Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 18:13, реферат
На транспорте человек и техника взаимодействуют в трех сферах деятельности: непосредственное управление транспортными подвижными объектами (машинист – локомотив); дистанционное управление комплексами подвижных или неподвижных транспортных объектов (диспетчерский аппарат, дежурные по станциям, операторы сортировочных горок и др.); управление большими системами (автоматизированные системы управления отдельными видами транспорта). Каждая из этих сфер обладает своими специфическими особенностями, требует особых подхода к изучению, рекомендаций. И в то же время все они обладают сходными чертами, общими зависимостями.
изучение характеристик человека, машины (технически) и среды, проявляющихся в конкретных условиях взаимодействия;
исследование влияния психической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической деятельности людей, занятых в системах управления;
оценка надежности, точности и стабильности работы человека и диспетчерских профессиях;
целесообразное распределение функций между человеком и техникой в системах управления движением поездов;
определение критериев оптимизации человеко-машинных систем с учетом возможностей и особенностей работающего человека или группы людей;
разработка методов учета человеческих факторов при модернизации действующей и создании новой техники и технологии в управлении перевозочным процессом, а также при проектировании деятельности человека в системах «человек – машина».
Проектирование конкретного вида деятельности предусматривает исследование внутренних средств деятельности человека (его опыта, знаний, навыков, восприятия, памяти, мышления и др.) и согласие их с внешними средствами (документами, алгоритмами принятия решений, органами ручного управления и др.) в соответствии с основной целью функционирования системы.
рациональным распределением функций между человеком и техническими средствами системы управления, а также между операторами (например, при обслуживании поездного участка двумя ДНЦ);
согласованием информационных
и алгоритмических
совершенствованием способов предоставления информации диспетчерам (включая разработку информационной системы);
повышением уровня профессиональной подготовки диспетчеров;
разработкой нормативов деятельности, отвечающих наилучшим комфортным условиям труда, на основе выполнения комплекса эргономических требований и норм.
Одно из главных направлений
в совершенствовании
Информацию о положении поездов во времени и в пространстве можно представить в информационной модели как в обобщенном и в детализированном виде. Очевидно, в каждой системе управления, на каждом ее уровне и в каждой решаемой задаче должно быть оптимальное соотношение этих двух видов информации в модели. Поэтому информационную модель следует строить так, чтобы человеку как целостную, одномоментную, оценку ситуации, так и немедленное получение дополнительной детализирующей информации. Причем состав и вид отображаемой на технических устройствах информации должны соответствовать задачам и возможностям выполнения человеком возложенных на него функций (рис. 31). Значит, совершенствование технических средств диспетчерского управления – это механизация и автоматизация сбора первичной информации, преобразование ее в пригодную для восприятия человеком форму и качественное отображение.
Уровень автоматизации системы управления оказывает влияние на эффективность ее работы, но он не может не отражаться на психофизиологическом состоянии человека в процессе его рабочей деятельности. Очевидно, эффективность системы диспетчерского управления движением поездов максимальна, если психологические возможности диспетчера и характеристики технических средств диспетчеризации согласованы.
Рис. 31. Центр диспетчерского управления движением поездов на линии Париж – Лион:
а – вид сверху; б – вид сбоку; 1 – табло поездного положения; 2 – пульт энергодиспетчера; 3 – пульт поездного диспетчера; 4 – табло извещений о повреждениях; 5 – стол руководителя центра; 6 – помещение для печатающих устройств; 7 – табло энергодиспетчера
На железных дорогах
уже внедрены такие технические
средства, как диспетчерская
Идеальная ситуация, при которой диспетчер остается в роли «советчика» в системе управления. Чтобы повысить готовность диспетчера к экстренным действиям в такой ситуации, ему целесообразно оставить выполнение ряда функций управления, например, оценку и прогноз поездной ситуации или другие аналогичные, способствующие быстрейшему «вхождению» диспетчера в процесс управления движением поездов функции. К перспективным техническим средствам диспетчеризации можно сформулировать следующие требования:
оборудование рабочих мест и характер информации, поступающей на средства ее отображения, должны позволять диспетчеру максимально проявлять свои способности;
соответствие технических средств, всего пространства рабочего места эргономическим требованиям должно обеспечивать эффективную работу человека в конкретных условиях. Возможности улучшения технических средств диспетчеризации благодаря эргономическому резерву далеко не исчерпаны.
