Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 23:27, дипломная работа
Исходя из выше сказанного, целью данной дипломной работы является провести исследование потребительских свойств подсолнечного масла разного вида рафинации и сопоставить результаты с требованиями ГОСТ Р 52465-2005 «Масло подсолнечное. Технические условия» и федерального закона № 90 «Технический регламент на масложировую продукцию».
Задачами исследования являются:
1) изучить пищевую ценность, технологию производства, используемое сырье, контроль качества растительного масла;
2) провести отбор проб
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… ………… 7
1 Товароведная характеристика подсолнечного масла
1.1. Потребительские свойства подсолнечного масла ………………………..10
1.2. Технология производства, как фактор, формирующий качество растительных масел………………………………………………….....…...................15
1.3 Контроль качества растительного масла ………………………………….26
2 Экспериментальная часть. Товароведная экспертиза подсолнечного масла разного вида рафинации.......................................................................................32
2.1 Постановка опыта и характеристика объектов исследования…………....31
2.2 Методы исследования:
2.2.1 Анализ упаковки и маркировки.……………………………………….....32
2.2.2 Определение органолептических показателей.……………………….....33
2.2.3 Определение кислотного числа.…………………………………………..33
2.2.4 Определение перекисного числа.…………………………………………34
2.2.5 Определение содержания влаги и летучих веществ. …………………...35
2.3 Исследование потребительского спроса на растительное масло ………..35
2.4 Результаты исследования качества подсолнечного масла……………....41
3. Экономическая часть. Анализ рентабельности продаж на примере ООО
«Русские» магазин Березка.................................................................................. 45
3.1 Характеристика ООО «Русские» магазин Березка………………………...45
3.2 Основные экономические показатели деятельности предприятия ООО
«Русские» магазин Березка ……………………………….…………………….48
3.3. Анализ рентабельности продаж ООО «Русские» магазин Березка ……..53
3.4 Разработка мер противопожарной безопасности в магазине ООО «Русские» магазин Березка…………………………………………………………..60
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...66
Предложения по дипломной работе…………………………………………...67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ…………...68
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………....72
Заключение о качестве исследуемого образца масла — по органолептическим показателям и в соответствии с требованиями действующего стандарта.
2.2.3 Определение кислотного числа
Кислотное число определяют по ГОСТ 52110-03 «Масла растительные. Методы определения кислотного числа». Метод определения кислотного числа основан на титровании свободных жирных кислот в эфирно- спиртовой смеси жира водным раствором щелочи. Эфир в этой смеси служит растворителем жира, а этиловый спирт применяют для гомогенизации системы, образуемой водным раствором щелочи и эфирным раствором жира в процессе титрования.
Кислотное число жира (К. Ч.) в мг КOH вычисляют по формуле:
(К,611 × V × K) / m
где V — количество 0.1 н раствора едкой щелочи, израсходованное при титровании, мл;
K — поправка к титру для пересчета на точный 0,1 н раствор щелочи;
5,611 — количество мг КОН, содержащегося в 1 мл 0,1 н раствора щелочи;
m — навеска масла, г.
Конечным результатом считают среднеарифметическое из двух определений.
2.2.4 Определение перекисного числа
ГОСТ Р 51487 – 99 «Масла растительные и жиры животные. Метод определения перекисного числа».
Пробу отвешивают в колбу. Добавляют 10 см3 хлороформа, быстро растворяют испытуемую пробу, приливают 15см3 уксусной кислоты, 1 см3 раствора йодистого калия, затем колбу закрывают, взбалтывают и оставляют на 5 минут в темном месте. Затем добавляют 75 см3 воды, перемешивают, добавляют раствор крахмала до появления слабой фиолетово-синей окраски и, выделившийся йод титруют раствором тиосульфата натрия до молочно-белой окраски, устойчивой в течение 5 сек. Используемый объём молярной концентрации 0.002 моль/дм3. осторожно добавляют крахмал до появления слабой фиолетово-синей окраски. Оставшийся йод титруют раствором тиосульфата натрия до молочно-белой окраски.
Выполняется два параллельных измерения.
Обработка результатов.
Перекисное число в миллимолях вычисляют по формуле:
Х=(V1 – V0) *C*1000/ т
где V0 – объём раствора тиосульфата натрия, использованный при контрольном измерении, мл.
V1 – объём раствора тиосульфата натрия, использованного при измерении, мл.
С – концентрация раствора тиосульфата натрия, моль дм3.
т – масса испытуемой пробы ,мл. 1000 – коэффициент, учитывающий пересчёт результата измерения в миллимоли на килограмм.
2.2.5 Определение содержания влаги и летучих веществ
ГОСТ Р 11812 – 66 «Масла растительные. Методы определения влаги и летучих веществ».
В предварительно высушенном стаканчике взвешивают 5г испытуемого масла с точностью до четвертого знака после запятой и высушивают при температуре 100-103°С до постоянной массы. Первое взвешивание производят после высушивания масла в течение 20 мин., последующие – после 15 мин. Постоянная масса считается достигнутой, если уменьшение массы при последующих взвешиваниях не превышает 0,0005г. Выполняется два параллельных измерения. Обработка результатов
Массовую долю влаги и летучих веществ определяют по формуле:
Х=(m1-m2)*100/m
где m- масса испытуемого масла,г;
m1- масса стаканчика с маслом до высушивания, г;
m2- масса стаканчика с маслом после высушивания, г.
