Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 19:09, курсовая работа
Рациональная организация технического обслуживания и ремонта улучшает техническое состояние автомобилей, приводит к снижению трудоёмкости работ, увеличению межремонтных пробегов и снижению затрат на содержание подвижного состава.
Поддержание автомобиля в технически исправном состоянии во многом зависит от квалификации водителя, его бережного отношения к автомобилю, мастерства вождения.
Приготавливая к работе слесарную ножовку, следует правильно (зубья ножовки должны быть направлены вперед) установить полотно в ножовочный станок и хорошо затянуть барашек, чтобы при резании полотно не изгибалось.
При выполнении работ непосредственно у автомобиля рабочим местом автослесаря является пост технического обслуживания или ремонта.
Как при выполнении работы на верстаке, так и непосредственно у автомобиля важное значение имеет ее организация.
До начала работы автослесарь должен получить наряд на ее выполнение. В наряде указывают, какую работу надо выполнить, норму времени и расценку. Требуемые для выполнения работы запасные части или материалы выписывают со склада. Если необходимо изготовить новую деталь самому автослесарю, ему выдают чертеж или образец детали. Получив задание (наряд) на работу, автослесарь должен прежде всего подготовить инструмент, приспособления и материалы, необходимые для выполнения задания, и правильно расположить их на верстаке или у автомобиля.
Каждый инструмент надо помещать на определенное место, чтобы любой предмет можно было брать сразу, не делая лишних движений и не затрачивая лишнего времени на его поиски. Желательно приучить себя брать инструмент не глядя.
Инструменты, которые берут левой рукой, помещают слева, а те, которые берут правой рукой, — справа. Все, чем пользуются чаще, располагают ближе к себе. Предметы, не имеющие отношения к выполняемой работе, убирают с верстака.
4.Охрана труда.
В России существует государственная система стандартов безопасности труда. Эта система определяет общие требования безопасности при выполнении работ на автотранспортных предприятиях, станциях технического осмотра, в специализированных центрах технического обслуживания и текущего ремонта и т. д.
Обеспечение безопасности при проведении
работ контролируется прокуратурой, госинспекцией,
гостехнадзором, пожарной инспекцией
и другими службами государственного контроля. Ответственность
за условия безопасности в процессе труда
возлагается на руководителя автотранспортного
предприятия в лице директора также на
главного инженера.
Перед тем как поступить на работу, все
лица проходят первый этап обучения технике
безопасности на данном предприятии. Этот
первый этап представляет собой вводный
инструктаж по технике безопасности и
производственной санитарии. Второй этап
обучения включает в себя инструктаж на
рабочем месте, который направлен на усвоение
рабочим безопасных приемов труда непосредственно
по той специальности и на том рабочем
месте, на котором он должен работать.
При выполнении работниками особо опасных
работ необходимо проводить повторный
инструктаж по технике безопасности не
реже чем раз в три месяца. Кроме того,
при нарушении работниками правил и инструкций
по технике безопасности, технологической
и производственной дисциплины, а также
при изменении технологического процесса
или вида работ необходимо проводить дополнительный
инструктаж. Все виды инструктажей записываются
в специальный журнал, который находится
у руководителя предприятия, производственного
участка или цеха.
Кроме этого слесарь по ремонту автомобилей
должен уметь оказывать первую доврачебную
медицинскую помощь при поражении человека
током, а также при других несчастных случаях.
Недостатки в организации труда, а также
пренебрежение правилами безопасности
и отсутствие должного контроля за их
выполнением приводит к производственному
травматизму. К производственному травматизму относятся ранения, увечья, отравления,
поражение электрическим током, профессиональные
заболевания, связанные с выполнением
своих трудовых обязанностей. Производственный
травматизм может возникнуть в результате
различных причин, основными из которых
являются:
1) неисправность оборудования, инструмента,
приспособлений или несоответствие их
условиям выполняемых работ;
2) нарушение технологического процесса;
3) отсутствие или проведенный в недостаточном
объеме инструктаж работающего по технике
безопасности;
4) несоответствие выполняемой работе
или небрежное использование спецодежды;
5) отсутствие ограждений, а также предупреждающих
или запрещающих надписей;
6) недостаточное освещение;
7) низкий уровень технической культуры
производства.
