Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 17:20, реферат
Человечество перешагнуло в третье тысячелетие, с большим багажом знаний, ценностей, норм, традиций одной из которых является гуманизм. Как система взглядов гуманизм впервые оформился в эпоху Возрождения. Гуманизм приобрёл характер широкого и разностороннего движения общественной мысли, охватившего философию, филологию, литературу, искусство. Гуманизм заложил прочные основы для развития науки.
1.Введение ………………………………………………………………………..3
2.Современные исследования философско-социологической категории гуманизм ………………………………………………………………………..3-5
3.Принцип гуманности в развитии теории транспортного строительства .. 6-8
4.Заключение …………………………………………………………………...8-9
5. Список используемой литературы......…………………………………….9-10
Реферат
Тема: «Детерминанта гуманизма теории транспортного строительства России»
Научный руководитель:
Выполнил:
Содержание
1.Введение ………………………………………………………………………..3
2.Современные
исследования философско-
3.Принцип гуманности в развитии теории транспортного строительства .. 6-8
4.Заключение …………………………………………………………………...8-
5. Список используемой литературы......……………………………………
1
Человечество
перешагнуло в третье тысячелетие, с большим
багажом знаний, ценностей, норм, традиций
одной из которых является гуманизм. Как
система взглядов гуманизм впервые оформился
в эпоху Возрождения. Гуманизм приобрёл
характер широкого и разностороннего
движения общественной мысли, охватившего
философию, филологию, литературу, искусство.
Гуманизм заложил прочные основы для развития
науки. Как известно, наука всегда проверяется
практическим применением, дело только
времени. Сегодня изучением вопросов гуманизма
занимаются сотни учёных академической
и образовательной сферы. Постепенный
отход от абстрактно-философского и идеологического
подходов гуманизма, его восприятие
прежде всего как мировоззрения обычных
людей и явления повседневной культурной
жизни позволяет увидеть в нём не утопический
идеал и прекрасную мечту, а широкий спектр
реальных возможностей углубления процессов
демократизации в России, укрепления гражданского
общества, обновления простых норм нравственности
и права, повышения самооценки россиян,
их уважения к достоинству и другим добродетелям
человека.
Производственная сфера общества должна строиться на принципах эффективного хозяйства, и наличие или отсутствие гуманизма в данном обществе обусловливается способностью достойно обеспечить нужды и потребности людей, защиту собственных граждан, население и территорию. Одной из базовой составляющей общества является производство материальных видов продукции: изделий и услуг и конструктивной попыткой выйти за рамки чисто исторического и теоретического исследования гуманизма стала целью интеграции его идей в объективно существующие области социальной жизни, а конкретно – гуманизм в строительном производстве и является рассмотрением данной работы.
2
В настоящее
время существует различия в позициях
исследователей, которые позволяют увидеть
многообразие подходов к анализу феномена
современного гуманизма. В основном это
специально не акцентируемый, но фактически
идущий диалог между светскими и религиозными
точками зрения на гуманизм. Относительно
последних, можно заметить, что некоторые
религиозно ориентированные ученые склонны
поддерживать идею интеграции религиозного
сознания в гуманистическую парадигму
культуры, а другие – нет. Сторонники
религиозного сознания гуманизма исходят
в целом из предпосылки что «гуманизм
сегодня – это не только проблема возвращения
человеку человечности, но и в большей
степени проблема возвращения человеку
тех моментов социальной реальности, которые
помогают торжеству человечности над
бесчеловечностью» (А. И. Бобков). Конечно,
в этом есть конструктивная идея учёта
того общечеловеческого и нравственного,
что содержит в себе колоссальный религиозный
опыт человечества. Было бы глубоко ошибочно
изолироваться от него, либо относиться
к нему нигилистически. Современный светский
гуманизм не является редукционистским.
Напротив, он выдвигает положения о плюрализме
ценностей, об объективном единстве общечеловеческих
и релятивных норм (в том числе нравственных
и религиозных), о свободе совести, диалоге
культур и толерантности. Он с уважением
относится к многообразию человеческого
опыта, признавая суверенным правом человека
опираться именно на собственный опыт.
