Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 21:39, лабораторная работа
Цель работы: усвоить устройство и работу КШМ карбюраторного двигателя и научиться пользоваться этими знаниями на практике. Оборудование: 1.Макет двигателя. 2.Схемы и плакаты. 3.Учебник «Грузовые автомобили», В.А. Родичев.
Детали, составляющие кривошипно-шатунный механизм можно разделить на две группы: подвижные и неподвижные. К подвижным деталям относят: поршень, шатун и коленчатый вал с маховиком; к неподвижным — блок-картер, цилиндр, головку цилиндров, картер распределительных шестерен, поддон и картер маховика, а также прокладки, крепежные и фиксирующие детали.
Лабораторная работа № 1.
Тема: Кривошипно-шатунный механизм карбюраторного двигателя.
Цель работы: усвоить устройство и работу КШМ карбюраторного двигателя и научиться пользоваться этими знаниями на практике.
Оборудование:
1.Макет двигателя.
2.Схемы и плакаты.
3.Учебник «Грузовые
Ход работы.
1.Изучение устройства, работы.
2. Выполнение рисунка
камеры сгорания
3.Перечислить детали КШМ и материал, из которго они собраны.
4.Выполнить рисунок поршневых компрессионных колец и объяснить значение различных форм сечений.
Детали, составляющие кривошипно-шатунный механизм можно разделить на две группы: подвижные и неподвижные. К подвижным деталям относят: поршень, шатун и коленчатый вал с маховиком; к неподвижным — блок-картер, цилиндр, головку цилиндров, картер распределительных шестерен, поддон и картер маховика, а также прокладки, крепежные и фиксирующие детали.
Рисунок 1- Корпусные детали двигателя ЗИЛ-508:
1 - блок-картер; 2 и 5 - отверстия
для отвода и ввода воды (охлаждающей
жидкости); 3 - горизонтальная перегородка;
4 - отверстие для установки гильз
цилиндров; б и 10 - прокладки; 7
- картер распределительных
Цилиндры. У рассматриваемых двигателей цилиндры съемные. Отдельно изготовленный цилиндр называют гильзой. При использовании вставных гильз можно увеличить срок службы блок-картера счет замены изношенных гильз новыми. Гильзы обычно изготавливают из легированного чугуна. Внутреннюю поверхность гильзы, называемую зеркалом, тщательно обрабатывают и закаляют. Гильзы, наружная поверхность которых омывается охлаждающей жидкостью, называют «мокрыми» (Рисунок 3, а).
Рисунок 2- Головка цилиндров и схемы расположения впускных и выпускных каналов:
1- камера сгорания; 2 и
4- седла выпускного и впускного
каналов; 3 - отверстие для свечи
зажигания; 5 - каналы для охлаждающей
жидкости; 6 – каналы для подвода
горючей смеси (впускные
На наружной поверхности
гильзы выполнено два посадочных
пояска 2 и 3, которые служат для плотной
установки гильзы в блоке. Между
нижним пояском гильзы и блоком цилиндра
монтируют резиновые
Поршень. Он воспринимает и передает на шатун усилие, возникающее от давления газов, а также обеспечивает протекание всех тактов рабочего цикла. Отливают из алюминиевого сплава.
Рисунок 3- Цилиндро-поршневая группа:
а - гильза цилиндра; б - схема установки гильзы; в - поршень карбюраторного двигателя; г - поршень дизеля; д - поршневой палец; е - составное маслосъемное кольцо; ж - расположение колец на поршне;1 - буртик; 2 и 3 верхний и нижний пояски; 4 - уплотнительное кольцо;5 - гильза цилиндра; б - вставка; 7 - водяная рубашка; 8 - уплотнительная прокладка; 9 - прорезь;10 - канавки под компрессионные и маслосъемные кольца; 11 — компрессионные кольца; 12 - выемка в днище поршня;13 - канавка для стопорного кольца; 14 - бобышка; 15 - отверстие для поршневого пальца; 16 - стопорное кольцо; 17 - плоское стальное кольцо;18 и 19 - осевой и радиальный расширители; 20 — поршень; А - днище; Б - метка установки поршня; В - метки массы и размерной группы поршня; Г - головка (уплотняющая часть); Д - юбка (направляющая часты);Е - метка размерной группы пальца.
Шатун. Он соединяет поршни с коленчатым валом и передает ему усилие от давления газов, воспринимаемого поршнями. Шатун изготавливают из высококачественной стали в виде стержня с двумя головками.
