Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 19:44, реферат
Железнодорожная сеть нашей страны традиционно, еще с дореволюционной эпохи, делится на административно-территориальные единицы, так называемые железные дороги, границы которых часто не совпадают с границами административно-территориальных единиц. К моменту распада СССР существовали 32 железные дороги, подчиненные Министерству путей сообщения (МПС).
В 1996 г. предлагалась
разработка проекта строительства
еще одной дороги на севере страны:
Пудож (Карелия)—Каргополь—Верхняя Тойма—Красноборск—Котлас—
В 1994 г. началась
реконструкция дороги Ручьи Карельские—Алакуртти.
Предусмотрено строительство
В Калининградской
обл. в мае 1993 г. был введен в эксплуатацию
новый участок дороги с европейской
колеей 1435 мм от Южного вокзала Калининграда
до ст. Дзержинская-Новая длиной 5 км
на линии Дзержинская—Мамоново—
В 1991 г. на Южном
Урале и в районе Ростова-на-Дону
были введены в эксплуатацию три
обходных пути: вокруг Орска длиной
20 км (Алимбетово—Орск-
На Северном
Кавказе в 1989—1993 гг. по частям была
введена в строй дорога Песчанокопская
(на линии Тихорецкая—Сальск)—
Так как Чеченская
Республика после окончания российско-
Западная Сибирь
Новые железные дороги строились здесь на Ямале, в районе Уренгоя и Ямбурга, а также в Кузбассе.
Сооружение
линии на Ямал от станции Обская
(на линии Чум—Лабытнанги Северной
дороги) на левом берегу р. Обь (напротив
Салехарда) через Лаборовое, Паюта,
Бованенково до пос. Харасавэй (с
веткой Паюта—Новый Порт) длиной 540
км началось в 1986 г. Основной ее задачей
является соединение Бованенковского
газоконденсатного
Другая линия на Тюменском Севере от Сургута в сторону Уренгоя была построена в 1983—1990 гг. Ее участки сдавались в постоянную эксплуатацию: от Ноябрьска до Пурпе (184 км) — в начале 1985 г., от Пурпе до Пура (110 км) — в декабре 1985 г., от Пура до Коротчаево (82 км) — в 1990 г. Движение пассажирских поездов по временной схеме до станции Новый Уренгой было открыто в ноябре 1985 г. Участок Коротчаево—Новый Уренгой (21 км) находится ныне в постоянной эксплуатации. Строительство линии Новый Уренгой (Ягельная)—Пангоды—Надым (219 км) было законсервировано в 1991 г. (на этой линии осуществляется движение рабочих поездов).
Строительство
линии Новый Уренгой—Ямбург началось
в 1984 г. Первый рабочий поезд от Нового
Уренгоя до станции Озерная (214-й
километр трассы) прошел в июне 1986 г.,
а временное движение по всей линии
длиной 236 км от Нового Уренгоя до Ямбургского
газоконденсатного
Строительство
двухпутной линии Среднесибирская
(на дороге Новосибирск—Барнаул)—Мереть
(станция на линии Проектная—Артышта
между городами Ленинск-Кузнецкий
и Белово) протяжением 230 км для вывоза
угля из Кузбасса на Южно-Сибирскую
и Транссибирскую магистрали было завершено
по временной схеме в конце 1990
г. Рабочее движение поездов на 195
км трассы было открыто в ноябре
1990 г., за исключением участка в 35
км через Мунгайский горный перевал.
Однако строительство последнего участка
было законсервировано в 1991 г., а затем
и прекращено. Проектировавшееся
в 1989—1990 гг. сооружение линии Мереть—Инголь
(станция на линии Красная Сопка—Кия-
В 1997 г. в
Кузбассе было завершено строительство
37-километровых подъездных путей Прокопьевск—Егалак—
Восточная Сибирь
Линия Камышта (станция на линии Абакан—Аскиз)—Означенное (Саяногорск, берег р. Енисей) длиной 66 км в 1993 г. была переведена в режим временной эксплуатации (линия соединяет Саяногорский алюминиевый комбинат с основной сетью железных дорог).
В 1989 г. Томгипротранс
разработал проект новой железной дороги
на севере Иркутской обл. Усть-Кут—Киренск—Непа—
В 1993 г. на юго-востоке Бурятии началось сооружение железной дороги длиной 160 км от станции Новоильинск (Транссиб) через Хоринск, Усть-Эгита в Еравнинский район (райцентр—Сосново-Озерское).
Зона БАМ
Последние участки БАМ (в том числе 54-километровый объезд строящегося Северомуйского тоннеля длиной 15 км; линии Тунгала—Верхнезейск, 156 км; Новая Чара—Таксимо, 250 км) были сданы в постоянную эксплуатацию в 1989 г. Общая длина БАМ составляет 1466 км.
В конце 1998 г.
началось строительство ветки длиной
65 км от станции Новая Чара на юг
к Чинейскому месторождению титано-
В 1998 г. разработан проект постройки еще одной линии от разъезда им. Милько (к северу от Верхнезейска) на север в Якутию до угольного месторождения Эльгин длиной 350 км.
