Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 05:18, курсовая работа
Автобусная система любого города немыслима без эксплуатационных предприятий, занимающихся техническим обслуживанием автобусов, обеспечивающих выпуск на линию в нужном объеме, укомплектованных штатом водителей, диспетчеров, ремонтных рабочих. Во многих городах эти предприятия получили название автоколонн или пассажирских автотранспортных предприятий (ПАТП), однако в Москве исторически прижилось понятие "автобусный парк".
Sуд=(Sобщ/Тоб)*60=(6250,38/34)
где Тоб=34 мин (время за оборот)
Анализ полученных данных:
Графически представлены данные о транспортных ситуациях, встречающихся на маршруте и определяющих его сложность.
Рис 2.1
Из рисунка 2.1 хорошо видно какие транспортные ситуации являются более сложными для водителя и влияют в наибольшей степени на суммарную сложность рассматриваемого маршрута. Транспортные ситуации под номером 2 и 3 (остановочный пункт без «кармана» и перегон) оказывают наибольшее влияние на величину суммарной сложности маршрута. Ситуации под номерами 11 (Светофор на повороте налево красный свет с остановкой на перекрестке), 7 (Светофор на повороте направо красный свет) и 17 (Искусственные неровности) также составляют немалую часть от суммарной сложности. Влияние остальных транспортных ситуаций менее значительно.
На рисунке
2.2 мы видим, что в большей степени
сложность маршрута определяют 1 и 2
транспортные ситуации, как наиболее
часто встречающиеся и, следовательно,
оказывающие заметное влияние на
его суммарную сложность. Но поскольку
этими ТС являются перегон и остановочный
пункт без «кармана», мы можем
сказать, что рассматриваемый маршрут ср
Рис 2.2
По приведенным выше рисункам видно, что количество тех или иных ТС и сложность этих ситуаций являются важными факторами для расчета суммарной сложности маршрута. Маршрут № 812 имеет среднюю суммарную сложность из-за того, что среди всех ТС определяющими являются 1 и 2 как наиболее часто встречающиеся.
Раздел 3.
Расчет энергозатрат водителей при работе на маршруте и установление рационального режима труда и отдыха
В приведенной ниже таблице мы рассчитаем величину физической работы, затрачиваемой на переключение передач, количество поперечных и продольных перемещений, а так же полную физическую работу:
Расчет физической работы водителя при переключении передач
Таблица №7
Вариант переключения |
Количество перемещений |
Физическая работа |
Полная физи-ческая работа | ||
продольные |
поперечные |
продольные |
поперечные | ||
H-I |
1 |
1 |
7,5 |
2 |
9,5 |
I-III |
4 |
1 |
30 |
2 |
32 |
I-IV |
6 |
1 |
45 |
2 |
47 |
I-II |
2 |
- |
15 |
- |
15 |
II-IV |
4 |
1 |
30 |
2 |
32 |
V-I |
8 |
2 |
60 |
4 |
64 |
IV-II |
4 |
1 |
30 |
2 |
32 |
IV-I |
6 |
1 |
45 |
2 |
47 |
III-I |
4 |
1 |
30 |
2 |
32 |
III-II |
2 |
1 |
15 |
2 |
17 |
II-III |
2 |
1 |
15 |
2 |
17 |
В таблице 8 мы рассчитаем суммарную физическую работу для каждой из ТО на данном маршруте, что впоследствии поможет нам рассчитать физическую работу водителя при управлении автобусом для каждой из транспортной ситуаций:
Расчет физической работы водителя при выполнении различных операций по управлению автобусом
Таблица №8
№ опе-ра-ции |
Название операции по управлению автобусом |
Элементарные действия |
Услов-ные обозна-чения |
Повторя-емость в операции |
Физическая работа на выполне-ние i-го элементар-ного дей-ствия, кгм |
Суммарная физическая работа, кгм |
1 |
Прямолиней-ное движение |
Поворот рулево-го колеса влево |
Рл |
1 |
13,97 |
13,97 |
13,97 | ||||||
2 |
Движение с постоянной скоростью |
Нажатие педали газа |
Г+ |
1 |
8,25 |
8,25 |
8,25 | ||||||
5 |
Маневр у остановочного пункта без «кармана» |
Включение тум-блера сигнала поворота Выключение тумблера сиг-нала поворота |
М+
М– |
1
1 |
0,175
0,175 |
0,175
0,175 |
0,35 | ||||||
6 |
Поворот направо |
Включение тум-блера сигнала поворота Поворот рулево-го колеса вправо Поворот рулево-го колеса влево Выключение тумблера сиг-нала поворота |
М+
Рп
Рл
М– |
1
1
1
1 |
0,175
104,8
104,8
0,175 |
0,175
104,8
104,8
0,175 |
209,95 | ||||||
7 |
Поворот налево |
Включение тум-блера сигнала поворота Поворот рулево-го колеса влево Поворот рулево-го колеса вправо Выключение тумблера сиг-нала поворота |
М+
Рл
Рп
М– |
1
1
1
1 |
0,175
69,85
69,85
0,175 |
0,175
69,85
69,85
0,175 |
140,05 | ||||||
8 |
Трогание с места |
Нажатие педали сцепления Включение первой передачи Отпускание пе-дали сцепления Нажатие педали газа |
С+
SI
C–
Г+ |
1
1
1
1 |
12,15
9,5
9,72
8,25 |
12,15
9,5
9,72
8,25 |
39,62 | ||||||
10 |
Торможение до остановки |
Отпускание педали газа Нажатие педали тормоза Нажатие педали сцепления Включение нейтральной передачи Отпускание пе-дали сцепления Отпускание педали тормоза |
Г–
Т+
С+
Sн
C–
Т– |
1
1
1
1
1
1 |
6,6
3,35
12,15
9,5
9,72
2,68 |
6,6
3,35
12,15
9,5
9,72
2,68 |
44 | ||||||
11 |
Повышение скорости, переход на повышенную передачу |
|||||
I-III |
Нажатие педали газа Отпускание педали газа Нажатие педали сцепления Включение повышенной передачи Отпускание пе-дали сцепления |
Г+
Г–
С+
SI-III
C– |
3
2
2
1
2 |
8,25
6,6
12,15
32
9,72 |
24,75
13,2
24,3
32
19,44 | |
113,69 | ||||||
I-IV |
Нажатие педали газа Отпускание педали газа Нажатие педали сцепления Включение повышенной передачи Отпускание пе-дали сцепления |
Г+
Г–
С+
SI-IV
C– |
4
3
3
1
3 |
8,25
6,6
12,15
47
9,72 |
33
19,8
36,45
47
29,16 | |
165,41 | ||||||
I-II |
Нажатие педали газа Отпускание педали газа Нажатие педали сцепления Включение повышенной передачи Отпускание пе-дали сцепления |
Г+
Г–
С+
SI-II
C– |
2
1
1
1
1 |
8,25
6,6
12,15
15
9,72 |
16,5
6,6
12,15
15
9,72 | |
59,97 | ||||||
II-IV |
Нажатие педали газа Отпускание педали газа Нажатие педали сцепления Включение повышенной передачи Отпускание пе-дали сцепления |
Г+
Г–
С+
SII-IV
C– |
3
2
2
1
2 |
8,25
6,6
12,15
32
9,72 |
24,75
13,2
24,3
32
19,44 | |
113,69 | ||||||
|
II-III
|
Нажатие педали газа Отпускание педали газа Нажатие педали сцепления Включение повышенной передачи Отпускание пе-дали сцепления |
Г+
Г–
С+
SII-III
C– |
3
2
2
1
2 |
8,25
6,6
12,15
17
9,72 |
24,75