Рисунок 4- Шатун:
1 и 4 — верхняя и нижняя головки шатуна;2 — втулка верхней головки; З — стержень шатуна; 5 — вкладыш шатунного подшипника; б — крышка нижней головки шатуна;7 — шплинт; 8 — корончатая гайка;9 — фиксирующий усик вкладыша;10 — шатунный болт;11 — отверстие для масла
Коленчатый вал. Он воспринимает усилия, передающиеся от поршней через шатуны, и преобразует их во вращающий момент, который передается агрегатам трансмиссии, а также используется для привода в действие различных механизмов и деталей двигателя.
Коленчатый вал штампуют из высококачественной стали или отливают из высокопрочного чугуна. Он состоит из опорных коренных шеек 1, шатунных шеек 11, соединяющих их щек 2, носка (передней части) и хвостовика (задней части).
Рисунок 5- Коленчатые валы:
а - рядного дизеля; б - V-образного двигателя;1 - коренная шейка; 2 - щека; З - упорные полукольца; 4 и 10 - нижний и верхний вкладыши коренного подшипника; 5 - маховик; 6 - маслоотражатель; 7 - установочный штифт; 8 - болт крепления маховика; 9 - зубчатый венец;11 - шатунная шейка; 12 - противовесы; 13 - шестерня коленчатого вала;14 - ведущая шестерня привода масляного насоса; 15 - болт; 16 - шкив;17 - пробка; 18 - трубка для чистого масла; 19 - фланец; А - место клеймения размерной группы шеек; Б - канал подвода масла в полость шатунной шейки; В - полость шатунной шейки
Контрольные вопросы.
1.Назначение и классификация поршневых колец?
Ответы:
Поршневые кольца по назначению различают на компрессионные и маслосъемные (Рисунок 3, е, ж).
Компрессионные кольца предотвращают прорыв газов из камеры сгорания в картер. Их изготовляют из легированного чугуна или стали. Вырез в поршневом кольце называют замком.
При перегреве двигателя образуются шлаковые отложения, которые заполняют зазоры между кольцами и стенками канавок поршня по высоте. Кольца перестают свободно перемещаться и пружинить. Это явление называют пригоранием (закоксовыванием) колец и оно сопровождается потерей мощности двигателя и повышенным расходом масла.
Маслосъемные кольца препятствуют проникновению масла из картера в камеру сгорания, снимая излишки масла со стенки цилиндра. Их устанавливают ниже уровня компрессионных. Они в отличие от компрессионных колец имеют сквозные прорези. На поршни многих двигателей устанавливают составные маслосъемные кольца (Рисунок 3, е) изготовленные из двух плоских стальных колец и двух пружинных расширителей — осевого и радиального. Осевой расширитель 18, расположенный между дисками, плотно прижимает их к стенкам канавки поршня. Радиальный расширитель 19 плотно прижимает диски к цилиндру.
Сборные кольца хорошо прилегают к поверхности цилиндра и обеспечивают низкий расход картерного масла.
Лабораторная работа № 2.
Тема: Кривошипно-шатунный механизмдизельного двигателя.
Цель работы: усвоить устройство и работу КШМ дизельного двигателя и научиться пользоваться этими знаниями на практике.
Оборудование:
1.Макет двигателя.
2.Схемы и плакаты.
3.Учебник «Грузовые
Ход работы.
1.Изучение устройства, работы.
2. Выполнение рисунка камеры сгорания дизельного двигателя
3.Описать устройство маховика.
4.Выполнить рисунок маховика.
Детали, составляющие кривошипно-шатунный механизм можно разделить на две группы: подвижные и неподвижные. К подвижным деталям относят: поршень, шатун и коленчатый вал с маховиком; к неподвижным — блок-картер, цилиндр, головку цилиндров, картер распределительных шестерен, поддон и картер маховика, а также прокладки, крепежные и фиксирующие детали.
Рисунок 1. Устройство дизельного двигателя
Цилиндры. У рассматриваемых двигателей цилиндры съемные. Отдельно изготовленный цилиндр называют гильзой. При использовании вставных гильз можно увеличить срок службы блок-картера счет замены изношенных гильз новыми. Гильзы обычно изготавливают из легированного чугуна. Внутреннюю поверхность гильзы, называемую зеркалом, тщательно обрабатывают и закаляют. Гильзы, наружная поверхность которых омывается охлаждающей жидкостью, называют «мокрыми» (Рисунок 3, а).
