Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 06:45, курсовая работа
1. история развития отечественного автомобилестроения.
Базовые грузовые модели ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, ЯАЗ к 1960 г. выпускались уже по 13-14 лет без серьезных изменений. Возникла реальная опасность технического отставания. Переход на новые модели упирался в отсутствие двигателей. Собственно, их конструкция уже определилась, шла доводка и подготовка производства. Переход на новые силовые установки мог совершиться лишь в 1962-1964 гг., поэтому часть заводов поспешила освоить новые шасси, как сделал ГАЗ. Другие, как МАЗ, начали монтировать новые двигатели на старые шасси.
I. Введение.
1. история развития отечественного автомобилестроения.
II.Основная часть.
1. Системы смазки ЗИЛ-130.
2.Устройства системы смазки ЗИЛ-130.
3.Техническое обслуживание.
4.Ремонт деталей системы смазки.
III.Список использованной литературы.
1. история развития
Базовые грузовые модели ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ,
ЯАЗ к 1960 г. выпускались уже по
13-14 лет без серьезных изменений.
Возникла реальная опасность технического
отставания. Переход на новые модели
упирался в отсутствие двигателей.
Собственно, их конструкция уже определилась,
шла доводка и подготовка производства.
Переход на новые силовые установки
мог совершиться лишь в 1962-1964 гг.,
поэтому часть заводов
До 1962-1964 гг. отставание от уровня современной
техники отрасль пыталась компенсировать
путем модернизации и усовершенствования
моделей, давно находящихся в
производстве. Поясним, что под усовершенствованиями
подразумеваются такие
По индексам моделей того времени легко определить, что они подвергались усовершенствованиям,- к цифровому обозначению добавлялась буква: например, ГАЗ-51 и ГАЗ-51 А, ЗИС-150 и ЗИС-150В.
У двигателя ЗИС-150В в 1956 г. была применена алюминиевая головка цилиндров вместо чугунной, что позволило повысить до 6,2 степень сжатия и поднять до 96 л. с. мощность. Среди других изменений - новые карбюратор, впускной коллектор, воздушный фильтр, усиленная рама, резиновые опоры передних рессор, гидравлические амортизаторы. Несколько раньше (1954 г.) на ЗИС-150 стала применяться промежуточная опора карданного вала.
С 1957 г. завод ЗИЛ (переименован в 1956 г., прежнее название - ЗИС) освоил модернизированную модель ЗИЛ-164 с более прочной облицовкой радиатора, имевшей вертикальные брусья вместо горизонтальных, отопитель кабины и обогреватель ветрового стекла. Двигатель сохранился от ЗИС-150В. Снаряженная масса машины - 4100 кг. Наибольшая скорость - 75 км/ч.
Затем, в 1961 г., на смену ЗИЛ-164 пришел ЗИЛ-164А с однодисковым сцеплением вместо прежнего двухдискового, новой, тоже пяти-ступенчатой, коробкой передач, телескопическими амортизаторами, рулевым механизмом типа "червяк - трехгребневой ролик" (прежде был двухгребневой), трансмиссионным тормозом барабанного типа (вместо дискового), редуктором главной передачи с передаточным числом 6,97 (было 7,63). Новые узлы, примененные на модели "164А", уже были от новой, еще не освоенной модели ЗИЛ-130.
II.Основная часть.
1. Системы смазки ЗИЛ-130.
Система смазки комбинированная. Из картера масло через маслоприемник засасывается насосом и по каналу в задней перегородке блока подается к центробежному масляному фильтру (полнопоточной центрифуге) и далее через распределительную камеру в два продольных магистральных канала. Из левого канала масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них к подшипникам распределительного вала.
По сверлениям в щеках коленчатого вала масло подается к шатунным подшипникам. Через отверстия в нижних головках шатунов при совпадении их со сверлениями в шейках коленчатого вала масло выбрызгивается на стенки цилиндров. Масло, снимаемое маслосъемным кольцом, через отверстия в кольцевой канавке подается внутрь поршня и смазывает поршневой палец в его опорах (бобышках).
Из правого магистрального канала
масло подается для смазки компрессора.
От средней шейки
К механизмам вращения выпускных клапанов масло поступает самотеком. Толкатели штанг смазываются из продольных магистральных каналов.
