Асфальтоукладчики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:38, реферат

Краткое описание

Асфальтоукладчик – сложная дорогостроительная машина, основное назначение которой – укладка асфальта слоем заданной толщины, требуемой ширины, с необходимой ровностью поверхности. Так же в функции входят распределение, и предварительное уплотнение асфальтобетонной смеси по нижележащему слою дорожной одежды.

Содержание

1. Ведение
2. Классификация
3. Укладка асфальтобетонных смесей
4. Автоматическая стабилизация положения рабочих органов асфальтоукладчика
5. Соединение асфальтобетонных полос
6. Операционный контроль качества
7. Заключение
8. Использованная литература

Вложенные файлы: 1 файл

n1.docx

— 376.88 Кб (Скачать файл)
1 - трамбующий брус; 2 - отражательный  щит; 3 - шатун; 4 - выглаживающая плита; 5 - асфальтобетонный слой
В начале и конце захватки устанавливают нивелировочные рейки 2 (рис. 9). Затем через каждые 15 м в створе устанавливают все промежуточные рейки. Для определения уровня покрытия как в поперечном, так и в продольном направлениях ведут высотную разбивку (выставляют рейки 2 под нивелир и закрепляют). При окончательной установке верх рейки должен находиться в одной плоскости с поверхностью покрытия. Рейки обозначают линии копирных струн в плане и служат реперами, от которых измеряют высоту h установки струны (рис.10).
После этого устанавливают стойки 1, на них надевают струбцины 8, в которых выполнены два отверстия: одно для стойки, другое для поперечной штанги. В прорези 7 на конце штанги проходит струна. Положение прорези над рейками по высоте измеряют шаблоном, а совмещение прорезей со створом реек проверяют по теодолиту.
Затем производят натяжение копирных струн. Для этого устанавливают натяжной барабан 1 и закрепляют на якоре перед первой стойкой на расстоянии 10…12 м и 30 см в сторону от линии нивелировочных реек 3. Натягивают копирную струну вручную, насколько это возможно, и прикрепляют ее к барабану. На нем оставляют запас струны 10…12 м. После этого производят натяжку струны барабаном и вставляют ее в прорези поперечных штанг 4. Струна должна лежать в прорезях свободно и не выпадать из них.
Рис. 9. Схема установки нивелировочных реек:
а - при односкатном; б - при двускатном поперечном профиле:
1 - покрытие; 2 - нивелировочные  рейки; х-х - плоскость, проходящая через  поверхность покрытия и нивелировочных  реек; а - расстояние от нивелировочной  рейки до кромки покрытия, b - ширина  покрытия
Чтобы струна проходила на одинаковой высоте от реек, установленных под отметку, регулируют ее положение в продольном профиле с помощью деревянного шаблона. Затем проверяют положение струны в плане.
Для соблюдения требуемого профиля покрытия копирную струну устанавливают с двух сторон покрытия. Однако при укладке второй полосы эту струну может заменить готовое покрытие, по которому скользит рычаг преобразователя системы автоматического управления.
При укладке полосы покрытия шириной не более 4,5…5,0 м система автоматики асфальтоукладчика может работать с одним копиром (струна, лыжа).            В случае применения асфальтоукладчиков без системы автоматического управления, для соблюдения требуемого профиля и отметок непосредственно перед укладкой выставляют контрольные маяки из асфальтобетонной смеси, слегка уплотненной; толщина маяков должна быть равна толщине укладываемого слоя в неуплотненном состоянии. Если асфальтоукладчик не оборудован скользящими формами, то для упора укладываемой смеси устанавливают брусья, которые укрепляют со стороны обочины металлическими анкерами.

 