Думается, что в каком-то существенном
смысле такой пессимизм является отражением
кризиса двух типов утопизма: религиозного
(православного) и секулярного (марксистско-ленинского).
Исток этой мировой скорби – сугубо национальный,
поскольку именно в России произошла самая
чудовищная подмена гуманизма, в том числе
и коммунистического гуманизма молодого
Маркса, тоталитаризмом самого отвратительного,
ленинско-сталинского типа, неслыханно
жестокого в её истории. Большинство стран
христианского мира избежали светских
тираний, и в них шёл, хотя и непростой,
порой попятный и всегда незаметный (особенно
для россиян), прогресс гуманизма, ставшего
в итоге для демократий Запада естественной –
и опять-таки слабо осознаваемой – атмосферой
повседневной жизни, гарантией прав и
свобод граждан, основой их ценностей
и возможностей полноценной жизни. И
главная цель для нашего постсоветского
общества - социализация современного
гуманизма, т. е. поиск адекватных областей,
методов и форм внесения идей и принципов
гуманизма в общественную жизнь страны.
И сейчас уже наметились общие тенденции
процесса формирования новой гуманистической
парадигмы в России. Так, по словам В. А. Решетникова,
«...современный гуманизм формируется
на основе традиций и в результате влияния
процессов глобализации и информатизации,
становления иных интерпретаций общества
и знания, выдвижения альтернативных концепций
межличностных отношений, особенно языка.
Есть весомые основания придать ему парадигмальный
статус. В этой связи особое научное значение
имеет изучение процессов становления
современного гуманизма в аспекте интегративных
социальных концепций в единстве мировоззренческо-
Но этот универсализм не делает процесс вхождения современной гуманистической парадигмы в общественные отношения ни простым, ни легким. В организационном отношении он только «начинает развиваться, а как парадигма существует пока на стихийном мировоззренческом уровне, является скорее фактором интуитивной веры, чем рационального научного сознания» (В. А. Решетников). В первом приближении вопрос о социализации гуманизма кажется тривиальным, само собой разумеющимся. Но он таков лишь на уровне абстрактного, чисто философского или историко-философского анализа. Его методологическая установка – освоить прагматические подходы, «которые могут быть технологизированы и стать основой для ориентации человека... иметь существенное значение для процессов социализации». Так сказать, доступная социализация гуманизма, в центре этой социализации – не просто индивид, осознающий свои экзистенциальные истоки и обладающий человечностью как главным качеством своей жизнедеятельности, а ассоциированный человек в единстве его связей с доступной социальной средой. Главным в нём становится проблема ответственности человека за доступную ему социальную среду, за сложные процессы микрорегулирования социальной жизни, за семью, род, ближний круг друзей, коллектив, общину. Это не означает, что прежний гуманизм не признавал ответственности или был безответственным, просто ответственность стала на порядок выше. Человеку уже трудно искать истину и правду только в себе самом без императива доступной социальной среды, которая связана с ним и зависит от него. К таким традиционным регуляторам, как право и мораль, следует добавить сознательное напряжение, деятельное усилие сделать гуманистическое микрорегулирование нравственным долгом современного человека.
Таким образом, субъект доступной социализации гуманизма – это человек в неразрывном единстве с его социоприродными связями, активно доступными ему в целях гуманизации и себя, и находящейся в этих связях социальной и природной среды. Главными элементами в структуре такого рода социализации являются «сам человек как уникальная данность, человек и его социальная среда, человек и его природное окружение». Вместе с тем субъект гуманистического социального действия рассматривается теоретиками-гуманистами на современном этапе в ассоциировании «с ростом и развитием личности, с её способностью не только к воспроизводственной, но прежде всего к инновационной деятельности. Поэтому в фокусе внимания гуманизма оказывается определённый перспективный, с точки зрения развития культуры, тип творческого человека». Социализация гуманизма – это и становление общественного человека с развитым чувством ответственности за себя и за своё окружение.
