Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 12:38, реферат
Зона очистки переднего окна - зона на наружной поверхности стекла, очищаемая щетками стеклоочистителя.
Исходные точки отсчета - физические точки (отверстия, плоскости) на кузове АТС, указанные предприятием-изготовителем.
Непросматриваемые зоны - невидимые зоны, создаваемые непрозрачными элементами конструкции кабины (кузова), внутренним или наружным оборудованием и т.д.
Введение…...……………………………………………………………………
Обзорность……………………………………………………………………...
Стеклоочистители ……………………………………………………………..
Заключение………………….………………………………………………….
Литература………………………………………………………………………
Содержание
Обзорность - автомобиля, величина хорошо просматриваемого пространства перед автомобилем, сбоку и позади него. О. с места водителя вверх определяется предельным расстоянием видимости точки, находящейся на высоте 5 м от уровня проезжей части. Для улучшения обзорности в зимнее время применяют эффективный обдув переднего стекла тёплым воздухом. Обзорность позади автомобиля определяется размером и расположением заднего стекла, улучшается за счёт установки дополнительных зеркал заднего вида и приспособлениями для обогрева заднего стекла (в зимнее время).
Обзорность с места водителя - возможность видеть с места водителя дорожную обстановку на полосе его движения и по обе стороны от нее, а также пространство на некоторой высоте над транспортным средством
Обзорность - конструктивное свойство АТС, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления АТС
Обзорность — важная эксплуатационная характеристика транспортных средств и подъёмно-транспортных машин.
Бинокулярный обзор - обзор, получаемый в результате наложения полей, видимых левым и правым глазами одновременно.
Боковые разделительные стойки переднего окна - конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном ветровом стекле.
Зона очистки переднего окна - зона на наружной поверхности стекла, очищаемая щетками стеклоочистителя.
Исходные точки отсчета - физические точки (отверстия, плоскости) на кузове АТС, указанные предприятием-изготовителем.
Непросматриваемые зоны - невидимые зоны, создаваемые непрозрачными элементами конструкции кабины (кузова), внутренним или наружным оборудованием и т.д.
Непросматриваемые зоны, создаваемые стойками переднего окна, - невидимые зоны, создаваемые стойками переднего окна с учетом бинокулярности обзора.
Нормативные зоны А и Б переднего окна - условные зоны на наружной поверхности стекла АТС. Размеры нормативных зон А и Б установлены настоящим стандартом. Нормативная зона А расположена внутри нормативной зоны Б непосредственно перед водителем.
Нормативное поле обзора П - условное поле передней обзорности в 180°-ном секторе, расположенное между горизонтальной плоскостью, являющейся верхней границей поля и проходящей на уровне глаз водителя, и тремя другими плоскостями, составляющими в совокупности нижнюю границу поля. Взаимное расположение указанных плоскостей в пространстве установлено настоящим стандартом.
Передняя обзорность - обзорность через переднее и боковые окна кабины, ограниченная полем зрения водителя, равным 180°, в горизонтальной плоскости, при направлении линии взора с места водителя параллельно средней продольной плоскости АТС. Характеризуется размерами и расположением нормативных зон А и Б переднего окна, степенью очистки нормативных зон А и Б, нормативным полем обзора П, непросматриваемыми зонами в нормативном поле обзора П, а также непросматриваемыми зонами, создаваемыми стойками переднего окна.
Прозрачная часть переднего и боковых окон - часть стекла переднего и боковых окон, свободная от непрозрачных элементов конструкции, имеющая светопропускаемость согласно ГОСТ 5727.
Разделительные стойки боковых окон - конструктивные элементы, дополнительно используемые для крепления стекол при составном боковом стекле.
Средняя и боковые стойки переднего окна - опоры крыши кабины с примыкающими непрозрачными элементами дверей и уплотнителей или со сплошной непрозрачной полосой по краям вклеиваемых стекол. При этом средняя стойка может не являться опорой крыши кабины.
Степень очистки нормативной зоны - отношение площади поверхности нормативной зоны, очищаемой щетками стеклоочистителей, к общей площади поверхности соответствующей нормативной зоны, выраженное в процентах.
