Рулевое управление ВАЗ 2109

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Рациональная организация технического обслуживания и ремонта улучшает техническое состояние автомобилей, приводит к снижению трудоёмкости работ, увеличению межремонтных пробегов и снижению затрат на содержание подвижного состава.
Поддержание автомобиля в технически исправном состоянии во многом зависит от квалификации водителя, его бережного отношения к автомобилю, мастерства вождения.

Вложенные файлы: 1 файл

ДиплоМ.doc

— 1.43 Мб (Скачать файл)

 

Причина неисправности

Метод устранения

Увеличенный свободный ход рулевого колеса

1. Ослабление гаек крепления шаровых  пальцев тяг

1. Проверьте наличие шплинта, затяните  гайки и зашплинтуйте их

2. Увеличенный зазор в шаровых  шарнирах тяг

2. Замените наконечники тяг

3. Износ резинометаллических шарниров  тяг

3. Замените резинометаллические шарниры или тяги

4. Увеличенный зазор между упором  рейки и гайкой рулевого механизма

4. Замените изношенные детали  и отрегулируйте рулевой механизм

5. Люфт в заклепочном соединении  эластичной муфты вала рулевого  управления

5. Замените заклепки

Шум (стук) в рулевом управлении

1. Ослабление гаек крепления шаровых  пальцев тяг

1. Проверьте наличие шплинта, затяните  гайки и зашплинтуйте их

2. Увеличенный зазор между упором  рейки и гайкой рулевого механизма

2. Замените изношенные детали, отрегулируйте рулевой механизм

3. Ослабление крепления рулевого  механизма

3. Подтяните гайки крепления рулевого  механизма

4. Ослабление болта крепления  нижнего фланца эластичной муфты  на валу шестерни

4. Затяните болт крепления нижнего  фланца муфты

Тугое вращение рулевого колеса

1. Повреждение подшипника верхней  опоры стойки подвески

1. Замените подшипник или опору  в сборе

2. Повреждение опорной втулки  или упора рейки рулевого механизма

2. Замените поврежденные детали, заложите смазку

3. Низкое давление в шинах передних колес

3. Установите нормальное давление

4. Повреждение деталей шаровых  шарниров тяг ваз 2113, ваз 2114, ваз 2115

4. Замените поврежденные детали

5. Повреждение деталей телескопической  стойки подвески

5. Замените или отремонтируйте  стойку подвески

6. Повреждены подшипники верхнего  вала рулевой колонки

6. Замените подшипники

Отсутствие фиксации рулевой колонки в заданном положении

1. Рычаг регулировки положения  рулевой колонки упирается в  облицовочный кожух

1. Снимите стопорное кольцо рычага и рычаг, затяните регулировочную втулку и наденьте рычаг в нужном положении, проверьте надежность стопорения и функционирования стяжного устройства, установите стопорное кольцо

2. Проворачивается стяжной болт  рычага регулировки положения  рулевой колонки

2. Ослабьте или отверните рычаг регулировки со стяжного болта и установите выступы головки стяжного болта в прорези направляющей пластины кронштейна вала руля лада самара 2


 

 

2.5 Дефектация деталей  и узлов Ваз-2109.

 

Выход рулевого управления из строя чреват, как известно, весьма нехорошими последствиями. Между тем, регулярно проводя некоторые работы по элементарной диагностике, можно оценить состояние рулевого управления, спрогнозировать возможный отказ и вовремя принять меры.  
Задача диагностики - определить места, в которых имеются люфты. Для начала вы должны провести внешний осмотр деталей и узлов системы рулевого управления на эстакаде или смотровой канаве в следующем порядке:

