Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:48, курсовая работа
После расчета и подбора всех узлов, проверочного расчета механизма подъема, необходимо убедиться, что кинематическая схема механизма подъема не изменится. В данном случае выбранная раньше кинематическая схема не изменилась.
1. Выбор кинематической схемы
При выборе кинематической схемы предпочтение отдаем схеме, у которой двигатель соединен с редуктором при помощи втулочно-пальцевой (зубчатой) муфты, роль тормозного шкива выполняет одна из полумуфт, отсутствуют открытые зубчатые передачи; концы быстроходного и валов редуктора выходят на одну сторону [1, с.65]. Выбранная схема механизма подъема изображена на рис.1.
Рис. 1. Кинематическая схема механизма подъема
1 - электродвигатель; 2 - муфта; 3 - тормозной шкив; 4 - редуктор;
5 - барабан; 6 - блоки; 7 - канат.
2. Выбор типоразмера крюковой подвески
Выбираем крюковую подвеску с однорогим крюком, основываясь на следующих условиях:
Первое условие - грузоподъемность крюковой подвески не должна быть меньше заданной грузоподъемности:
Qn>Q
Второе условие - режим работы крюковой подвески должен соответствовать режиму работы механизма.
Учитывая эти два условия, выбираем крюковую подвеску.
В соответствии с ГОСТ 24.191.08-81 "Подвески крюковые крановые" выбираем типоразмер по стандарту 1-5-406 (рис.2) , режим работы средний - (условие выполнено) [1, табл.П.1.1].
Технические характеристики и геометрические параметры крюковой подвески D = 406 мм ; В1 = 96 мм; Qn = 5 т; Qгр= 70,6 кг; dK= 14....17 мм; H = 840 мм.
,
где uп - кратность полиспаста, определяем по [1, табл.2.1.], uп = 2;
nгр - число ветвей, на которых подвешен груз nгр = 2;
nб - число ветвей идущих на барабан, nб = 1, т.к у стреловых кранов на барабане 1 ветка.
Рис.
2. Подвеска крюковая крановая с
одним блоком
3. Уточнение схемы полиспаста
Число блоков выбранной крюковой подвески совпадает с числом блоков на предварительно принятой кинематической схеме механизма подъема. Кратность полиспасты не изменилась ип = 2.
4. Выбор каната
Так как кран поворотный, выбираем одинарный полиспаст.
Максимальное статическое усилие Smax(H) в канате определяем по формуле [1,стр. 24]:
Smax =
где G - вес номинального груза и крюковой подвески, G = (Qгр +Qn)g
g - ускорение свободного падения, g = 9,8 м/с ;
G = (5000 +70,6) · 9,8 ≈ 49691,88 Н;
zкб- число ветвей каната, навиваемых на барабан, zкб = 1;
ип - кратность полиспаста, ип=2 [1,таб.2.1];
- КПД полиспаста, = 0,99 [1, таб.2.2].
На грузоподъемных машинах общего назначения при однослойной навивке на барабан буде использовать канат двойной свивки типа ЛK-P, ГОСТ 2688-80 [1,табл.П.2.1.].
Выбираем канат: диаметр каната - dK= 16,5 мм.
Разрывное усилие каната в целом -Sразр. = 139 кН.
Площадь сечения - А = 104,61 мм2.
5.1. Проверка выбора типоразмера каната
Первое условие - произведение максимального статического усилия в канате на коэффициент запаса прочности не должно превышать разрывного усилия каната в целом:
где kзan - коэффициент запаса прочности каната.
Исходя из группы режима работы, выбираем кзап = 5,5 [1,таб.2.3]
25097· 5,5 < 139000; 138000< 139000 Н. Условие выполнено.