2.3 Исследование потребительского спроса на растительное масло
Для получения информации о потребительском спросе на растительное масло весной этого года нами было проведено маркетинговое исследование. Исследование проводилось на предмет потребительских предпочтений в области уровня потребления, основных мотивов покупки, мест покупки, факторов оказывающих влияние на процесс покупки, упаковки, фирменных предпочтений, отношения к рассматриваемому объекту и уровня его известности.
На основании расчета
методом случайной выборки
Маркетинговое исследование
потребительского спроса проводилось
с помощью анкетирования
Рисунок 4 - Предпочтения респондентов в отношения разных видов растительного масла, % от числа опрошенных
Обработка ответов на
вопрос: «Какие виды подсолнечного
масла Вы знаете» показала, что
среди различных видов
Анализ структуры спроса на масло того или иного вида рафинации показал, что нерафинированному маслу отдали свои голоса 40% опрошенных, рафинированному дезодорированному маслу- 30%, рафинированному недезодорированному- 28%, гидратированому маслу- 2%. Важно отметить, что все больше и больше отдается предпочтение рафинированному дезодорированному подсолнечному маслу. Но лидирующие позиции на сегодняшний день все равно занимает нерафинированное масло.
Третий вопрос касался
мотивов потребления
Таблица 1 - Мотивы потребления растительного масла
Мотив потребления растительного масла |
Мужчины |
Женщины |
1. Ценный пищевой продукт |
17% |
19% |
2. Экологически чистый продукт |
7% |
3% |
3. Использую в кулинарии |
41,5% |
55% |
4. Просто я люблю масло |
24% |
14% |
5. Другое |
3% |
6% |
Анализируя данные этого вопроса можно сделать вывод, мужчины, несмотря на формулировку вопроса, оказывается, любят масло больше, чем женщины, видимо сказывается субъективизм при ответе. Также видно, что женщины ценят масло в большей степени, как хороший пищевой продукт и ингредиент в приготовлении пищи. Кроме того, многие респонденты высказали мнение, что покупают растительное масло, потому что оно очень полезно для здоровья человека. Было отмечено также, что экологическая чистота оказывает небольшое влияние на покупку растительного масла, и составила 7% для мужчин и всего 3% для женщин.
Далее рассмотрим степень влияния на потребителя определенных источников информации (табл. 2).
Из таблицы видно, что потребитель действительно доверяет больше своему вкусу и зрению при непосредственном участии в акте покупки товара (45%). Получение потребителем информации о товаре часто осуществляется через знакомых (так ответили 37% респондентов).
Таблица 2 - Источники информации и результаты опроса
Источники информации |
Количество респондентов, % |
|
36,6 |
|
44,8 |
|
10,6 |
|
8 |
Нужно обратить внимание, что реклама оказывает на потребителя наименьшее влияние, что само по себе парадоксально, так как реклама является фактором объединяющим все остальные. Это может объясняться двумя причинами: антипатией населения к рекламе, либо потребитель больше доверяет самому себе.
В пятом вопросе было предложено три наименования масла разного вида рафинации (те наименования, которые были взяты для товароведной экспертизы в данной дипломной работе): нерафинированное масло «Домашнее», рафинированное дезодорированное масло «Слобода» и гидратированное масло «Подсолнышко». Исследование показало, что наиболее известной маркой подсолнечного масла является марка местного производства нерафинированное масло «Домашнее» (38,9%), на втором месте рафинированное масло «Слобода» (35,0%), на третьем месте оказалось гидратированное масло «Подсолнышко» (22 %). Не задумывается о том, какое подсолнечное масло они покупают, почти 4%. Полученный результат позволяет судить об устойчивых фирменных предпочтениях.
Далее рассмотрим, на что обращает потребитель свое внимание при покупке подсолнечного масла. Для опроса было представлено несколько факторов, которые более подробно рассмотрены в таблице 3.
Таблица 3 - Факторы, оказывающие влияние на потребителя при совершении покупки
Факторы |
Предпочтения респондентов, % |
1. Известный производитель |
35,5% |
2. Красивая упаковка |
10,0% |
3.Удобное место расположения товара |
12% |
4. Цена |
40,5% |
5. Другое |
1,5% |
Важным результатом
исследования является
В седьмом вопросе было респондентам предложено выбрать, какое масло они предпочитают - отечественного или импортного производства. Распределение предпочтений показано на рисунке 5.
Позиции отечественных производителей имеют более высокие показатели по сравнению с маслом импортных производителей. Это в первую очередь связано с более низкими ценами на выпускаемую продукцию. Также в последнее годы на телевидении и в средствах массовой информации идет реклама отечественных марок масла, что соответственно привело к повышению потребительского спроса на отечественное подсолнечное масло. Анализируя данные вопроса можно сделать вывод о том, что за последние годы маркетинговые коммуникации значительно выросли, однако среди методов коммуникаций преобладают пассивные методы.
2.4 Результаты исследования качества подсолнечного масла