Предупреждение несчастных случаев
Слесарно-монтажные инструменты, которые
применяются на местах технического обслуживания
и ремонта, должны находиться в исправном
состоянии. Не допускается применение
гаечных ключей, у которых изношены грани
и которые не соответствуют размеру. Кроме того, не разрешается применять рычаги,
молоток и зубило для усиления затяжения
резьбового соединения. Рукоятки напильников
и отверток не должны иметь сколов и могут
быть выполнены либо из дерева, либо из
пластмассы. Во избежание раскалывания
деревянные рукоятки инструментов должны
иметь металлические кольца усиления.
При осмотре автомобилей разрешается
применять только переносные безопасные
лампы напряжением 36 В, которые имеют предохранительные
сетки. При проведении осмотра в смотровой
канаве необходимо пользоваться лампами,
напряжение которых не превышает 12 В. Ручные
электроинструменты разрешается подключать
только через розетки с заземляющим контактом.
Провода электроинструментов не должны
касаться пола, их необходимо подвешивать.
Подъем и транспортировка узлов, механизмов и агрегатов
массой более 20 кг осуществляется только
при помощи подъемно-транспортного механизма,
а также специальных приспособлений, которые
предусмотрены для определенного вида
работ.
Для буксировки неисправного автомобиля
можно применять мягкую или жесткую сцепку.
В качестве мягкой сцепки применяются
трос или цепь. В качестве жесткой сцепки
применяют металлическую трубу или штангу
с проушинами, При сцепке автомобиля с
прицепом, чтобы не допустить произвольного
отцепления прицепа, после сцепки необходимо
закрепить сцепное устройство при помощи
предохранительного троса или цепи.
При буксировке на мягкой сцепке необходимо
присоединять буксируемый автомобиль
к двум буксировочным крюкам. В том случае,
если буксировочных крюков нет, то мягкую
сцепку необходимо присоединять к раме.
Однако нельзя присоединять буксир к переднему
мосту. На мягкой сцепке разрешается буксировать
только один автомобиль с неисправным
управлением, звуковым сигналом или освещением
при буксировке в ночное время. Длина троса
или цепи мягкой сцепки должна быть от
4 до 6 метров. Кроме этого буксировочный
трос необходимо освещать в ночное время,
а также обозначать в соответствии с «Правилами
дорожного движения».
Для буксировки автомобиля на жесткой
сцепке у него должны быть исправны рулевое
управление, передний мост, а также световые
приборы (при буксировке в темное время
суток).
Запрещается производить какие-либо ремонтные
работы на автомобиле, который приподнят
на подъемном механизме и не закреплен
специальными подставками.
Работу с агрегатами и механизмами, которые
заполнены Жидкостью, можно производить
только после полного слива жидкости.
Очистку и мойку деталей, двигателей и
агрегатов необходимо производить только
в специальных моечных агрегатах или емкостях,
специально предназначенными для этого веществами
с последующим обезвреживанием отложений.
При ремонте и техническом обслуживании,
перед тем как проворачивать коленчатый
вал двигателя, нужно убедиться в том,
что подача топлива отключена, а также
в том, что рычаг переключения передач
установлен в нейтральное положение.
Перед запуском двигателя необходимо
заблокировать колеса автомобиля при
помощи стояночного тормоза и установить
рычаг переключения коробки передач в
нейтральное положение. Если запуск двигателя
осуществляется при помощи пусковой рукоятки,
то нельзя применять дополнительные рычаги
и усилители, а также брать рукоятку в
обхват кистью руки. Поворот рукоятки
нужно осуществлять снизу вверх.
