Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 18:30, курсовая работа
На территории Российской Федерации основная нагрузка по осуществлению контроля и надзора за дорожным движением лежит на дорожно-патрульной службе ГИБДД МВД России. Данной службе являющейся крупнейшим подразделением ГИБДД МВД России, принадлежит важная роль в предупреждении ДТП, поскольку именно она при несении службы непосредственно организует движение на дороге, осуществляет контроль за выполнением участниками дорожного движения Правил дорожного движения РФ и иных норм, действующих в области дорожного движения, предостерегает участников дорожного движения от совершения противоправных действий либо пресекает такие правонарушения, а также применяет административные наказания в области дорожного движения.
Введение………………………………………………………………………3
1. Контроль за соблюдением Правил дорожного движения………………5
2. Виды контроля за дорожным движением.............................................7
3. Стационарный пост ДПС…………………………………………….…10
4. Выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………….19
Список использованной литературы………………………………………20
Скрытый контроль ведется сотрудниками ДПС в гражданской одежде и на автотранспортных средствах обычного исполнения, оборудованных радиостанцией и оперативно-техническими средствами. Данный вид контроля в практической деятельности ДПС признается главным и эффективным способом пресечения и профилактики таких нарушений в сфере дорожного движения, как превышение установленной скорости движения, неправильный обгон, несоблюдение дистанции и т.п., которые в свою очередь являются причинами более 80 процентов ДТП с тяжкими последствиями. В связи с чем скрытый контроль благоприятно сказывается на состоянии транспортной дисциплины участников дорожного движения и позволяет меньшими силами достигать относительно высоких результатов в предупреждении динамических нарушений Правил дорожного движения.
Смешанный контроль ведется инспекторами ДПС в форменной и гражданской одежде, соответственно использующими транспортные средства специального и обычного исполнения. Сотрудники, несущие службу в гражданской одежде, занимаются выявлением и фиксацией правонарушений, а также передают о них информацию обычным нарядам ДПС, которые производят остановку транспортных средств и принимают к нарушителям предусмотренные меры воздействия.
4. Выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения
Основным фактором профилактики аварийности является выявление и пресечение правонарушений в области дорожного движения.
Выявление нарушений представляет собой обнаружение сотрудниками ДПС факта несоблюдения участниками дорожного движения установленных правил.
Полномочия инспекторов ДПС по выявлению нарушений участниками дорожного движения правил дорожного движения закреплены в п. 31 Административного регламента, который указывает, что инспектор ДПС при осуществлении возложенной на него функции вправе:
1. останавливать транспортное средство;
2. проверять документы;
3. останавливать пешехода;
4. использовать специальные технические средства; и др.
Согласно п. 63 Административного регламента основаниями для остановки транспортного средства сотрудником ДПС являются:
1. Явные признаки нарушения правил дорожного движения (превышение скорости, зафиксированное приборами, нарушение правил маневрирования и обгона, водитель и пассажиры легкового автомобиля не пристегнуты ремнями безопасности и т.д.);
2. Характер движения вызывает подозрение в способности водителя управлять транспортным средством;
3. Отсутствие номерных знаков или талона о прохождении технического осмотра или он просрочен;
4. Явные признаки неисправности транспортного средства (повышенный шум или дымность, значительные внешние повреждения транспортного средства или неопрятный его вид, отсутствие или неисправность внешних световых приборов и т.д.)
5. Прямая необходимость проведения проверки документов; и др.
Для проверки документов инспектор ДПС может останавливать транспортное средство только на стационарном посту ДПС или во время проведения специальных мероприятий. Вне стационарного поста законным основанием для проверки документов может выступать только совершение водителем нарушений правил дорожного движения.
Основанием к остановке пешехода является установленное визуально или зафиксированное с использованием технических средств совершенное им нарушение правил дорожного движения (к примеру, переход в неположенном месте).
Для выявления правонарушений в области дорожного движения инспектор ДПС имеет право использовать специальные технические средства, в частности:
1. скоростемер (контроль скоростного режима движения автотранспорта на дорогах и улицах);
2. видеофиксация нарушений правил дорожного движения (исключение субъективных оценок при рассмотрении нарушений в практической деятельности ДПС);
3. алкометр и алкотестер (повышение эффективности работы ДПС по выявлению водителей управляющих транспортными средствами в нетрезвом состоянии); и др.
Наряду с вышеизложенными способами выявления нарушений правил дорожного движения участниками дорожного движения эффективным средством такого выявления являются профилактические мероприятия со стороны ДПС.
Как правило, после выявления правонарушения со стороны участников дорожного движения сотрудниками ДПС применяются меры по пресечению данного нарушения.
Меры административного пресечения представляют собой регламентированные нормами административного права средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными на то органами государственной власти (должностными лицами), направленные на прекращение противоправного поведения и иных угроз общественным отношениям, на устранение связанных с ним вредных последствий для личности, общества и государства, а также на создание оптимальных условий для последующего привлечения виновных к ответственности .
