Анализ размещения транспортной системы России и основных направлений её развития на перспективу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение сущности транспортной системы России, выявление потенциальных возможностей и перспектив. Основные задачи работы:
1.Определить значение транспорта для хозяйства страны.
2. Рассмотреть структуру транспортного комплекса.
3. Определить развитие и размещение транспортного комплекса РФ
4. Проанализировать экономическую оценку деятельности транспортного комплекса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава Ι. Значение транспорта для хозяйства страны. Структура транспортного комплекса……………………………………………………….4
1.1.Значение транспортного комплекса в ЕНХК…………………………...4
1.2.Структура транспортного комплекса……………………………………6
1.3.Основные направления развития транспортной системы РФ………..9
Глава ΙΙ. Развитие и размещение транспортного комплекса РФ…………….12
2.1.Размещение транспорта по экономическим районам……………….12
2.2.Развитие и размещение различных видов транспорта………………15
2.3.Экономическая оценка деятельности транспортного комплекса……26
Заключение……………………………………………………………………...32
Список литературы…………………………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 93.45 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

 Глава Ι. Значение транспорта для хозяйства страны. Структура транспортного комплекса……………………………………………………….4

     1.1.Значение транспортного комплекса в ЕНХК…………………………...4

     1.2.Структура транспортного комплекса……………………………………6

    1.3.Основные направления развития транспортной системы РФ………..9

 Глава ΙΙ. Развитие и размещение транспортного комплекса РФ…………….12

 2.1.Размещение транспорта по экономическим районам……………….12 

     2.2.Развитие и размещение различных видов транспорта………………15  

 2.3.Экономическая оценка деятельности транспортного комплекса……26

Заключение……………………………………………………………………...32

Список литературы…………………………………………………………….33

Приложение……………………………………………………………………...35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Россия - это, прежде всего, огромное пространство, крупнейшее по территории государство мира, требующее постоянного  развития. Чтобы связывать это пространство, не давать ему превращаться в некую аморфную массу, лишенную динамики существования, необходимо наличие достаточного количества транспортных коммуникаций.

Актуальность темы подчеркивается тем, что Транспорт является важным  связующим  звеном  в  экономике  Российской Федерации, без которого  невозможно  нормальное  функционирование  ни  одной отрасли хозяйства,  ни  одного  региона  страны.  Стабилизация  положения  в экономике, ее подъем невозможны без решения основных  проблем  транспортного комплекса.

Подтверждением тому служит то, что на сегодняшний день российская экономика находится в глубоком кризисе, одной из важнейших задач ее является интеграция  в  мировую  экономическую систему,  основу  которой  составляют  глобальные  рынки  товаров  и  услуг, которые  функционируют  в  условиях  рыночной  конкуренции  на   внутри  и межгосударственном   уровнях.   Рынок   транспортных    услуг    наряду   с информационным  и  финансовым  рынками  обеспечивает   жизнедеятельность   и устойчивость функционирования всей системы.

Благодаря транспортной системе  Россия может поддерживать связь  с другими районами, областями, странами и государствами. Экономика страны сможет развиваться только за счёт этого направления. Транспортный комплекс обеспечивает получение около 8% ВВП, и в этой отрасли занято 4% работающего  населения.

      Развитие  рыночных отношений в транспортном  комплексе выдвигает  задачу  более тесной координации работы  всех видов транспорта между   собой.  Переход на  рыночную   экономику   создаёт   благоприятную   среду   для   внедрения прогрессивных идей и принципов логистики.

Объектом исследования является транспортная система России, структура транспортного комплекса.

Предметом исследования является анализ размещения транспортной системы России и основных направлений её развития на перспективу.

Целью работы является рассмотрение сущности транспортной системы России, выявление потенциальных возможностей и перспектив.

  Основные задачи работы:

1.Определить  значение транспорта для хозяйства страны.

2. Рассмотреть структуру транспортного комплекса.

3. Определить развитие и размещение транспортного комплекса РФ

 4.Проанализировать экономическую оценку деятельности транспортного комплекса.

        Данная  работа состоит из введения, двух  глав и заключения. В первой  главе рассматривается значение транспорта для хозяйства страны, структура транспортного комплекса, а также основные направления развития транспортной системы страны.