Техническое обслуживание и технический
ремонт нужно осуществлять при неработающем
двигателе, кроме тех случаев, когда работа
двигателя необходима для осуществления
технического процесса данной операции.
Запуск двигателя и трогание автомобиля
с места производят с учетом обеспечения
безопасности работающих вблизи автомобиля
людей.
Испытание тормозной системы автомобиля
необходимо производить на специальном
стенде. Кроме того, такое испытание разрешается
производить на специальной площадке,
если ее размеры позволяют обеспечить
безопасность людей и автомобиля в случае
неисправности тормозной системы.
Снимать и устанавливать рессоры, амортизаторы,
пружины необходимо после разгрузки их
от массы автомобиля, для этого под шасси
или под кузов автомобиля устанавливают
специальные упоры. Ремонт или замену
подъемного механизма грузовой платформы
автомобиля-самосвала нужно осуществлять
после установки под платформу дополнительного
упора, который позволит исключить возможность
самопроизвольного опускания или падения
платформы.
Такие операции, как выпрессовывание втулок,
подшипников, а также снятие других деталей,
требующих приложения значительных усилий,
необходимо производить при помощи прессов
или специальных съемников. Съемники должны
надежно захватывать деталь в месте приложения
усилий.
Автомобили-цистерны, предназначенные
для перевозки легковоспламеняющихся
и взрывоопасных веществ, перед прохождением
технического осмотра и ремонта необходимо
освободить, проветрить, тщательно вымыть
и заземлить.
При монтаже и установке аккумуляторной батареи необходимо пользоваться специальными устройствами, которые позволят избежать ее падения. Все работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом аккумуляторной батареи, необходимо производить в специально оборудованных для этих целей помещениях, с использованием специальной одежды (прорезиненного фартука, защитных очков, резиновых перчаток). Приготовлять электролит следует в специальных стеклянных емкостях путем вливания кислоты в воду тонкой струей с тщательным перемешиванием раствора стеклянной или эбонитовой палочкой. При постановке аккумуляторной батареи на подзарядку необходимо подсоединять ее зажимами, которые исключают возможность искрообразования. Зарядку аккумуляторной батареи необходимо производить в хорошо проветриваемом помещении, кроме этого при зарядке батареи пробки из банок должны быть вывернуты.
Ремонт рамы необходимо осуществлять
либо на специальных подставках, либо
на автомобилях с установленными колесами.
Демонтированный кузов или кабину автомобиля
необходимо устанавливать на специальные
подставки или стенды в удобное для проведения ремонтных работ положение. Рихтовку
деталей кузова из листового проката проводят
непосредственно на автомобиле или на
специальном стенде.
Электросварочные работы непосредственно
на автомобиле следует выполнять согласно
требованиям ГОСТ 12.3.003-75. Пайку и сварку
емкостей из-под горюче-смазочных веществ
необходимо осуществлять только после
специальной очистки, которая позволяет
удалить из емкости эти вещества и их пары.
Монтаж и демонтаж шин с колеса осуществляются
только после полного снятия давления
в камере. Кроме этого такие технологические
операции нужно осуществлять при помощи
специального инструмента, оборудования,
приспособлений и ограждения, которые
позволяют обеспечить безопасность выполнения
работ при вылете замочного кольца. Шину
разрешается монтировать на диск колеса,
который имеет замочное кольцо, только
если диск не имеет повреждений диска
или замочного кольца. Кроме этого при
монтаже колеса необходимо следить за
тем, чтобы замочное кольцо полностью
входило в выемку обода.
Не разрешается осуществлять прокачку колес без снятия
с автомобиля в том случае, если давление
колес снижено на 40% от нормативного значения
или если нарушена сборка колеса. Накачивание
колес, которые имеют замочные кольца,
следует осуществлять с применением специальных
ограждений, которые позволяют обеспечить
безопасность рабочих в случае вылета
замочного кольца.