13,2
24,3
17
19,44 |
98,69 | ||||||
12 |
Понижение скорости, переход на пониженную передачу |
|||||
III-I |
Нажатие педали газа Отпускание педали газа Нажатие педали сцепления Включение пониженной передачи Отпускание пе-дали сцепления |
Г+
Г–
С+
SIII-I
C– |
2
3
2
1
2 |
8,25
6,6
12,15
32
9,72 |
16,5
19,8
24,3
32
19,44 | |
112,04 | ||||||
IV-I |
Нажатие педали газа Отпускание педали газа Нажатие педали сцепления Включение повышенной передачи Отпускание пе-дали сцепления |
Г+
Г–
С+
SIV-I
C– |
3
4
3
1
3 |
8,25
6,6
12,15
47
9,72 |
24,75
26,4
36,45
47
29,16 | |
163,76 | ||||||
V-I |
Нажатие педали газа Отпускание педали газа Нажатие педали сцепления Включение повышенной передачи Отпускание пе-дали сцепления |
Г+
Г–
С+
SV-I
C– |
4
5
4
1
4 |
8,25
6,6
12,15
64
9,72 |
33
33
48,6
64
38,88 | |
217,48 | ||||||
IV-II |
Нажатие педали газа Отпускание педали газа Нажатие педали сцепления Включение повышенной передачи Отпускание пе-дали сцепления |
Г+
Г–
С+
SIV-II
C– |
1
2
1
1
1 |
8,25
6,6
12,15
32
9,72 |
8,25
13,2
12,15
32
9,72 | |
75,32 | ||||||
III-II |
Нажатие педали газа Отпускание педали газа Нажатие педали сцепления Включение повышенной передачи Отпускание пе-дали сцепления |
Г+
Г–
С+
SIII-II
C– |
1
1
2
1
1 |
8,25
6,6
12,15
17
9,72 |
8,25
13,2
12,15
17
9,72 | |
60,32 | ||||||
14 |
Плавный поворот направо |
Поворот рулево-го колеса вправо Поворот рулево-го колеса влево |
Рп
Рл |
1
1 |
48,95
48,95 |
48,95
48,95 |
97,9 | ||||||
15 |
Плавный поворот налево |
Поворот рулево-го колеса влево Поворот рулево-го колеса вправо |
Рл
Рп |
1
1 |
41,92
41,92 |
41,92
41,92 |
83,84 | ||||||
16 |
Деятельность водителя на остановке |
Включение тум-блера открыва-ния (закрыва-ния) дверей |
Тод |
2 |
0,125 |
0, 25 |
0,25 |
В таблице 9 мы рассчитаем суммарную физическую работу для каждой из ТС на данном маршруте, что впоследствии поможет нам рассчитать энергозатраты водителя при управлении автобусом:
Расчет физической работы водителя при выполнении различных транспортных ситуаций
Таблица №9
№ транс-портной ситуации |
Название транспортной ситуации |
Операция по управлению автобусом | ||||||
№ опе-рации |
Название |
Физическая работа, кгм | ||||||
1 |
Остановочный пункт без « |
5
10 18
8 |
Маневр у остановочного пункта без «кармана» Торможение до остановки Деятельность водителя на остановочном пункте Трогание с места |
0,35
44 0,25
39,62 | ||||
84,22 | ||||||||
2 |
Перегон I-III-I |
1 2
12
11 |
Прямолинейное движение Движение в постоянной скоростью Понижение скорости, переход на пониженную передачу Повышение скорости, переход на повышенную передачу |
13,97 8,25
112,04
113,69
| ||||
247,95 | ||||||||
Перегон I-IV-I |
1 2
12
11 |
Прямолинейное движение Движение в постоянной скоростью Понижение скорости, переход на пониженную передачу Повышение скорости, переход на повышенную передачу |
13,97 8,25
163,76
165,41
| |||||
351,39 | ||||||||
3 |
Светофор на прямой зеленый свет |
1 2 |
Прямолинейное движение Движение в постоянной скоростью |
13,97 8,25 | ||||
22,22 | ||||||||
4 |