        Во  второй главе описано  развитие и размещение транспортного комплекса России и экономическая оценка деятельности транспортного комплекса.

 

 

Глава Ι. Значение транспорта для хозяйства страны. Структура транспортного комплекса

1.1. Значение транспортного  комплекса в ЕНХК. ( Единого народно-хозяйственного комплекса)

 

Транспорт образно называют “кровеносной системой” хозяйства. С его помощью осуществляется перемещение огромных масс грузов и  пассажиров как внутри городов, так  и в междугородном, межрайонном  и международном сообщениях. Надежные транспортные связи являются необходимым  и обязательным условием специализации  любых территорий на производстве продукции, предназначенной для потребления  за их пределами. Н.Н. Баранский писал: “Районы в экономическом смысле как специализированные, дифференцированные части единого хозяйственного целого - мыслимы только при наличии достаточно уже развитого транспорта.” Иными словами, транспортные связи - основа территориального разделения труда.

Транспорт - самостоятельная отрасль хозяйства, которую следует отнести к производственной сфере. Сюда же логично включить и перемещение людей с трудовыми целями. Перемещение грузов и пассажиров является одновременно и производственным процессом, и продукцией транспорта. В настоящее время в транспортном комплексе России занято около 4 млн. человек, на него приходится свыше 1/10 всех основных фондов экономики страны и валового внутреннего продукта. На транспорт выпадает, чуть ли не 1/З услуг, оказываемых населению.

Для России с ее огромными  пространствами, суровым климатом и  крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. К таким  видам транспорта в первую очередь  относятся железнодорожный и трубопроводный. Именно на них падает основной объем грузовой работы отечественного транспорта.

Водный и автомобильный  транспорт играют в России значительно  меньшую роль, чем в экономически развитых странах Западной Европы, США и Японии. Первый - из-за замерзаемости большинства морей и всех рек, имеющих относительно короткий навигационный период, второй - как из-за более поздней автомобилизации России, так и в силу более высоких удельных затрат на строительство и эксплуатацию автодорог и автотранспорта в суровых и сложных климатических условиях. Больше всего грузов (почти 1/2) перевозит автотранспорт. Однако его роль в общей тонно-километровой работе (грузообороте) транспорта России невелика. Это объясняется крайне незначительными средними расстояниями перевозки грузов (плечом): в основном в пределах городов и их ближайшего окружения, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т.д.

По суммарным объемам  перевозки грузов и тонно-километровой работе транспорта Россия, наряду с  США, занимает лидирующие позиции в  мире. Современное состояние транспортного  комплекса страны определяется сложившимся  положением, характеризующимся спадом производства снижением инвестиционной активности, ростом цен, нестабильностью  внутриполитической обстановки. Это  привело к снижению спроса на перевозки, сокращению их объемов, осложнению финансового  положения транспортных предприятий  и ускорению изношенности транспортных средств.

 

 

 

 

2.2. Структура транспортного комплекса

 

 Основными видами транспорта  являются: железнодорожный,  автомобильный,внутренний  водный,   морской,   трубопроводный   и   воздушный   транспорт.

Взаимодействуя между  собой, они образуют транспортную систему России.

Каждый из данных видов  транспорта  выполняет  в  рамках  транспортной

системы России  определенную  функцию  в  соответствии  со  своими  технико-экономическими  особенностями,  провозной  способностью,  географическими  и историческими особенностями развития.

   В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный транспорт, а в перевозке пассажиров  — железнодорожный  и  автомобильный.  Однако  необходимо  иметь  в  виду,  что эффективность  использования  того  или  иного  вида  транспорта  необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом  многих  факторов,  таких, как  вид  груза,  его  массовость,  расстояние  перевозки,  сроки  доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого  участка пути и т.п.

  В условиях России железнодорожный транспорт  наиболее  эффективен  для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние  расстояния  с  высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на  средние расстояния и в пригородном сообщении.

Автомобильный    транспорт    не    может    составить     конкуренции

железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках, прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости  и  себестоимости  перевозок,  большой дальности  перевозок  и  отсутствия  современной  сети  автодорог   высокого технического уровня.