Второе условие - должно выполняться соотношение между диаметром каната и диаметром блока крюковой подвески:
где Dбл, - диаметр блока, измеряемый по средней линии навитого каната;
е - коэффициент, зависящий от типа машины и режима работы,
е= 25 [1,табл.2.4]., как для стреловых кранов;
D6n=Dбл.о+dK;
Dбл.о= D = 406 (см. рис. 2,);
Dбл = 406 + 16,5 = 422,5 мм.
Таким образом: 422,5 > 16,5·25
Условие выполнено.
6. Определение основных
размеров сборочной единицы "
Рис. 3. Установка барабана
Диаметр барабана Dб, измеряемый по средней линии навитого каната, допускается принимать на 15% меньше значения, найденного по формуле (1). Принимаем
Dб.=360 мм
Определяем диаметр барабана D6o по дну канавок (рис. 4.):
D6o=D6-dK
D6o= 360 – 16,5 = 343,5 мм
Округляем диаметр D6o до стандартного значения [1 ,стр.29]
D6o =400 мм
Уточняем значение D6
D6= 400 + 16,5 =416,5 мм.
Определяем диаметр максимальной окружности, описываемой крайней точкой установки барабана Dmax (рис. 4.3)
Dmax= Dб+5dк=416,5+5*16,5= 500 мм, принимаем Dmax=500 мм
Рис. 4.
Определяем длину барабана Lб
где lн - длина одного нарезного участка;
lр - длина реборды;
lпер - длина переходного участка;
t - шаг нарезки,
t=(1,10....1,23)· dк=(1,10…1,23)∙16,5 = 18,15…20,3 мм;
принимаем t=20 мм;
zp - число рабочих витков для навивки половины полной рабочей длины каната
где uп - кратность полиспаста;
H - высота подъёма;
Dб - диаметр барабана
zнenp = 1,5 - число неприкосновенных витков;
zкр = 3.. .4 - число витков для крепления конца каната (принимаем zкр = 3).
Принимаем lр (толщина реборды)= 10 мм
мм; принимаем lпер=70 мм;
Тогда мм.
6.1 Расчет толщины цилиндрической стенки барабана
Барабан изготавливаем методом чугунного литья. Материал СЧ18 ГОСТ 1412-79.
[σсж] - допускаемое напряжение сжатия, [σсж] =112,8 МПа [1, табл. 5.1];
[σВ.И.] – предел прочности на изгиб, [σВ.И.] =353,0 МПа [1,табл. 5.1].
Вычисляем приближенное значение толщины стенки
Исходя из условий технологии изготовления литых барабанов, рассчитаем:
Принимаем δ = 17 мм
6.2 Проверка стенки на устойчивость
Проверяем устойчивость цилиндрической стенки барабана
где [n] - допускаемое значение запаса устойчивости цилиндрической стенки; [n] = 2 ( для чугунных барабанов)
n -запас устойчивости цилиндрической стенки;
ψ - коэффициент, учитывающий влияние деформаций стенки барабана и каната [1,с.93].
где Ек - модуль упругости каната (Ек= 88260 МПа);
Еб- модуль упругости стенки барабана (Еб= 98000 МПа)
А - площадь сечения всех проволок каната (А = 104,61 мм2);
σκ - критическое напряжение для стальных барабанов;
σκ = 0,6∙σВ.И.= 0,6·353 = 211,8 МПа;
σΗ - номинальные напряжения в цилиндрической стенке;
Запас устойчивости стенки барабана:
Условие выполняется.
7. Крепление каната к барабану
Выбираем крепление каната планками, прижимающими канат к барабану (рис.6).
Рис. 6. Крепление каната к барабану
Необходимое число болтов z:
где к - коэффициент запаса надежности крепления каната к барабану (к > 1,5) [1, с. 95]; принимаем k=1,5;
Ρ - суммарное усилие растяжения болтов, прижимающих канат к барабану;
[σ]p - допускаемые напряжения растяжения в болте. Принимаем запас прочности равным s = 2,5 относительно предела текучести материала. Материал болта - сталь 20 ГОСТ 1050-88 с пределом текучести σт= 240 МПа
При диаметре каната 16,5 мм принимаем M20 ГОСТ 7808 - 70:
d - внутренний диаметр метрической резьбы M16, d = 18,376 мм;
f = 0,10....0,12 - коэффициент трения между канатом и барабаном, f = 0,1;
=40°- угол наклона боковой грани трапециевидного выреза в планке к вертикали;
L - расстояние от дна канавки на барабане до верхней плоскости прижимной планки, L = 26 мм (рис.6).
