- наименование. Для смесей масел допускается применять наименование: «Растительное масло» и фирменное наименование;
- перечень всех растительных масел в порядке убывания их массовых долей (для смесей масел);
- марка (при наличии); сорт (при наличии);
- обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт; информация о подтверждении соответствия.
Все виды маркировки на этикетке должны соответствовать ГОСТ 51074- 2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования».
2.2.2 Органолептические показатели качества масла
В соответствии с ГОСТ 1129- 93 «Масла растительные. Методы определения органолептических показателей» органолептически в растительном масле определяют вкус, запах, цвет и прозрачность. Масло различных видов обладает специфическими opгaнолептическими признаками, дающими возможность определить вид масла (исключение составляет рафинированное, дезодорированное масло, не имеющее характерных свойств) и степень его свежести. Степень выраженности специфических запаха, вкуса, цвета, прозрачность каждого вида масла зависит от вида сырья, метода получения, степени очистки, условий и длительности хранения.