Рис. 10. Расположение копирных струн:
а - при односкатном; б - при двускатном поперечном профиле;
1 - металлические стойки; 2 - штанги; 3 - рейка; 4 - верх покрытия; 5 - линия, проходящая через край  кромки покрытия; 6- покрытие; 7- прорезь  для струны; 8 - струбцина
                  СОЕДИНЕНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОЛОС
При строительстве асфальтобетонных покрытий встречается два типа соединения полос: поперечный стык, когда укладку полосы прерывают более чем на час; продольный стык, который выполняется при укладке продольных смежных полос, т.е. одна полоса примыкает к ранее уложенной.
Поперечные стыки.                                 При прекращении укладки асфальтобетонной смеси на достаточно длительный период необходимо подготовить конец уложенной полосы к устройству поперечного стыка для последующего ее продолжения.         
Такой стык можно сделать несколькими способами. Выбор способа зависит от того, будет или нет осуществляться по уложенной полосе движение транспорта в период между окончанием и возобновлением строительства.
Если движения через конец уложенной асфальтобетонной полосы не будет, то его можно подготовить к соединению в простой стык с новой полосой. Если движение будет, то необходимо устраивать клиновой стык.
Место устройства стыка определяется временем, когда количество смеси в шнековой камере уменьшается настолько, что снижается давление смеси на плиту и она в результате этого постепенно опускается, уменьшая толщину укладываемого слоя. На практике обычно стремятся выработать всю смесь, находящуюся в приемном бункере, и в конце полосы устраивают стык. В этом случае толщина укладываемого слоя будет отличаться от проектной.
Практически чаще устраивают простой стык. Для этого по всей ширине уложенной полосы делают вертикальный срез в конце полосы. При этом необходимо не повредить покрытие, которое остается до линии стыка.
Укатку уложенной полосы до линии стыка производят обычным способом. Причем необходимо, чтобы катки уплотняли смесь непосредственно до линии стыка. Чтобы качественно выполнить эту операцию в конце полосы, нужно положить доски для схода катка. Толщина досок должна быть равна толщине уплотненного слоя, их ширина и длина такой, чтобы на них мог полностью расположиться валец катка.
Если по уложенному слою будет осуществляться движение транспорта, то его кромку необходимо подготовить к устройству поперечного клинового стыка. В этом случае можно вырабатывать всю смесь, находящуюся в приемном бункере.
По линии поперечного стыка смещают асфальтобетонную смесь в сторону от уложенного слоя таким образом, чтобы сформировать вертикальную кромку уложенной полосы. Затем на основание укладывают бумагу, к поверхности которой смесь не прилипает. Полоса бумаги должна быть достаточно широкой (80…120 см), чтобы в дальнейшем при уплотнении асфальтобетонного клина не произошло сдвига смеси по бумаге. Как только уложили бумагу, на нее лопатой набрасывают ранее отодвинутую смесь и формируют из нее клиновой скат с помощью шаблона и граблей (рис. 11).

 

Рис. 11. клиновой стык:
1 - асфальтобетонная полоса; 2 - поперечный клин; 3 -бумага; 4 - основание
Поперечный клиновой стык можно создать с помощью доски, имеющей ту же толщину, что и уплотненный асфальтобетонный слой. В этом случае лопатой удаляют смесь по линии поперечного стыка. Со стороны уложенной полосы формируется вертикальная кромка, к которой укладывают вплотную доску. Затем удаленную ранее смесь подсыпают лопатой к доске (в продолжение доски) и формируют из нее клиновидный скат от верхней кромки доски к основанию. Таким образом, транспорт будет наезжать на кромку конца полосы, затем двигаться по доске и спускаться по клиновидному скату.
Удаление ската
Если на месте поперечного соединения устроен клиновой стык, то до начала работ по продолжению укладки смеси необходимо удалить созданный скат. Клиновой стык, выполненный с помощью специальной бумаги, не имеет сцепления с основанием и легко удаляется. На стыке остается вертикальная стенка уплотненной полосы.                                                    
Если клиновой стык был выполнен с помощью доски и асфальтобетонного ската, то последний частично соединяется с поверхностью основания. Чтобы вскрыть такой клиновой слой, необходимо механическое усилие. После удаления асфальтобетонного ската доску снимают, а на стыке остается вертикальная уплотненная кромка ранее уложенной полосы.
Продольные стыки
Срезание кромки для продольного соединения полос. В некоторых случаях для создания качественного продольного стыка необходимо предварительно срезать недоуплотненную часть кромки ранее уложенной асфальтобетонной полосы. Эту операцию выполняют с помощью фрезы. После этого нужно обработать горячим битумом образовавшуюся вертикальную поверхность продольного стыка.      Качественного соединения продольных полос можно достичь и без срезания кромки ранее уложенной полосы. Правильное перекрытие полосы, разравнивание и уплотнение смеси вдоль продольного стыка обеспечивают надлежащее качество соединения полос.
Перекрытие полосы.          Основным фактором, определяющим создание качественного продольного стыка, является правильное перекрытие новым слоем ранее уложенной полосы. Для этого на ранее уложенную полосу заводят трамбующий брус и виброплиту на 4…5 см. Такое перекрытие обеспечивает укладку достаточного количества смеси по линии стыка, что позволяет осуществить его качественное уплотнение.
Разравнивание смеси на стыке. Если перекрытие новым асфальтобетонным слоем составляет не более 2…3 см, то разравнивание смеси на стыке заключается в создании «валика» путем сдвига смеси с ранее уложенной полосы в область стыка. В результате над стыком будет несколько больше смеси, которая впоследствии будет уплотнена катками. Когда перекрытие будет сделано на большую величину, тогда смеси над стыком окажется больше требуемого количества, что не позволит уплотнить стык в уровень с поверхностью ранее уложенной полосы. Избыток смеси необходимо удалить. Снятую смесь недопустимо разбрасывать по поверхности свежеуложенного слоя, так как это изменит его текстуру, а следовательно, транспортно-эксплуатационные показатели. На качество соединения соседних полос оказывает влияние и недостаточное количество смеси над стыком. В этом случае не удается достичь требуемой плотности в месте соединения.
Чтобы обеспечить требуемое уплотнение смеси, необходимо, чтобы ее уровень над стыком превышал поверхность соседней полосы на величину, равную 0,2…0,3 см на 1 см толщины укладываемого слоя.
Целесообразно уплотнение стыка начинать с «горячей» полосы с небольшим наездом на «холодную» полосу на расстояние 15…20 см. В этом случае основное уплотняющее воздействие оказывается на смесь, находящуюся в области стыка. Под этим воздействием смесь подается в сторону стыка до тех пор, пока уровень только что уложенной полосы не сровняется с уровнем соседней. Продольный стык уплотняется эффективнее, чем если бы каток двигался по «холодной» полосе.
Параллельная укладка полос.         При параллельной укладке полос двумя асфальтоукладчиками на качество их продольного соединения оказывает влияние величина перекрытия, которая должна быть не более 3 см.
В этом случае разравнивание смеси над стыком не производят. Однако процесс укатки имеет свои характерные особенности. Катки, уплотняющие первую полосу, не должны приближаться к кромке продольного стыка на расстояние меньше чем 15…20 см. После укладки второй полосы катки, работающие на ней, уплотняют продольный стык с обеих сторон. Такая укладка полос позволяет получить однородное по плотности асфальтобетонное покрытие по всей ширине.
ОПЕРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА
Контроль ровности поверхности основания, подготовленного под укладку и уплотнение асфальтобетонного слоя, осуществляется ежесменно путем измерения просветов под трехметровой рейкой с помощью клина. Измерение следует производить в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга.
На каждой сменной захватке приложения рейки с уровнем для измерений просветов и поперечных уклонов следует произвести с шагом 10 м; определение вертикальных отметок путем нивелирования - с шагом 5 м (прил. 2 СНиП 3.06.03-85).
Контроль расхода органического вяжущего при подгрунтовке поверхности основания производится следующим образом: на основание укладывается лист бумаги (площадью не менее 0,1 м2), который после розлива вяжущего автогудронатором взвешивается и рассчитывается его фактический расход.
Режим уплотнения асфальтобетонного слоя следует уточнять в процессе пробного уплотнения. Пример статистического регулирования качества уплотнения асфальтобетонного слоя приведен в прил. 7.
Коэффициенты уплотнения покрытий должны быть не ниже: 0,99 - для высокоплотного и плотного асфальтобетонов типов А и Б; 0,98 - для плотного асфальтобетона типов В, Г и Д, пористого и высокопористого асфальтобетонов.
Ориентировочное влияние степени уплотнения асфальтобетонного покрытия на его прочность и долговечность можно оценить по данным табл. 8.
Таблица 8

