Морской транспорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 00:15, реферат

Краткое описание

Морской транспорт имеет важное значение для внутренних и внешних перевозок массовых грузов, особенно на большие расстояния, а также для обслуживания внешней торговли. Все экономические связи России с дальним зарубежьем осуществляется морем, потребность России в перевозках грузов морем оценивается примерно в 210 млн.т грузов в год. Важную роль он играет и в выполнении каботажных перевозок народнохозяйственных грузов, включая перевозки в труднодоступные районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, где

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Определение вида транспорта и его особенности……………………………4
2. Показатели характеризующие работу морского транспорта………………....7
2.1 Основные показатели работы морского транспорта……………………7
2.2 Специфические и качественные показатели морского транспорта……9
3. Классификация морских судов и плавучих сооружений, ее цели и задачи, основные элементы классификации……………………………………………11
4. Статистические данные работы морского транспорта……………………….15
5. Транспортные документы, используемые при морской перевозке грузов…………………………………………………………………………….….19
Заключение………………………………………………………………………….22
Список источников…………………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

морскрй.docx

— 135.71 Кб (Скачать файл)

Показатели отражают уровень  затрат трудовых ресурсов, уровень  использования средств механизации, интенсивность обработки судов  и определенные экономические результаты в производстве.

В свою очередь, качественные показатели включают в себя:

    • коэффициент перевалки груза - отношение кол-ва тонно-операций к общему количеству перегружаемого груза в физ.тонн за определенный период.
    • коэффициент транзитности - отношение физ.тонн по прямому варианту к общему кол-ву перегружаемых физ.тонн.
    • коэффициент складирования - объем груза, пройденного через склад, деленное на физтонн. Коэффициент месячной неравномерности годового грузооборота - отношение максимально месячного грузооборота к среднемесячному по году. Зависит от сезонности, навигационного периода.
    • коэффициент суточной неравномерности - отношение максимально суточного грузооборота к среднему по месяцу.
    • коэффициент занятости причала - характеризует использование причала по времени в процессе обработки судов.
    • коэффициент использования пропускной способности - отношение перевалочного грузооборота к его пропускной способности.
    • уровень комплексной механизации - отношение перегружаемых тонноопераций КМ к общему  количеству [8].

 

  1. Классификация морских судов и плавучих сооружений, ее цели и задачи, основные элементы классификации.

 

Судном называется плавающее сооружение, способное нести на себе определенную нагрузку и предназначенное для транспортировки пассажиров, грузов и других специальных целей.

Как плавающее сооружение судно должно обладать рядом особых качеств, называемых мореходными качествами. Оно должно быть прочным, водонепроницаемым и иметь минимальный вес.

Чтобы судно могло успешно выполнять функции в соответствии с его назначением, оно должно удовлетворять ряду эксплуатационных и экономических требований: иметь достаточную грузоподъемность и грузовместимость, быть простым и дешевым в постройке, ремонте и эксплуатации, обладать долговечностью, представлять удобства для размещения экипажа и выполнения специальных функций, связанных с эксплуатацией, и т. д.

Современное судно — весьма сложное инженерное сооружение. Судостроение, бывшее когда-то искусством, в настоящее время является отраслью техники, базирующейся на выводах ряда специальных технических дисциплин: корабельной архитектуры, теории корабля, строительной механики корабля.

Морские суда разделяются  на два основных класса:

  1. гражданские,
  2. военные, называемые кораблями военно-морского флота.

Гражданские суда разделяются  на следующие основные типы:

  • транспортные — для перевозки груза и пассажиров;
  • промысловые — для добычи, переработки, хранения и доставки продуктов морского лова;
  • служебные — для обслуживания различных нужд, возникающих при эксплуатации флота;
  • суда технического флота — для обслуживания транспортных и промысловых судов, портов, морских путей;
  • спортивные.

Гражданские суда разделяют, кроме того, на группы по следующим  признакам:

  1. назначению,
  2. району плавания,
  3. материалу корпуса,
  4. роду двигателя,
  5. роду движителя.

По назначению транспортные суда разделяются на:

  1. пассажирские,
  2. грузо-пассажирские,
  3. грузовые (сухогрузные, наливные, рудовозы, лесовозы, угольщики, суда для насыпных грузов, рефрижераторные) .

По району плавания различают  суда:

  1. с неограниченным районом плавания (океанские),
  2. с ограниченным районом плавания (морские),
  3. прибрежного плавания,
  4. рейдовые,
  5. портовые.

