Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:49, реферат
Во все времена и у всех народов транспорт играл важную роль. На современном этапе значение его неизмеримо выросло. Сегодня существование любого государства немыслимо без мощного транспорта.
Введение
Во все времена и
у всех народов транспорт играл
важную роль. На современном этапе
значение его неизмеримо выросло. Сегодня
существование любого государства
немыслимо без мощного
В ХХ в. и в особенности во второй его половине произошли гигантские преобразования во всех частях света и областях человеческой деятельности. Рост населения, увеличение потребления материальных ресурсов, урбанизация, научно-техническая революция, а также естественно-географические, экономические, политические, социальные и другие фундаментальные факторы привели к тому, что транспорт мира получил невиданное развитие как в масштабном (количественном), так и в качественном отношениях. Наряду с ростом протяженности сети путей сообщения традиционные виды транспорта подверглись коренной реконструкции: значительно увеличился парк подвижного состава, во много раз поднялась его провозная способность, повысилась скорость движения. В то же время на первый план вышли транспортные проблемы. Эти проблемы по преимуществу относятся к городам и обусловлены чрезмерным развитие автомобилестроения. Гипертрофированный автомобильный парк крупных городов Европы, Азии и Америки вызывает постоянные пробки на улицах и лишает себя преимуществ быстрого и маневренного транспорта. Он же серьезно ухудшает экологическую обстановку.
Транспорт как особо динамичная система всегда был одним из первых потребителей достижений и открытий самых различных наук, включая фундаментальные. Более того, во многих случаях он выступал прямым заказчиком перед большой наукой и стимулировал ее собственное развитие. Трудно назвать область исследований, не имевшую отношения к транспорту. Особенное значение для его прогресса имели фундаментальные исследования в области таких наук, как математика, физика, механика, термодинамика, гидродинамика, оптика, химия, геология, астрономия, гидрология, биология и другие. В не меньшей степени транспорт нуждался и нуждается в результатах прикладных исследований, проводимых в области металлургии, машиностроения, электромеханики, строительной механики, телемеханики, автоматики, а в последнее время электроники и космонавтики. В свою очередь некоторые открытия и достижения, полученные в рамках собственно транспортных наук, обогащают другие науки и широко используются во многих нетранспортных сферах народного хозяйства.
Дальнейший прогресс транспорта требует использования последних, постоянно обновляемых результатов науки и передовой техники и технологии. Необходимость освоения возрастающих грузовых и пассажирских потоков, усложнение условий для сооружения транспортных линий в необжитых, трудных по топографии районах и крупных городах. Стремления повысить скорость сообщений и частоту отправления транспортных единиц, необходимость улучшения комфорта и снижения себестоимости перевозок – все это требует совершенствования не только существующих транспортных средств, но и поиска новых, которые могли бы более полно удовлетворить поставленным требованиям, чем традиционные виды транспорта. К настоящему моменту разработано и реализовано в виде постоянных или опытно-эксплуатационных установок несколько новых видов транспортных средств и значительно больше существует в виде проектов, патентов или просто идей.
Следует иметь в виду, что большинство так называемых новых видов транспорта в принципе предложены много лет назад, но они не получили применения и ныне повторно предлагаются или возрождаются на современной технической основе.
К специализированным относятся те виды транспорта, которые ориентированы на определенную номенклатуру грузов или особые условия перевозки грузов или пассажиров.
За рубежом употребляются термин «нетрадиционные виды транспорта», под которым подразумевают виды транспорта, не имеющие широкого распространения или появившиеся сравнительно недавно, хотя идея об их создании могла появиться давно, но ее техническая реализация проходила достаточно долгий путь.
Появление нетрадиционных (или новых) видов транспорта связано с развитием технического прогресса, позволяющего постепенно устранять такие недостатки традиционных видов транспорта, как низкая скорость движения, недостаточная экологическая чистота, значительные издержки, малая провозная способность, недостаточный комфорт и др. А также реализовывать новые достижения науки и техники в условиях растущих транспортных потребностей, связанных с ростом производства, городов, повышенной подвижностью населения, развивающимся туризмом и т.п. Развитие новых видов транспорта было вызвано, в частности в России, необходимостью освоения районов Крайнего Севера и Западной Сибири с суровым климатом и сложными условиями эксплуатации известных видов транспорта.