В области обеспечения безопасности дорожного движения меры пресечения играют важную роль в предупреждении противоправных действий, представляющих опасность для дорожного движения, и предотвращении вредные последствия таких действий.
Перечень мер административного пресечения, применяемого сотрудниками ДПС ГИБДД, весьма широк и разнообразен, от требования прекратить правонарушение до применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Для пресечения противоправных действий водителей, пешеходов и других участников дорожного движения Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Закон «О полиции», КоАП РФ, Правила дорожного движения РФ, Положение о ГИБДД МВД РФ и иные нормативные правовые акты предоставляют сотрудникам ДПС ГИБДД право:
1. давать предписания об устранении нарушений;
2. приостанавливать проведение на дорогах работ, осуществляемых с нарушением требований правовых актов;
3. запрещать при несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам;
4. запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств, прицепов, тракторов и других самоходных машин, троллейбусов и трамваев при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами, а также эксплуатацию транспортных средств, не прошедших государственный технический осмотр, не имеющих укрепленных на установленных местах государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения;
5. изымать документы на право управления транспортными средствами и на провозимый груз;
6. отстранять от управления, доставлять лиц, управляющих транспортными средствами, в медицинские учреждения для освидетельствования;
7. осуществлять административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов;
8. применять специальные меры пресечения: физическую силу, дубинки, наручники, огнестрельное оружие и др.
Более подробно остановимся на таких мерах административного пресечения, как административное задержание, отстранение от управления транспортным средством, изъятие документов на право управления транспортным средством.
Административное задержание представляет собой принудительное, кратковременное ограничение свободы действий и передвижения лица, совершившего административное правонарушение. Данная мера пресечения применяется с целью прекращения правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия (устное требование, распоряжение) в отношении нарушителя.
Для осуществления административного задержания лицо доставляется в дежурную часть подразделения или органа внутренних дел, на стационарный пост ДПС, при которых имеется специально отведенное помещение для содержания административно задержанных лиц.
Согласно п. 201 Административного регламента срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.
Срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случая осуществления производства по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, в этом случае лицо, в отношении которого ведется производство по делу, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.
Отстранение от управления транспортным средством как мера административного пресечения представляет собой запрет на управление автомобилем данным водителем до устранения причины. В соответствии со ст. 27.12 КоАП РФ такое отстранение производится по следующим основаниям:
1. если в отношении лица, управляющего транспортным средством, имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения. Согласно приложению № 6 к Приказу Минздрава РФ «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» критериями, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, являются: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, и т.д. При наличии этих критериев отстраняемое лицо подлежит направлению на освидетельствование на состояние опьянения;
2. в случае совершения лицом, управляющим транспортным средством, административного правонарушения: управление транспортным средством без документов (водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства, доверенности) (ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ); управление транспортным средством без права управления вообще либо лишения данного права (ч. 1, 2 ст. 12.7 КоАП РФ); управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (ч. 2. ст. 12.5 КоАП РФ).
Следующей мерой пресечения выступает изъятие документов на право управления транспортным средством. Согласно ст. 27.10 КоАП РФ при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством у водителя изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, но не более чем на два месяца.
Согласно п. 139 Административного регламента инспектор ДПС вправе изъять водительское удостоверение в случаях:
1. управления транспортным средством водителем, находящемуся в состоянии опьянения, либо передачи управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ч. 1–3 ст. 12.8 КоАП РФ);
2. превышения скорости движения транспортного средства на величину более 60 км/ч (ч. 4 ст. 12.9 КоАП РФ);
3. нарушения правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ);
4. нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ);
5. невыполнение водителем требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ); и др.
При этом изъятие водительского
удостоверения возможно лишь в случае,
если водитель привлекается к административной
ответственности за совершение перечисленных
правонарушений, наказание за которое
возможно в виде лишения права управлять
транспортным средством.
Заключение
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать несколько выводов.
1. Под контролем за соблюдением Правил дорожного движения следует понимать контрольно-надзорную деятельность сотрудников ДПС ГИБДД МВД России, которая заключается в визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдении за выполнением участниками дорожного движения установленных законодательством правил и требований, действующих в области дорожного движения, и за состоянием технических средств организации дорожного движения, проезжей части дорог и дорожных сооружений, элементами их обустройства. Данный контроль может осуществляться в пешем порядке, на патрульном транспортном средстве или на стационарном посту ДПС. При этом сам контрольный процесс может проходить как в открытой, так и в скрытой или смешанной форме.
2. Деятельность ДПС по выявлению
и пресечению нарушений участниками дорожного
движения установленных правил и требований
в области дорожного движения направлена
на обнаружение и принудительное прекращение
противоправного поведения участников
дорожного движения, недопущение и устранение
вредных последствий такого поведения,
создание условий для возможного привлечения
виновных лиц к административной ответственности.
К основным мерам выявления правонарушений
можно отнести: остановку транспортного
средства и пешехода, проверку документов
и т.д. К мерам пресечения: административное
задержание, отстранение от управления
транспортным средством, изъятие документов
на право управления транспортным средством
и т.д.
Список использованной
литературы