Полнопоточная центрифуга устанавливается вместо двух фильтров, имеющихся на двигателях ЗИЛ130 (131) более ранних выпусков: пластинчатощелевого фильтра грубой очистки, включенного в систему последовательно, и центробежного фильтра тонкой очистки, включенного в систему параллельно. Заправочная емкость системы смазки вместе с радиатором 8,5 л.
Давление масла в системе смазки прогретого двигателя на средних нагрузках должно находиться в пределах от 1,5 кгс см2 до 3 кгс см2, на холостом ходу не менее 0,5 кгс см2.
Система смазки двигателя ЗИЛ131 отличается наличием разъемного масляного картера (поддона) и увеличенной до 9,5 л емкостью.
Приборы системы смазки. Масляный
насос двигателя шестеренчатый,
односекционный. В конструкцию насоса
входят: корпус, крышка, вал, ведущая
и ведомая цилиндрические шестерни
и редукционный клапан плунжерного
типа, предохраняющий систему смазки
от чрезмерного повышения
Насос установлен с правой стороны двигателя и приводится в действие через пару шестерен от распределительного вала. Насос имеет маслоприемник плавающего типа с сетчатым фильтром. Если применяется двухсекционный насос, то его верхняя секция подает масло в главную магистраль системы смазки, а нижняя — в фильтр центробежной очистки.
У односекционного насоса редукционный клапан установлен в крышке корпуса. У двухсекционного клапан верхней секции размещен в картере двигателя, а клапан нижней секции — в корпусе насоса. Клапаны отрегулированы на заводе и в эксплуатации не регулируются.
Если при включенных масляных радиаторах (теплообменнике) давление в системе смазки станет ниже установленной нормы (1 кгс см2), то закроется предохранительный клапан. Радиаторы (теплообменник) отключатся, объем для циркуляции масла уменьшится, и давление в системе смазки возрастет.
Масляный насос двигателя
2.Устройства системы смазки ЗИЛ-130.
Система смазки V-образных двигателей смешанная (под давлением и разбрызгиванием). На рис. 1, а показана схема смазки двигателя, снабженная частичнопоточным фильтром (фильтр центробежной и фильтр грубой очистки масла), а на рис. 1, б — схема с полнопоточным фильтром центробежной очистки (без фильтра грубой очистки масла). Конструкция полнопоточного фильтра центробежной очистки масла более совершенна.
Установка его на двигатель начата со второй половины 1967 г.
Для охлаждения масла
предусмотрен масляный радиатор, установленный
спереди водяного радиатора.
Под давлением масло подается к коренным
и шатунным подшипникам коленчатого вала,
к подшипникам распределительного вала,
к опорам вала привода прерывателя- распределителя
и масляного насоса и к толкателям. К втулкам
коромысел масло подается с пульсирующим
давлением через пустотелую ось коромысел,
в которую масло поступает через каналы
8, идущие от среднего
подшипника распределительного вала.
К остальным трущимся деталям двигателя
масло подается самотеком и разбрызгиванием.
Из поддона картера масло через неподвижный маслоприемник 17 засасывается в масляный насос 3. Через канал 4 в задней перегородке блока масляный насос подает масло в корпус масляных фильтров, где весь поток проходит через пластинчатый фильтр 5 грубой очистки. Из фильтра грубой очистки часть масла, около 50%, идет в фильтр 6 центробежной очистки масла, откуда оно сливается в поддон картера.
Основной поток масла из фильтра грубой очистки попадает в распределительную камеру 7, расположенную в задней перегородке блока цилиндров. Из распределительной камеры масло попадает в два продольных магистральных канала 12 и 16у из которых оно поступает к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них к подшипникам распределительного вала. Через сверления коленчатого вала масло подается в полость шатунной шейки, где дополнительно очищается и через отверстия в шатунных шейках поступает к шатунным подшипникам.
При наличии полнопоточного фильтра центробежной очистки масла все поступающее масло очищается только в нем, откуда оно направляется в распределительную камеру 7, а затем в продольные каналы 12 и 16 и к смазываемым деталям двигателя.
В нижней головке шатуна имеется отверстие, в момент совпадения которого с отверстием в шейке коленчатого вала масло выбрызгивается на стенку цилиндра, откуда снимается маслосъемным кольцом, затем через отверстия в канавке маслосъемного кольца отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и в верхней головке шатуна. Из переднего правого конца магистрального канала 16 масло попадает через трубопровод 13 для смазки кривошипно-шатунного механизма компрессора.