  Сфера применения автомобильного транспорта в России - внутригородские,

пригородные и внутрирайонные грузовые  и  пассажирские  перевозки,  а  также перевозки  на  средние  и  дальние   расстояния   ценных   малотоннажных   и скоропортящихся грузов.

      Морской транспорт выполняет в основном  внешние,  экспортно-импортные перевозки  (в  том  числе  все  грузовые  перевозки   в   межконтинентальном сообщении).  Велика  его  роль  в  каботажных  (внутренних)  перевозках  для северных и восточных прибрежных регионов страны.

      Внутренний  водный  (речной)  транспорт  предназначен  для   перевозок

отдельных массовых видов  грузов на средние и  дальние расстояния,  а также для пассажирского сообщения  (особенно  пригородного).  Однако  в  последние десятилетия он не выдерживает конкуренции  с другими видами  транспорта  и практически превратился в  специфический  вид  технологического  транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

   Трубопроводный транспорт, в отличие от  вышеописанных  универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным  для перекачки  на   дальние   расстояния   жидких   и   газообразных   продуктов ограниченной номенклатуры.

   По   своим   функциям   воздушный   транспорт   также   относится    к узкоспециализированным: он осуществляет в  основном  пассажирские  перевозки на  дальние  и  средние  расстояния,  хотя  и  имеет  большое   значение   в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся и срочных грузов.

    

 Значение  того  или   иного  вида  транспорта  в   транспортной  системе

определяется,   прежде   всего,   его   долей в   общем    грузообороте    пассажирообороте, правда, пассажирские перевозки составляют лишь 1/10  часть от общей нагрузки на транспортную систему в целом (табл. 1.)1

Как  видно  из  табл.1,  ведущее место по  грузообороту  среди универсальных видов транспорта принадлежит железнодорожному —  32,4%,  а  на долю автомобильного, морского  и  речного  приходится  менее  8%  от  общего грузооборота.  Доля  железнодорожного   и   речного   транспорта   в   общем грузообороте  последние   десятилетия   падает.   В   то   же   время   доля узкоспециализированного трубопроводного транспорта  постоянно  увеличивается и  в  настоящее  время  составляет  60%.  Доля   воздушного   транспорта   в грузообороте крайне незначительна.

 Роль отдельных видов транспорта  в  пассажирских  перевозках  выглядит иначе. Как видно из табл. 1, важное место  в пассажирообороте  занимают железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт. Такая структура груза и пассажирооборота связана с техникою экономическими особенностями  каждого вида транспорта,  обширной  территорией,  природно-климатическими  условиями России. Немаловажное значение имеет  и  себестоимость  перевозок  различными видами транспорта.

 

 

 

 

 

 Прочие виды транспорта

Одним из  прочих  видов  транспорта  является  электронный  транспорт.

Передача    электроэнергии    на    расстояние    является    специфическим,

узкоспециализированным  и высокоэффективным видом транспорта.

Передача  электроэнергии  на  расстояние  по   высоковольтным   линиям

электропередач (ЛЭП),  как  правило,  обходится  намного  дешевле  перевозки топлива на электростанции. Исключение составляют лишь  транспортировка  газа по трубопроводам большого диаметра. Электронный транспорт  даёт  возможность объединения разрозненных электростанций  в  энергосистемы,  что  значительно повышает экономическую  эффективность  работы  отрасли  электроэнергетики  в целом.

 

1.3.Основные направления  развития транспортной системы  РФ

 

В силу естественных географических факторов российский транспорт является одной из системообразующих отраслей экономики, обеспечивающих территориальную  целостность государства и единство экономического пространства страны

Основополагающим программным  документом, определяющим базовые приоритетные направления развития транспортного  комплекса страны на долгосрочную перспективу  является "Транспортная стратегия  России", одобренная Государственным  Советом и Правительством Российской Федерации.

Стратегией определены проекты  общегосударственного значения в области  транспортной инфраструктуры, которые  должны быть реализованы в период до 2020 года. Объективной особенностью объектов подобного типа является их исключительно высокая фондоемкость, длительные сроки реализации и окупаемости этих проектов.

Информация о работе Анализ размещения транспортной системы России и основных направлений её развития на перспективу