Основными признаками специализированных видов транспорта являются модернизации или принципиальное изменение двигателя, движителя и способа взаимодействия с опорной поверхностью.
Новые принципы движения
– с помощью воздушной подушки
и электромагнитного
Основные технико-
отсутствие трения между подвижным составом и путевым полотном, что позволяет повысить скорость, уменьшить мощность тяги и решить некоторые вопросы экологии. Максимальная скорость при использовании воздушной подушки – 422 км/ч, средняя скорость – 100 – 200 км/ч, а с турбореактивным двигателем – до 360 км/ч. Провозная способность – от 3 до 20 тыс.чел./час в каждом направлении. Проекты с применением магнитного подвешивания позволяют поезду проделать путь от Москвы до Санкт – Петербурга за 0,5 час (сейчас скоростной отечественный поезд проходит это расстояние за 4,5 часа).
Самоходные и несамоходные транспортные средства на воздушной подушке при перевозке тяжеловесных грузов из-за частичной разгрузки колес не разрушают слабые дорожные покрытия и искусственные сооружения (прежде всего мосты) и не требуют их укрепления. Подъемно-транспортные средства на воздушной подушке широко применяются в цехах и на строительных площадках, особенно за рубежом, для перемещения тяжеловесного крупногабаритного оборудования.
На морском транспорте эксплуатируются причалы на воздушной подушке, например в порту Архангельска работает причал грузоподъемностью 40т.
Наибольшее распространение в России получили суда на воздушной подушке на реках небольшой глубины, в том числе снеговые суда – с частичным отрывом от водной поверхности и суда амфибийного типа, которые могут перемещаться по воде (с полным отрывом корпуса), болотистой местности, надо льдом со скоростью 90 – 125 км/ч. Снеговые суда не полностью отрываются от водной поверхности из-за погружения бортовых ограждений воздушной подушки в воду. Амфибийные суда благодаря возможности выхода на пологий берег и старта с него могут использоваться для транспортировки грузов на побережье, не оборудованное причалами. Амфибии существуют на автомобильном, водном и воздушном (гидросамолет, аэросани) видах транспорта.
Сконструированное в России надводное транспортное средство на воздушной подушке – экраноплан («летающее крыло») развивает скорость до 300 км/ч. Экраноплан – это экспериментальный летательный аппарат, который на малой высоте использует эффект близости к крылу самолета поверхности земли или роды (экран), заключающийся в уплотнении воздуха – образовании воздушной подушки. В результате возникает дополнительная подъемная сила, которая и поддерживает аппарат в воздухе. Это явление назвали экранным эффектом. В ближайшем будущем экранопланы будут выполнять регулярные коммерческие рейсы в труднодоступных районах земного шара.
Относительные недостатки воздушной подушки: производит значительный шум (до 130 дБ), требует ровного дорожного полотна, ее создание достаточно дорогостоящее.
Специализированный
Более 100 лет назад В.И. Шуберский выдвинул идею о кинетической энергии маховика, на основе которой в Швейцарии в конце 1960-х гг. были сконструированы аналоги автобуса – жиробусы (гиробусы) – вид аккумуляторного безрельсового транспорта, движущегося за счет кинетической энергии, накопленной в маховике. Зарядка осуществляется на остановках при поднятии специальной штанги. Жиробус используется для перевозки пассажиров на короткие расстояния. Получил некоторое распространение электрожиробус, оборудованный маховым агрегатом, состоящим из асинхронного двигателя-генератора, сочлененного с маховиком, и тяговых электродвигателей.
Интересные проекты существуют в мире по применению трубопроводного транспорта для перевозки пассажиров. Прообразом такой технологии является метрополитен.