1 - граница прозрачной части левого бокового окна; 2 - левая боковая стойка переднего окна; 3 - контур очистки переднего окна; 4 - граница нормативной зоны А; 5 - граница нормативной зоны Б; 6 - граница прозрачной части переднего окна; 7 - правая боковая стойка переднего окна; 8 - граница прозрачной части правого бокового окна; 9 - следы от плоскостей, являющихся границами нормативного поля обзора П
О том, как важна обзорность, «поле видимости» с места водителя, говорить не приходится. Образно выражаясь, водитель должен, иметь возможность хорошо «видеть опасность». Поэтому стойки ветрового стекла стараются сделать узкими и отодвинуть их назад — ведь за широкой стойкой, расположенной перед глазами водителя, может «спрятаться» человек, которого он в какой-то промежуток времени не увидит (рис 1).
Рост средних скоростей и интенсивности движения в городах заставил конструкторов обратить особое внимание на обзорность не только «вперед», но и «назад». Во многих странах уже узаконены минимальные размеры участка дороги, который должен видеть водитель во внутреннее зеркало заднего вида, определены и наименьшие размеры самого зеркала, а также оптимальное место его крепления, не ухудшающее обзорность «вперед». Водители знают, что при движении в темное время суток в этом зеркале отражается свет фар машин, идущих сзади, и это очень мешает. Вот почему на многих автомобилях (в СССР — на ВАЗ-2101, «Москвиче-412», «Волге» ГАЗ-24) зеркало устанавливается в корпусе на горизонтальной оси. При помощи маленького рычажка можно менять угол его наклона, тем самым отражая вниз свет фар идущих сзади автомобилей. Так исключается ослепление водителя.
И все-таки, какую бы хорошую обзорность «назад» ни обеспечивало внутреннее зеркало заднего вида, всегда найдется участок дороги, который водитель не увидит. Это особенно опасно, когда его обгоняет машина, идущая сзади (см. рис. 1). В некоторых странах, тоже в законодательном порядке, принята установка одного, а иногда и двух (в Швеции) боковых зеркал заднего вида на стойке двери или переднем крыле, причем во втором случае они должны быть видны с места водителя через поверхность ветрового стекла, захватываемую щетками стеклоочистителя.
Большое внимание уделяется обеспечению достаточной видимости в сложных погодных условиях: во время дождя, снега и т. п. На большей части автомобилей, в том числе на «Волге» ГАЗ-24, «москвичах» и «запорожцах», устанавливаются грязезащитные фартуки за задними колесами, чтобы не забрасывать грязью ветровое стекло и фары идущих сзади автомобилей. Почти на всех машинах есть стеклоочистители с приводом от электродвигателя, приводы других типов — в частности механические — почти исчезли, а в некоторых странах даже официально запрещены. Как правило, стеклоочистители имеют две скорости и должны хорошо действовать во всем диапазоне скоростей, развиваемых автомобилем. Однако на больших скоростях щетка отходит от стекла и, следовательно, хуже чистит. Чтобы избежать этого, на некоторых высокоскоростных автомобилях используют щетки со специальными плоскими стальными полосками, параллельными стеклу, — они прижимаются к стеклу с дополнительным усилием под действием встречного потока воздуха.
Если раньше омыватели стекла на многих зарубежных машинах не входили в стандартное оборудование, а устанавливались за дополнительную плату, то теперь они уже стали обязательным оборудованием. На наших легковых автомобилях омыватели ветрового стекла с момента их появления сразу же были включены в стандартное оборудование. Как известно, для очистки забрызганного грязью стекла необходимо, включив омыватель, пустить стеклоочиститель. На многих современных автомобилях эти операции совмещены. В одних случаях применяется рукоятка (ее вытягивают и поворачивают), в других — для приведения в действие омывателя (вытягиванием или поворотом ручки) специальное реле автоматически включает стеклоочиститель, а через определенное число ходов щеток, так же самостоятельно, его выключает. Во втором варианте предусматривается отдельная рукоятка для пуска одного «дворника», если омыватель не нужен. Предпочтительнее, конечно, совмещенное включение, оно экономит время.
На шведских автомобилях «Вольво» и СААБ-99 по заказу покупателя устанавливают еще и очистители стекол фар.
