Системный подход к организации профессионально-прикладной физической подготовки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 11:42, реферат

Краткое описание

Развитие современного железнодорожного транспорта неразрывно связано с эффективным использованием рабочей силы. Несмотря на все большую автоматизацию многих операций, основной производственной силой является человек.

Содержание

Введение 3
1. Системный подход к организации профессионально-прикладной
физической подготовки 4
2. Цель, задачи и критерии профессиональной физической подготовки 5
3. Служебное и специальное расследование случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний 14
Список литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

физкультура.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение            3

1. Системный подход к организации  профессионально-прикладной 

физической подготовки                    4

2. Цель, задачи и критерии профессиональной  физической подготовки  5

3. Служебное и специальное расследование случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний                                                                        14

Список литературы                   15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие современного железнодорожного транспорта неразрывно связано с эффективным использованием рабочей силы. Несмотря на все большую автоматизацию многих операций, основной производственной силой является человек.

Включенный в систему производства, человек - работник, обладающий присущей ему биологической и социальной природой, подвержен воздействию на него двух основных факторов - с одной стороны, современный уровень развития производства, интенсификация и изменения в характере и содержании труда предъявляют определенные требования к общим и специальным физическим качествам, двигательным особенностям работника, стабильности психофизиологических процессов и реакций, адаптационным возможностям организма в условиях природной и производственной среды, высокому уровню работоспособности. С другой - усложнение технологических процессов, автоматизация производства, наличие в окружающей работника среде вредных для организма человека отходов производства, несовершенная организация труда отрицательно воздействуют на его состояние здоровья, уровень работоспособности, приводят к психоэмоциональным перегрузкам, сокращению двигательной активности и возникновению на этой основе комплекса общих и профессиональных заболеваний.

Современное производство и функционирование железнодорожной отрасли характеризуется повышенной сложностью и интенсивностью трудовых процессов, что требует от специалиста быстроты и точности двигательных действий, высокой концентрации внимания и поиска нестандартных решений. Возникает необходимость значительного напряжения умственных, психических и физических сил и способностей, повышенной координации, согласованности действий и культуры движений в сочетании с высокой степенью ответственности. А это, в свою очередь, нуждается в целенаправленном и постоянном развитии, так как современная техника и сложнейшая технология производства ставят перед работниками железнодорожного транспорта задачу управления трудовым процессом с высокой степенью эффективности.

 

 

 

 

 

 

1. Системный  подход к организации профессионально-прикладной 

физической  подготовки

 

Физическая активность человека довольно разнообразна и различается не только обширным напряжением силовых возможностей, но и социальным духовным уровнем. Также разносторонни его возможности. Поэтому затрудняется ее количественные, качественные, описательные оценки. Ввиду этого возникает необходимость в модулировании физической работы необходимость применять различные тренажеры и тесты.

Профессионально-отраслевая физическая культура, носящая направленный характер на формирование конкретного специалиста в отличии от общего подхода, может быть подвергнута более качественному анализу.

То есть, исследования динамики физического состояния работающих специалистов и изучение особенностей технологических процессов производственной деятельности, носит более конкретный характер, для улучшения развития профессионально важных двигательных способностей.

Упрощается отчетность, т.е. выявление закономерных связей и формирования профессионально значимых двигательных умений, навыков для повышения, в конечном счете, производительности труда.

Прогноз развития системы физической подготовки, можно рассчитывать на более длительный срок, без потери качества прогноза. 

Таким образом, система профессионально-отраслевой физической культуры, это более адресная система, целенаправленного совершенствования человека в связи с подготовкой его к конкретной профессионально-трудовой деятельности и дальнейшего участия в ней. Что положительным образом сказывается на его работоспособности, уменьшает срок рекреационных мероприятий, значительно уменьшает риски связанные с получением профессионального заболевания.

 

 

 

 

 

 

2. Цель, задачи и критерии  профессиональной физической подготовки

 

Сформировать направленность, то есть цель, задачи и критерии применения средств профессиональной физической подготовки, позволяют требования предъявляемые к двигательной и физической подготовленности работников железнодорожного транспорта .