Рисунок 2- Головка цилиндров и схемы расположения впускных и выпускных каналов:
1- камера сгорания; 2 и
4- седла выпускного и впускного
каналов; 3 - отверстие для свечи
зажигания; 5 - каналы для охлаждающей
жидкости; 6 – каналы для подвода
горючей смеси (впускные
На наружной поверхности
гильзы выполнено два посадочных
пояска 2 и 3, которые служат для плотной
установки гильзы в блоке. Между
нижним пояском гильзы и блоком цилиндра
монтируют резиновые
Поршень. Он воспринимает и передает на шатун усилие, возникающее от давления газов, а также обеспечивает протекание всех тактов рабочего цикла. Отливают из алюминиевого сплава.
Рисунок 3- Цилиндро-поршневая группа:
а - гильза цилиндра; б - схема установки гильзы; в - поршень карбюраторного двигателя; г - поршень дизеля; д - поршневой палец; е - составное маслосъемное кольцо; ж - расположение колец на поршне;1 - буртик; 2 и 3 верхний и нижний пояски; 4 - уплотнительное кольцо;5 - гильза цилиндра; б - вставка; 7 - водяная рубашка; 8 - уплотнительная прокладка; 9 - прорезь;10 - канавки под компрессионные и маслосъемные кольца; 11 — компрессионные кольца; 12 - выемка в днище поршня;13 - канавка для стопорного кольца; 14 - бобышка; 15 - отверстие для поршневого пальца; 16 - стопорное кольцо; 17 - плоское стальное кольцо;18 и 19 - осевой и радиальный расширители; 20 — поршень; А - днище; Б - метка установки поршня; В - метки массы и размерной группы поршня; Г - головка (уплотняющая часть); Д - юбка (направляющая часты);Е - метка размерной группы пальца.
Шатун. Он соединяет поршни с коленчатым валом и передает ему усилие от давления газов, воспринимаемого поршнями. Шатун изготавливают из высококачественной стали в виде стержня с двумя головками.
Рисунок 4- Шатун:
1 и 4 — верхняя и нижняя головки шатуна;2 — втулка верхней головки; З — стержень шатуна; 5 — вкладыш шатунного подшипника; б — крышка нижней головки шатуна;7 — шплинт; 8 — корончатая гайка;9 — фиксирующий усик вкладыша;10 — шатунный болт;11 — отверстие для масла
Коленчатый вал. Он воспринимает усилия, передающиеся от поршней через шатуны, и преобразует их во вращающий момент, который передается агрегатам трансмиссии, а также используется для привода в действие различных механизмов и деталей двигателя.
Коленчатый вал штампуют из высококачественной стали или отливают из высокопрочного чугуна. Он состоит из опорных коренных шеек 1, шатунных шеек 11, соединяющих их щек 2, носка (передней части) и хвостовика (задней части).
Рисунок 5- Коленчатые валы:
а - рядного дизеля; б - V-образного двигателя;1 - коренная шейка; 2 - щека; З - упорные полукольца; 4 и 10 - нижний и верхний вкладыши коренного подшипника; 5 - маховик; 6 - маслоотражатель; 7 - установочный штифт; 8 - болт крепления маховика; 9 - зубчатый венец;11 - шатунная шейка; 12 - противовесы; 13 - шестерня коленчатого вала;14 - ведущая шестерня привода масляного насоса; 15 - болт; 16 - шкив;17 - пробка; 18 - трубка для чистого масла; 19 - фланец; А - место клеймения размерной группы шеек; Б - канал подвода масла в полость шатунной шейки; В - полость шатунной шейки
Контрольные вопросы.
1.Назначение маховика?
Ответы:
Маховик. Он служит для равномерного вращения коленчатого вала и преодоления двигателем повышенных нагрузок при трогании с места и вовремя работы. Маховик представляет собой тяжелый чугунный диск.
Рисунок 5 Устройство маховика
Тема: Изучение устройства газораспределительного механизма.
Цель работы: усвоить устройство и работу механизма газораспределения и научиться пользоваться этими знаниями на практике.
Оборудование:
1.Схемы и плакаты.
2. Электронная презентация.
3.Учебник
Ход работы.
1.Изучение устройства, работы.
2. Выполнение рисунка
диаграммы фаз
3.Описание порядка проверки и регулировки тепловых зазоров ГРМ.
4. Выполнить рисунок
5. Контрольные вопросы.
Информация о работе Кривошипно-шатунный механизм карбюраторного двигателя