Строительство 144-километровой ветки от станции Февральск к каменноугольному месторождению Огоджа на востоке Амурской обл. началось осенью 1993 г.
В 1987 г. была введена в строй новая линия Шимановск (Транссиб)—Чагоян длиной 45 км для освоения крупного месторождения известняка.
Амуро-Якутская магистраль
Первый участок
Амуро-Якутской железной дороги от станции
Бамовская (Сковородино, северо-запад
Амурской обл.) до Тынды 180 км был открыт
в 1977 г.; его продолжение до Беркакита
— в 1979 г., до Нерюнгри — в 1981 г. Далее
на север линия АЯМ строилась
медленно, и лишь в декабре 1992 г. первый
поезд пришел в Алдан (расстояние
Нерюнгри—Алдан составляет 283 км). В
октябре 1995 г. поезда стали курсировать
на новом 29-километровом участке от
Алдана до станции Нижний Куранах, а
в августе 1997 г. — до Томмота (протяженность
всей линии Беркакит—Томмот
Сахалин
В 1993 г. был утвержден проект строительства новой линии узкой колеи (1067 мм) на юге о. Сахалин от станции Ильинск-Сахалинский до Углегорска, где расположен крупный Солнцевский буроугольный разрез. В 1995—1997 гг. проводилась реконструкция старого участка дороги Шахта—Холмск—Ильинск, где прокладываются обходные участки вместо многочисленных старых тоннелей, построенных еще японцами.
С 1994 г. начали
действовать летние паромные переправы
Холмск—Отару и Корсаков—Вакканай
(о. Хоккайдо, Япония). В связи с
этим в 1996 г. на Сахалине вновь заговорили
о необходимости строительства
железнодорожного тоннеля под Татарским
проливом (его сооружение велось силами
ГУЛАГа в 1951—1953 гг. со стороны материка
к мысу Лазарева, со стороны Сахалина
— от Погиби), который мог бы заменить
перегруженную железнодорожную
паромную переправу Ванино—Холмск.
В связи с предполагающимся сооружением
этого тоннеля длиной 8 км проектируется
строительство железной дороги Комсомольск-на-Амуре—Лазарев—
Юг Дальнего Востока
Строительство
Туманганской железной дороги из Китая
(Хуньчунь) к российскому порту
Зарубино (юго-запад Приморского
края) длиной 120 км началось в 1994 г. Китайский
участок Тумынь—Хуньчунь—
Таджикистан
Сеть ширококолейных
железных дорог разделена на три
изолированные системы: Бекабад—Канибадам—Шураб
на севере (в Ферганской долине, Ленинабадская
обл.), Сарыасия (Узбекистан)—Пахтаабад—
Взамен старой узкоколейной линии Курган-Тюбе—Куляб в августе 1991 г. по этому направлению началось строительство ширококолейной линии длиной 150 км. Гражданская война в республике приостановила стройку, которая возобновилась в 1994—1995 гг. Первый ее участок длиной 30 км до Сангтуда был введен в эксплуатацию в декабре 1997 г., а в сентябре 1998 г. еще 10 км — до станции Саргазон (близ Дангара). Строительство линии до Куляба продолжается.
В 1994 г. было принято решение о постройке новой дороги длиной 90 км по Зеравшанской долине от Айни до Пенджикента с выходом в Узбекистан (главным образом для освоения месторождений золота, серебра, олова, вольфрама).
Туркмения
В этой республике строительство новых железных дорог по сравнению с другими бывшими союзными республиками приобрело необыкновенный размах. Это было в первую очередь связано с необходимостью связать воедино изолированные участки на севере (Дашховуз—Тахиаташ—Кернай) и востоке (Талимарджан—Керкичи—Келиф), которые оказались отделенными от остальной страны территорией Узбекистана. В Туркменистане строительство новых железных дорог (даже через пустыни) стало одним из приоритетов государственной политики.
В 1992 г. началось
строительство дороги от станции
Парахат (ныне им. Сапармурата Туркменбаши;
близ Теджена) на юг через Хаузханский
массив к Серахсу и далее по
территории Ирана по 6-километровому
туннелю под Копетдагом, и до Мешхеда.
Рельсы и на туркменском участке
Теджен—Серахс—граница длиной 135 км
были уложены к марту 1995 г., а с
иранской стороны длиной 175 км —
к маю 1996 г. Движение поездов по новой
международной линии Мешхед—
В августе 1994 г. была сдана 5-километровая ветка Артык (в 94 км к юго-востоку от Ашхабада)—Лютфабад (на территории Ирана).
В 1993 г. развернулось
строительство еще одной
В марте 1993 г.
началось строительство еще одной
магистрали длиной 215 км на востоке
страны для соединения с основной
сетью дорог изолированного территорией
Узбекистана участка
В декабре 1993
г. на севере страны была введена в
строй небольшая ветка