Транспорт его виды и характеристики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 15:12, реферат

Краткое описание

В настоящее время российская экономика оказалась перед системным вызовом, характер и качество которого определяются сочетанием трех фундаментальных факторов.
Первый фактор - усиление глобальной конкуренции, охватывающей рынки товаров, услуг, капитала, и других факторов экономического роста. Началась структурная перестройка мирового хозяйства, связанная с изменением баланса между экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, ожидаемым распространением новых технологий. Это влечет за собой изменение национальных и мировых грузо- и пассажиропотоков, рост требований к качеству транспортного обслуживания, обеспечению безопасности и устойчивости транспортной системы, необходимость существенного повышения конкурентоспособности российской транспортной системы, что особенно важно в связи с вступлением России в ВТО.

Вложенные файлы: 1 файл

New Wordpad Document.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

 

Последние 10 лет  авиационный транспорт переживал настоящий бум в своем развитии, который к настоящему времени можно считать завершенным. Пик этого бума пришелся на 1995 год, когда грузооборот авиатранспорта достиг 295 млн. т-км (в т.ч. 190 млн. т-км в международном сообщении), количество перевезенных пассажиров составило 2,2 млрд. человек (в т.ч. 1,2 млрд. чел. В международном сообщении).

 

В России все  эти годы наблюдалась обратная ситуация. О состоянии воздушного транспорта России можно судить хотя бы по работе отечественной авиационной промышленности. Так, если в 1992 г. в РФ было произведено 282 самолета, то в 1994 г. только 47, в 1996 г. – 12, в 1998 г. – 8, в 2000 г. – 4. Средний возраст самолетов приблизился к 20 годам, и спасает положение только резкое сокращение объемов перевозок, которые сократились в 7 раз (прежде всего за счет сокращения пассажирских перевозок)[4]. В то же время, по прогнозам Министерства транспорта РФ в ближайшие годы ожидается постепенный рост объема перевозок и грузооборота авиационного транспорта, который составит: а) по объему перевозок с 530 тыс. т. в 2000 г. до 716 тыс. т. к 2005 г., и б) по грузообороту с 2,45 млрд. т-км в 2000 г. до 3,5 млрд. т-км. к 2005 г. Такой рост потребует обновления подвижного состава. В России также намечается тенденция уменьшения количества и укрупнения авиакомпаний, число которых, по прогнозам, снизится до уровня 100-110, при этом 5-8 авиакомпаний будут иметь федеральный статус, около 25 – региональный и 60-70 – местный.

 

Достоинства и  недостатки воздушного транспорта.

 

1. Самая высокая  скорость доставки грузов, возможность  доставки грузов за короткий  срок в удаленные районы. Высокая  надежность поставок и сохранность  груза.

 

2. Высокие тарифы. Зависимость от навигационных  условий. Ограниченное количество  пунктов (аэропортов и аэродромов), в которые возможна доставка грузов. Последний недостаток отсутствует у вертолетов, которые по критерию мобильности превосходят даже автомобильный транспорт.

 

Трубопроводный  транспорт

 

Трубопроводный  транспорт занимает одно из основных мест в системе жизнеобеспечения Российской Федерации. К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.

Трубопроводный  транспорт используется для транспортировки  узкой номенклатуры специфических  грузов: сырой нефти и продуктов  нефтепереработки, природного газа, размельченного каменного угля и руды при помощи воды, химических продуктов и пр. При этом транспортировка грузов по трубопроводу обходится существенно дешевле, чем по железной дороге, хотя и несколько дороже, чем на водном транспорте. При этом следует отметить специфическую особенность данного вида транспорта: отсутствие транспортных средств. Для транспортировки грузов требуются только пути сообщения и нефтяные (газовые, прочие) терминалы.

 

 Протяженность  магистральных трубопроводов России составляет 217 тыс. км., в т.ч. 151 тыс.км. газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км. нефтепроводных, 19,3 тыс.км. нефтепродуктопроводных. В состав сооружений трубопроводного транспорта входят 487 перекачивающих станций на нефте- и нефтепродуктопроводах, резервуарные парки вместимостью 17,4 млн. куб.м., а также 247 компрессорных станций, 4053 газоперекачивающих агрегата и 3300 газораспределительных станций. По магистральным трубопроводам перемещается 100% добываемого газа, 99% нефти, более 50% продукции нефтепереработки. В общем объеме грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4%, нефти – 40,3%, нефтепродуктов – 4,3%.

