Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 17:37, доклад
Рассматривая особенности эксплуатации автомобилей, находящихся в личном пользовании граждан, необходимо отметить, что они заключаются в малом годовом пробеге (9—15 тыс. км), длительном сроке службы автомобилей, сезонности эксплуатации, резко переменных нагрузках, использовании прицепа и багажника на крыше автомобиля. Владелец автомобиля имеет возможность осуществлять не только пассажирские, но и смешанные грузопассажирские перевозки. Он лично или с помощью доверенного лица (водителя) совершает трудовые, культурные, бытовые, развлекательные поездки, выезды для кратковременного и длительного отдыха. В процессе транспортной работы на линии владелец следит за техническим состоянием автомобиля и устраняет или принимает необходимые меры по устранению обнаруженных неисправностей, а также несет ответственность, в том числе и уголовную, за нарушение правил дорожного движения.
Продолжительность эксплуатации принадлежащих гражданам легковых автомобилей «Москвич-401», ГАЗ-20 «Победа» достигает 30 лет и более, автомобили более поздних выпусков — ГАЗ-21 «Волга», «Моск-вич-403», ЗАЗ-965 «Запорожец» и их модификации — также служат достаточно долго.
Стабильный и устойчивый по составу парк дает столь же постоянный поток отказов и неисправностей, что является первоисточником формирования устойчиво действующей системы обслуживания и ремонта. Выпуск ограниченного количества моделей автомобилей обеспечивает однородность и высокую унификацию автомобильного парка, упрощается его эксплуатация, ремонт, снабжение запасными частями и материалами. Процесс омоложения парка легковых автомобилей является сложным технико-экономическим и социальным мероприятием, затрагивающим интересы народного хозяйства и прежде всего интересы населения, покупающего автомобили.
С начала эксплуатации автомобиль подвергается техническим воздействиям в соответствии с положениями планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта, которая учитывает конструктивные особенности автомобиля и особенности его эксплуатации в различных условиях.
Техническая эксплуатация автомобиля обеспечивает устойчивость эксплуатационных показателей путем выполнения комплекса технических, экономических и организационных мероприятий при соответствующих затратах финансовых, трудовых и материальных ресурсов. Эффективность технической эксплуатации автомобилей обеспечивают их владельцы и предприятия по автотехобслуживанию. Эффективность технической эксплуатации автомобилей и срок службы определяются при производстве (выпуске) автомобилей и зависят от качества и надежности агрегатов, узлов, деталей. Экономичность, производительность, комфортабельность, динамичность, безопасность и другие показатели свойств, определяющих качество автомобилей, изменяются в процессе работы автомобиля. Интенсивность изменения качества зависит от квалификации водителя (владельца) и персонала, обслуживающего автомобиль. Совершенствуя методы и средства обеспечения работоспособности автомобиля, можно управлять показателями свойств путем их поддержания и восстановления.
Нормативными документами по автотехобслуживанию предусмотрены -следующие виды технического обслуживания и ремонта: ежедневное обслуживание (ЕО), обслуживание по талонам сервисной книжки (СК), первое и второе техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2), сезонное обслуживание (СО), предпродажное обслуживание (ПО), гарантийное обслуживание (ГО), техническое диагностирование, текущий (TP), капитальный ремонт (КР), ремонт по техническому состоянию изделия.
Практическая реализация методов восстановления работоспособности автомобиля (ремонт) подкреплена изучением закономерностей изменения его технического состояния. Совокупность взаимосвязанных закономерностей, аксиом и допущений, позволяющих объяснить процессы изменения технического состояния автомобиля и установить количественные зависимости технико-экономических параметров состояния автомобиля от пробега или времени работы, является теоретической основой технической эксплутации автомобилей.