Представляется, что такое понимание социализации наиболее реалистично и актуально, ведь речь идёт о действительно широкой и вместе с тем продуктивной, творческой практике, не требующей ни разработки каких-либо высоких теорий, ни создания каких-то специальных «гуманистических» партий, политических или государственных институтов. Это та область повседневной жизни, которая всегда рядом с нами и которую можно не заметить, если только закрыть глаза и заткнуть уши. Но социализация гуманизма как практический проект не означает механистичности и рутинности, обходящихся без знаний об особенностях современной культуры, психологии человека, новейших разработок в области антропологии, социологии, философии, педагогики и методологии науки.
3
Развитие транспортного сообщения — это залог развития нашей страны, рыночных, социальных и культурных связей. Для России, государства огромных расстояний, ситуация с транспортом имеет колоссальное значение. Россия - это, прежде всего, огромное пространство, крупнейшее по территории государство мира, требующее постоянного развития. Чтобы население могло осуществлять все свои потребности свободного перемещения необходимо связывать это пространство, наличием достаточного количества транспортных коммуникаций. Благодаря транспортной системе Россия может поддерживать связь с другими районами, областями, странами и государствами. Экономика страны сможет развиваться только за счёт этого направления. И применительно для транспортного строительства, являющегося своего рода эквивалентом «кровеносной системы» страны тема социализации гуманизма является особенно актуальной. Сегодня её разработка – едва ли не главное, стратегическое направление развитие гуманизма как элемента культуры российского общества. Она важна и для теории гуманизма, поскольку позволяет снять чисто умозрительное противоречие между «индивидуал-гуманизмом» и «социал-гуманизмом». Это выход теории, идей современного гуманизма в практику общественной жизни, в которой личное и общественное перестают быть альтернативами или чем-то плохо совместимым. Сосредоточие гуманизма на нынешнем этапе развития человечества – непосредственная социальная среда гуманистического субъекта: семья, ближайшее местное окружение, трудовой коллектив, локальная общность людей и коллективов этого уровня, создающих неформальные сетевые социальные и социоприродные структуры. Повседневное культивирование «близлежащего мира» и является реальным очеловечиванием социальной среды. Ведь чаще всего деятельность человека протекает в семье, в производственном коллективе, в добровольных ассоциациях... Именно эти структуры поддерживают гуманистическую структуру и являются объектом приложения сил и регулирования со стороны человека. Ведь гуманизм – это признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Определённые надежды возлагаются на гуманистический потенциал «капиллярного» уровня социальной жизни: малые формы ассоциации и кооперации решают конкретные проблемы, саморегулируются и сохраняют дух гуманизма. Например, если рассмотреть с позиции гуманизма развитие транспортного строительства видно что, занимая первое место в мире по площади своей территории, Россия по средней плотности автодорог уступает не только высокоразвитым, но и большинству развивающихся стран. Что же касается строительства дорог — это не только улучшение транспортной ситуации уже построенных городов, но и огромный импульс для развития территорий, то есть населения. Строительство дорог - это краеугольный камень развития экономики, благосостояния любой страны и построения успешного бизнеса. Но для этого нужна поддержка государства, в частности в транспортном строительном производстве введено большое количество нормативно-правовых актов регламентирующих деятельность в сфере строительства СНиПы, законы. В 2008 году по предложению министерства транспорта российской Федерации была принята Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Но чтобы заниматься дорогами, необходимо значительно повысить экономическую эффективность местного производства, и здесь просто необходим творческий подход и обеспечение высоким запасом рентабельности производства. Иначе, громадные затраты на дорожное строительство просто окажутся разорительными. Транспортная стратегия российской Федерации на период до 2030 г. - одна из главных целей развития транспортной системы нашей страны - формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры. Это предполагает объединение в единую сбалансированную систему не только самих транспортных коммуникаций, но и интегрированной системы технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, единых стандартов и единой информационной среды их технологического взаимодействия, что обеспечит оптимизацию взаимодействия. Для чего необходимо строительство логистических комплексов, строительство грузовых терминалов и транспортно-логистических