Совершенствование системы диспетчерского руководства – это повышение качества управляющей деятельности на всех уровнях службы движения и улучшение взаимодействия между функционально связанными ее органами. Простейшие контуры систем управления с одним руководителем объединяют в полиэргатическую систему – диспетчерскую смену. Качество решения руководителем смены управленческих задач определяется уровнем психологического взаимодействия коллектива. Важная сторона групповой деятельности – коммуникабельность членов коллектива, т.е. их психологическая совместимость, что обусловливается взаимоотношениями, которые складываются в группе.
Формирование коллектива
диспетчерской смены –
что может и чего не может делать человек в процессе управления движением поездов?
какие воздействия в системе управления должен осуществлять при этом человек непосредственно, а какие с помощью тех или иных технических средств?
какие функции должны полностью переданы технике?
как обеспечить необходимую эффективность и надежность функционирования комплекса «человек – машина»?
без четкого ответа на эти вопросы проектирование и эксплуатация эргатических систем носят пассивный характер и не принесут ожидаемого эффекта. Есть и еще один важный аспект изучения эргатических систем. Все системы управления движением поездов, прежде всего диспетчерская, – иерархические. При исследованиях иерархии ограничиваются лишь производственными взаимосвязями. Процесс управления имитируется выработкой информации и предоставлением информации вышестоящим, смежным и нижним подсистемам, а также алгоритмами ее переработки. При этом люди, занятые в процессе управления, рассматриваются в качестве звеньев его аппарата, лишенных собственных стимулов и целей и поэтому безукоризненно выполняющих определенные функции – переработку информации. В действительности управление производственными процессами (например, движением поездов) – это прежде всего управление людьми, умение согласовывать их поведение и целевые установки с объективными целями системы или по крайней мере уменьшить отрицательные последствия рассогласования целей и интересов. При чем, если даже отвлечься от личных качеств людей, на каждом уровне иерархия объективно существует разное понимание средств достижения общих конечных целей – так называемые местные интересы, диалектическое взаимодействие которых служит одним из важных способов выработки решений.
Чтобы при объективном различии интересов участников процесса управления добиться эффективного функционирования иерархической системы в целом, необходимы конструктивные процедуры выработки решений, согласование разных точек зрения, развитая система контроля исполнения принятых решений на всех уровнях. Осуществление этих требований, как правило, приводит к дублированию функций управления по горизонтали. Появляется неизбежный параллелизм в подготовке и принятии решений на каждом уровне иерархии, а также на вертикальных связях: вышестоящие подсистемы вмешиваются в процесс принятия решений в низших. А это усиливает вертикальные связи в иерархии в ущерб горизонтальным.
Таким образом, любая попытка совершенствовать систему управления движением поездов, должна учитывать действительную роль людей в процессе управления – важный фактор, существенно влияющий на организацию иерархии. Более того, действительная роль людей, собственные их стимулы и цели могут потребовать полного изменения принципов построения системы управления для ее более эффективной работы. Учитывая это, дальнейшее развитие исследований в области эргатических систем на железнодорожном транспорте и их совершенствование следует сосредоточить на следующих проблемах:
определение обобщающих рабочих характеристик человека как звена системы управления;
эффективное и рациональное распределение функций между человеком и техническими средствами в системах управления;
анализ и синтез иерархических структур эргатических систем управления движением поездов;
комплексная оценка транспортных эргатических систем.
На современном этапе развития автоматически и электронной вычислительной техники без успешного решения этих задач окажется невозможным эффективно использовать на транспорте самые совершенные технические устройства, в том числе для управления движением поездов. Эргономика, теория эргатических систем, их практические, инженерные приложения позволят принципиально разрешить конфликт между возможностями совершенствования технических устройств и их эффективного использования. Этот конфликт разрешит только разработка активных методов построения человеко-машинных систем, обладающих наперед заданными техническими характеристиками.
Информация о работе Взаимодействие человека и техники в транспортных эргатических системах