 

Важнейшими  проектами, стали сооружение в 2001 первой очереди Балтийской трубопроводной системы мощностью 12 млн. т, для создания независимого от иностранных портов направления экспорта нефти на Балтике через новый порт Приморск, а также международный проект транспортировки казахстанской нефти через территорию России к нефтяному порту в районе Новороссийска. В 2002 году ОАО «Транснефть» начало работу по наращиванию мощности Балтийской трубопроводной системы. Решением ОАО «Транснефть» функции заказчика по строительству новых объектов БТС возложены на ООО «Балтнефтепровод».

4 июля 2003 года в Ярославской области на строящейся нефтеперекачивающей станции «Палкино» состоялась торжественная церемония по случаю расширения Балтийской трубопроводной системы до 18 млн тонн в год.

В ноябре 2003 года завершена реализация Проекта расширения БТС до 30 млн тонн нефти в год с поставкой нефти на нефтеналивной порт Приморск.

В марте 2004 года, с вводом в эксплуатацию НПС «Кириши-2», мощность Балтийской трубопроводной системы достигла 42 млн тонн нефти в год.

1 августа 2004 года пропускная способность  Балтийской трубопроводной системы достигла 50 млн тонн нефти в год.

7 марта 2006 года  открыта вторая очередь Ярославль-Приморск, что позволило вывести БТС  на проектную мощность 64 млн тонн  в год.

В конце 2006 года на БТС взят новый рубеж в 74 млн  тонн нефти в год. В декабре, глава  ОАО «АК „Транснефть“» С. М. Вайншток на личной встрече проинформировал президента России В. В. Путина о том, что Компания в кратчайшие сроки выполнила данное ей пять месяцев назад главой государства поручение об увеличении мощности Балтийской трубопроводной системы.

 

Группа «Газпром» — крупнейшая компания мира по величине запасов природного газа. По состоянию на 31 декабря 2011 года запасы газа Группы по категориям А+В+С1 (по российской классификации) оценивались в 35 трлн куб. м.

 

По объемам  добычи газа Группа «Газпром», на долю которой приходится 15% мировой добычи, является лидером среди нефтегазовых компаний мира. В 2011 году Группой добыто 513,2 млрд куб. м газа. ОАО «Газпром» владеет крупнейшей в мире газотранспортной системой, способной бесперебойно транспортировать газ на дальние расстояния, как потребителям Российской Федерации, так и за рубеж. Протяженность магистральных газопроводов «Газпрома» составляет 161,7 тыс. км.

 

Крупные газопроводы:

Саратов — Москва — первый газопровод в России (840 км);

Ставрополь — Москва;

Кольцевой газопровод Московской области;

Краснодарский край — Ростов-на-Дону — Серпухов — Санкт-Петербург;

Средняя Азия —  Урал;

Медвежье —  Надым — Тюмень — Уфа —  Торжок;

Надым — Пунга  — Пермь;

Уренгой — Сургут — Тобольск — Тюмень — Челябинск;

Уренгой — Помары — Ужгород — крупнейшая в мире система газопроводов соединяет  газовые месторождения Западной Сибири с конечными потребителями  в Европе (4451 км);

газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в  страны Восточной и Западной Европы;

Ямал — Европа;

Голубой поток;

Дзуарикау —  Цхинвал;

Джубга —  Лазаревское — Сочи

 

Важной задачей  является также создание современной  правовой базы трубопроводного транспорта.Если в США трубопроводы используются в основном для перекачки нефти  для внутреннего потребления, то в России – это преимущественно поставки сырой нефти в страны Центральной и Западной Европы транзитом через территорию Украины и Белоруссии, порты Балтийского и Черного морей. Протяженность российских газопроводов составляет около 140 тыс. км.

 

Преимущества  и недостатки трубопроводного транспорта.

 

1. Высокая пропускная способность при низкой себестоимости. Высокая сохранность груза, в частности, за счет уменьшения потерь при переливах нефти на нефтяных терминалах.

 

2. Узкая номенклатура  транспортируемых грузов. Следует также отметить, что лишь в редких случаях по одному и тому же трубопроводу можно перегонять грузы разных наименований. Так, например, нельзя после транспортировки мазута перегонять по трубопроводу высококачественный бензин. Это накладывает определенные ограничения по использованию трубопроводов.

 

 

Мировая транспортная сеть и

Современные тенденции развития мировой транспортной сети.

 

Все основные виды транспорта в совокупности - составляют единую мировую транспортную систему.

  Уровень развития транспортной системы, в современном мире, является одним из важнейших показателей при оценке общего уровня экономического развития рассматриваемого региона, государства, района.