В средней шейке распределительного вала предусмотрены два отверстия, разветвленные под углом 40°, при совпадении которых с отверстиями в блоке цилиндров один раз за оборот распределительного вала масло для смазки клапанного механизма попадает в канал 8, выполненный в каждой головке цилиндров.
Из канала 4 (рис. 2) головки цилиндров масло через паз на опорной поверхности стойки оси и через зазор между стойкой и болтом крепления оси коромысел поступает в полость 3. Из полости 3 масло через отверстия оси поступает к втулкам коромысел 2, а через канал 7 — к шаровому сочленению регулировочных винтов 6 со штангами 5 толкателей. Через каиал 8 масло стекает на поверхность головки цилиндров, а попадая в проемы для штанг, сливается в поддон картера.
Стержни клапанов в направляющей втулке и механизм вращения выпускного клапана смазываются масляным туманом и каплями масла, стекающего из сочленений механизма коромысел самотеком.
3.Техническое обслуживание.
При первом техническом обслуживании необходимо выполнить все работы ежедневного технического обслуживания и, кроме того, следующие работы.
Контрольные работы. В агрегатах и системах автомобиля необходимо проверить:
у двигателя — герметичность систем смазки и охлаждения двигателя; натяжение приводных ремней; крепление двигателя к раме, впускных и выпускных трубопроводов « агрегатов на двигателе; исправность и надежность крепления пробок топливных баков, радиатора и маслоналивной горловины картера двигателя;
надежность соединения тяги с рычагом дросселя и троса с рычагом воздушной заслонки карбюратора;
исправность привода и работу дросселя и воздушной заслонки;
в электрооборудовании —
крепление аккумуляторной батареи и надежность контакта наконечников проводов с клеммами;
уровень электролита и при
чистоту прерывателя-распределителя, катушки «и свечей зажигания;
надежность крепления и
состояние изоляции электрических проводов низкого и высокого напряжения, при необходимости устранить повреждение изоляции проводов;
в сцеплении — наличие оттяжной пружины;
свободный и полный ход педали и при необходимости отрегулировать;
в коробке передач и раздаточной коробке — крепление коробки передач к картеру сцепления и раздаточной коробки к поперечине рамы (для автомобилей ЗИЛ-157К, ЗИЛ-131).
в карданной передаче — состояние карданов;
затяжку болтов крепления опорных пластин игольчатых подшипников;
крепление болтов фланцев карданных Балов и промежуточной опоры;
у ведущих мостов — крепление
крышек картера и самого редуктора
двухосных автомобилей и фланцев полуосей.
На автомобиле ЗИЛ-131 при первом ТО-1 подтянуть
болты крепления редукторов к балкам мостов,
находящихся внутри картера. Для подтяжки
необходимо спять боковые крышки картеров.
Момент затяжки должен быть равен 9—11
кГм. В дальнейшем эту операцию выполнять
при ТО-2;
в рулевом управлении и переднем мосту — герметичность гидроусилителя рулевого управления (для автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131);
крепление картера и рулевой сошки механизма;
затяжку контргайки регулировочного винта вала рулевой сошки, не нарушая положения винта;
затяжку гаек шаровых пальцев и рычагов поворотных цапф;
свободный ход рулевого колеса и люфт в шарнирах рулевых тяг;
затяжку клиньев карданного нала рулевого механизма (для автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131);
величину люфта подшипников передних колес, при необходимости отрегулировать затяжку подшипников.
у тормозов — состояние и герметичность трубопроводов и контрольных приборов, при необходимости устранить утечку воздуха;
шплинтовку пальцев штоков тормозных
камер и величину свободного и
рабочего ходов педали тормоза; привод
тормозного крана; исправность предохранительного
клапана пневматического
исправность привода и действие ручного тормоза, при необходимости отрегулировать тормоз;
в ходовой части — состояние рамы, рессор, подрессорников и амортизаторов;
затяжку гаек стремянок рессор и болтов крепления ушек передних рессор, а также стяжных болтов кронштейнов передних рессор. На автомобилях ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131 подтянуть стяжные шпильки ступиц задних рессор и болты крепления кронштейнов оси баланенриой подвески. На новых автомобилях один раз за время эксплуатации (при третьем ТО-1) подтянуть гайки резервуаров передних амортизаторов; затяжку гаек реактивных штанг; состояние резиновых ограничителей хода мостов;