- угол обхвата барабана неприкосновенными витками, а = 4∙ ;
е - основание натуральных логарифмов.
Необходимое число болтов:
Принимаем число крепежных болтов M20: z =2.
Конец каната закрепляем двумя одноболтовыми планками под 60° относительно друг друга
Определение максимальной статической мощности
Максимальная статическая мощность Nст.max (кВт), которую должен иметь механизм в период установившегося движения при подъеме номинального груза, равна [1,стр.30]:
где = 0,8...0,85 - предварительное значение КПД механизма, принимаем ;
G - вес номинального груза и крюковой подвески, Н;
8.2 Выбор типа двигателя
Тип двигателя выбираем, исходя из следующих условий:
Первое условие - относительная продолжительность включения двигателя ПВдв должна быть равна среднему значению относительной продолжительности включения электрооборудования ПВЭЛ при заданном режиме работы:
ПВдв=ПВэл,
ПВЭЛ =25% (по условию).
Второе условие - номинальная мощность двигателя Nдв может быть принята меньше максимальной статической:
Выбираем двигатель типа МТК 211 - 6 [1,табл.П.4.2.1].
Первое условие выполняется - ПВдв=25%.
Второе условие выполняется - Nдв =7,5 кВт, т.е. 7,5 > 7,44
Двигатель работает с запасом мощности.
Техническая характеристика и габаритные
размеры кранового
Рис. 7. Крановый электродвигатель серии МТК 211 - 6 с короткозамкнутым ротором
Nдв =7,5 кВт; d=40 мм; nдв=880 об/мин; L=586 мм; l=110 мм; GD 2= 0,44 кгс∙м 2; H =393 мм; h =170 мм; Тн.дв. =102,9 Н∙м; L6 =263 мм; L7 = 118,5 мм; B4=156,5 мм.
9. Выбор типа редуктора
Определяем частоту вращения барабана:
принимаем пб =14 об/мин. Требуемое передаточное отношение:
Так как по выбранной кинематической схеме нет открытой передачи, то общее передаточное отношение реализуем редуктором
итр = иР =58,86
Определяем расчетный эквивалентный момент на тихоходном валу редуктора Tр.э., который не должен превышать номинальный крутящий момент на тихоходном валу Тр.н. по паспорту редуктора [1,с.31]:
Tр.э
Эквивалентный момент равен:
Tр.э = kд∙Tр
где кд - коэффициент долговечности;
Tр - расчетный крутящий момент на тихоходном валу редуктора при подъеме номинального груза;
kд = kq ∙ kt
где kq - коэффициент переменности нагрузки;
kt - коэффициент срока службы;
где k - коэффициент нагружения.
Так как кран работает при номинальных нагрузках, то выбираем класс нагружения В1: k = 1 [1,табл. 1.4]
Определяем коэффициент срока службы:
где zo- базовое число циклов контактных напряжений. Для типажных редукторов zο=125·106
zρ - суммарное число циклов контактных напряжений зуба шестерни тихоходной ступени редуктора:
где ит - передаточное число тихоходной ступени редуктора (можно принять среднее значение ит=5)
zт - число циклов нагружения на тихоходном валу редуктора:
zm=60∙nm∙tмаш
где пт = пб =14 об/мин - частота вращения тихоходного вала редуктора;
tмаш = 20000 ч - машинное время работы механизма [1,табл.1.3], выбрав до этого класс использования механизма – A5 [1,табл. 1.2], по классу нагружения и режиму работы.