Судебные доказательства
- Вещественные доказательства,
внешние признаки. Так, наличие синяков или крови на пострадавшем было достаточным доказательством того, что его избил тот, кого он обвинял.
- Если вещественных доказательств
не было, применялись свидетельские показания
- свод. Различалось две категории свидетелей — видоки и послухи. Видоки — очевидцы факта. Послухи — лица, которые слышали о случившемся от кого-либо, имеющие сведения из вторых рук. Под послухами могли пониматься и свидетели доброй славы, которые должны были показать, что ответчик или истец — люди, заслуживающие доверия.
- Если не было и свидетелей, для
решения тяжбы обращались к Богу. Истец
или ответчик подтверждали свои показания
особым образом: шли на роту, подвергалисьиспытанию водой или железом (то же, что западноевропейские ордалии). В частном праве эти виды доказательств зависели от суммы иска. При наименьшей сумме иска - рота, если сумма больше - испытание водой, при самой высокой сумме - испытание железом. "Идти на роту" означало принести присягу, то есть совершить целование креста (крестоцелование) или иконы и произнести свои показания. Считалось, что, совершив такую присягу, человек не может лгать, иначе будет обречен на вечные муки в загробной жизни. Если человек выносил испытание водой или железом, считалось, что он делает это с божьей помощью и его показания верны.
Социальные категории
по русской правде
Знать и привилегированные
слуги
Знать в Русской Правде представлена
князем и его старшими дружинниками - боярами.
Князю идут штрафы, имущество которого
защищают некоторые статьи, и именем которого
вершится суд.
- Привилегированное положение
имели тиуны, огнищане - высокопоставленные княжеские и боярские слуги, а также княжеский старший конюх ("конюхъ старыи" ст. 23 Краткой Правды).
Рядовые свободные
жители
- Основное действующее лицо
Русской Правды - муж - свободный мужчина.
По ст. 1 Краткой Правды (близко
содержание ст. 1 Пространной Правды) если
за убитого никто не мстит, платится вира
в 40 гривен, "аще будеть русинъ,
любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ,
любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо
словенинъ".
- Русин - младший княжеский дружинник: гридин - представитель боевой дружины,
- Купчина - дружинник, занимавшийся
торговлей,
- Ябетник - дружинник, связанный с судебным процессом,
- Мечник - сборщик штрафов.
- Изгой - человек, потерявший связь с общиной.
- Словенин - житель словенской, то есть новгородской земли (Древнейшую Правду Ярослав даровал новогородцам), в данном контексте - рядовой житель.
Зависимое население
- Привилегированное положение
среди зависимых людей имели княжеские
кормильцы, а также княжеские сельские
и ратайные старосты (ратать - пахать, пахотный староста): А въ сельскомъ старостѣ княжи и в ратаинѣмъ 12 гривнѣ (ст. 24 Краткой Правды).
Низшее положение занимали
смерды, холопы, рядовичи и закупы. За убийство
смерда, холопа и рядовича взимался штраф
в 5 гривен (ст. 25, 26 Краткой Правды).
- Смерд - крестьянин, в этом контексте зависимый крестьянин. Если после его смерти у него не оставалось незамужних дочерей, имущество смерда наследовал князь.
- Холопство могло быть обельным (полным)
или закупным. Обель - пожизненный раб. Женский род - роба.
- Закуп - человек, взявший купу - долг, и ставший долговым рабом до тех пор, пока не отдаст или не отработает долг.
- Рядович - лицо, поступившее на службу и ставшее зависимым по "ряду", то есть договору.
В Русской Правде отражено право-привилегия,
охранявшее положение знати и других лиц:
наказание за причинение им имущественного
вреда, двойная вира за убийство высокопоставленных
слуг.
По мнению А.А. Горского, в IX в. и позднее на Руси ещё не сложился
феодализм западноевропейского образца
как таковой, а существовала система поборничества.
Господствующим классом являлась не общинная
знать, сведений о которой отсутствуют,
а дружинная корпорация во главе с князем.
Боярами именовались представители и
потомки «старшей» дружины, а не общинная
знать.
Список используемой
литературы
- Дьяконов М. А., Кивлицкий Е. А., — Русская Правда, памятник древнерусского права // Энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Ермолаев И. П., Кашафутдинов Р. Г. Свод законов Киевской Руси. — Казань, 1985
- Зимин А. А. Правда Русская
- Калачов Н. В. Текст Русской Правды на основании
четырех списков разных редакций. Издание
4-е (без перемен). М., 1889.
- Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекция
№ 14
- Рогов В. А. История государства и права
России IX-начала XX вв. — М., 1994.
- Правда русская. Тексты (академическое издание). Т. 1-3. — М.-Л., 1940, 1947, 1963.
- Свердлов М. Б. От Закона Русского к Русской
Правде. — М., 1988.
- Свердлов М. Б. Русская правда. — СПб.: Образование, 1992.
- Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде.
Происхождение текстов. — М.-Л., 1941.
- Юшков С. В. Русская правда. — М., 1950; 2-е изд. М.: 2009.
- Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории
Руси IX–XI веков. Смоленск: Русич; М.: Гнозис, 1995.
- Петрухин В.Я. Русь в IX–X веках. От призвания
варягов до выбора веры. М.: Форум; Неолит,
2013.
- История государства и права
России./Под ред. Ю. П. Титова.- М.: Проспект, 1999.- С.12-32.
- Васильев С. В. «Извод пред 12
человека» Русской Правды и постановление
«о взыскании долга» Закона Вестгётов (Westgotalag)[3]. // Тезисы участников IV Международной
конференции «Комплексный подход в изучении
Древней Руси» — Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 3. С. 20-22.
- Фроянов И. Я. Древняя Русь IX-XIII веков. Народные
движения. Княжеская и вечевая власть.
М.: Русский издательский центр, 2012. С. 181-215.
- Толочко О. П. Краткая редакция
Правды Руской: происхождение текста. - К.: Інститут історії України HAH України, 2009. -136 с. - (Ruthenica. Supplementum 1) полная PDF-версия
- Милов Л.В. О происхождении Пространной
Русской Правды // Вестник МГУ. Серия 8.
История. 1989. № 1.
- Милов Л.В. Византийская Эклога и Пространная Русская Правда (проблемы рецепции) // Древнее право. Ivs antiqvvm. М. 1998. № 1 (3).