По роду материала, из которого построен корпус, различают суда:

  1. деревянные,
  2. железные,
  3. стальные,
  4. композитные или смешанные,
  5. железобетонные.

Из дерева строят морские  парусные суда каботажне го плавания, небольшие суда промыслового флота длиной до 30—40 м, спортивные и мелкие служебные суда.

Железо как материал для  постройки корпусов пришло на смену  дереву около 100 лет назад. В настоящее  время оно совершенно вытеснено  сталью.

Сталь, примененная в судостроении в 70-х годах прошлого столетия, в настоящее время — наиболее распространенный материал для постройки корпусов.

Продолжительность службы стальных судов при хорошем уходе значительно  больше (в три-четыре раза), чем деревянных судов, которые уже через 12—15 лет  начинают расшатываться, пропускать воду и вскоре выходят из строя.

Суда, у которых одни части  корпуса делаются из стали, а другие из дерева (например, поперечные связи  стальные, а наружная обшивка — деревянная), называются композитными. Существуют также композитные суда из дерева и железобетона.

Железобетон для постройки  морских судов применяется редко. Несмотря на больший (на 15-20%) вес корпуса  железобетонного судна по сравнению со стальным корпусом тех же размеров, целесообразность применения железобетона считается установленной для постройки корпусов барж и разных стоечных судов, например плавдоки, дебаркадеры.

По роду двигателя различают  суда с механическими двигателями, гребные и парусные.

Суда с механическими  двигателями разделяются на:

  1. пароходы, на которых в качестве двигателя применена паровая машина или паровая турбина;
  2. теплоходы — суда с двигателями внутреннего сгорания;
  3. электроходы суда с электрическими двигателями, непосредственно вращающими гребные винты и питаемые электроэнергией от генераторов, приводимых в действие турбинами или дизелями (турбоэлектроходы, дизель - электроходы).

По роду движителя суда разделяются на:

  1. весельные,
  2. парусные,
  3. колесные и
  4. винтовые.

Колесными в настоящее время строят только речные суда. Океанские и морские суда в подавляющем большинстве имеют в качестве движителей гребные винты.

Парусными называются суда, для движения которых используется сила ветра, производящего давление на парус. В зависимости от числа мачт, а также формы парусов различают следующие типы судов.

Классификация подвижного состава морского транспорта:

  1. По видам плавания - неограниченного океанского; ограниченного морского; прибрежного; местного; рейдового; ледового; «река-море»;
  2. специальные суда - учебные, спасательные для судов, научно-исследовательские, пожарные, гидрографические;
  3. пассажирские суда - местного сообщения, круизные, прогулочные;
  4. спортивные суда - глиссеры, парусные, гребные, моторные;
  5. промысловые суда - рыболовные, китобойные, плавбазы;
  6. вспомогательные суда - землечерпалки, плавкраны, ледоколы, буксиры, спасательные для людей, плавучие доки, плавучие причалы, лоцманские, паромы;
  7. грузовые суда - универсальные, сухогрузы, наливные (газовозы, нефте- и нефтепродуктовозы, спиртовозы, химовозы и др.), специализированные (углевозы, рудовозы, лесовозы, рефреджераторы, автомобилевозы, овощевозы, углерудовозы, лесозерновозы, хлопколесовозы, контейнеровозы, «Ро-ро» и др.

 

  1. Статистические данные работы морского транспорта

Перевозки грузов по видам транспорта

(млн тонн)

 

Рис. 1  Перевозки грузов по видам транспорта

 

 

 

 

 

 

 

Грузооборот по видам транспорта

(млрд тонно-километров)

 

Рис. 2 Грузооборот по видам транспорта

 

 

 

 

 

 

 

 

Перевозки грузов и грузооборот морского транспорта организаций всех видов деятельности

Рис. 3 Количество перевезенного груза

Рис.4 Грузооборот

 Перевозки пассажиров и пассажирооборот морского транспорта организаций всех видов экономической деятельности

Рис. 5 Пассажирооборот морского транспорта

 

  1. Транспортные документы, используемые при морской перевозке грузов

 

Коносамент - документ, который выдает владелец судна отправителю груза как подтверждение получения груза для перевозки его морским транспортом. Основное назначение коносамента это удостоверение о получении груза перевозчиком, используется как товарораспорядительный документ, выступает как свидетельство о заключении договора о транспортировке груза на морском судне.