центров, станций технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, паркингов. Большое значение придается разработке комплексных схем обустройства автомобильных дорог федерального значения объектами дорожного сервиса, площадками отдыха для участников движения, другими объектами, способствующими повышению безопасности дорожного движения и обеспечивающими улучшение обслуживания участников движения, предусматриваются мероприятия по созданию интеллектуальных систем организации движения транспортных потоков, в том числе с применением технологий «Глонасс». Предусмотрено создание единой автоматизированной системы метеорологического обеспечения на сети федеральных автомобильных дорог, позволяющей предупреждать образование гололеда на проезжей части, осуществлять мониторинг условий движения, диспетчерское и автоматизированное управление движением с применением дистанционно управляемых знаков и табло переменной информации. Транспортная стратегия РФ до 2030 г. направлена на удовлетворение потребностей населения и экономики страны в качественных транспортных услугах. "Транспортная стратегия на период до 2030 года должна определять приоритеты, цели и задачи, меры и методы создания в России инновационной транспортной системы, обеспечивающей качественно новый уровень транспортного обслуживания экономики и населения", - заявил 19 февраля 2010 года на "круглом столе" министр транспорта РФ Игорь Левитин. "Стратегия, - подчеркнул министр, - должна определить эффективную интеграцию в мировой рынок транспортных услуг". С точки зрения гуманизации наиболее распространенным и доступным способом оценки факторов экономического роста является разработка комплексных социальных индикаторов, структурных и весовых оценок. Речь идет также о возможности превращения этих переменных в управляемые и управляющие параметры социального развития. |
Конечно, этот нормативный акт имеет глобальное, перспективное значение для развития гуманизации транспортной сферы в нашей стране. Уделяется большое внимание социальной направленности этого проекта: «транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы». Такой подход к решению проблем уже давно возникших в транспортном строительстве, способствует высвобождению созидательной энергии людей на «капиллярном» уровне общественного организма. Усиленное внимание к трансформации ценностных ресурсов гуманизма в социальные реальности различного масштаба заставляет деятелей из разных сфер – научной и практической, анализировать понятие среды как местоположения и местодействия социального гуманизма.
4
На протяжении многих десятилетий экономический рост был одним из главных целевых ориентиров, к которому были устремлены как ученые-теоретики, разработчики конкретной экономической политики, так и те, кто эту политику воплощал в жизнь. Все они исходили из казавшегося неоспоримым тезиса о том, что предоставление все большего количества товаров и услуг является наилучшим способом повышения уровня жизни. Господствовало убеждение, что экономический рост, сам по себе, неизбежно приведет к развитию человека. Постепенно экономисты, прежде всего на Западе, начали осознавать ограниченность традиционного, по сути «индустриального», понимания прогресса человека и общества. Речь шла о кризисе техногенной цивилизации с точки зрения человеческого измерения, об углублении противоречия между экономическим и социальным развитием, между пониманием человека как фактора производства и гуманистическими принципами общественного прогресса. Так, теоретики Римского клуба, анализируя структурные взаимосвязи и противоречия между природой, обществом и человеком в поисках путей разрешения возникших глобальных проблем и кризисных ситуаций, пришли к выводу, что не дополнительное вовлечение производственных ресурсов и не количественный рост производства, а наращивание человеческого потенциала, в конечном счете, определяет успех или крах экономического, социального и любого другого вида развития.
Для высокоразвитых
стран процесс экономического роста становится
неотделимым от гуманизации. Гуманизация
присутствует в каждой составляющей этого
процесса, причем не только в
качестве внешнего импульса, а как имманентно
присущая самой
его сути. И на этом этапе можно говорить
об экономическом
развитии, доминирующим фактором которого
является
человеческий прогресс, воспроизводство
человеческого
потенциала. И, на определенном уровне
развития иная структура,
направленность экономического роста
не только неэффективна,
но практически невозможна и по большому
счету даже опасна,
ввиду очень высоких экономических, политических,
социальных, человеческих, экологических
издержек. Именно по этим причинам альтернативы
гуманистическому типу экономического
развития в современном мире, на любом
структурном уровне, просто не существует.
Информация о работе Детерминанта гуманизма теории транспортного строительства России