Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:09, контрольная работа
Государственное регулирование экономики — это система мер государства посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, «провалами» рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обеспечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. Поэтому участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.
Введение
Глава 1. Основные методы государственного регулирования
1.1. Прямые (административные) методы
1.2. Косвенные (экономические) методы
Глава 2. Основные инструменты государственного регулирования
2.1. Система инструментов регулирования экономики
2.2. Финансовая (фискальная) политика
2.3 Денежно кредитная (монетарная) политика
Итак, наибольший эффект в процессе регулирования дает:
а) использование широкого спектра методов,
б) применение их в целесообразной последовательности (от более мягких - к более жестким) в зависимости от реакции деловых банков.
В России в настоящее время используются в основном две операции:
- политика рефинансирования,
- политика
обязательных минимальных
Добровольные соглашения. Центральный банк стремится порой к заключению деловых соглашений с коммерческими банками. Этот метод позволяет принимать операционные решения, действуя быстро и без особого бюрократизма.
Резюмируя обзор монетарной политики, можно сделать следующие выводы:
а) в процессе своей реализации кредитная политика имеет целый ряд эффективных сторон. В то же время имеются и очевидные сбои;
б) монетарные методы воздействия на экономику (равно как и финансовые) имеют двойственную природу. С одной стороны, они являются механизмом реализации экономической политики государства. С другой стороны, - это самостоятельное направление макроэкономического регулирования
Специфика взаимодействия финансовой и монетарной политики
Проведение экономической политики с помощью финансового или кредитного механизма выдвигает перед экономистами важный вопрос: в какой ситуации является более оптимальным тот или иной вариант? Актуален и другой аспект: какое соотношение финансовых и кредитных мер разумно практиковать в экономике?
Преобладание в процессе регулирования финансовых мер принято называть кейнсианским вариантом проведения экономической политики. Больший упор на кредитно-денежный механизм получил в экономической науке название «монетаризма». Практика реализации экономической политики в западных странах показала, что наиболее рациональным является сочетание обоих направлений регулирования. Однако в его рамках всегда прослеживается попеременное колебание в сторону усиления одного или другого метода в зависимости от состояния экономической ситуации.
Периодические колебания в методах государственного регулирования (между финансовыми и кредитно-денежными рычагами) напоминают цикличность. Однако механических повторов существовать при этом не может. Сама основа, подлежащая регулированию, - экономика - развивается и усложняется. Кейнсианство, например, успешно работало в тот период, когда степень межстрановой зависимости была слабее. Не столь ожесточенно проявлялась международная конкуренция. Страны не имели нынешней степени экономической открытости.
Итак, объективная реальность такова, что экономическая политика должна решать одновременно несколько задач, являющихся не только взаимно соответствующими, но и состоящих в противоречии друг с другом. Именно поэтому государство вынуждено использовать инструменты (финансовые, денежно-кредитные), которые также не всегда легко сочетаемы, а порой противоречивы. В этом и проявляется закономерность усложняющегося характера государственного регулирования.
В экономической
политике России отрабатывается практика
использования обоих инструмент
В то же время, повышение значимости денежно-кредитных мер не привело к тому, что финансовый механизм сократил масштабы своего функционирования. Отечественная экономика (особенно такие сферы, как ВПК, аграрный и социальный секторы) получает стимулы для развития в значительной мере за счет бюджетного финансирования.
Список литературы
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. – 7-е изд., – М.: Издательство "Дело и Сервис", 2005;
2. Балацкий Е.В. Налоговые реформы и экономический рост / "Проблемы прогнозирования", 2006, №2 – с. 145-152;
3. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / Под ред. Кушлина В.И. – М.: Изд-во РАГС, 2005;
4. Государство и экономика:
5. Говтвань О.Дж. Перспективы развития российской финансовой системы / "Проблемы прогнозирования", 2004, №2 – с. 145-152;
6. Ивашковский С.Н.
7. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. – 6-е изд. – М: Высшее образование, 2007;
8. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Т.1. – М.:Республика, 1993;
9. Макроэкономика: Учебно-практическое пособие / Под ред. Максимовой В.Ф. – М.: МЭСИ, 2006;
10. Самуэльсон П. Экономика. В 2 т.:Т.1. – М.: НПО "Алгон", 1992;
11. Новиков М.В. Государственное
регулирование экономики:
12. Основные направления единой государственной кредитно-денежной политики на 2008 год. – ЦБ РФ, 2007;
13. Солнцев О.Г., Хромов М.Ю. Особенности российской банковской системы и среднесрочные сценарии ее развития / "Проблемы прогнозирования", 2004, №1 – с. 123-131;
14. Яллай В.А. Макроэкономика. – Учебное пособие.: – Псков: ПГПИ, 2003.