Светофор на прямой красный свет III-I-IV |
12
10 8 11 |
Понижение скорости, переход на пониженную передачу Торможение до остановки Трогание с места Повышение скорости, переход на повышенную передачу |
112,04
44 39,62 165,41
| ||||
361,07 | ||||||||
5 |
Светофор на повороте направо зеленый свет IV-II-IV |
12
6 11 |
Понижение скорости, переход на пониженную передачу Поворот направо Повышение скорости, переход на повышенную передачу |
75,32
209,95 113,69 | ||||
398,96 | ||||||||
6 |
Светофор на повороте направо красный свет III-I-III |
12
10 8 6 11 |
Понижение скорости, переход на пониженную передачу Торможение до остановки Трогание с места Поворот направо Повышение скорости, переход на повышенную передачу |
112,04
44 39,62 209,95 113,69 | ||||
519,3 | ||||||||
7 |
Светофор на повороте налево зеленый свет без остановки на перекрестке III-II-IV |
12
7 11 |
Понижение скорости, переход на пониженную передачу Поворот налево Повышение скорости, переход на повышенную передачу |
60,32
140,05 113,69 | ||||
314,06 | ||||||||
8 |
Светофор на повороте налево зеленый свет c остановкой на перекрестке
V-I-IV |
12
10 8 7 11 |
Понижение скорости, переход на пониженную передачу Торможение до остановки Трогание с места Поворот налево Повышение скорости, переход на повышенную передачу |
217,48
44 39,62 140,05 165,41 | ||||
606,56 | ||||||||
9 |
Светофор на повороте налево красный свет с остановкой на перекрестке
V-I-IV |
12
10 8 7 11 |
Понижение скорости, переход на пониженную передачу Торможение до остановки Трогание с места Поворот налево Повышение скорости, переход на повышенную передачу |
217,48
44 39,62 140,05 165,41 | ||||
606,56 | ||||||||
10 |
Светофор на повороте налево красный свет без остановки на перекрестке
III-II-IV |
12
7 11 |
Понижение скорости, переход на пониженную передачу Поворот налево Повышение скорости, переход на повышенную передачу |
60,32
140,05 113,69 | ||||
314,06 | ||||||||
11 |
Искусственные неровности IV-II-IV |
12
11 |
Понижение скорости, переход на пониженную передачу Повышение скорости, переход на повышенную передачу |
75,32
113,69 | ||||
189,01 | ||||||||
12 |
Плавный поворот направо |
14 |
Плавный поворот направо |
97,9 | ||||
97,9 | ||||||||
13 |
Плавный поворот налево |
15 |
Плавный поворот налево |
83,84 | ||||
83,84 | ||||||||
14 |
Движение по кругу III-II-IV |
12
1 11 |
Понижение скорости, переход на пониженную передачу Прямолинейное движение Повышение скорости, переход на повышенную передачу |
60,32
13,97 113,69 | ||||
187,98 | ||||||||
ВСЕГО:4444,85 |
В таблице 10 мы рассчитаем важную для оценки маршрута величину энергозатрат:
Расчет суммарной величины физической работы водителя на маршруте за один оборот и энергозатрат
Таблица №10
№ транс-портной ситуации |
Название транспортной ситуации |
Количество за один оборот |
Величина физической работы |
Энергозатраты за один оборот, ккал/мин |
1 |
Остановочный пункт без « |
28 |
2358,16 |
0,0069 |
2 |
Перегон, всего I-III-I I-IV-I |
26 22 4 |
6860,46 5454,9 1405,56 |
0,0201 |
3 |
Светофор на прямой зеленый свет |