 Целью занятий профессионально-отраслевой физической культурой является помощь в освоении конкретной профессии железнодорожной отрасли, достижению необходимого уровня профессиональной дееспособности и психофизической готовности к высокопроизводительному труду.

Основными задачами профессионально-отраслевой физической культуры являются:

  • Укрепление здоровья, профилактика возможных профессиональных заболеваний, выработка привычек здорового образа жизни.
  • Обеспечение высокого уровня профессиональной работоспособности, нормального функционирования систем организма, совершенствование зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного анализаторов. Овладение коллективными и индивидуальными приемами поддержания необходимого уровня физической работоспособности в процессе трудовой деятельности.
  • Развитие общей и статической выносливости мышц туловища, спины, рук, быстроты и точности движений, всех видов сенсомоторных реакций.
  • Формирование ловкости, устойчивости к гиподинамии, совершенствование наблюдательности, объема, распределения, переключения, концентрации и устойчивости внимания.
  • Развитие двигательной памяти, оперативного мышления, эмоциональной устойчивости.
  • Развитие волевых качеств: целеустремленности, дисциплинированности, инициативности, решительности, выдержки, самообладания.
  • Формирование интегральных качеств личности: коммуникативности, дисциплинированности, собранности, самостоятельности, смелости в принятии решений и др.

Для успешного планирования и оптимизации  процесса физического воспитания в  рамках профессиональной физической подготовки необходимо знать критерии ее эффективности:

- Критерии, характеризующие влияние профессиональной физической подготовки на личность в целом, его профессиональную дееспособность, развитие отдельных свойств и качеств, необходимых в его профессиональной деятельности.

В связи с этими критериями производится комплексная оценка профессиональной дееспособности лиц, занимающихся профессиональной физической подготовкой или оценка уровня развития его отдельных свойств и качеств. Показателем эффективности является разница оценок уровня профессиональной дееспособности в целом или отдельных качеств до, и после осуществления программы подготовки. Критерии разницы между достигнутыми и модельными характеристиками и нормативами профессионально-прикладной физической подготовленности. Также показателями служат уровень профессиональной работоспособности, заболеваемости, производственный травматизм.

- Критерии, характеризующие социально-экономическую эффективность профессиональной физической подготовки.

Эти критерии определяют влияние на результаты производственной деятельности. Тарифная квалификация, которая проявляется в творческом отношении к работе, активности в общественной, изобретательской и рационализаторской деятельности, качестве и эффективности инженерных решений, качестве и сроках выполнения стандартных работ, характерных для деятельности данного специалиста.

- Критерии, характеризующие методику и организацию профессиональной физической подготовки.

По этим критериям определяют степень  реализации в ходе подготовки требований и правил, вытекающих из методических принципов системы физического воспитания, строгое выполнение программы, методических рекомендаций и нормативов по профессиональной физической подготовке.

- Критерии, определяющие экономическую целесообразность профессиональной физической подготовки.

Показателями эффективности здесь  являются материальные средства и общественно полезное время, затраченное в процессе подготовки на улучшение результатов труда или повышение уровня психофизиологической подготовленности. Количественные показатели производственных видов заболеваемости.

 

Научные исследования особенностей производственной деятельности и требования к физической и психологической подготовленности железнодорожников, существенно отличаются от требований, предъявляемых трудовой деятельностью к врачам, педагогам или военнослужащим-офицерам. Специфичными они являются и для инженеров-экономистов, строителей тоннелей, мостовиков, работников ремонтных, сборочных и наладочных цехов, водителей грузовых и пассажирских железнодорожных составов и многих других профессий, связанных с железнодорожной отраслью. Различия в требованиях к физической и психологической подготовленности специалистов диктуют необходимость применения дифференцированно направленной профессиональной физической подготовки для формирования профессионально важных физических и двигательных способностей работника железнодорожного транспорта.

Совокупный процесс профессиональной физической подготовки наиболее эффективно и целенаправленно реализуется в структуре профессиональной физической культуры, удовлетворяющей определенный круг потребностей специалиста как личности.