При проведении регулировочных работ
при работающем двигателе помещение станции
технического обслуживания должно быть
оборудовано отсосом для удаления отработавших
газов из помещения.
Опробование автомобиля после ремонта,
а также вождение автомобиля на территории
автотранспортного предприятия разрешается
лицам, которые имеют водительские права
соответствующей категории. Движение
автомобиля внутри помещений и внутри
территорий автотранспортного предприятия
регулируется установленными дорожными
знаками. Скорость движения на подъездных
путях территории не должна превышать
10 км/ч и 5 км/ч внутри производственных
помещений.
Производственная санитария
Важным условием безопасности производственного процесса
является устранение воздействия производственных
вредностей, к которым относятся шумы,
вибрация, загрязнение воздушной среды,
нарушенный тепловой режим. В результате
длительного воздействия вредных производственных
факторов возникают производственные
заболевания сотрудников.
Основной задачей производственной санитарии
является полное устранение или значительное
снижение вредного воздействия производственных
факторов. Помещения автотранспортных
предприятий, а также организаций автомобильного
сервиса обязательно должны быть оборудованы
автономным или централизованным отоплением,
санитарно-бытовыми помещениями, приточно-вытяжной
вентиляцией, гардеробными, душевыми,
умывальными, туалетами, помещениями,
оборудованными для приема пищи, а также
местами для курения.
Противопожарные мероприятия
Для помещений автотранспортных мероприятий,
а также служб автосервиса, как правило,
характерна высокая пожароопасность.
Для того чтобы не создавать условий для
возникновения пожара в производственном помещении автотранспортного
предприятия, запрещено:
1) подогревать двигатель автомобиля открытым
огнем;
2) пользоваться открытым огнем при устранении
неисправностей;
3) хранить топливо (кроме топлива, которое
находится в баке автомобиля) и тару из-под
топлива и смазочных материалов;
4) мыть и протирать кузов, детали и агрегаты
автомобиля, а также руки и одежду бензином;
5) держать открытыми горловины топливных
баков и сосудов с воспламеняющимися жидкостями;
6) допускать течь в топливопроводах, баках
и приборах системы питания автомобиля;
.
7) оставлять в кабине или в салоне автомобиля,
а также на его двигателе и рабочих местах
обтирочные материалы;
8) допускать попадание на двигатель и
рабочее место топлива или моторного масла.
На территории автотранспортного предприятия все проходы, лестницы,
проезды и рекреации должны быть свободны
для проезда. Не допускается применение
чердаков в качестве производственных
помещений.
Курение на территории автотранспортного
предприятия допускается только в специально
отведенных для этого местах, которые
оборудованы специальными противопожарными
средствами и надписью: «Место для курения».
На видных местах необходимо размещать
таблички, на которых указывают телефонные
номера пожарных команд, а также планы
эвакуации людей, автомобилей и оборудования
на случай пожара. Кроме этого на табличках
указывают фамилии и инициалы сотрудников,
которые несут ответственность за противопожарную
безопасность.
Все помещения автотранспортного предприятия
должны быть оборудованы рукавами и стволами,
которые заключаются в специальные шкафы.
Кроме того в помещениях, предназначенных
для технического обслуживания и ремонта
автотранспортных средств, устанавливают
пенные огнетушители и ящики с песком.
Пенные огнетушители устанавливают из
расчета один огнетушитель на 50 м2 площади
помещения, ящики с песком — из расчета
на 100 м2. Кроме этого около ящика с песком
должен быть расположен стенд, на котором
находятся лопата, лом, топор, багор, пожарное
ведро.
Одним из главных условий успешной борьбы
с возникшим пожаром является своевременное
обнаружение возгорания и быстрое уведомление
пожарной команды, поэтому автотранспортные
предприятия должны быть оборудованы
противопожарными сигнализациями.
5.Список используемой литературы.
1.Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Учебное пособие / Ю. Т. Чумаченко. А. И. Герасименко. Б. Б. Рассанов. Изд. Феникс 2004.