Довольно трудна очистка заднего стекла автомобилей, особенно с кузовом типа «универсал» и «фургон». У таких машин задняя дверь почти вертикальна, и образующееся позади во время движения разрежение создает завихрения воздуха и частичек грязи, которые сильно загрязняют заднее стекло. Обычно, чтобы обеспечить достаточную обзорность «назад», на таких автомобилях устанавливают два наружных зеркала (слева и справа). Но уже появляются машины со специальными стеклоочистителями и омывателями стекла задней двери.
Зимой важно, чтобы не запотевали стекла, особенно ветровое и заднее. Если первое довольно эффективно обдувается теплым воздухом, то со вторым дело обстоит сложнее. Тут конструкторам пришлось поломать голову. На шведском «Вольво» в порогах кузова проложены специальные трубопроводы, по которым теплый воздух подводится от отопителя к заднему стеклу. Надо еще устранить застой воздуха у заднего стекла — для этого создают направленную систему движения воздуха в кузове, делая в его задних стойках или в заднем козырьке крышки отверстия для выхода. На некоторых автомобилях (в том числе на «Волге» ГАЗ 24) наряду с этим есть специальный вентилятор для обдува заднего стекла.
Некоторые фирмы выпускают ветровые и задние стекла типа «триплекс» с проволочками, проходящими через промежуточный слой. При установке такого стекла к этим проволочкам подводят электрический ток, который нагревает стекло и не дает ему запотеть. Здесь, кстати, следует упомянуть о безопасном стекле — вопрос о нем в последнее время опять встал на повестку дня. Как известно, для ветрового окна легковых машин применяют два вида стекла: триплекс — комбинацию из двух стекол, соединенных между собой слоем прозрачной пластмассы, и закаленное — то есть подвергнутое специальной термообработке для достижения высокой твердости. Триплекс получил распространение в США, а закаленное стекло нашло широкое применение на европейских автомобилях. Оно имеет одно дополнительное преимущество: если даже от удара камнем, вылетевшим из-под колеса, это стекло разрушится, его осколки будут менее опасны для пассажиров, так как не образуют острых углов и граней. Но у закаленного есть и недостаток: если камень пробивает его в какой-либо точке, то все ветровое стекло мгновенно становится непрозрачным, превращается в «молоко», внезапно лишая водителя возможности видеть дорогу. А это уже чревато аварийной ситуацией. Сейчас пытаются видоизменять технологию изготовления такого стекла, применяя зональную закалку. В результате при ударе возникает разрушение на более крупные осколки, образующие «окно», либо перед водителем создается зона, не превращающаяся в «молоко». И все-таки пока принято считать, что триплекс более безопасен. Когда его пробивает, осколки остаются на промежуточной пленке. Кроме того, делая промежуточный слой более толстым, можно улучшить упругие свойства стекла, а в таком случае оно причинит меньше вреда пассажиру при аварии. По всем этим причинам триплекс получает ныне все более широкое применение и в Европе, несмотря на то, что он гораздо дороже. В нашей стране триплекс устанавливают на автомобили ВАЗ-2101 и на часть «москвичей» производства АЗЛК.
Как видим, комплекс средств, направленных на повышение активной безопасности автомобиля, весьма обширен. Над ними постоянно работают сотни людей: конструкторы, испытатели, специалисты смежных производств, поставляющих свою продукцию для комплектования машины, технологи — как непосредственно на автозаводах, так и на предприятиях-поставщиках, например на стекольных. Их усилия преследуют одну цель: чтобы агрегаты и детали автомобиля, даже при выходе из строя, не могли стать причиной аварии. Работа эта, бесспорно, приносит благодатные плоды, сохраняя многие жизни.