Коэффициент уплотнения

1,00

0,99…0,98

0,97…0,96

0,95…0,94

0,92…0,91

Прочность, %

100

88…84

74…70

58…54

31…26

Долговечность, %

100

86…80

71…65

≤30

≤10


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
   
Анализ существующих в настоящее время в мире конструкций асфальтоукладчиков позволяет определить основные направления их развития:
- выпуск асфальтоукладчиков  всех типов: прицепных, полуприцепных  и самоходных, на гусеничном и  пневмоколесном ходу, специализированных  и универсальных, малогабаритных  и широкозахватных;
- выпуск парных моделей  на гусеничном и пневмоколесном  ходу;
- применение раздвижных  рабочих органов;
- применение гидрообъемного  привода рабочих органов и  механизма передвижения;
- повышение уплотняющей  способности с целью отказа  от использования комплекта (легкий, средний, тяжелый катки);
- универсализацию укладчиков  с обеспечением укладки не  только асфальтобетонной смеси, но и щебеночных и гравийных смесей, жестких цементобетонных смесей;
- создание на базе асфальтоукладчиков  машин для регенерации дорожного асфальтобетона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература
1. Афиногенов О.П., Серегин  Н.П., Санников А.Ф. Управление качеством  дорожных работ/ Под. ред. О.П. Афиногенова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997.-153 с.
2. Грушко И.М., Королев И.В., Борщ И.М., Мищенко Г.М. Дорожностроительные материалы. - М.: Транспорт, 1991.-357 с.
3. Дорожная техника, технология. Каталог-справочник. С.-Петербург: И.А. Партнер, 2000-2004.
4. Методические рекомендации по укладке и уплотнению асфальтобетонных смесей различного типа при использовании высокопроизводительных асфальтоукладчиков и катков / Союздорнии. - М., 1984.-12 с.
5. Руководство по, строительству дорожных асфальтобетонных покрытий / Союздорнии. - М.: Транспорт, 1978.-192 с.
6. Руденский А.В. Дорожные асфальтобетонные покрытия. - М.: Транспорт, 1992.-253 с.
7. Рокас С.Ю, Статистический контроль качества в дорожном строительстве. - М.: Транспорт, 1977.-152 с.

Информация о работе Асфальтоукладчики