2 |
44.44 |
0,0001 |
4 |
Светофор на прямой красный свет III-I-IV |
3 |
1083,21 |
0,0031 |
5 |
Светофор на повороте направо зеленый свет, всего IV-II-IV |
2 |
797,92 |
0,0023 |
6 |
Светофор на повороте направо красный свет, всего III-I-III |
3 |
1557,9 |
0,0045 |
7 |
Светофор на повороте налево красный свет с остановкой на перекрестке, всего V-I-IV |
2 |
1213,12 |
0,0035 |
8 |
Светофор на повороте налево красный свет без остановки на перекрестке, всего III-II-IV |
1 |
314,06 |
0,0009 |
9 |
Светофор на повороте налево зеленый свет с остановкой на перекрестке, всего V-I-IV |
1 |
606,56 |
0,0017 |
10 |
Светофор на повороте налево зеленый свет без остановки на перекрестке, всего |
2 |
618,12 |
0,0018 |
11 |
Искусственные неровности, всего IV-II-IV
|
4 |
756,04 |
0,0022 |
12 |
Плавный поворот направо |
2 |
195,8 |
0,0005 |
13 |
Плавный поворот налево |
2 |
167,68 |
0,0004 |
14 |
Движение по кругу, всего в т.ч.: IV-III-IV |
1 |
264,52 |
0,0007 |
ИТОГО: 2,506 |
Проанализируем полученные данные:
Один из главных параметров, для объективной оценки маршрута служит величина энергозатрат, рассчитанная нами в разделе 3. Она показывает сколько энергии ,в численном эквиваленте, водитель затрачивает на выполнение той или иной операции по управлению автобусом, наглядно это показано в диаграмме ниже.
В рисунке 3.1 отчетливо видно зависимость между величиной физической работы и энергозатрат. Зависимость прямая. Наибольшее количество энергии тратится на перегон (0,201 ккал\мин)
Рис 3.1
Раздел 4.
Построение обобщенного
Комплексный (обобщенный) показатель оценки сложности городских автобусных маршрутов должен учитывать особенности трудовой деятельности водителей. Он включает в себя:
х1 – удельную сложность процессов управления автобусом на маршруте за 1 час работы;
х2 – удельную величину энергозатрат водителя на маршруте за 1 час работы.
На основе полученных
данных сформировывается
Все частные показатели
являются положительно
,
где хmin (max) – минимальное (максимальное) значения показателя х1 , х2
В результате преобразования
вся совокупность показателей
сложности автобусного
Категорирование
автобусных маршрутов по
,
где U – искомый интервал группировки,
n=10 (количество обследованных маршрутов)
Таблица №11
№ п/п |
Фамилия |
Группа |
№ маршрута |
Х1 |
Х2 |
Y1 |
Y2 |
Z |
1 |
Киселев В. |
2АП1 |
№812 |
11029 |
150,6 |
0,431 |
0,068 |
0,499 |
2 |
Минина А. |
2АП1 |
№204 |
6246 |
174,4 |
0,175 |
0,716 |
0,891 |
3 |
Овсянникова Е. |
2АП1 |
№780 |
5427 |
165,6 |
0,131 |
0,476 |
0,607 |
4 |
Поповцева Д. |
2АП1 |
№213 |
10651 |
176,8 |
0,411 |
0,782 |
1,193 |
5 |
Сухарева М. |
2АП1 |
№727 |
21642 |
184,8 |
1 |
1 |
2 |
6 |
Чечун О. |
2АП1 |
№1 Черный г. Домодедово |
10627 |
175,0 |
0,409 |
0,732 |
1,141 |
7 |
Бородуля Д. |
2АП2 |
№344 |
9494 |
162,6 |
0,349 |
0,395 |
0,744 |
8 |
Каламбетова В. |
2АП2 |
№70 |
2975 |
152,2 |
0 |
0,111 |
0,111 |
9 |
Мавлетдинова М. |
2АП2 |
№72 |
3416 |
148,1 |
0,023 |
0 |
0,023 |
10 |
Нетсев И. |
2АП2 |
№761 |
14229 |
166,6 |
0,602 |
0,504 |
1,106 |