      При оценивании уровня развития  транспортной системы по видам путей сообщения (автомагистрали, железнодорожные пути, трубопровод и т.д.), используют такие показатели как общая длина (протяженность), густота транспортной сети и доля (в %) отдельных видов транспорта в общем грузообороте.

      Густота транспортной сети – отношение общей длины путей к единице площади территории или к определенному числу населения.

      Мировая транспортная сеть формировалась  много столетий, впитывала в себя  все тенденции развития современного  мира, с точки зрения его политического и экономического содержания. Основным фактором, который оказывал главное влияние на ее формирование в течение всей истории ее развития, и, в конечном итоге, определил ее современный облик – являлась экономическая целесообразность.

     Наиболее  активное развитие в последнее время получили воздушный, автомобильный и трубопроводный транспорт. Выросла роль морского транспорта. Железнодорожный транспорт, в свою очередь, теряет позиции в экономически развитых странах.

     По  обеспеченности транспортными сетями и наличию транспортных средств, развитые страны, по сравнению с развивающимися, имеют просто подавляющее превосходство. На их долю приходится основная часть мирового грузо- и пассажирооборота.

     Среди  транспортных систем макрорегионов  мира выделяются:

- транспортная  система Северной Америки, которая  занимает первое место в мире  по общей протяженности путей  сообщения (около трети мировой  транспортной системы) и по  грузообороту большинства видов  транспорта, если рассматривать  их в отдельности;

- транспортная система Зарубежной Европы – лидер по густоте транспортной сети и ее интенсивности;

- единая транспортная  система стран СНГ (десятая  часть мировой транспортной сети), которая является лидером по  общему объему грузооборота.

     Транспортные  системы других макрорегионов, в которых преобладают развивающиеся страны (Африка, Азия, Латинская Америка), в настоящее время еще формируются. В этих регионах существуют районы, в которых отдельные виды транспорта либо вообще отсутствуют, либо присутствуют незначительно.

 

      К современным тенденциям развития  мировой транспортной сети можно  отнести:

- рост протяженности  электрофицированных ж/д магистралей;

- рост протяженности  автомобильных дорог с современным  покрытием;

- увеличение  трубопроводных направлений высокой пропускной способности;

- параллельная  прокладка путей сообщения для  разных видов транспорта (автомагистрали  вдоль железных дорог, трубопроводов);

- сооружение  межвидовых логистических транспортных  кластеров, оборудованных универсальными  складскими терминалами, включающих в себя воздушные и морские порты, железнодорожные узлы и крупные автомобильные развязки, предлагающих широчайший перечень транспортных и сопутствующих услуг.

      

 

Заключение

 

Роль транспорта в экономике России огромна. Логистика  оказывает всестороннее воздействие на экономическое развитие страны. Там, где правильно понимают роль логистики, государство успешно развивается в экономическом, политическом и социальном отношениях. И наоборот, недооценка значения транспортной системы неизбежно приводит к замедлению развития государства. Логистическая система должна постоянно развиваться адекватно растущим потребностям.

 

Недооценка  и хроническое отставание логистики  в немалой степени происходят из-за непонимания государственного значения как особой отрасли народного хозяйства. Уникальность логистики состоит в том, что, выступая в роли сферы материального производства, он одновременно выполняет вспомогательную функцию обслуживающей инфраструктуры. Часто роль логистики недооценивают, умалчивая ее важнейшую роль в области экономики.Логистический фактор обязательно учитывается при размещении производства в то или ином регионе, он является одним из важнейших.

 

Народное хозяйство  страны ежегодно несет потери из-за диспропорции в техническом вооружении различных видов транспорта, а особенно между уровнем развития постоянных сооружений и парком подвижного состава, например, между емкостью станций и численностью парка вагонов; пропускной способностью линий и густотой движения транспортных единиц; протяженностью автомобильных дорог и количеством тяготеющих к ним автомобилей.

 

Список литературы

 

1. Скопин А.Ю.  Экономическая география России / А.Ю. Скопин. - М.: Проспект, 2004.

 

2. Николаев А.С.  Единая транспортная система  / А.С. Николаев. - М.: Лицей, 2006.

 

3. Лившиц В.Н.  Транспорт за 100 лет//Россия в окружающем  мире / В.Н. Лившиц. - М.: 2004.

 

4. Шишкина Л.Н. Транспортная  система России / Шишкина Л.Н. - М.: 2005.

 

5. Тархов С.А. Транспорт  и связь / С.А. Тархов. - М.: Просвещение, 2004.

 

6. http://www.mintrans.ru

 

7. http://www.gazprom.ru

Информация о работе Транспорт его виды и характеристики