Штурманская расписка - удостоверение владельца транспортного судна о получении груза для перевозки. Данный документ выдает помощник капитана. Штурманская расписка содержит описание внешнего состояния груза, которое является результатом проверки контролерами владельца судна при получении груза. В отличие от коносамента штурманская расписка не является товарораспорядительным документом. По желанию заказчика перевозки расписка может быть заменена на коносамент.

Аддендум – дополнительная часть договора, в которой описываются изменения или дополнения к основному договору.

Деливери-ордер (долевой коносамент)- товарораспорядительный документ, который выдается грузополучателем или перевозчиком подтвержденный капитаном морского судна. Применяется в том случае, если получатель груза продает товар до принятия поставки. Если товар продается частями разным покупателям, то для каждого из них выдается отдельный деливери-ордер на соответствующую часть товара.

Таймшит – документ для учета времени простоя судна, которое запланировано чартером для осуществления грузовых операций. Эта ведомость оформляется в каждом порту загрузки и разгрузки и заверяется капитаном и представителем нанимателя. Таймшит является основанием для расчета неустойки (демередж) или вознаграждения перевозчика за досрочную доставку (диспач). В таймшите записываются данные порта и судна, дата и время прибытия и выдачи уведомления о готовности груза к погрузке/выгрузке. Кроме этого в нем фиксируются дата и время начала и окончания погрузочных работ, длительность перерывов и их причины.

Морская накладная - документ, подтверждающий существование договора перевозки груза и получение груза перевозчиком. По морской накладной перевозчик должен поставить груз получателю, который определен в документе. К накладной прикрепляют все требующиеся товаросопроводительные документы.

Коммерческий  акт - документ, фиксирующий и заверяющий недостачу или повреждение товара при его выдаче по адресу получения. В нем записываются размеры, форма и причины повреждения товара. Коммерческий акт является основанием для возложения материальной ответственности на исполнителя.

Гарантийное письмо – документ, выдаваемый банком грузополучателя. Письмо гарантирует, что перевозчик не ручается за последствия, которые могут появиться при отсутствии транспортного документа.

Подтверждение на фрахтование тоннажа - выдается грузоперевозчиком для подтверждения забронированного места для груза на каком-либо морском транспортном средстве. Фрахт плата, выдаваемая грузоперевозчику за безопасную доставку товара. Вознаграждение выдается в случае безопасной перевозки. Если товар поврежден или потерян, то фрахт не выдается.

Мертвый фрахт - плата грузоотправителя как компенсация ущерба в случае отсутствия загрузки своего товара для перевозки после заключения договора с перевозчиком.

Фрахтовый счет - документ, содержащий фрахтовые ставки, затраты на перевозку и условия оплаты. Фрахтовый счет выдается транспортным оператором.

Извещение о прибытии груза - уведомление в письменной форме, по телефону и другими видами оповещения от перевозчика. Извещает о том, что его товар будет передан ему в назначенном месте.

Извещение о поставке груза – уведомление в письменном виде от перевозчика грузоотправителю по его требованию, чтобы выяснить точную дату доставки товара.

Грузовой  манифест - список товаров, из которых состоит партия, перевозимая на данном транспортном средстве. При этом заносится информация о товаре, в которую входят номера транспортных документов, данные о грузотправителе и получателе, вес и маркировка. Кроме этого все товары описываются.

Контейнерный  манифест – документ, содержащий описание содержимого контейнеров. Также его называют упаковочный лист грузовых единиц. Его выдает погрузчик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сегодня морской транспорт  России обслуживает в основном внешнюю  торговлю; для каботажных перевозок  он используется в гораздо меньших  масштабах. Общая протяжённость  морских судоходных линий, эксплуатируемых  Россией, оценивается в настоящее  время более чем в 1 млн. км. Наиболее крупные порты на Чёрном море - Новороссийск и Туапсе (экспорт нефти, импорт зерна), на Азовском море - Таганрог, на Балтийском - Санкт-Петербург (самые разнообразные грузы), Калининград и Выборг, на Белом – Архангельск (экспорт леса и лесоматериалов), на Баренцевом - Мурманск (экспорт апатитов, цветных металлов и других грузов), на Дальнем Востоке - Владивосток, Находка, Ванино, Корсаков (разнообразные грузы, в том числе экспорт леса, лесоматериалов и угля в Японию).

Информация о работе Морской транспорт