Управление техническим состоянием автомобиля возможно при наличии информации о его состоянии, возможности планировать изменение этого состояния с применением средств управления по определению требуемых технических воздействий. Необходимо предвидеть износ изделий и возможные отказы, используя технологические оценки состояния объекта в заданных эксплуатационных условиях. В характеристику условий эксплуатации при определении периодичности ТО также включены модель автомобиля, дата выпуска, пробег с начала эксплуатации. Режим ТО, являясь основой технологического процесса, предусматривает безотказную работу автомобиля в промежутках между обслуживанием. В основу разработки режимов ТО приняты агрегаты, механизмы, узлы, техническое состояние которых обеспечивает безопасность движения, надежность и экономичность работы автомобиля, а также его внешний вид.
В основном при выполнении ремонтных работ на тормозную систему автомобиля приходится 8—33% случаев, передний мост и рулевое управление — 9-20%.
Однако режимы ТО, принятые для стандартных условий эксплуатации, корректируются в зависимости от конкретных дорожных и природно-климатических условий, технического состояния автомобиля. От упомянутых условий зависят также трудоемкость ТО и удельные затраты на поддержание работоспособности автомобиля, которые складываются из расходов на запасные части, материалы и труд ремонтного персонала.
В связи с увеличением среднего «возраста» автомобиля увеличилась потребность в работах по ремонту и окраске кузовов, ремонту агрегатов с заменой быстроизнашиваемых и базовых деталей, противокоррозийной защите. Повышение объема ремонтных работ вызвало потребность в запасных частях к различным агрегатам, механизмам, узлам и, помимо традиционных систем автомобилей, обеспечивающих безопасность движения, добавились запасные части для кузовов и для обеспечения качества сборочных операций, выполняемых после разборки и ремонта (уплотнители, прокладки, сальники, подшипники и т. п.).
Совершенствование профессионального мастерства вождения владельцами легковых автомобилей — один из путей уменьшения потребности в ремонте, который позволяет сократить возникновение поломок в пути почти в 2 раза. Своевременное проведение ТО при соблюдении требуемого качества позволяет снизить потребность в ремонте в 2 раза и более. Выполнение диагностических работ при проведении ТО сдерживает перерастание небольших неисправностей (малозаметных при движении автомобиля) в значительные, в том числе и отказы (поломки в дороге), что снижает число ремонтных воздействий и их объем. Правильное хранение автомобиля позволяет уменьшить требуемый объем обслуживания и ремонта на 40%.
Поддержание транспортных средств, принадлежащих гражданам, в технически исправном состоянии — главная цель деятельности СТО. Она предусматривает комплексный характер услуг, включающий и процессы, связанные с продажей автомобилей, запасных частей и принадлежностей.
Особенность услуг по ТО и ремонту автомобилей, оказываемых СТО, состоит в том, что в отличие от других отраслей материального производства, где созданный продукт может существовать в виде запаса и потребляться в будущем, производство и использование услуг совпадают по времени исполнения и получения их.
Давая определение услугам, К. Маркс писал: «Это выражение означает вообще не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару; но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги», потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности,— что, однако, нисколько не отличает его, скажем, от какой-нибудь машины…» (К. Маркс, Ф. Энгельс, т. 26, ч. 1, с. 413). Применительно к отрасли можно сказать, что услуга автотехобслуживания — это труд работников, выраженный в виде деятельности по обслуживанию транспортных средств, принадлежащих населению. Масштаб этой работы зависит от спроса. Спрос же — это потребности, существующие в условиях товарного производства и обмена, т. е. потребности, которые ограничены, с одной стороны, производством, с другой — доходами потребителей.
В основном под термином «спрос» подразумевается «потенциальный спрос», характеризующий потребности населения в услугах или товарах исходя из экономических условий жизни с учетом сложившейся структуры потребления. Потенциальный спрос ограничен платежеспособностью населения или платежеспособным спросом, определяемым объемом товаров (услуг), которые население готово и может приобрести (воспользоваться) при существующем или перспективном уровне цен и доходов.
7\8
Информация о работе Основные тенденции автомобилизации населения