  • Прежде всего, проверьте перемещение наконечников тяг вдоль оси пальцев. Осевое перемещение наконечника относительно пальца должно быть 1...1,5 мм. Поворачивая рулевое колесо в обе стороны, наощупь проверьте отсутствие свободного хода в шарнирах рулевых тяг. При обнаружении люфта и постукиваний наконечник тяги вместе с шарниром подлежит замене.
  • Проверьте затяжку хомутов регулировочных муфт на боковых тягах. Хомуты должны быть крепко стянуты болтом с гайкой.
  • Проверьте отсутствие люфта маятникового рычага. Возьмитесь за сошку и покачайте её вверх-вниз. При обнаружении люфта устраните его подтяжкой гайки или заменой втулок.
  • Проверьте состояние резиновых защитных чехлов шаровых шарниров рулевых тяг. Если защитные колпачки в хорошем состоянии и обеспечивают чистоту внутри шарниров, то срок службы последних практически неограничен. При наличии на нём трещин и разрывов в шаровой шарнир попадает грязь, песок, влага и т. д. Происходит преждевременный износ его деталей. Такой чехол необходимо заменить. Так же он подлежит замене, если смазка проникает наружу при сдавливании его пальцами.
  • Проверьте отсутствие подтекания масла. Если есть следы утечки, подтяните верхнюю крышку картера рулевого механизма и/или замените сальники валов червяка и сошки.
  • Проверьте крепление рулевой колонки. Попробуйте подергать рулевое колесо на себя. Оно не должно перемещаться в осевом направлении. Если же такое перемещение есть - проверьте, затянуты ли гайки на соединительной муфте рулевого вала, не раскрутился ли стяжной болт клеммного соединения рулевого вала с рулевым механизмом, не болтается ли подшипник рулевого вала. Затем проверьте крепление рулевого механизма к кузову автомобиля. При необходимости затяните болты требуемым усилием.
  • Проверьте величину свободного хода рулевого колеса, это наиболее часто встречающийся дефект - увеличенный свободный ход, "люфт" рулевого колеса. Он не должен превышать 5 градусов. Вызывается люфт увеличенными зазорами между деталями рулевого управления, появляющимися в результате износа в процессе эксплуатации. Проверить его элементарно просто, для этого не нужно никаких сверхточных угломеров, а достаточно линейки и полоски липкой ленты. Установите автомобиль на ровной площадке с сухим асфальтовым покрытием. Колеса должны находиться в прямолинейном положении. На верхней части рулевого колеса налепите метку. Сверху закрепите или неподвижно держите линейку или рулетку. Поворачивая рулевое колесо из стороны в сторону, определите его свободный ход в пределах зазора. Если он не превышает 18-20 мм - все в порядке, если больше - устраните люфт, который обычно возникает в двух местах. Во-первых, это осевое перемещение червяка в подшипниках при износе их беговых дорожек. Этот дефект возникает при значительных пробегах. Обнаруживается следующим образом. Нужно, чтобы кто-то покрутил рулем на машине, стоящей на асфальтовой площадке. В это время вы должны взяться двумя пальцами за вал червяка в месте его входа в корпус рулевого механизма. При возникновении люфта в подшипниках вы ясно почувствуете осевое перемещение вала червяка относительно торца корпуса. Во-вторых, возникновение люфта в зацеплении червяк-ролик. Происходит чаще, чем предыдущий дефект. Для обнаружения этого люфта вы должны быть твердо уверены в правильной регулировке подшипников и отсутствии люфта в шаровых шарнирах. Пусть ваш напарник крутит рулем, а вы, взявшись рукой за сошку, попробуйте удержать ее. При наличии люфта в зацеплении вы ясно и четко почувствуете толчки и стуки.

 

 

2.6 Сборочно-разборочные работы рулевого управления Ваз-2109.

 

Снятие и установка рулевого механизма.

Установите колеса в положение движения автомобиля по прямой.

Защитный чехол можно заменить, не снимая механизм рулевого управления с автомобиля.

Для облегчения установки резиновых подушек смочите их мыльным раствором.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Изнутри салона отверните стяжной болт фланца соединительной муфты вала рулевого управления.

2. Изнутри моторного отсека отверните три гайки крепления и снимите защитный кожух.

3. Расконтрите болты крепления обеих рулевых тяг к рулевому механизму, отогнув отверткой концы стопорной пластины.

4. Ослабьте затяжку обоих болтов, а затем отверните болт крепления рулевой тяги.

5. Поверните соединительную пластину так, чтобы можно было отсоединить тягу от рулевого механизма.

6. Отсоедините рулевую тягу от механизма рулевого управления.

7. Заверните болт крепления тяги в механизм, чтобы не сместилась рейка.

8. Отверните другой болт крепления и отсоедините вторую тягу. Заверните болт.

9. Отверните по две гайки крепления механизма рулевого управления с обеих сторон и отсоедините вал приводной шестерни механизма от вала рулевого управления.

10. Выньте механизм рулевого управления через отверстие под рулевую тягу в нише правого колеса.

11. Замените порванные, потрескавшиеся или потерявшие упругость подушки и защитный чехол.

12. Для замены защитного чехла перекусите пластмассовые хомуты (они одноразовые).

 

13. Установите механизм рулевого управления в порядке, обратном снятию. Перед установкой убедитесь, что лыска на валу приводной шестерни механизма рулевого управления и отверстие под стяжной болт на валу совпадают.