Профилированное физическое воспитание  – это специализированный педагогический процесс с преимущественным использованием форм, средств и методов физического воспитания, обеспечивающий формирование специальных знаний, прикладных двигательных способностей для совершенствования и поддержания профессиональной подготовленности, а также адаптации принципов физической воспитания к профессиографическим требованиям формирования личности профессионала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Прикладная физическая  культура - часть профессиональной

подготовки работника железнодорожного транспорта 

 

В процессе занятий профессионально-отраслевой физической культурой и профессионально-прикладными видами спорта у работника железнодорожного транспорта формируется социально-производственный портрет профессионала. Определяется его жизненная позиция, развиваются профессионально важные физические способности, моральные качества личности и творческие черты характера, что способствует социальной и трудовой активности выражающаяся в качестве и повышении производительности труда (в среднем 8–12 %).

Многочисленные научные данные показывают, что систематическая  двигательная активность и физическая нагрузка, как альтернатива трудовой нагрузке, является надежным и единственно  верным способом восстановления функциональных возможностей. В процессе выполнения физических упражнений достигается высокий уровень функционирования всех физиологических систем организма, обеспечивающих способность продуктивно трудиться, повышаются резервные возможности организма, снижается цена адаптационных процессов к производственной деятельности.

Активное выполнение физических упражнений ведет к ряду положительных сдвигов  в человеческом организме: совершенствуется взаимодействие процессов возбуждения  и торможения в центральной нервной системе, улучшается регуляция вегетативной функции, состав крови, работа сердца, движение крови по сосудам, кровоснабжение головного мозга.

У инженерно-технических работников, занимающихся физической культурой  и спортом, наблюдается улучшение  биомеханики внешнего дыхания, газообмена в легких, энергетическое обеспечение мышечной деятельности и как следствие – улучшаются показатели дееспособности и  уровень физической работоспособности.

Физическая тренировка способствует формированию и совершенствованию таких необходимых качеств, как сила, быстрота, общая и статическая выносливость, различные виды сенсорных реакций, ловкость и координация движений. Систематическая тренировка увеличивает силу отдельных групп мышц на 75–100 %, а в некоторых случаях отмечено увеличение силы мышц рук на 150–175 %. Доказано, что быстрота (скорость одиночного движения) ранее хорошо освоенных движений после тренировки улучшается на 30–50 %, а выносливость – на 50–60 %.

Огромное влияние физические упражнения оказывают на формирование важных в трудовой деятельности психических свойств. Доказана возможность с помощью психофизической тренировки и подбора специальных средств физического воспитания расширить объем внимания и эмоционально-моторную устойчивость к трудовой и спортивной деятельности. Подмечено, что уровень развития качества внимания повышается в процессе спортивных игр, которые совершенствуют зрительный анализатор, увеличивают поле зрения и тем самым создают предпосылки для проявления целого ряда функций внимания, памяти и мышления, а также развивает такие психологические свойства, как солидарность, надежность, доброжелательность, терпеливость и коллективизм. 

 

Основные направления физкультурно-оздоровительной  работы:

 

- Пропаганда здорового образа жизни среди работников и членов их семей  
Пропаганда здорового образа жизни как стиля поведения современного преуспевающего работника представляет собой основополагающую идею развития кадрового потенциала и должна осуществляться с использованием современных средств и технологий, прежде всего с помощью социальной рекламы.

- Физкультурно-оздоровительная работа среди работников 
Физкультурно-оздоровительная работа должна включать мероприятия, направленные на реабилитацию работников, снижение неблагоприятного воздействия производства на человека, повышение уровня сопротивляемости организма различным заболеваниям

- Спортивно-массовая работа среди работников и членов их семей

Спортивно-массовая работа является одним из наиболее доступных средств повышения сплоченности трудовых коллективов, развития массового спорта и стимулирования внутрикорпоративного состязательного духа.

 

Отраслевое (прикладное) физическое развитие – это целенаправленный процесс воздействия специально подобранных упражнений на формы, функции и свойства организма человека, в наибольшей мере соответствующие возрастным изменениям и особенностям с учетом сензитивных периодов развития (периоды наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики).

Прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Информация о работе Системный подход к организации профессионально-прикладной физической подготовки