Идея монорельсового транспорта с использованием автоматизированного и полуавтоматизированного управления находит все большее применение на локальных территориях (например, аэропорты для перемещения пассажиров, багажа, почты). Системы могут быть с фиксированными остановками или по вызову, т.е. индивидуального пользования. Примером является система Аиртранс в аэропорту Далласа (США), где работают 10 маршрутов с провозной способностью 9 тыс. чел./ч, 6 тыс. единиц багажа и 32 т почтовых отправлений. Аналогичные системы распространяются в Англии, Франции, Японии и других странах. Наибольшие удобства создают системы кабинного типа, позволяющие пассажирам сидеть. Системы эксплуатируются с 1973 г. (первой была система РОР в США).
Экологические проблемы,
связанные с экономией
В туризме кроме традиционных видов наземного, воздушного и водного транспорта используется ещё масса различных транспортных средств, в том числе нетрадиционных.
Например, в городах со сложным рельефом и в курортных зонах широко используются фуникулёры, на горнолыжных курортах – канатные дороги, при реализации зимних видов спорта – лыжи, санки, мотосани, снегоходы и т.д.
В путешествиях по районам с недостаточно развитой инфраструктурой туризма хорошо использовать автобусы, оборудованные под кемперы или караваны. Салоны таких автобусов представляют собой жилое помещение, в котором имеется кухня с газовой плитой и холодильником, умывальник, душ (или даже ванная) и т.д. В зависимости от условий комфортности автобусы, предназначенные для караванинг - туризма, классифицируются на пять звёзд. За рубежом существуют специальные пункты проката караван-прицепов для туристов, путешествующих семьями или небольшими группами.
К нетрадиционным видам автотуров можно отнести и сравнительно недавно появившийся «джипинг». Его особенностью является приключенческий характер путешествия, сопряжённый с азартом, а в некоторых случаях – с определённой долей риска (например, трофи-рейд, включающий строительство переправ через водные преграды, вытягивание машин из грязи и т.д.). В Росси довольно активно джипинг развивается в Краснодарском Крае, Карелии, на Алтае, Байкале, в Сибири, на Дальнем Востоке и на Камчатке.
Во многих странах
большой популярностью
Для доставки туристов на смотровые площадки применяются скоростные лифты. Последние используются и на многопалубных морских круизных лайнерах для перемещения пассажиров.
В ряде городов в туристских зонах устанавливают транспортные системы непрерывного действия – движущиеся тротуары, платформы, эскалаторы, наземные кабины.
При перевозке туристов также используются нетрадиционные летательные аппараты: вертолёты, дирижабли, воздушные шары, планеры, дельта- и парапланы. В последние годы уже имеет смысл говорить об использовании космических кораблей для организации путешествий туристов на околоземную орбиту, а в недалёком будущем и о полётах в открытый космос.
Среди водного транспорта в числе нетрадиционных видов следует выделить такие средства передвижения как подводные лодки, батискафы, гребные, парусные и колёсные суда, яхты, катера (в том числе на подводных крыльях), плоты, катамараны, водные велосипеды, глиссеры и т.д.
Развитие научно-технического прогресса привело к созданию транспортных средств, основанных на новых принципах движения (суда и автомобили на воздушной подушке, суда-амфибии, поезда на магнитной подвеске, электромобили). В то же время существует немалое количество людей, желающих прокатиться на старой технике, в связи с чем пользуются спросом ретротуры на паровозах и пароходах.
Помимо моторизованных транспортных средств для перевозки туристов могут использоваться животные: собаки, олени, верблюды, мулы, ишаки, слоны, лошади.
Конные туры принципиально можно разделить на два вида – прогулки и походы. В первом случае туристы проживают в базовых лагерях, откуда периодически с группой или в одиночку совершают верховые экскурсии по окрестностям. Их продолжительность обычно составляет от одного до четырёх и реже – до шести часов. Во втором случае – это многодневные походы на лошадях, которые могут совершаться верхом или в экипажах. Одной из приятных сторон конного туризма является возможность человека пообщаться с животным, так как чистить, купать и кормить своих коней в походе приходится самостоятельно (это принципиальное положение входит в программу практически любого конного тура).
Следует отметить, что особенностью большинства нетрадиционных транспортных перевозок в путешествиях является привязанность их к географическому положению региона, рельефу и климату местности.