14. После установки не забудьте законтрить болты крепления тяг, загнув концы стопорной пластины.

 


 

 

Замена рулевых тяг.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Затормозите автомобиль стояночным тормозом и установите упорные бруски под задние колеса. Выверните передние колеса вправо, если будете снимать левую рулевую тягу, или влево, если будете снимать правую тягу. Поднимите и установите на опоры переднюю часть автомобиля.

2. Выньте шплинт гайки крепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному рычагу.

3. Отверните гайку крепления шарового шарнира рулевой тяги.

4. С помощью съемника выпрессуйте палец шарового шарнира рулевой тяги из поворотного рычага стойки.

5. Расконтрите болты крепления обеих рулевых тяг к рулевому механизму, отогнув отверткой концы стопорной пластины.

6. Ослабьте затяжку обоих болтов и отверните болт крепления снимаемой рулевой тяги.

7. Поверните соединительную пластину так, чтобы можно было отсоединить тягу от рулевого механизма.

8. Снимите рулевую тягу.

9. Зажмите рулевую тягу в тисках за шестигранник на соединительной муфте. Ослабьте контргайку крепления наконечника.

10. Отверните наконечник, считая количество оборотов. Запишите это число. Заверните новый наконечник на такое же число оборотов, что и при отворачивании.

11. Для замены защитного чехла снимите его, смажьте герметиком поверхность прилегания чехла и установите новый чехол.

12. Установите рулевую тягу в порядке, обратном снятию. Болты крепления рулевых тяг к механизму рулевого управления заверните моментом 70–86 Н·м (7,8–8,6 кгс·м). После этого законтрите болты, загнув края стопорной пластины.


 

 

2.7 Послеремонтные испытания.

После сборки проверяют техническое состояние рулевого управления, замеряя свободный ход рулевого колеса ( с учётом зазоров в рулевом механизме, в шарнирных рулевых тяг и передней подвески) допускается не более 10-15 градусов при измерении по ободу рулевого колеса.

Следующая проверка осуществляется при движении автомобиля по ровной дороге, при отпускании рулевого колеса автомобиль не должен уходить в сторону, и на плохой дороге усилие на рулевом колесе возрастает  с увеличением угла поворота управляемых колёс. Этим приёмом проверяется усилие рулевого механизма.

Проверка технического состояния деталей рулевого управления и их соединений осуществляется путем осмотра и опробования нагрузкой.

Осевое перемещение и качание плоскости рулевого колеса, качание рулевой колонки определяется путем приложения к рулевому колесу знакопеременных сил в направлении оси рулевого вала и в плоскости рулевого колеса перпендикулярно к колонке, а также знакопеременных моментов сил в двух взаимоперпендикулярных плоскостях, проходящих через ось рулевой колонки.

 Взаимные перемещения деталей  рулевого привода, крепление картера  рулевого механизма и рычагов  поворотных цапф определяются поворачиванием рулевого колеса относительно нейтрального положения на 40°... 60° в каждую сторону и приложением непосредственно к деталям рулевого привода знакопеременной силы.

 

 

3.Организация рабочего  места слесаря по ремонту автомобиля.

 

Основным рабочим местом автослесарь вне постов и Линий технического обслуживания и ремонта является пост, оборудованный слесарным верстаком, на котором разбирают и собирают снятые с автомобиля узлы и приборы и выполняют слесарно-подгоночные и другие работы.

Крышку верстака обивают тонкой листовой (кровельной) сталью, что предохраняет его от повреждений и облегчает содержание в чистоте.

Приступая к работе, автослесарь должен подготовить все необходимые для ее выполнения инструмент и приспособления и правильно расположить их на верстаке.

Важную роль играет поддержание инструмента и приспособлений в исправном состоянии и соблюдение правил пользования ими. Для удобства работы тиски должны быть закреплены на верстаке на определенной высоте в зависимости от роста работающего. Тиски установлены правильно, если рука работающего, опирающегося локтем на губки тисков, касается концами пальцев подбородка.

Молотки должны быть прочно насажены на рукоятки, изготовленные из древесины твердых пород.

Конец рабочей части зубил и крейцмейселей необходимо хорошо затачивать под определенным углом. С верхнего конца зубила, крейцмейселя, а также бородка и выколотки следует удалять образовавшиеся заусенцы, которые, отлетая при ударах молотка, могут поранить.

Деревянные ручки напильников необходимо усиливать металлическими кольцами, предохраняющими ручки от раскалывания и позволяющими плотнее насаживать их на хвостовики напильников.

Информация о работе Рулевое управление ВАЗ 2109