Чтобы предотвратить возможную опасность, ее следует вовремя увидеть. Конструкция современного автомобиля обеспечивает необходимую обзорность водителя. обзорность в направлении движения и с боков автомобиля ограничивают стойки, на которые опирается крыша кузова. Их ширина определяет величину слепой зоны, как это показано на рисунке. В связи с этим следует заметить, что получившие распространение плексигласовые накладки на двери, которые предназначены для предотвращения сквозняков при вентиляции салона путем опускания боковых стекол передних дверей, значительно увеличивают величину слепой зоны, особенно с левой стороны. Поэтому стоит серьезно подумать, прежде чем их поставить. А если уж они поставлены, то необходимо помнить об ухудшении обзорности и, поворачивая налево, найти способ (наклоняясь вперед, например), чтобы «заглянуть» в слепое пространство. Еще один способ ухудшить обзорность — затемнить стекла и установить шторки, когда нет необходимости в их применении. Назначение перечисленных устройств — защита водителя и пассажиров от солнечной радиации. Под палящим солнцем знойного юга это очень полезно. В этом случае тонированные стекла и шторки выступают в роли своеобразных коллективных солнцезащитных очков и шляпы.
Обзорность вперед и через внутреннее
зеркало заднего вида.
В пасмурную погоду солнцезащитные очки
снимают, чего нельзя сделать с тонированными
стеклами. Шторки тоже можно убрать. Однако
находится немало водителей, которые устанавливают
их «навечно» Если величина светопропускания
стекла снижена незначительно, то ухудшения
обзорности, когда солнце скроется за
тучами, не произойдет. Однако сегодня
стало модным чрезмерное тонирование
стекол. Снаружи такой автомобиль смотрится
эффектно но тот, кто находится в нем, надо
думать, заинтересован не столько во внешних
эффектах, сколько в надежном перемещении.
А так как чрезмерное тонирование ухудшает
обзорность с места водителя, то надежность
управления таким автомобилем соответственно
снизится.
Больше всего даже слабо тонированные
стекла и шторки на заднем стекле мешают
водителю следующего сзади автомобиля.
При «нормальных» стеклах он видит сквозь
них, что происходит перед его лидером,
поэтому может прогнозировать действия
лидера и с упреждением изменять скорость
и траекторию своего автомобиля. В том
случае, когда лидером движения является
«броневик», водитель следующего за ним
автомобиля может реагировать только
на загоревшийся стоп-сигнал. Поэтому
вероятность догнать такой «броневичок»
выше, чем автомобиль, оборудованный нормальными
стеклами.
Под дождем стеклоочистители очищают
только часть ветрового стекла. Когда
дорога чистая, это не очень ощущается.
Но, к большому сожалению, наши дороги
покрыты слоем грязи. Поэтому на стекле
прочищается своеобразная амбразура,
что существенно увеличивает слепую зону.
Уменьшить ее невозможно, но учесть это
обстоятельство в состоянии каждый водитель.
В этих условиях очень важно не жалеть
воды для омывания ветрового стекла при
работе щеток. В противном случае стекло
быстро покроется царапинами и каждый
встреченный ночью автомобиль будет слепить
вас. Возможность видеть зависит не только
от величины очищаемых зон, но и от качества
очистки. Поэтому не следует забывать
о своевременной замене щеток.
Для надежного управления автомобилем
необходимо видеть, что происходит не
только впереди, но и позади автомобиля.
Для этого автомобиль оснащается зеркалами
заднего вида, которые могут иметь плоскую
или выпуклую поверхность. Первые позволяют
точно оценить расстояние до наблюдаемого
автомобиля и скорость его перемещения
относительно вашего. Но при этом они обеспечивают
меньшее поле обзора. Сферические зеркала
позволяют практически исключить слепые
зоны, но за это приходится заплатить невозможностью
точно определять расстояние до идущего
сзади автомобиля и относительную скорость
его перемещения. Для надежного маневрирования
в транспортном потоке лучше видеть по
частям, но реальную картину едущего сзади
автомобиля, чем все сразу, но в искаженном
виде. Сторонники зеркал второго типа
утверждают, что к изменению масштаба
наблюдаемого пространства можно привыкнуть.
Но это самообман, о котором говорят результаты
экспериментов. Причина заключается в
том, что для привыкания необходимо значительное
время. А здесь его нет. Пространство через
ветровое стекло водитель видит в естественном
масштабе, а переводя взгляд на зеркало
в уменьшенном. Поэтому все сказанное
ниже относится к плоским зеркалам. Правда,
есть способ примирить сторонников обоих
типов зеркал — установить на автомобиль
и то, и другое вместе. Такой подход реализован
на большегрузных автопоездах. Существуют
в дополнение к плоским, сферические зеркала
для легковых автомобилей.